Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игры и упражнения по снижению агрессивности

Поиск

Качественно организовать работу по снижению агрессивности и коррек­ции поведения помогут игры и упражнения, целью которых является прояв­ление, переживание и отыгрывание агрессии. Такие игры должны содержать в себе элементы моделирования, конструирования, трансформации.

Для игр могут понадобиться следующие материалы: краски, кисточки, карандаши, фломастеры, мелки, клей, ножницы, газеты, журналы (для кол­лажей), магнитофон, различные аудиозаписи, музыкальные инструменты, костюмы или их элементы, краски для тела или грим, парики, зеркало и др. К классическому артнабору необходимо добавить некоторые материалы, кото­рые представляют особый интерес с точки зрения работы с агрессивными подростками.

Игры с использованием изобразительных материалов и музыкаль­ных инструментов.

«Отношение к миру»

Материалы: карандаши или фломастеры, бумага.

Подростки делятся на пары и садятся за стол друг против друга. На столе между ними лежат два листа бумаги и карандаши.

Ведущий говорит о том, что существует правило: «Мир относится к тебе так, как ты относишься к миру». Предлагается подумать о своих состояниях, чувствах, эмоциях: «Мы бываем спокойны, бываем тревожны; бываем добры и приветливы, а иногда злы и агрессивны; бываем внимательны друг к другу, а иногда ведём себя разрушительно и оскорбительно. Остановитесь на одном из состояний, которое особенно актуально для вас. Подумайте о нём, прочув­ствуйте его».

Теперь один из пары с помощью карандашей выражает своё состояние на бумаге. Задача второго - прочувствовать состояние партнёра и отобразить его с помощью карандашей на том же листе бумаги (5 минут). Затем участ­ники меняются ролями.

Обсуждение:

· Когда вы размышляли о своих состояниях, что пришло вам в голову?

· Какое состояние вы рисовали на бумаге, как на него реагировал ваш
партнёр?

· Какие цвета, формы и символы вы использовали для передачи своего
состояния?

· Постарайтесь понять, почему на разные состояния вы реагировали так,
а не иначе?

· Если меняется наше состояние, как изменяется мир вокруг нас?

«Громко и тихо»

Материалы: карандаши или мелки, бумага, магнитофон, записи спокой­ных и энергичных музыкальных фрагментов.

Подросткам предлагается прослушать спокойные музыкальные фраг­менты, а затем представить и изобразить на листе бумаги с помощью каран­дашей несколько вещей, относящихся к понятию «спокойный, тихий». Затем все слушают фрагменты с громкой, беспокойной музыкой. Надо представить, к каким вещам, к каким событиям могут иметь отношение эти звуки. Нари­совать несколько ассоциаций.

Обсуждение:

· Когда и где ты бываешь спокойным, тихим?

· Когда и где ты бываешь беспокойным, громким, агрессивным?

· Что должно произойти, чтобы одно состояние поменялось на другое?

· Какие чувства вызывали у тебя спокойные музыкальные фрагменты, а какие - громкие, неспокойные?

· Какая музыка может успокоить тебя, какая вызвать агрессию и напряжение?

· Сравните две ваши работы. Что в них общего? Чем они отличаются?

«Пара противоположностей»

Материалы: музыкальные инструменты, магнитофон, записи спокойных и энергичных музыкальных фрагментов, карандаши, фломастеры, мелки и т.п., ватман (на каждого участника), ножницы, клей, плотная хлопчатобу­мажная нить,

Ведущий: Весь мир состоит из противоположностей; чёрное и белое, день и ночь, добро и зло... В каждом из нас тоже достаточно противополож­ностей. Давайте остановимся на дуальности «агрессивный - доброжелатель­ный». Возьмите каждый по листу ватмана. Помогая друг другу, приложите лист к стене и обведите свой силуэт (от шеи). Переверните ватман и продуб­лируйте силуэт с другой стороны. Одна сторона ватмана - это «Я агрессив­ный», другая - «Я доброжелательный». Используя журналы и изобразитель­ные материалы, заполните ваш силуэт содержанием так, чтобы как можно полнее выразить эти противоположности в себе. Для того чтобы готовую ра­боту можно было примерить на себя как часть костюма, отрежьте необходи­мую длину нити и прикрепите её" в верхней части силуэта. Теперь при жела­нии вы можете оказаться в костюме доброжелательности или агрессивности. Надев «костюм», выберите из музыкальных инструментов те, с помощью ко­торых можно выразить эти противоположности. Можно использовать музы­кальные фрагменты. Походите в «костюме» одной и другой своей стороны, подвигайтесь, как двигаются доброжелательные, потом как агрессивные лю­ди. Какие движения совершают руки, ноги, что меняется в лице, походке?

Затем проходит презентация противоположностей: каждый подросток, примеряя одну из сторон, рассказывает о том, чем он заполнил силуэт, поче­му использовал те или иные цвета и символы. Озвучивает противоположно­сти музыкальными инструментами и демонстрирует характерные движения или рассказывает о них. Ведущий помогает, задавая уточняющие вопросы. Обсуждение:

· Что было самым сложным в этой работе?

· Для чего миру так необходимы противоположности и что они дают нам?

· Что происходит с человеком, если в нём преобладает одна сторона?

· Есть ли цвета или символы, объединяющие обе стороны?

· Как агрессивному человеку научиться быть доброжелательным, а доб­рому - защищаться

Проволока

Свойства: жёсткая, гнётся, наматывается, пружинит.

Это один из самых любимых материалов агрессивных подростков. Про­волока отражает их состояние: жёсткости, сжатой пружины, опасности. Сги­бая и разгибая проволоку, подростки управляют своим внутренним стальным стержнем. Трансформируя проволоку и создавая из неё различные скульпту­ры, они изменяются сами. Скульптура перестаёт быть опасным куском про­волоки или сжатой пружиной, готовой выстрелить в любую минуту. Скульп­турой любуются, её фотографируют, ей хотят украсить помещение или пода­рить. Возможно, работая с этим материалом, они выходят из-за «колючей проволоки»?

Игры с проволокой

Проволочный человек

Цель: содействие формированию навыка самоуправления.

Необходимые материалы: медная или алюминиевая проволока, кусачки для проволоки, магнитофон, музыкальные композиции по выбору подрост­ков.

Подросткам предлагается из проволоки сделать фигуру человека.

Группа делиться на двойки. Участники внутри пар обмениваются фигу­рами проволочного человека и рассказывают о том, какой он, чем отличается от других... Затем партнёры встают друг напротив друга и один, держа в ру­ках проволочного человека, начинает управлять им: поднимать руку, сгибать тело, наклонять голову. Хозяин проволочного человека должен отражать все эти действия, как зеркало. Последним действием проволочный человек воз­вращается в первоначальное состояние. На это упражнение отводится 3-5 минут, затем партнёры меняются. Процесс можно сопровождать фоновой му­зыкой.

Выставка и обсуждение: в течение 5 минут подростки рассматривают всех проволочных человечков.

· Что отражает мой проволочный человек?

· Что я чувствовал, когда мной манипулировали?

· Что мне больше всего хотелось сделать в этот момент?

· Что такое самоуправление и само контроль?

· Что необходимо человеку, чтобы управлять собой?

2. Скульптура состояния (настроения)

Цель: содействие формированию навыка самоконтроля,

Необходимые материалы: проволока (любая, какую найдёте), кусачки для проволоки.

Из проволоки сделать скульптуру своего состояния (настроения), при­думать название и легенду (что, откуда, почему).

Организовать выставку-презентацию скульптур. Пространство класса организовать таким образом, чтобы подростки могли выбрать удобное место для своей скульптуры, разместить её там и поставить табличку с названием. Рядом со скульптурами ведущий приклеивает чистые листочки. Задача уча­стников группы: походить по музею и подписать названия к каждой скульп­туре (свои ассоциации). В результате на каждом листе должен появиться список названий каждой скульптуры. Затем вся группа отправляется на экс­курсию. Когда группа останавливается около скульптуры, ее автор представ­ляет своё произведение, рассказывая, какое настроение она отражает, как на­зывается, ее легенду, а также свои мысли по поводу ассоциаций группы.

Обсуждение: участники делятся впечатлениями от работы и выставки, высказываются о своих чувствах. Если кто-то из участников создал скульп­туру плохого настроения или деструктивного состояния, но хотел бы изба­виться от него, предложите ему изменить скульптуру, что-то убрать или до­бавить.

С целью усложнения задания предложите подросткам сделать не одну, а несколько скульптур, которые будут отражать противоречивые состояния (настроения). Между скульптурами можно провести диалог.

Доспехи (костюм)

Цель: актуализация латентных ролей.

Необходимые материалы: бумага для рисования, карандаши, различная проволока, кусачки для проволоки, ткань, ножницы, гофрированная бумага, скотч, степлер.

Разработка эскиза. Подросткам предлагается придумать, а затем изобра­зить на бумаге эскиз костюма из проволоки. Это могут быть доспехи рыцаря, авангардный костюм или что-то ещё. Главное условие - костюм должен обла­дать защищающими функциями. Кроме проволоки используются любые дру­гие материалы.

Изготовление доспехов. На эту часть игры уходит достаточно много времени - 40-60 минут. Процесс работы над костюмом сопровождается фоно­вой музыкой. Ведущий должен быть рядом, чтобы оказать помощь идеями и поддержку. Как только костюм будет готов, предложите подростку подобрать к нему музыкальную композицию.

Презентация костюма. Каждый подросток надевает на себя свои доспе­хи, выходит в специально оборудованное для презентации место. Ведущий включает выбранную подростком музыку и даёт знак к началу презентации. Содержание презентации - на усмотрение подростка. Это могут быть просто движения, какие-то слова, монолог, девиз - всё, что раскроет идею костюма.

Обсуждение:

· Какие мысли и чувства вызывает созданный тобой костюм?

· От чего ты хотел бы защититься? Что в костюме ты использовал для защиты?

· А в жизни, что ты используешь, чтобы защитить себя?

· Может ли человек защитить себя, если на нём нет доспехов? Как?

· Что ты посоветуешь такому человеку? И т.п.

Изготовленные костюмы пригодятся на следующих занятиях. В них подростки будут облачаться, чтобы устроить «рыцарские битвы» или сеанс фототерапии «Галерея образов».

Проволочная разминка

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Необходимые материалы: куски проволоки разной длины (лучше алю­миниевой).

У каждого подростка в руках кусок проволоки. По сигналу ведущего участники гнут проволоку, придавая ей ту форму, о которой говорит ведущий. Например: круг, треугольник, прямая линия, квадрат, зигзаг, пружина. Все манипуляции проводятся только с одним куском проволоки. Фигуры можно чередовать по сложности.

Проволока остаётся на столах, а подростки свободно располагаются в пространстве помещения (оно должно быть освобождено от стульев). Участ­никам предлагается почувствовать себя проволокой. По команде ведущего они начнут двигаться, образуя группой заданную фигуру. Фигуры те же, что и в первой части игры. Время -10-12 минут.

Обсуждение.

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ

С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ (ЗЛОСТЬЮ)

 

1. Будь готов к неприятностям.

2. Используй неприятности как сигнал, что пришло время для изменений.

3. Говори себе только хорошее и используй Инструкции.

 

ПОДГОТОВКА К НЕПРИЯТНОСТЯМ

1.Отвергай беспомощность. Работай над собой. Составь план. Например:

- Я смогу справиться с этой задачей, я хочу научиться владеть собой.

2.Сохраняй позитивную установку. Помни, что гнев в справедливой ситуа­ции нужен и полезен! Некоторые самоутверждения:

- перестань беспокоиться об этом; - злость не исправит положения;

- это неприятно, но это нельзя исправить;

- я чувствую напряжение

- это естественно;

- что я могу предпринять взамен злости;

- нет причин бросать заниматься самоконтролем, это минутная слабость думать, что у

меня ничего не получится;

- позволю себе просто дышать глубоко и расслабляться;

Добавить собственные примеры.

КОНФРОНТАЦИЯ. СТОЛКНОВЕНИЯ С НЕПРИЯТНОСТЯМИ И СОБЫТИЯМИ, КОТОРЫЕ ИДУТ НЕ ПО МОЕМУ ПЛАНУ

 

Используй упражнения и Инструкции по преодолению слабостей.

- Это хорошо, что я чувствую напряжение.

- Это даёт мне знать, что мне нужно проверить себя на прочность.

- Я учусь справляться со злостью.

- Я останавливаю неприятные мысли, говорю им «Стоп!», представляю взамен приятную картину.

- Меня начинает трясти. Подожди! Вспомни: расслабление, приятный образ, Инструкции.

- Я хочу думать о приятном и вспоминать приятную картину. Сейчас я сделаю перерыв, а потом решу, что делать в этой ситуации.

- Я не пытаюсь совсем убрать злость, я просто делаю её переносимой для себя и других.

- Я знаю, что моя злость очень мгновенно выскакивает. Но я могу держать её под контролем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.195.153 (0.01 с.)