Психосоциальная технология по предупреждению жестокости



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психосоциальная технология по предупреждению жестокости



«Реалии жестокости» (для старшеклассников)

Для учителей пособием предусмотрены планы уроков, для учащихся - учебные тексты.

Основная идея пособия состоит в предоставлении подросткам необ­ходимой информации о жестокости в обществе в сочетании с обучением общению и навыкам избегания конфликтов и жестокости.

Пособие содержит пять тем, объединяющих по два урока каждая.

Первая тема «Жестокость в современном обществе» включает урок о понятии жестокости и положении с жестокостью в стране. Второй урок содержит информацию о преступлениях и преступниках.

Вторая тема «Оружие и жестокость». На первом уроке учащиеся узнают о смертности лиц, пользующихся оружием, на втором - о роли оружия в обществе.

Третья тема «Оружие и жестокость» продолжа­ет знакомить подростков с информацией об оружии и жестокости. Под­робно обсуждаются проблемы использования подростками оружия и неформальные подростковые объединения, носящие оттенок криминальности.

Четвертая тема «Жестокость во взаимоотношениях людей». Пер­вый урок посвящен жестокости в семье, второй - жестоким взаимоот­ношениям между людьми в школе и других общественных структурах, в которых подростки так или иначе принимают участие.

Пятая тема «Предупреждение жестокости» объединяет три урока. Первый способствует выработке психосоциальных навыков предупреж­дения жестокости на уровне персонального поведения, второй - посвя­щен предупреждению жестокости в семье и школе, третий затрагивает проблему предупреждения жестокости в широких слоях общества.

Пример. Первый урок четвертой темы.

Описание плана урока для учителей

Задачи урока:

· ученики должны понять, что жестокость в семье влияет на всех ее членов без исключения;

· ученики должны идентифицировать четыре вида насилия, встре­чающегося в семьях;

· ученики должны усвоить основные характеристики дисфункциональных семей.

Ход урока

1. Напишите термин «жестокость в семье» на доске. Попросите учеников написать несколько предложений, поясняющих, что означает, по их мнению, жестокость в семье. Попросите учеников поделиться своими описаниями и выработать консенсус по отношению к термину. Сравните их определение с определением из текста пособия.

2. Скажите ученикам, что жестокость в семье означает насилие над
ее членами. Подчеркните, что насилие может быть направлено против детей, супругов или стариков, живущих вместе с молодым поколением.

3. Рассмотрите четыре виды насилия, встречающегося в семье. Попросите учеников разыграть сценку, когда жертва насилия просит помощи у близкого друга. Пока одни ученики разыгрывают сценку, другие внимательно анализируют, о чем просит обиженный и какие советы ему дает друг. После окончания игры проанализируйте с клас­сом, насколько реалистичными были советы друга. Обсудите все за и против того или иного совета. Порекомендуйте ряд лиц, к которым ученики могут обратиться за помощью: школьная медсестра, психолог, директор и т.п.

4. Зачитайте следующий текст: «Твоя лучшая подруга ведет себя странно. Она никуда не хочет идти и ничего не хочет делать, как рань­ше. Она сказала тебе, что хочет уйти из дома, потому что новый муж ее матери, который живет вместе с ними, постоянно хватает ее, и она больше не может этого переносить». Попросите класс наметить план действий для девушки, которая страдает от сексуального насилия со стороны мужа ее матери. Что напишут ваши ученики?

5. Пусть ученики ответят на следующие вопросы:

· Что такое жестокость в межличностных отношениях?

· Что такое жестокость в семье и как она влияет на членов семьи?

· Каковы четыре вида жестокости, которые чаще всего встречаются
в семье?

· Что такое дисфункциональная семья? Перечислите четыре признака дисфункциональной семьи, присущие всем им одновременно.

· Почему о случаях жестокости не всегда сообщают в милицию или другим людям, способным помочь?

· Некоторые люди говорят, что эмоциональное насилие - наихуд­шая форма насилия, встречающаяся в семье. Объясните, почему вы согласны или не согласны с этим мнением.

· Почему дети часто бывают жертвами семейной жестокости?

6. Попросите учеников перечислить внутренние защитные ме­ханизмы, которые они используют для того, чтобы избежать агрессии со стороны других людей. Дайте им возможность обсудить каждый.

7. Попросите учеников продемонстрировать, каким образом они используют язык движений для того, чтобы избежать агрессии.

8. Объясните ученикам, почему неагрессивное настаивание на своем
является хорошим способом избежать агрессии.

9. Как самозащитное поведение связано с самооценкой? Попросите дать пояснения и примеры.

10. Пусть ученики быстро заполняют бланк теста для избежания неточного понимания смысла термина изнасилования. Когда ученики заполнят тест, дайте им правильные ответы.

Тест

1.Некоторые женщины хотят, чтобы их изнасиловали

(ответ — ложь)

Изнасилование — жестокое преступление, которое никоим образом не предполагает

желания жертвы.

2.Изнасилование — это физическое проявление страстного желания

(ответ — ложь)

Изнасилование — это использование силы для получения власти и управления

поведением другого человека.

3.Алкоголь и наркотики способствуют изнасилованию

(ответ — правда)

Злоупотребление алкоголем и прием наркотиков способствуют изнасилованию, так как

способность контролировать себя и принимать правильные решения снижается.

4.Изнасилование знакомым человеком также травматично, как и изнасилование

незнакомым.

(ответ — правда)

Это правда, так как жестоко нарушает доверие к этому человеку.

Краткий план содержания текста для учащихся к уроку.

1. Перечисляются основные используемые термины: жестокость в семье, жертва, агрессор, эмоциональное, сексуальное, физическое насилие, словесные оскорбления (жестокость) и т.п.

2. Перечисляются основные положения, которые необходимо ус­воить:

· жестокость часто встречается в семьях;

· некоторые виды злоупотреблений в семье являются прояв­лениями жестокости;

· дети являются наиболее частыми жертвами жестокости в семье;

· дисфункциональные семьи не в состоянии самостоятельно справиться с проявлениями жестокости.

3. Кратко описывается жестокость в семье.

4. Описываются отдельные виды насилия: физическое насилие, сло­весные оскорбления, эмоциональная жестокость, сексуальное насилие.

5. Рассматривается конкретный случай - история подростка.

6. Описываются проблемные семьи.

7. Перечисляются и описываются виды дисфункциональных семей: семьи, где кто-то страдает алкоголизмом, злоупотребляет нар­котиками, семьи, где ее члены имеют низкую самооценку, семьи, где произошли какие-то непоправимые события (кто-то умер, кто-то не может найти работу).

 

При планировании и реализации школьных программ необходимо знать:

· подобные программы не могут стать панацеей от всех бед. В обществе, где социальная и правовая защищен­ность детей и подростков постоянно снижается, где качество школьного образования падает, а организованный досуг большинству оказывается не по карману, трудно радикально изменить положение с детьми с помощью любых школьных программ;

· проведение подоб­ных уроков требует определенного психологического профессионализма, что может показаться людям без специального образования нелегким делом, а сами программы, конечно, несут на себе печать культурных различий. Ведь создавались они для детей в других странах. Тем не менее, предупреждение жестокости с помощью специальных программ - реальный вклад в воспитание «здесь и теперь», которое не может дожидаться создания отечественных прог­рамм или преодоления всех социальных условий, питающих жесто­кость. Дети, страдающие от жестокости и сами готовящиеся стать жес­токими, растут сегодня, и это дети, окружающие наших детей и нас самих.

Иллюстрация I. Выбор

Иллюстрация содержит один сценарий и не менее четырех вариан­тов концовок. Ниже приведен сценарий и три возможные концовки.

Сценарий

А и В дружили с детского сада. Теперь они учатся в седьмом классе. Их дружба стала прочнее.

Прошло две недели с начала нового учебного год. Друзья завели обычай встречаться в раздевалке после уроков и вместе заходить в ближайший магазин, чтобы купить по шоколадке и поговорить немного перед тем, как разойтись домой.

В прошлую пятницу А как обычно купил шоколадку, а В нет. После этого между друзьями состоялся следующий диалог.

— Ты что разлюбил сладкое?

— Нет, просто не хочу.

— Да? Этого не может быть! Что случилось?

— Ничего. Если я не хочу чего-то, значит ,уже что-то случилось?

— Слушай, не ври, а? Я тебя слишком хорошо знаю! Что случилось?

— Я сказал, ничего!

— Ладно, как хочешь, до завтра!

А свернул в переулок направо, а В закричал: «Подожди!» Он подбе­жал к А и сказал: «Я просто не хотел говорить тебе. Ребята из 10 класса меня останавливают каждый день по дороге домой и отбирают деньги. Они сказали, что, если я сегодня не принесу денег, они меня изобьют».

— Вот это да? Этот номер у них не пройдет! Пойдем заявим в милицию.

— Ты что с ума сошел? Ты хочешь, чтобы они меня действительно избили? Они предупредили, чтоб я не говорил никому, даже тебе.

— Ладно, мы им покажем.

Концовка 1.

— Что мы им покажем? Они никогда не отстанут.

— Но что-то же надо делать?

—Ничего не надо делать. Просто не надо с ними связываться. Ты же знаешь, в каком месте они тебя поджидают. Есть много дорог домой. Можно использовать каждый день разную, пока они не отстанут.

Концовка 2.

—Смотри, кто идет. Это С и Д из 11 класса.

А подошел к ребятам и немного с ними поговорил.

—Все в порядке. Они идут домой той же дорогой, что и ты. Один собирался к приятелю, который живет около тебя, а другой забирает младшую сестру из детского сада. Им все равно по пути. Давай пойдем вместе с ними.

Концовка 3.

—Пошли вместе. У меня есть идея.

Когда мальчики подошли к следующей улице, их остановили де­сятиклассники. Один из них обратился к В.

—Гони деньги, живо!

- Вы, ребята, опоздали, — ответил А.

— Поговори у меня!

— Нет, правда, у нас уже отобрали деньги ребята тоже из 10 класса. Мы думали, вы с ними вместе.

Десятиклассники побежали за угол.

— Ты что с ума сошел?

— Но ведь это сработало?


Иллюстрация 2. Конфликты

Иллюстрация содержит несколько конфликтов, обычно 10 или бо­лее, для того, чтобы детям было из чего выбрать. Ниже приведены пять возможных конфликтов.

1. Братья и сестры ссорятся из-за разных вещей. Они могут ревно­вать. Могут спорить о том, кому что принадлежит, «делить» друзей и одежду.

2. Родители и дети часто ссорятся по разным поводам. Иногда родители не дают детям достаточно свободы или считают, что дети не выполняют свои обязанности.

3. Иногда друзья привыкают поддразнивать друг друга, а поскольку они хорошо знают один другого, то получается это у них хорошо. Если один из друзей в плохом настроении, то ему неприятно, когда его драз­нят, он может разозлиться.

4. В школу дети ходят не только для того, чтобы изучать различные предметы, но и для того, чтобы научиться общаться и взаимодейство­вать с людьми. Иногда в общении и взаимодействии с другими учениками или учителями ученик не согласен с ними.

5. Иногда люди берут что-то взаймы, а потом не отдают. Это может вывести из себя кого угодно.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА

ИЗБЕГАНИЕ КОНФЛИКТА - УЙДИ, ИЗВИНИСЬ

СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ - ОСТАНОВИСЬ НА МИНУТУ, ПОШУТИ

РЕГОВОРЫ -



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.144.31 (0.015 с.)