Кто чаще всего становится агрессором, зачинщиком травли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто чаще всего становится агрессором, зачинщиком травли



· Дети, испытывающие сильную потребность подчинять себе других, добиваясь тем самым своих целей.

· Импульсивные и легко приходящие в ярость.

· Те, кто часто вызывающе и агрессивно ведет себя по отношению ко взрослым - включая родителей и учителей.

· Не испытывающие сочувствия к своим жертвам.

· Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков.

· Страдающие от насилия в семье.

· Дети из семей, где популярны идеи шовинизма, ксенофобии.

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК:

· неохотно идет в школу и рад любой возможности не ходить туда;

· возвращается из школы подавленным;

· часто плачет без очевидных причин;

· никогда не вспоминает никого из своих одноклассников;

· очень мало говорите своей школьной жизни;

· одинок, его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе,

-возможно, ОН СТАЛ ОБЪЕКТОМ БУЛЛИНГА.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Если ваш ребенок стал жертвой буллинга:

  1. Попытайтесь понять причины: внешность, особенности поведения, успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона, плеера) и т. п.
  2. Разговаривайте с ребенком, обсуждайте ситуацию в спокойном и деловом тоне. Выражайте сочувствие без оценок и комментариев. Дайте понять, что это всего лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение. Не ужасайтесь, не жалейте ребенка и ни в коем случае не паникуйте.
  3. Расскажите о своем успешном опыте в похожих ситуациях, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не злиться сильно.
  4. Если ребенок обидчив, с помощью игр и тренировок научите его молчанию, спокойному безразличию.
  5. Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу, директору школы. Потребуйте вмешательства педагогического коллектива.
  6. Выступите на ближайшем родительском собрании: старайтесь не обвинять, а призывать родителей объединить усилия для того, чтобы травля не стала традицией в классе.
  7. Если ребенок пережил насилие, напуган и потрясен случившимся, оставьте его на день дома.
  8. Не спешите с требованиями не будь слюнтяем, дай сдачи (особенно это касается реакции отцов на слюнтяйское поведение мальчиков). Многие дети не могут преодолеть страх и к тому же боятся вызвать неудовольствие папы, а потому перестают жаловаться и остаются со своей бедой один на один.

 

Буллинг бывает:

· физический (агрессия с физическим насилием),

· поведенческий (жертву вынуждают пережить оскорбительные и унижающие собственное достоинство обстоятельства – от сплетен и бойкотов до вымогательств и шантажа)

· словесный (унижение с помощью непристойных слов, издевательских ярлыков и т. п.).


В последние годы появился термин кибербуллинг, когда жертва получает оскорбительные послания по электронной почте или же оскорбления появляются в Интернете.

ВО ВСЕМ МИРЕ КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ РЕБЕНОК ХОТЬ РАЗ БЫЛ ОБЪЕКТОМ ТРАВЛИ, А КАЖДЫЙ СЕДЬМОЙ – АГРЕССОРОМ.

НЕ ВЕРЬТЕ, ЧТО УЧИТЕЛЯ НИЧЕГО НЕ ВИДЯТ. НА САМОМ ДЕЛЕ ТРАВЛЯ ЗАМЕТНА, ДАЖЕ ЕСЛИ ОНА ПРОИСХОДИТ НЕ НА УРОКАХ.

Источники:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧЕРО, 2002. – 240 с.

2. Коляда М. Г. Семейная энциклопедия воспитания ребенка: 3 000 вопросов что делать, если.... – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с.

3. Кривцова С.В. Навыки жизни: в согласии с собой и миром. – М.: Генезис, 2002. – 129 с.

4. Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького ребенка. – СПБ.: Речь, 2003. – 192 с.

5. Шелопухо О. Популярная психология для родителей: какой у Вас ребенок?. – М.: ЗАО ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 320 с.

 

БУЛЛИНГ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ НАСИЛИЯ.

ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ

Ожиёва Е.Н.

Буллинг – достаточно новое понятие в жизни современного человека. Из повседневного определения это слово преобразовалось в международный термин и содержит в себе ряд социальных, психологических, юридических и педагогических проблем. И хотя для нас это слово – новое, явление, которое оно означает, к сожалению, нам хорошо известно, и представляет собой одну из актуальных проблем современности, требующей тщательного изучения, однако отсутствие достаточной информации о буллинге является препятствием для разрешения этой важной проблемы.

В переводе с английского языка буллинг (bullying) означает травлю, запугивание, третирование [1]. В связи с тем, что проблема буллинга остаётся малоисследованной, до сих пор нет чёткого научного определения этого термина. Само понятие буллинга понимается отдельными авторами по-разному и даётся различная квалификация его видов. На Интернет-портале Google слово «bullying» упоминается более чем 11 миллионов раз, этой проблеме полностью посвящён ряд международных серверов: www.bullying.org, www.bullyonline.org, www.bullying.co.uk, www.nobully.org.nz, www.bullying awarenessweek.org и др. Для нас представляет интерес международный опыт по этой проблеме. Полезными являются наработки таких исследователей, как Д. Лэйн, И.Н. Кон, И. Бердышев и др.

Понятие «буллинг» рассматривается от узкого – видеосъёмка драки [2] до масштабного – насилие вообще [3]. Рассмотрим, как понимают явление «буллинг» некоторые исследователи. Д. Лэйн ассоциирует буллинг со школьной травлей и соглашается с Роландом, что он представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации [4]; психотерапевт И. Бердышев определяет буллинг как сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек [5]; по мнению социолога И.Н. Кона, буллинг – это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [6]. Т.Фалд, создатель ресурса в Интернете с названием Bully OnLine (www.bullyonline.org) считает буллингом регулярное негативное поведение одного работника по отношению к другому работнику или к целой группе работников, включает различные придирки по мелочам, часто совершенно необоснованные, негативную оценку работы или отказ от какой-либо оценки, стремление изолировать работника или группы работников от остальных, распускание грязных слухов и сплетен [7]. На наш взгляд, все эти определения не полностью выражают сущность буллинга, а освещают лишь некоторые его аспекты.

Мы пришли к выводу, что буллингом можно считать умышленное, не носящее характера самозащиты и не санкционированное нормативно-правовыми актами государства, длительное (повторяющееся) физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы, которые имеют определённые преимущества (физические, психологические, административные и т.д.) относительно индивида, и которое происходит преимущественно в организованных коллективах с определённой личной целью (например, желание заслужить авторитет у некоторых лиц).

Буллинг является разновидностью насилия и, в свою очередь, также может выражаться по-разному, т.е. имеет свои виды. Поскольку мы указали, что буллинг имеет место преимущественно в организованных коллективах, выделив основные социальные организации, где теоретически он может иметь место, попробуем выделить основные виды буллинга. Это:

· буллинг в школе;

· буллинг на рабочем месте;

· буллинг в армии («дедовщина»);

· кибербуллинг (насилие в информационном пространстве).

Конечно, проявления буллинга могут наблюдаться и в других более-менее организованных коллективах.

Остановимся на школьном буллинге, т.е. на том, который происходит в связи со школьным образованием: в школе либо за её пределами.

Относительно форм, в которых выражается школьное насилие, у исследователей этого явления отличные точки зрения. Так, Д. Лэйн выделяет физическое и психическое насилие [4]; И. Бердышев говорит о существовании словесного, поведенческого и собственно агрессивного буллинга, с физическим насилием [5]; Т. Мерцалова выделяет насилие физическое, эмоциональное, вербальное, психическое и сексуальное [8, с.26]. На наш взгляд, школьный буллинг следует разделить на две основные формы:

1. Физический школьный буллинг – умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др.;

· сексуальный буллинг является подвидом физического (действия сексуального характера).

2. Психологический школьный буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность. К этой форме можно отнести:

· вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);

· обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении);

· запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);

· изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);

· вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);

· повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы);

· школьный кибербуллинг – унижение с помощью мобильных телефонов, Интернета, иных электронных устройств (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).

Буллинг – в основном латентный для окружающих процесс, но дети, которые подверглись травле, получают психологическую травму различной степени тяжести, что приводит к тяжёлым последствиям вплоть до самоубийства. И не имеет значения, имел место физический буллинг или психологический. Предотвращение случаев школьного насилия является важнейшей задачей государства, поскольку жестокое отношение к ребёнку неминуемо приводит к негативным последствиям.

Литература

 

  1. Bullying [Электронный ресурс] // Мюллер В.К. Новый англо-русский словарь. – Перераб. и доп. изд. – Режим доступа: http://www.rambler.ru/dict/new-enru/00/55/78.shtml. – Загл. с экрана.
  2. Мухаркина А. В качканарских школах эпидемия буллинга: жертв травли снимают на видео [Электронный ресурс] / Алёна Мухаркина // Качканарский четверг. – 2008. – 12 мая. – Режим доступа: http://www.kchetverg.ru/?p=589. – Загл. с экрана.
  3. Ніколаєнко С.М. Виступ Міністра освіти і науки України на спільній колегії МОН, МВС, Мінсім’ямолодьспорт [Електронний ресурс] / С.М. Ніколаєнко // Департамент зв’язків з громадськістю Міністерства внутрішніх справ України. – 2007. – 27 квіт. – Режим доступу: http://mvsinfo.gov.ua/official/2007/04/270407_3.html. – Заголовок з екрану.
  4. Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) [Электронный ресурс] / Давид А. Лэйн // ZipSites.ru: бесплат. електрон. интернет б-ка. – Режим доступа: http://www.zipsites.ru/psy/psyib/ info.php?=414. – Загл. с экрана.
  5. Бердышев И. Лекарство против ненависти / Илья Бердышев; семинар записала Е. Куценко // Первое сент. – 2005. – 15 марта (№ 18). – С. 3.
  6. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? [Электронный ресурс] / И.С. Кон. // Сексология. Персональный сайт И.С. Кона. – Режим доступа: http://www.sexology.narod.ru/info178.html. – Загл. с экрана.
  7. Фалд Т. Буллинг. Офисные хулиганы [Электронный ресурс] / Т. Фалд; записал В.Кичкаев // Пси-фактор. – 2005. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/bulling.htm. – Загл. с экрана.
  8. Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? / Т.Мерцалова // Директор школы. – 2000. – № 3. – С. 25–32.

ЛЕКАРСТВО ПРОТИВ НЕНАВИСТИ

Семинар Ильи Бердышева,
врача-психотерапевта кризисного отделения

центра восстановительного лечения «Детская психиатрия»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.013 с.)