Уроки программы по вмешательству



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уроки программы по вмешательству



В данный момент наша группа проводит исследование, целью которого является выяснение того, что происходит в классе после успешного проведения программы пресечения. В него входит и анализ того, на чьё поведение можно повлиять. В частности, есть ли результат от кампании по пресечению буллинга: увеличивается ли число защитников? Перестаёт ли группа поддержки притеснителя поощрять его/её действия?

Предварительные наблюдения показывают, что существует множество различий между школами. На данный момент, я могу описать лишь то, что было сделано в очень успешной школе, где проводился проект и где удалось снизить количество жертв с 22,1% до 8,6%. В соответствии с отчётами учителей, основные меры в этой школе состояли в следующем:

1. Обсуждение случаев буллинга, анализ ролей конкретных участников ситуации (определение ролей),

2. Формулирование, вместе с учениками, классных правил против буллинга (определение норм),

3. Систематическая организация дискуссий, следующих за конкретными острыми случаями буллинга (регулярное и неизбежное определение притеснителей).

В действия по пресечению входило следующее:

Во всех трёх классах, вовлечённых в проект, программа, основанная на обучающем курсе, начиналась с бесед на основе упомянутых выше слайдов для проектора и других материалов, подготовленных автором. (Сальмивалли 1998). Пакет слайдов затрагивает такие проблемы, как: что такое буллинг, как чувствует себя притесняемый, как вовлекаются в буллинг свидетели, т.е. представление ролей участников, и, наконец, что можно с этим поделать?

Учителя сообщили, что за изучением этих материалов последовала работа в небольших группах: анализ ситуаций на тему буллинга в перспективе ролей участников (распознавание ролей участников, исследование последствий определённого их поведения) и обдумывание положительного разрешения ситуаций.

Все трое учителей подтвердили формулирование классных правил против буллинга, которые были повешены на стену для всеобщего просмотра. Ему предшествовала общая дискуссия о буллинге, и правила были сформулированы при участии учеников, конкретно в перспективе ролей участников (т.е. правила не только собственно против буллинга, но и нормы поведения его свидетелей). Были также разработаны и санкции за нарушение этих правил, причём выбор санкций был поставлен на голосование учеников.

В двух классах начали регулярно проводиться классные собрания. Каждую пятницу одноклассники обсуждали прошедшую неделю, выясняли, были ли какие-либо недоразумения между учениками, которые необходимо уладить, и т.п. В одном классе на собрании был обсуждён острый случай буллинга. Ученики вместе размышляли над тем, был ли это буллинг или безвредное поддразнивание. Затем каждый подумал над своей ролью в ситуации, и они обсудили способы предотвращения подобного поведения в будущем.

Во всех трёх классах несколько острых случаев буллинга были пресечены с помощью бесед с отдельными учениками. За этими дискуссиями систематически следовали проверочные собрания, на которых выяснялось, прекратился ли буллинг в действительности.

Учителя обратили внимание на тот факт, что в их классах появились новые защитники. Сами ученики активно сообщали учителям о том, как некоторые из них проявили себя с положительной стороны в ситуациях буллинга. Когда ученики рассказывали учителям о таком поведении одноклассников, остальные ребята поддержали этих «новых защитников» аплодисментами.

В данной конкретной школе количество учеников, выступающих в роли защитников, увеличилось с 16,5% до 21,5% за первые полгода действия программы пресечения.

БУЛЛИНГ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Сопроводительные комментарии к слайдам презентации

 

Р.Г.Никонова, педагог-психолог МОУ гимназия №5 г.Волгограда

Слайд. Вступление.

 

«Я не понимаю, почему со мной в классе никто не хочет дружить? Надо мной постоянно смеются, обзывают».

В моем классе учится мальчик, который постоянно становится объектом насмешек. Я как классный руководитель пытаюсь противодействовать этому, но ничего не получается»

«Испытываю постоянную тревогу за дочку, когда она идет в школу. Возвращается домой то в слезах, то с изорванными учебниками, то в грязной одежде»

Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Однако именно в последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу – настолько частым, жестоко проявляемым и приводящим к тяжелым последствиям становится это явление. Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете.

1 Слайд. Буллинг… Что делать?

.

Несмотря на злободневность и широкое изучение западными исследователями школьного насилия, в нашей стране школьная травля до недавнего времени вообще не выделялась в качестве отдельной проблемы.

 

Настоящая презентация является началом погружения в проблему школьного буллинга, рассмотрения подходов к диагностике и профилактике жестокого обращения в детской среде

 

2 слайд. Понятие…

 

В психологической литературе под термином «школьная травля», или буллинг (англ. bullying – запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников) принято понимать форму жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.

 

3 слайд. Опыт…

Многочисленные исследования показали, что проблема буллинга имеет место во многих странах и носит глобальный характер.

 

В нашей стране школьная травля до недавнего времени вообще не выделялась в качестве отдельной проблемы. По словам И.Кона, подобная ситуация обусловливается «не столько бедностью и социальной неустроенностью страны, сколько рабской притерпелостью к произволу и насилию. Мы не привыкли уважать ни свое, ни чужое человеческое достоинство. Ребенок для нас – не самоценный субъект, а частица человека безличного»

 

4 слайд. Масштабы…

По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе.В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда систематическая травля со стороны одноклассников приводит фатальному исходу.

Наиболее высокие показатели участия подростков, как в единичных, так и в частых проявлениях буллинга, имеют такие страны, как Австрия, Эстония, Германия, Латвия, Литва, Швейцария и Украина. Самые низкие показатели в Чешской республике, Словении и Швеции.

В Российских школах 19% мальчиков и 10% девочек в возрасте 11 лет хотя бы один раз участвовали в издевательстве и преследовании другого ребенка, в возрасте 13 лет эти показатели повышаются – 25% мальчиков и 15% девочек, а в возрасте 15 лет снижаются – 17% мальчиков и 9% девочек.

 

5 слайд. Виды…

 

Буллинг является разновидностью насилия, в свою очередь, также может выражаться по- разному, т.е. имеет виды. Выделяют основные виды буллинга в социальных организациях:

в школе, на работе, в армии и насилие в информационном пространстве – кибербуллинг.

 

6 слайд Группы…

 

Некоторые исследователи предлагают систематизировать все проявления буллинга в две группы:

1 группа – активные формы унижения;

2 группа – сознательная изоляция.

 

7 слайд. Причины…

Как и у любого явления, у школьной травли есть причины, и они связаны как с внешними факторами (ситуацией взаимодействия, особенностями одноклассников, поведением взрослых), так и с личностными особенностями самих детей, включенных в ситуацию школьной травли.

 

Известный швейцарский психолог и психиатр Аллан Гуггенбюль в своей книге

«Зловещее очарование насилия», посвящённой детской и школьной агрессии, называет несколько важных причин роста насилия в современной школе.

 

Одна из причин роста детской агрессивности, по мнению Гуггенбюля, связана, как ни странно, с гуманизацией и демократизацией образования. Эти позитивные процессы уравнивают детей и взрослых в правах и приводят к тому, что у детей исчезает страх, трепет перед школой и учителями. Но при этом учитель перестаёт быть и непререкаемым авторитетом, способным остановить насилие и агрессию.

 

Прямая связь существует также между трудностями в обучении и агрессивностью. Растёт число детей с проблемами в обучении - растёт и школьная агрессивность. Всем детям хочется быть успешными в учёбе, иметь друзей, быть популярными, то есть быть кем-то, кто имеет значение, но не всем это удаётся. И тогда они заявляют о себе агрессивными выходками.

 

В числе причин ученый называет исчезновение уличных игр из жизни детей.

Игры детей на улице в наше время и в нашей культуре, действительно, стали достаточно редким явлением. Школьники перегружены учебными программами и домашними заданиями. Кроме того, родители стараются так занять свободное от школы время ребёнка, что для прогулок времени у детей просто не остаётся.

 

А ведь на улице дети проживают именно свою жизнь, а не навязанную взрослыми. Здесь же у подростков происходит то, что психологи называют «групповой динамикой» или созданием отношений. Пребывание в группе позволяет им прочувствовать феномен человеческого бытия полноценно, хотя и не всегда позитивно. В уличных играх дети определяют своё место, статус в группе, свою идентичность. Там случаются и достаточно жёсткие столкновения «кто кого», завоевание лидерства между группами и внутри них.

 

Теперь же подобные выяснения отношений переносятся в школу. А здесь эти процессы происходят не так естественно и не так быстро как на улице, на них накладывается множество ограничений: это и школьные порядки, и контроль взрослых, и школьный статус подростка, который далеко не всегда совпадает с его положением в группе сверстников, и наличие «посторонних», и многое другое.

 

Существует ещё целый ряд социальных факторов, влияющих на рост детской агрессивности: насилие в обществе, войны, терроризм, расслоение общества на богатых и бедных, безработица, пьянство и наркомания.

А неполные семьи: Их число неуклонно растёт. Исследования же показывают, что у детей из неполных семей ниже самооценка, выше тревожность, неудовлетворённость, и, как следствие, - агрессивность.

 

Главным условием хорошего самочувствия ребёнка является жизнь в семье, где ему рады, где его любят именно таким, каков он есть, и проявляют внимание к тому, что заботит именно его. Если родители не справляются со своей жизнью, или она, по их мнению, идёт «не так», то дети в таких семьях могут быть «лишними». Постоянные упрёки, замечания, смысл которых можно обобщить фразой «ты не такой, как надо, ты создаёшь проблемы своим существованием», воспринимаются детьми как отвержение.

 

Иногда родители ждут от детей воплощения своих неосуществившихся замыслов. Дети должны постоянно «оправдывать надежды», то есть осуществлять не своё бытие, а мечту родителей.

 

Родительская гиперопека, на первый взгляд, демонстрирует любовь и заботу, но при этом родители контролируют все сферы жизни своих детей под девизом «как бы чего не вышло» или «без нас ты не справишься». По сути дела для ребёнка это означает недоверие к его способности самому нести ответственность за свою жизнь.

 

В любом из перечисленных случаев у ребёнка возникают протест, несогласие, которые принимают форму бессознательной и часто смещённой агрессии. Он начинает вести себя совершенно неадекватно с точки зрения окружающих: может направить свою агрессию на сверстника, на более слабого человека, на учителя, кошку, собаку, на телефонную будку.

Мы не можем обойти стороной биологические факторы, которые оказывают опосредованное влияние на действие человека.

Инстинкты человека, в частности влечение к агрессии, по мнению психоаналитика З.Фрейда и его последователей, во многом определяют поведение человека. По представлениямисследователей врожденного поведения – этологов, первобытная иерархия явно или неявно пронизывает все наше общество. В относительно чистом виде мы можем наблюдать ее во многих детских коллективах, когда еще недостаточно развита сознательная поведенческая саморегуляция. Возвыситься в иерархии проще всего, унизив окружающих. Вызывающее антиобщественное поведение некоторых подростков – проявление их иерархической борьбы. Однако, как бы ни были сильны эти инстинкты, их действие все равно преломляется через усвоенные ребенком нормы и правила общества.

Нейрофизиологические особенности, отклонения в развитии и функционировании нервной и эндокринной систем могут приводить к высокой степени раздражительности, эмоциональной неустойчивости, неконтролируемой вспыльчивости.

 

Следующая психологическая причина школьной травли:индивидуальные особенности самого ребенка, его желание самоутверждаться и невозможность сделать это в социально желательном направлении могут привести к неблагоприятному поведению. В любом человеке находит отражение его двойственная природа: противоборство между добром и злом, низменными и возвышенными чувствами. Для возникновения ситуации травли достаточно, чтобы в классе был хотя бы один человек, склонный самоутверждаться за счет унижения других. А травля – явление заразительное.

Причины травли могут быть связаны с особенностями межличностных отношений между детьми, и возникает травля как сведение счетов. Ребенок, играющий роль обидчика, испытывает чувство враждебности, ведет себя агрессивно, часто находится в состоянии фрустрации. Это состояние возникает, когда на пути к желаемой цели встает препятствие.

В детском коллективе это могут быть ситуации, когда один ученик не дает другому списать домашнее задание, не подсказывает на контрольной работе и т.д.

В подростковой среде это может быть связано с отказом в дружеских отношениях, с отвержением девочкой знаков внимания со стороны мальчика. В этом случае можно говорить не столько о целенаправленной травле, сколько об эмоциональных отношениях, выливающихся в травлю, так как сам обидчик испытывает сильные негативные чувства к жертве: злость, обиду, зависть и т.д.

Поэтому очень важно, чтобы у подрастающего человека были сформированы другие способы поведения в состоянии фрустрации. Это, прежде всего умение, считаться с чувствами другого человека, а также способность переоценить ситуацию, переключиться на другую цель, найти иные способы для достижения своей цели.

Агрессивное поведение по отношению к одноклассникам может быть связано с социальным научением, когда дети и подростки усваивают определенные модели поведения, наблюдая их в своей среде, в телевизионных передачах. Часто агрессивное поведение становится моделью для подражания. Так, американские исследователи обнаружили, что после просмотра чемпионатов по профессиональному боксу (одобряемая обществом агрессия) увеличивается число убийств по сравнению с обычным уровнем.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что дети и подростки, особенно с эмоциональной неуравновешенностью, часто моделируют насильственное поведение, демонстрирующееся по телевидению в телепередачах и фильмах.

Как отдельную причину можно назвать скуку. Бездеятельность ребенка в школе приводит к поиску острых впечатлений, которые часто связаны с эмоциональными реакциями обижаемых детей.

Важно осознавать многообразие причин школьной травли и понимать непростой характер этого явления. Но наибольшее значение для предотвращения и профилактики школьной травли, несомненно, имеют детско-родительские отношения, а также отношения между учителем и учеником.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.01 с.)