Предотвращение школьной травли



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предотвращение школьной травли



Наверное, невозможно добиться того, чтобы никто из детей на протяжении школьного обучения не почувствовал себя притесненным со стороны сверстников. Однако, как показывает практика, можно существенно снизить проявление агрессивности в школе.

Эта проблема связана с решениями на разных уровнях: на уровне государства – поддержка воспитательно-образовательных программ; на уровне школы – введение правил, уставов; на уровне классов – создание условий для эффективного общения и взаимодействия детей; на уровне индивидуального поведения учителя – внимательность в отношении взаимодействия детей и собственное позитивное отношение с ними.

В Норвегии 20 лет применяется (и с 2001 года имеет статус приоритетной общенациональной программы) разработанная ученым Ольвеусом программа по созданию нормальной школьной среды: уважительной, теплой, с установленными границами поведения, но без карательных последствий нарушения этих границ. Применение программы Ольвеуса на 30–50% сокращает число жертв травли и снижает уровень вандализма, воровства, пьянства и прогулов.

В настоящее время существует множество программ в разных странах мира по предотвращению школьной травли. Во все этих программах есть общие пункты, такие, как:

регулярные анонимные опросы школьников о существовании травли;

обсуждение данной проблемы на классных, школьных и родительских собраниях;

разработка самими учениками кодекса поведения;

усиление внимания учителей к поведению детей на переменах и во дворе школы;

обучение учителей стратегиям профилактики травли.

Именно учитель должен вовремя заметить травлю, разобраться в ее причинах и прекратить ее. Очень важно обращать внимание на работу как с жертвами, так и с обидчиками. Учителя младших классов могут использовать для профилактической работы пособие Е.И. Лернера «Я не дам себя обижать» по развитию у детей навыков уверенного поведения.

Для профилактики школьной травли, а также для развития у детей сочувствия к другим людям можно использовать средства искусства: чтение литературных произведений, просмотр фильмов с их последующим обсуждением.

Есть разные способы, помогающие учителю нормализовать ситуацию между участниками травли. Поняв причины этого явления, можно включить как жертву, так и обидчика в новые для них социальные роли, которые дадут возможность этим детям проявить себя и удовлетворить свои насущные потребности в общении, признании.

Учитель с негативным восприятием себя испытывает чувство незащищенности, воспринимает окружающих через призму своих стрессов и тревог, обращается к авторитарному стилю общения с детьми как к средству психологической самозащиты.

Например, узнав, что один из зачинщиков постоянных потасовок в седьмом классе является к тому же и негласным лидером, директор школы сказал: «А давайте он будет самым главным дежурным по школе, проверяющим посты». Поведение подростка изменилось, ему было где себя проявить, причем с лучшей стороны.

В профилактике и предотвращении школьной травли велика роль родителей. Чтобы не сделать из своего ребенка ни жертву, ни обидчика, важно поддерживать у него адекватную самооценку, не унижать, не превозносить, стараться обсуждать школьные дела и отношения, не вынося безапелляционных оценок. Нужно рассматривать поведение ребенка и его одноклассников с разных позиций, обучая умению встать на место другого, почувствовать его переживания и в то же время помогая научиться регулировать свои действия, не поддаваться на провокацию, сказать «нет», если необходимо, обратиться за помощью к взрослым. Ведь очень часто наиболее страшные эпизоды школьной травли разворачиваются или в самой школе, или рядом с ней, а жертва терпит побои и унижения, стесняясь привлечь к себе внимание.

Особенно важно со стороны родителей искренне интересоваться делами своего ребенка в классе, его ролями в классных делах, отношениями с одноклассниками, учителями, более старшими и более младшими детьми. Они не должны отмахиваться, как от незначимого и несерьезного, от возникающих проблем во взаимодействии ребенка со сверстниками. Такое бесчувствие со стороны близких может привести к трагедии. В настоящее время увеличилась частота убийств и самоубийств школьников, а также нервно-психических заболеваний на почве школьных взаимоотношений.

Проблема школьной травли серьезна и значительна, разнообразие причин этого явления велико: от особенностей воспитания и внешней ситуации до индивидуальных особенностей детей и немотивированной агрессии.

Очень важно, чтобы школьная травля не становилась типичным явлением, а агрессия не рассматривалась как норма поведения. Ведь еще есть надежда, что пластичная психика детей, развивающееся самосознание подростков и мудрость взрослых помогут преодолеть последствия неадекватных ролей, которые сознательно или вынужденно проигрываются многими людьми в своей детской и подростковой жизни.

 

РЕБЕНОК БЫВАЕТ "КУСАЧИЙ"

А.Баркан, М.Битянова

Кто самый слабый?


Когда я, 12-летняя, глотала слезы в темном зале кинотеатра во время фильма Чучело, я не знала английского слова буллинг. Знала только то, что история эта правдивая и немножко про меня - я тогда перешла в новую школу. А еще, про хилого Борьку с его странной пожилой мамашкой, над которой все смеялись. И про толстушку Ирку с ее вечной бедностью. В каждом классе был своей объект травли, иногда необъяснимо безжалостной.

 

Можно ли подготовить ребенка к жестокости сверстников, научить его вести себя так, что не оказаться ни жертвой, ни мучителем? Что делать, если ваши сын или дочь стали объектом травли? Обсуждаем это вместе с экспертами - психологом, д. п. н., профессором Аллой Баркан и профессором МГППУ, к. п. н. Мариной Битяновой.

Буллинг (или школьная травля) распространяется по миру, как вирус, в последние годы особенно быстро.

Вот лишь те случаи, которые получили широкую огласку: в Польше девочка-подросток добровольно ушла из жизни, после того как одноклассники насильно раздели ее догола и сняли все на видеокамеру мобильного телефона. В Великобритании состоялся судебный процесс над школьницами, издевавшимися над 12-летней подругой: они прижигали ей лицо сигаретами, били по голове туфлями и хлестали крапивой. Там же, в газете The Times, в 2007 году были опубликованы дневники покончившей с собой 14-летней Лоры - она не выдержала мучений, вызванных издевательствами в школе.
Беда Лоры была в ее полноте и беспомощности перед нападками. В Японии прокатилась волна подростковых самоубийств на почве буллинга. У нас в Тюмени одноклассницы заманили 14-летнюю Наташу в квартиру одной из девочек, для того чтобы поиздеваться над ней. Не выдержав пыток трех школьниц, Наташа выпрыгнула с восьмого этажа, чудом оставшись в живых. Но даже в больнице, очнувшись, она боялась рассказать, что же все-таки произошло. И только видео, заснятое мобильным телефоном, помогло раскрыть правду.

Проблема насилия в школе и даже в детском саду начала волновать психологов и педагогов давно - уже с 1905 года в печати начали появляться первые работы на эту тему.
А сегодня буллинг стал темой научных исследований, конференций, статей и национальных проектов. С помощью опросов выяснилось, что школьная травля существует во всем мире - примерно каждый пятый ребенок испытывал ее на себе, а каждый седьмой - был агрессором. Именно поэтому во многих странах работают серьезные программы, разработанные специально для предотвращения агрессивности. Самая известная из них - общенациональная антибуллинговая программа, созданная всемирно известным норвежским психологом Даном Ольвеусом. Программа работает в Норвегии с 1983 года, и результаты ее настолько убедительны, что ее стали применять и в США, и в Великобритании.

Практика доказала: при использовании этой программы можно снизить число жертв и число преследователей на 30-50%, а кроме того, уменьшить количество подростковых преступлений вроде воровства, краж, разбоя, изнасилований.

Главные принципы таковы:

  • Теплый, положительный интерес и вовлечение взрослых (учителя, родители и воспитатели постоянно проявляют интерес к отношениям детей, причем делают это без морализаторства, а искренне и открыто).
  • Твердые рамки и ограничения неприемлемого поведения (правила вырабатываются совместно детьми и взрослыми, в программе предусмотрена общешкольная конференция на тему буллинга).
  • Последовательное применение некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил (ребенок знает, что за нарушение правил наказание будет жестким, неизбежным и не унижающим его достоинство).
  • Наличие взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых моделей (специально для этих целей школа привлекает подобных людей, давая детям возможность общения с теми, кто вызывает уважение).
  • К этому прибавляется тщательная и постоянная психодиагностика.

 

Кстати, раннее выявление агрессивности помогает бороться с буллингом - это подтверждено в Канаде, где такая работа успешно проводится. В Чехии появились программы, суть которых в поощрении и поддержке детей, рассказывающих о школьной дедовщине взрослым, ведь одна из главных причин невмешательства взрослых в том, что дети боятся обнародовать факты насилия. Создана Европейская обсерватория школьного насилия (Е0П1Н), а в Страсбурге разработан проект Хартии Демократическая школа без насилия. Во многих странах школьники играют в компьютерные игры, обучающие антижертвенному поведению, участвуют в играх и театральных постановках, специально разработанных для жертв и агрессоров, участвуют в семинарах и открыто пытаются решать проблемы. В некоторых школах Австралии создана система шефства - когда к каждому младшему школьнику прикреплен старший, который сопровождает его в школу и обратно.

У нас же, по данным Научного центра психического здоровья РАМН, уровень насилия в школе превышает аналогичный уровень в странах Европы и Азии, на государственном уровне школьное насилие не обсуждалось и специальных законов пока не принято. Именно поэтому родителям надо самим защищать своего ребенка - как от того, чтобы стать жертвой, так и от того, чтобы превратиться в агрессора. Надо объединять усилия с другими родителями, вместе воздействовать на учителей и требовать внимания школы к проблеме.
Конечно, полностью искоренить буллинг вряд ли удастся, предостерегают психологи, - он напрямую связан с непрекращающимся насилием в обществе, но можно и нужно пытаться свести его к минимуму и максимально смягчить последствия.

Родители, которых не устраивает ситуация разделения детей на унижаемых и тех, кто правит, вполне в состоянии бороться, используя все способы, придуманные на сегодняшний день в разных странах.

Однажды ко мне на консультацию, - рассказывает Алла Баркан, - родители привели семилетнего Алешу, ставшего жертвой школьной дедовщины. У него был вид затравленного зверька, он смотрел на меня исподлобья, пальцы сжимались в кулаки.
Он явно готовился к бою. Казалось бы, откуда взялась агрессия, разве она свойственна изгоям, боящимся собственной тени? На самом деле все логично. Алеша подвергался такому насилию со стороны одноклассников, что просто уже не был в состоянии различить, кто из окружающих виноват в его бедах. Алеша - не совсем типичная жертва школьной дедовщины, зараженной вирусом агрессии, вызывающем в ответ ответную реакцию многократно сильнее и яростнее. Но именно такие дети в попытке отомстить могут пойти на самые тяжкие преступления. Чаще я видела совсем других жертв школьного буллинга – растерявших даже последние перышки из своих крыльев, жалких и смиренных, презирающих самих себя
.

Неправы те родители, которые считают, что вместе со школьными годами пройдет и стресс, вызванный травлей. Последствия могут продолжаться всю жизнь. Дети-изгои могут затем превратиться в жертв армейской дедовщины и офисного буллинга (тоже очень распространенного в мире явления). Если ребенок подвергался насилию неоднократно и на протяжении долгого времени, у него может развиться серьезное нарушение, которое специалисты называют посттравматическим стрессовым расстройством. Об этом говорят и многочисленные воспоминания взрослых уже людей, которые много лет пытаются и не могут забыть ужасных лет, проведенных в ситуации школьной травли.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.006 с.)