Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика постстрессовых расстройствСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Таким образом, для ПТСР (F43.1) и для расстройства адаптации (F43.2) характерно по пять диагностических критериев (А, В, С, D, Е). Критерий «А» – собственно адаптационный. При F43.1 – к катастрофическому стрессу. При F43.2. – к значительно изменяющему качество жизни стрессу. Критерий «D» - временной интервал между началом действия стресса и возникновением расстройства. При F43.1 – от нескольких недель до 6 месяцев. При F43.2 – не более 3 месяцев от начала действия стресса. Критерий «Е» - продолжительность расстройства. При F43.1 – не более 2-х лет и до 2-х лет при F43.2. Кроме того, при F43.2 имеет место дополнительный критерий – уязвимости. Критерии «С» и «В» являются симптоматическими критериями. Критерий «С» –симптомывозбудимости (идентичен для F43.1 и F43.2): 1. Вегетативные. 2. Уровня бодрствования и бессонницы. 3. Реакция испуга. Критерий «В » включает симптоматические (поведенческие и эмоциональные) проявления, различные дляF43.1 и F43.2. Для F43.1: 1. Повторные переживания. 2. «Оцепенение». 3. Избегание ситуаций, напоминающих о психотравме. 4. Острые эпизоды страха, паники, агрессии. При F43.2: 1. Депрессивное настроение, тревога, беспокойство. 2. Чувство неспособности справится с ситуацией, приспособиться. 3. Некоторое снижение продуктивности в повседневных делах. 4. Склонность к драматическому поведению, вспышки агрессии. ПТСР у детей. В отношении ПТСР у детей большинство исследователей всю симптоматику структурируют в 3 группы. 1. Симптомы повторного переживания: — повторные навязчивые негативные воспоминания о событии; — повторные негативные сны, связанные с событием; — внезапные поступки и чувства, как если бы событие происходит сейчас (флэш-бек); — интенсивный психологический стресс при событиях, напоминающих или символизирующих травму. 2. Симптомы избегания: — избегание мыслей и чувств, связанных с событием; — избегание деятельности, связанной с событием; — невозможность вспомнить детали события; — снижение интереса к ранее значимой деятельности; — чувство отстраненности, отчуждения от других людей; — обеднение чувств; — отсутствие ориентации на будущее. 3. Симптомы повышенной возбудимости: — трудности засыпания, бессонница; — раздражительность; — трудности концентрации внимания; — сверхобидчивость; — взрывные реакции; — физиологические реакции на событие, символизирующие или напоминающие травму. Ряд авторов различают в отношении ПТСР тяжесть самого нарушения: — мягкая (легкая) форма; — средняя форма; — тяжелая форма. В отношении же адаптационного расстройства аналогичная градация не рассматривается. Та же ситуация характерна и для динамики развития патологического состояния, вызванного стрессовым событием.
Считается, что ПТСР проходит 5 фаз своего развития: 1. Отчаяние. Это немедленная реакция на травматическое событие. Ребенок еще не может осознать происшедшее. Выражается в острой тревоге. 2. Отрицание. Ребенок вытесняет происшедшее. Отказывается в это верить. Возможны: бессонница, амнезия, реакция отказа, бесчувственность, псевдо-лобная расторможенность, соматические симптомы. 3. Навязчивость. Ребенок смиряется с происшедшем. Иногда она еще называется фазой депрессии. Характерны: испуг, эмоциональная лабильность, постоянное возбуждение, нарушение сна, снижение настроения. 4, 5. Прорабатывание и завершение – заключительные фазы: ребенок осознает причины происшедшего и затем приобретает надежду и способность строить планы на будущее. Важно иметь в виду, что на протяжении всего развития как ПТСР, так и адаптационного расстройства могут наблюдаться: оцепенение, когда дети снова и снова вспоминают в деталях травматическое событие; регрессивное поведение – энурез, болезненная привязанность к родителям, потеря навыков гигиены и других ранее приобретенных навыков. Также встречаются фобии, тревога, диссоциация, тяжелые нарушения сна, раздражительность, вспышки гнева, антисоциальное поведение (например, воровство). Особенно опасно появление суицидальных тенденций. Диагностика постстрессовых расстройств и адаптационных нарушений у детей При диагностике ПТСР и адаптационных нарушений (АН) у детей важно выявить специфические особенности буллинга или насилия, которому подвергся ребенок, как то: 1. Насколько реальна в представлении ребенка была угроза его жизни или опасность серьезных повреждений. 2. В какой степени он был вовлечен в насилие, и какие аспекты травмы были наиболее пугающими. 3. Насколько велика в представлении ребенка была опасность для значимых для него людей. 4. Реальная степень опасности ситуации. 5. Реакция значимых для ребенка людей на травматическое событие. В основе диагностики ПТСР у детей и подростков, переживших буллинг, лежит специально структурированное интервью. В 1986 г. Пинус и Спенсер (Pynoos, R., Spencer,E., 1986) предложили стандартизированное интервью, направленное на диагностику ПТСР и помощь ребенку в совладании с травмой. Наш опыт показывает, что оно в целом может быть использовано и для диагностической работы с несовершеннолетними, пострадавшими от травли. При этом надо иметь в виду, что и оно будет даваться трудно как ребенку, пережившему насилие, так и специалисту, его проводящему, поскольку пострадавший может проявить длительное молчание и оцепенение. Также сам травматический опыт ребенку может оказаться слишком трудным и даже непереносимым. Интервью проводится в 3 стадии: 1. Начало: дать возможность ребенку сначала выразить травму через игру, фантазии, метафоры, используя проективный свободный рисунок и сочинение рассказа. 2. Работа с травмой: терапевтическое исследование переживаний ребенка. 3. Заключение: помощь ребенку в построении текущей жизни. Стадия Фокусирование. Здесь важно дать ребенку или подростку понять, что вам важно то, что он пережил, что и другие дети, с которыми вы говорили, прошли через это. Рисование и сочинение рассказа. Предложите ребенку или подростку нарисовать то, что он хочет, а затем составить по этому рисунку рассказ. Через ваш естественный интерес вы способствуете спонтанной активности ребенка (подростка). Важно уточняющие к рисунку и рассказу ваши вопросы: «А потом что случилось?», «А это что?», «Что это значит?». С первоклассниками и инфантильными детьми по этому принципу можно работать с помощью кукол. Например, специальный дидактический комплект тряпичных кукол производства Швеции. Соотношение с травматическим событием. Рисунок дает ключ к пониманию тревоги и механизмов совладания. Дети обычно справляются с тревогой сразу после травмы следующими способами: — Отрицание в воображении – придумывают другой исход травматического события. — Подавляют спонтанные мысли о событии, избегают напоминаний о нем. — Событие не отражается в воображении – ребенок рисует реальную сцену и дает неэмоциональный, «документальный» отчет о событии. — Ребенок возбужден, думает о возможных отрицательных последствиях, но не может сосредоточиться на актуальной теме. Стадия Оживление переживания. Переход от рисунка и рассказа к обсуждению самого травматического события. Здесь можно ожидать взрыва эмоций, и ребенок должен чувствовать вашу поддержку, вы должны быть готовы защитить ребенка от избыточных эмоций. Терапевт должен быть готов разделить с ребенком горе и страх и обеспечить ему физический комфорт. Воспроизведение травматического события. Но до этого нужно иметь гарантии, что пострадавший справится с сильными отрицательными эмоциями: «Теперь расскажи, что случилось, как это было». Восприятие травматического события. Здесь речь идет о переходе в разных сенсорных системах: «Это был стыд, сильный стыд!», «Где именно ты ощущал этот стыд?». Задача терапевта – создать безопасную обстановку для дальнейшего продолжения работы с пострадавшим. Особые детали события. Здесь необходимо помочь ребенку разделить себя и жертву или себя и насильника. Самый страшный момент насилия: психологические аспекты, физические аспекты. Совладание с травматическим опытом. Важно обсуждать проблемы ответственности за насилие. Внутренний план действий. Обсуждение с пострадавшим того, как можно было бы не допустить насилия. Отреагирование всех фантазий пациента в связи с этим. Важно выявить, относит ли пострадавший вину за насилие в свой адрес. Наказание или возмездие. Терапевт может поддержать идеи возмездия, чтобы помочь справиться с чувством беспомощности. Страх продолжения насилия. Контроль над импульсами. Если пострадавший связывает действия агрессора с яростью, ненавистью, безумием, можно с ним обсудить, что он сам делает, когда переживает подобные чувства. Часто он боится собственных неконтролируемых импульсов, особенно если они связаны с местью. Страшные сны. Ориентация на будущее. Текущие проблемы. Стадия Резюме. Обсуждение интервью. Терапевт дает понять пострадавшему, что он принимает его чувства как реальные и понятные для любого человека в такой ситуации. Здесь же: ребенок (подросток) не будет чувствовать себя одиноким и может рассчитывать на продолжение помощи и поддержку. Реальные страхи. Дать понять, что совершенно нормально все эти чувства переживать в ситуации травмы. Чего ожидать? Аккуратная информация о том, что еще из психологических и патологических феноменов пострадавший может ощущать. Динамика этих потенциальных или актуальных переживаний. Смелость пострадавшего. Он нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость, похвалите за поведение во время интервью. «Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло». Отзыв ребенка (подростка) об интервью. Мнение ребенка об интервью, что для него было полезным, что особенно трудным и неприятным. Заключительные слова. Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз. Важно в процессе всего интервью безопасно задавать прицельные вопросы относительно прояснения психопатологического статуса пострадавшего. Здесь важно, чтобы «специфические» психиатрические вопросы не усугубили бы состояние ребенка и особенно подростка. Ребенок (подросток) может подумать, что вы беседуете с ним, как с сумасшедшим. В результате – обида на вас и отказ от дальнейшего интервью. Например, максимальное количество симптомов, связанных с нарушением восприятия (например, галлюцинации) и идеаторной сферы, можно прояснить, анализируя фантазии и страхи пострадавшего. Клиническое интервью с пострадавшим от насилия ребенком (подростком) дополняют специальные шкалы и опросники, приведенные ниже. Индекс реакций при ПТСР Эта шкала основана на критериях американской классификации психических нарушений – DSM III-R. Используется в ходе интервью, отмечается присутствие или отсутствие симптомов. 7-9 баллов свидетельствует о мягкой форме ПТСР, 10-11 – о средней и 12 баллов и более – о тяжелой форме. Шкала разработана в 1987 году Пинусом и соавторами (Pynoos,R.S., et al., 1987). Идентификация при ПТСР 1. События воспринимаются как сильный стрессовый фактор. 2. Расстраивается при мысли о событиях. 3. Боится повторения события 4. Пугается, когда думает о событии 5. Избегает того, что напоминает о событии 6. Возбужденный (нервный), легко пугается. 7. Хочет избежать чувств. 8. Навязчивые мысли. 9. Плохие сны. 10. Нарушения сна. 11. Навязчивые образы и звуки. 12. Потеря интереса к ранее значимой деятельности. 13. Трудности концентрации внимания 14. Отстраненность (увеличение межличностной дистанции). 15. Мысли о событии вмешиваются в учебу. 16. Чувство вины. Иногда для подростков используется шкала самооценки для взрослых Хоровитца, Вилнера, Алвареза (Horowitz,M., Wilner,N., Alvarez,W/, 1979). Шкала представляет 15 утверждений и предназначена для определения частоты травматических воспоминаний за последние 7 дней. Пункты 1, 4, 6, 10, 11 и 14 выявляют навязчивости. Пункты 3, 7, 8, 9, 12, 13 и 15 – симптомы избегания. Инструкция Вы пережили _______________________________________________________ Перечислите травматические события, которые вы пережили. По каждому событию отметьте, как часто вы о нем вспоминали за последние 7 дней. 1. Я невольно думал (а) об этом событии. 2. Я старался (ась) не расстраиваться, когда думал (а) об этом событии, или что-то мне о нем напоминало. 3. Я старался (ась) выкинуть эти события из памяти. 4. У меня были трудности с засыпанием и со сном. 5. На меня накатывались волны сильных чувств, связанных с событием 6. Оно мне снилось. 7. Я избегал (а) того, что напоминает о событии. 8. Мне казалось, что этого события не было или оно было не реальным. 9. Я старался (ась) об этом не говорить. 10. Картины события врывались в мои мысли. 11. Другие вещи заставляли меня думать о нем. 12. Я осознавал (а), что у меня все еще много чувств, связанных с этим событием, но я от них ухожу 13. Я старался (ась) не думать об этом. 14. Все, что напоминало о событии, возвращало меня к чувствам, с ним связанным. 15. Мои чувства, связанные с событием, напоминали оцепенение. Психологическая диагностика Психологическая диагностика призвана уточнить определенные эмоциональные и поведенческие аспекты личности пострадавших от травли несовершеннолетних. Специалистов, в первую очередь, интересует интенсивность тревоги и специфика страхов травмированных детей и подростков. Депрессия и суицидальные намерения, в случае их актуальности для пострадавших, так же хорошо выявляются в результате этих обследований. Фиксация на прошлом, взгляд (надежда) на будущее, поддержка или отсутствие таковой в семье и классе – важнейшая информация, которую можно получить в процессе психологического обследования. Во многих случаях психологическая диагностика способствует прояснению деталей насилия, которые не были выяснены в клиническом интервью. Например, сексуальные намерения агрессора. Ведущим психологическим инструментом здесь является набор рисовальных (графических) методик: «кинетический рисунок семьи», «кинетический рисунок класса», «дом, дерево, человек», «фигура человека», тест «несуществующее животное». В некоторых случаях полезно применение рисуночно-ассоциативной методики Вартега и прожективно-сказочной методики С.В.Горбатова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.33.31 (0.014 с.) |