Система психолого-педагогических действий профилактики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система психолого-педагогических действий профилактики



Приведенные выше примеры подтверждают мысль о том, что система взаимоотношений субъектов воспитания непосредственным образом влияет на уровень агрессивности детей и подростков и частоту проявления актов жестокого обращения и насилия. Как решить эту проблему? На наш взгляд, изменить ситуацию может специально разработанная система психолого-педагогических действий. В нее должны входить следующие элементы:

· диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией;

· консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями;

· консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению;

· информационно-образовательная работа с детьми;

· формирование психоэмоциональной среды учебного заведения, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса;

Мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества:

· улучшение психологического климата в школе;

· повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов);

· повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся;

· профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;

· снижение асоциального поведения школьников;

· развитие стрессоустойчивых качеств личности обучающихся;

· формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стра­тегий и навыков поведения, а именно навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем; навыков оценкисоциальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; навыков восприятия, использования и оказания психологической и со­циальной поддержки; навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального про­странства; навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки; навыков бесконфликтного и эффективного общения;

· направленное осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способст­вующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективно­го поведения (Я - концепции(самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам; собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее; умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспекти­вы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддерж­ку; осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим).

В содержание психолого-педагогического модуля включены:

· психолого-педагогические подходы к коррекции агрессивного поведения;

· рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков;

· рекомендации по работе с детьми, склонными к суицидальному поведению;

· рекомендации по профилактике тревожности и страхов у детей и подростков.

· индивидуальная работа с ребенком.

Особенно важны действия, направленные на просвещение родителей, отношения с которыми, как показывает практика, в условиях современной школы являются самыми сложными. Они имеют огромное значение для создания безопасной образовательной среды.

В начале и в конце любой коррекционной работы проводится диагностический минимум, позволяющий определить характер проблемы, увидеть динамику и спланировать зону развития.

При работе с агрессивными подростками возможно использование следующих диагностических методик:

· Опросник Басса-Дарки (агрессивность);

· Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (тревожность);

· Фрейбургская анкета на выявление склонности к агрессивному поведению;

· Тест «Склонности к риску»;

· «Шкала враждебности» Кука-Медлей;

· Методика экспресс-диагностики невроза (К.Хек и Х.Хесс)

При организации профилактики необходимо учитывать два основных содержательных направления: работа с потенциальными агрессорами (педагоги, родители, школьники) и работа с потенциальными жертвами (те же группы).

Система педагогических действий рассчитана на деятельность различных категорий педагогических работников: классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги - организаторы.

 

 

Организация безопасной среды учебно-воспитательного процесса

 

Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива школы.

Проведенные исследования позволяют утверждать, что в школы целесообразно вернуть систему коллективно-творческой деятельности, изменив, может быть, некоторые принципы ее организации (адаптировать к личностно-ориентированной системе образования). Ведь такие дела имеют в основе своей глубоко позитивные механизмы, которые позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал. В наши задачи не входит глубокий анализ возможностей и недостатков КТД, но, думается, эта методика может способствовать решению проблемы насилия в школьной среде.

Организацию ненасильственного учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, необходимо начинать с учителя с егопереосмысления профессиональных ценностей.

Двойная роль учителя

Умение адекватно реагировать на проявления насилия не дается учителю даром. Педагогу следует распрощаться с иллюзией идиллического урока, где ему отведена роль почитаемого всеми ментора, и смириться с реальным положением дел, требующим от него быть постоянно настороже и по возможности предупреждать готовящиеся провокации. На уровне класса у учителя двойная функция: с одной стороны, ему положено руководить обучением и содействовать развитию детей, с другой – ему вменяется роль лидера. В ходе индивидуальных контактов он пытается войти в положение учеников, понять их проблемы и трудности, установить с ними доверительные отношения. В отношениях с классом в целом ему отводится роль лидера группы. Чтобы воспрепятствовать победе теневых сил и не дать им возможности доминировать в атмосфере класса, ему необходимо стать выразителем противоположного архетипического полюса, выступить в качестве Супер-Эго, отрицающего насилие. В качестве лидера группы его интересует не столько отдельный конкретный ребенок, сколько характер и динамика настроений группы в целом. В качестве лидера группы он определяет приоритеты.

Это, однако, означает, что ему постоянно приходится сталкиваться с чувством отчуждения. Дети не желают понимать указания учителя, изо всех сил сопротивляются, негодуют и протестуют. Учителю трудно выдержать характер и остаться непреклонным. В глубине души дети испытывают потребность в лидере. Им нужен кто-нибудь в классе, на кого они могли бы равняться. Это верно даже в том случае, если сами они предпочитают идти своим курсом. Только наличие точки отсчета в виде недвусмысленно заявленной и твердо отстаиваемой позиции учителя, наличие устойчивого противоположного полюса взглядов пролагает им путь к обретению собственных позиций и ритуалов и мобилизации собственных ресурсов в борьбе с агрессией и насилием.

Насилию в школе необходимо противопоставить комплекс специальных мероприятий. Помешать волне насилия захлестнуть школу можно только совокупными усилиями всего преподавательского коллектива.

Заявленная позиция преподавателей имеет важнейшее значение в психологическом отношении. Педагогические установки становятся противовесом установкам самих детей. Они помогают им мобилизовать собственные силы. Не желая рабски копировать представления педагогов, дети обретают свою позицию в стремлении отстоять независимость, в борьбе с авторитетом взрослых. Помощь в данном случае сводится к мерам, способствующим разработке детьми собственных ритуалов по преодолению и ограничению агрессии.

Следующая мера, положительно зарекомендовавшая себя в случаях возникновения актов насилия в школе, заключается в предании этих инцидентов гласности. О случившемся должны быть проинформированы все – как учителя, так и ученики. Школа должна знать все подробности инцидента и сопутствующие обстоятельства, знать имена участников. Насильникам становится ясно, что в результате своих поступков они приходят к изоляции от коллектива, что определенные акты насилия нетерпимы. Предание гласности имен виновников и всестороннее освещение инцидентов помогают детям почувствовать, где, по понятиям педагогов и родителей, пролегает граница дозволенного.

Предание гласности имен виновников ни в коем случае не должно оставаться единственной мерой. С агрессивными детьми и подростками необходимо проводить беседы. У них должна оставаться возможность интеграции в школьную жизнь.

Расширение профессионального самосознания педагога, формирование способности смотреть на процесс со стороны и готовность к изменению и инновациям, направленным на преодоление проблем образовательного процесса может быть обеспечено тренингами социальных умений и практикумами педагогических действий, направленные на профилактику насилия в школе.

Итак, в практику школьной жизни необходимо вводить новые педагогические технологии, такие, какделовые и ролевые игры, психологические тренинги. Любая совместная деятельность школьников и взрослых (при правильной, разумеется, организации) способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений.

Для решения поставленных задач в процессе реализации данной програм­мы используются различные методы: социально-перцептивные, ситуацион­ные, импровизационные, моделирую­щие и ролевые игры, социодраматические, бихевиоральные, когнитивные, экспрессивные методы, упражнения, направленные на выработку навыков установления обратной связи, обмена чувствами, использования техники присоединения, фиксирующие состо­яние «здесь и теперь».

Особенно эффективны, на наш взгляд, ролевые игры. Их специфика в том, что здесь на равных принимают участие взрослые и подростки. Такие игры предполагают высокий уровень самостоятельности и ответственности каждого участника, свободу и независимость его действий, постоянную необходимость осуществлять выбор (порой очень мучительный) и принимать решения. Распределение ролей, не зависящее от возраста и социального статуса участников, моделирование непривычных систем взаимоотношений - все это дает возможность изменить существующее положение и по-новому выстроить отношения между детьми и взрослыми.

Педагог, оказавшийся в роли равного партнера со своими воспитанниками, получает уникальную возможность увидеть их другими глазами. Конечно, необходимость признать в ученике равного себе подчас вызывает у него мучительные переживания, раздражение на коллег и особенно на организаторов игры. Игровые ситуации подчас вскрывают многие таившиеся подспудно и пока еще не проявленные конфликты и негативные взаимоотношения. Часть из них удается решить в ходе игры. Другие становятся предметом серьезного педагогического анализа, по результатам которого могут быть выработаны рекомендации для отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом.

Диагностические исследования, проведенные по результатам некоторых игр, показали резкое снижение уровня тревожности и агрессивности подростков и повышение рейтинга педагогов, слияние группировок и размывание их границ, уменьшение количества «отверженных», смену «лидеров» на социально более позитивных.

Интересно отметить, что у педагогов, склонных к жесткому подавлению воспитанников, проявляется резко негативное отношение к таким играм. Сама система равенства участников игры вызывает у них резкое неприятие. К сожалению, далеко не всем удается переосмыслить свою профессиональную и личностную позицию. Для таких педагогов целесообразно проводить специальные тренинги с участием администрации. Необходимы программы работы по следующим направлениям: «Тренинг общения», «Как работать с агрессивными детьми», «Как любить себя и ребенка», «Как не стать жертвой», тренинговые занятия. Необходимым направлением при формировании безопасной образовательной среды является переосмысление профессиональных и личностных ценностей руководителей учреждений образования. А также психологическая и методическая поддержка взрослых, которые сами зачастую становятся жертвами жестокого обращения и соответственно становятся потенциальными агрессорами.

Одним из приоритетных и эффективных способов профилактики и психокоррекции агрес­сивного поведения считается тренинг социальных умений. К. нему прибегают в случае добровольного желания избавиться от агрессивных паттернов поведения, обучиться сдержанности. По данным Р. Бэрон и Д. Ричардсон, тренинг социальных умений при агрессивном поведении заключается в сле­дующих процедурах:

1) моделирование, предполагающее демонстрацию лицам, не имеющим базовых социальных умений, примеров адекватного поведения;

2) ролевые игры, предлагающие представить себя в ситуации, когда тре­буется реализация базовых умений, что дает возможность на практике проверить модели поведения, которым испытуемые обучились в процессе моделирования;

3) установление обратной связи — поощрения позитивного поведения («позитивное подкрепление»);

4) перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку

Нельзя оставить без внимания и учащихся. С целью профилактики насилия в подростковой среде так же эффективными окажутся тренинги социальных умений и реализация программ ненасильственного воспитания, спроектированных на основе технологии гуманистического воспитания.

В качестве мер по формированию ненасильственной среды образовательного учреждения выделяют так же: расширение свобод и возможностей выбора видов деятельности; введение принципов «педагогики сотрудничества» и «педагогической поддержки»; расширение системы совместной деятельности всех субъектов образования; создание психологического климата взаимного уважения и доверия.

Школьный буллинг

 

Школьный буллинг – социальное явление, широко распространенное сегодня не только в России, но и в США, Канаде, Японии, Индии и практически во всех странах Европы. Буллинг скандинавских и англоязычных странах определяется как притеснение, дискриминация, травля. Дэвид Лейн и Эндрю Миллер определяют буллинг как длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).

Мотивацией к буллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др., вплоть до удовлетворения садистических потребностей отдельных личностей.

Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, в основе которых может лежать что угодно – от национальности до внешних данных ребенка, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, байкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли чрезвычайно изобретательны. Новейшее их «достижение» - кибербуллинг, т.е. буллинг с использованием электронных средств коммуникации.

Некоторые исследователи предлагают систематизировать все проявления буллинга в две группы:

1 группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения;

2 группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, обструкцией пострадавших.

Буллинг охватывает очень широкую сферу деятельности.

 

1.Поведение ученика

Физическя агрессия: Включает в себя толкание, пихание, пинки и удары – может также приобретать форму жестокого физического насилия. В крайних случаях может применяться оружие, например ножи. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.

Словесный буллинг: В этом случае оружием служит голос. Может существовать в форме обидного имени, с которым постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня, оскорбляя и унижая его. Этот вид буллинга зачастую направлен на те жертвы, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую академическую успеваемость. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика. (Использование анонимных телефонных звонков – очень распространённая форма словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только ученики, но даже учителя).

Запугивание: Основывается на использовании очень агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву делать то, что он/она не желает делать. Мимика или "взгляд" хулигана может выражать агрессию и/или неприязнь. Угрозы также используются для того, чтобы подорвать уверенность жертвы.

Изоляция: Инициатором использования этого метода, как правило, является хулиган. Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса или всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах.

Вымогательство: В этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдаёт их немедленно. Могут вымогаться также завтраки, талоны или деньги на обед. Жертву также могут принуждать воровать имущество для хулигана. Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву.

Повреждение имущества: Хулиган может сосредоточить внимание на имуществе жертвы. В результате могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи.

 

2. Поведение взрослых

Взрослый в школе может непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать такому поведению путём:

Унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях.

Негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика.

Устрашающие и угрожающие жесты или выражения.

Буллинг – явление массовое. Согласно статистическим данным, приводимым зарубежными учеными, школьному буллингу в той или иной форме подвергается от 4 до 50 процентов детей. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда систематическая травля со стороны одноклассников приводит к фатальному исходу.

Социальная структура буллинга, как правило, включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя.

В науке существует несколько подходов к рассмотрению буллинга. Одни исследователи сосредотачивают свое внимание на поиске и определении личностных свойств, характерных для личности булли и его жертвы. Другие пытаются рассмотреть буллинг как социально-психологический процесс.

Вот как определяет типичные черты учащихся, склонных становиться булли, норвежский психолог Д. Ольвеус:

· Они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей.

· Они импульсивны и легко приходят в ярость.

· Они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей.

· Они не испытывают сочувствия к своим жертвам.

· Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков.

Типичные жертвы буллинга также имеют свои характерные черты:

· Они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы.

· Они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение.

· Они склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве.

· Они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками.

· Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников.

Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), ученые отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.

3.Реко­мендации учителям, психологам, адми­нистрациям школ

1. Начните с точного, приемле­мого для вашего образовательного уч­реждения определения буллинга. По­мните, что понятие буллинг не анало­гично таким понятиям, как агрессия или насилие. Однако последние могут быть элементами этого комплексного явле­ния. Буллинг — это разрушительное поведение более «сильных», направ­ленное на более «слабых». Это не ссо­ры и драки, в которых участвуют школь­ники, обладающие одинаковым автори­тетом. Буллинг не бывает справедли­вым, так как «сильный» получает «удо­вольствие» от нанесённого ущерба (ма­териального и морального) «слабому».

2.Установите формы буллинга, которые имеют место в вашей школе. Можно вести дневник наблюдений за поведением членов школьного сообще­ства, которые, на ваш взгляд, склонны к проявлению физического или психо­логического насилия. Включить в него можно также учителей и родителей. Прежде всего, необходимо понять, где находится «силовой» дисбаланс.

3.Узнайте, какими способами под­держивают свой авторитет учителя, административные работники, ученики школы. Многое можно почерпнуть из ежедневных наблюдений за отношениями учеников (не только в классе, но и на школьной спортивной площадке), школь­ного персонала, учителями и родителями.

Полезно также составить и ис­пользовать короткие анкеты, на вопро­сы которых смогли бы анонимно отве­тить все члены школьного сообщества, включая родителей. Это поможет оце­нить ситуацию и определить, какие ме­ры необходимо предпринять. Они также дают возможность оценить масштаб буллинга и проанализировать его при­чины. Вы также сможете определить, какие меры нужно предпринять, чтобы дети чувствовали себя защищенными в школе. Анализ анкет поможет понять, где, в каких местах школьники сталки­ваются с буллингом и как они реагиру­ют на него, кто из них заинтересован, нуждается в помощи, кто заинтересо­ван, а кто нет в борьбе с этим явлени­ем. Вы также узнаете реакцию школь­ного персонала и родителей на бул­линг, и, более того, какие дополнитель­ные внешние силы, на их взгляд, следу­ет привлечь для решения проблемы.

4. К организации действий сле­дует приступать после исследования проблемы насилия в школе с помощью анкет, изучения специальной литерату­ры и видеозаписей. Меры по борьбе с буллингом могут быть различными. В США, например, существует такое со­общество, как «полиция по борьбе с буллингом», в которую входят все, кто заинтересован в эффективном ре­шении этой проблемы. Для привлече­ния такой «полиции» требуются следу­ющие формальные документы:

· заявление школы;

· краткое определение буллинга с иллюстрациями;

· декларация правил поведения в школьном сообществе для учащихся, учителей, административных работни­ков и родителей;

· заявление об ответственности всех тех, кто наблюдал буллинг и пытался его устранить;

· общее описание мер, которые школа предпринимает по борьбе с буллингом.

5. Обсуждение проблемы. Бесе­ды со школьниками как индивидуаль­ные, так и в группе очень важны и полезны. Большинство детей презирают «обидчиков», поэтому ваша задача заключается в том, чтобы доказать, что решение проблемы прежде всего в их интересах. Следующий шаг — обраще­ние к чувствам школьников, моральная оценка действий «обидчиков». Это уве­личивает вероятность того, что они бу­дут на стороне «жертвы» и попытаются помочь. Не менее важно грамотно по­строить разговоры с детьми, пострадав­шими от насилия. Цель бесед с ними — вовлечь в игры или дружеские отношения с другими детьми.

Вот некоторые рекомендации:

· обсудите со школьниками, по­чему в вашем образовательном учреж­дении возможно насилие и что нужно сделать, чтобы его предотвратить;

· предложите учащимся напи­сать об известном им конфликте, кото­рый произошёл в школе. С их разреше­ния зачитайте его, и предложите им дать определение буллингу. Особое внимание обратите на предложения детей по его предотвращению, подчёр­кивая наиболее реальные из них;

· ознакомьте школьников с ма­териалами (видео, книги), которые со­держат информацию на эту тему.

· предложите тему для обсуждения, например: как свидетели насилия
должны себя вести, чтобы помочь «жертве», «обидчику».

· пригласите заинтересованных учащихся в Комитет по предотвращению буллита, созданный в школе. Это может помочь учителям, персоналу школы и родителям в решении проблемы.

Комитет по предотвращению буллинга может быть эффективным средством в противостоянии насилию в школе. Учащиеся — члены такого ко­митета обладают более полной инфор­мацией о данном явлении. Со временем они приобретают навыки помощи жерт­вам насилия. Кроме того, у них появля­ется возможность эффективного реше­ния своих личных проблем, связанных с этим аспектом школьной жизни. Школьники, которые состоят в таких ко­митетах, часто своими действиями, по­средническими навыками, могут реаль­но изменить в лучшую сторону ситуа­цию в школе. Члены комитета могут стать также связующим звеном между персоналом и учащимися в работе с «полицией по борьбе с буллингом».

В Комитет по предотвращению буллинга рекомендуется включать школьников всех возрастов и учите­лей. Отношения между членами коми­тета строятся на основе демократиче­ских принципов. В обязанности коми­тета входят: подготовка школьного собрания на тему буллинга; формиро­вание специальных групп для работы с новыми учащимися (рисуются пла­каты, содержание которых направ­ленно против буллинга); проведение бесед с учащимися, которые сталки­вались с тем или иным видом насилия в школе; оказание помощи персоналу школы в решении проблемы.

6. Определите поведение персо­нала школы, которое способствует по­зитивным межличностным отношениям между учащимися. Этот пункт включа­ет в себя моделирование личного просоциального поведения и работу по уменьшению асоциального поведения; наблюдение (деликатное) за поведе­нием учащихся в классе, на переменах; готовность оказать поддержку тем школьникам, которые стали «жертва­ми» буллинга; обмен опытом по поло­жительному решению таких проблем.

7. Не исключайте из поля зрения «обидчиков». Обязательно беседуйте не только с виновными, но с их родите­лями, даже если это сложно сделать.

Буллинг — явление не «крими­нальное», но, тем не менее, его прояв­ления, если не будут своевременно пресечены, становятся всё более опасными. Реакция школьного сооб­щества на случаи насилия — важный аспект в решении этой проблемы. Ра­бота с виновными может быть различ­ной. Иногда с ними устанавливают контакты и беседуют индивидуаль­но — без угроз. Но зачастую исполь­зуется такой подход: учитель или пси­холог, работая с жертвами, приглаша­ют виновных принять участие в реше­ние ситуации. Этот подход достаточно эффективен — особенно если ребё­нок проявляет постоянную склонность к насилию.

8. Помогите ребёнку, который стал жертвой самому решить пробле­му, конечно с помощью других. Учите­лям следует определить тех детей, чьё поведение провоцирует насилие. Им нужно помочь преодолеть свои про­блемы, например, неуверенность в се­бе. В работе с такими детьми полезно смоделировать ситуацию, в которой они находились и помочь им её пре­одолеть.

9. Конструктивно работайте с родителями. Обсуждайте с ними при­чины буллинга. При разговоре с роди­телями виновных важна сдержанность в оценке. Ведь чаще всего виновные в ситуациях буллинга — дети из не­благополучных семей. С родителями жертв опасность состоит в том, чтобы не занять позицию защиты «мундира», т.е. защищать школьную репутацию, а не ребёнка, который стал жертвой. Если же разговор будет о том, что можно и нужно сделать, чтобы изме­нить ситуацию, вы сможете решить эту проблему вместе.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.026 с.)