Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Cовременные методические подходы

Поиск

К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ

Вопросы устойчивого развития туризма

в системе современного образования

Н.В. Иванова, Ю.А. Попова, В.Х. Демесинова, М.С. Безуглова

Астраханский государственный университет, Астрахань,

ivanovanatali72@mail.ru, marinadenis@yandex.ru

 

Задача современного географического образования – продолжить изучение географии мира и ее проблем: экономических, социальных, демографических, экологических и др., в том числе и рекреационного потенциала и процессов его освоения.

рекреация, туризм, устойчивое развитие, туристско-рекреационный потенциал, система образования.

SUSTAINABLE TOURISM DEVELOPMENT IN THE SYSTEM

OF MODERN EDUCATION

 

N.V. Ivanova, Y.A. Popova, W.H. Demesinova, M.S. Bezuglova

Astrakhan State University, Astrakhan

ivanovanatali72@mail.ru, marinadenis@yandex.ru

 

The task of modern geographical education continue to study the geography of the world and its problems: economic, social, demographic, environmental, etc., Including recreational potential and its development process.

recreation, tourism, sustainable development, tourist and recreational potential of the education system.

Понятие «устойчивое развитие» и его содержание прочно вошло в язык политиков, экологов, экономистов, социологов и журналистов и широко обсуждается в научной и публицистической литературе. Впервые на русском языке этот термин вошел в обращение с переводом книги «Наше общее будущее» в 1989 году. В этом издании английский термин “sustainable deve-lopment” был переведен на русский язык как «устойчивое развитие». Однако более точно этот термин означает «непрерывно поддерживаемое развитие», что соответствует определению, данному Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию (комиссия Брундтланд): “Sustainable development” – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Устойчивое развитие включает в себя два ключевых взаимосвязанных понятия: 1) понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения); 2) понятие ограничений (обусловленных состоянием технологии и организацией общества), накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять текущие и будущие потребности человечества.

Основной задачей устойчивого развития провозглашается удовлетворение человеческих потребностей и стремлений. Важно подчеркнуть, что устойчивое развитие требует удовлетворения наиболее важных для жизни потребностей всех людей и предоставления всем возможности удовлетворять свои стремления к лучшей жизни в равной степени [4].

Устойчивый туризм предполагает возможность создания долгосрочных условий для развития как собственно туризма, так и сохранения природных ресурсов, социальных и культурных ценностей общества. При этом его целью является достижение более высокого уровня жизни населения путем экономического роста и сохранения экологических благ, природного капитала для будущих поколений. Такой подход вписывается в мировые тенденции туризма, определяющие формирование нового туристского брэнда, когда высокая сохранность природных и культурных комплексов является непременным условием устойчивого развития.

Авторитетной действующей стороной в области проблематики устойчивого туризма является ВТО. Ею были сформулированы принципы устойчивого туризма уже в 1988 году. Согласно ВТО, устойчивый туризм – это «такое направление развития туризма, которое позволяет удовлетворять нужды туристов сейчас, учитывая интересы принимающего региона и позволяющего сохранить эту возможность в будущем. При этом предусматривается управление всеми ресурсами таким образом, чтобы экономические, социальные и эстетические потребности удовлетворялись с поддержанием культурной и экологической целостности, без нанесения вреда биологическому разнообразию и системам жизнеобеспечения».

Принципы устойчивости в туризме сводятся к экологической, культурной, экономической устойчивости, а также устойчивости для местных сообществ. На практике это означает, что все туристические компании должны осуществить предложенные мероприятия для достижения долгосрочного устойчивого развития [6].

Необходимо отметить, что проблемы устойчивого развития в своей основе междисциплинарные и, на наш взгляд, должны быть включены в образовательные программы всех, без исключения, специальностей [1].

Создание специальных образовательных программ и внедрение идей устойчивого развития в существующие образовательные курсы становится все более актуальным и распространенным. Ряд университетов и учебных центров внедрили программы курсов и дисциплин по устойчивому развитию. Учащиеся в рамках этих курсов знакомятся с существующей стратегией и концепцией устойчивого развития человечества [2].

Целесообразно в процессе обучения по дисциплинам, направленным на изучение устойчивого развития человечества, демонстрировать современные научно-популярные документальные фильмы по глобальным экологическим проблемам, ошибочным проектам социально-экономического развития общества, истории развития человеческой цивилизации и перспективах ее развития. Необходимо регулярно проводить «проблемные» семинары, на которых студенты могут высказать свое мнение и сформировать свою точку зрения по неоднозначным вопросам и проблемам, существующим в рамках устойчивого развития общества, например: «Глобализация и антиглобализм», «Угроза мировой войны», «Урбанизация и устойчивые поселения», «Развитие мировой экономики и экологическая безопасность общества», «Перспективы человечества, оптимистический и пессимистический прогноз» и т.д. [3].

Важнейшим вызовом времени в начале XXI века стало переосмысление идеологии развития в терминах устойчивости, ставшее актуальным для всех без исключения стран мира. Закономерным откликом системы образования на этот вызов стало отражение проблематики устойчивого развития в новых и обновляемых учебных курсах и программах. Особое внимание нужно уделять вопросам прогнозирования развития проблем и кризисных ситуаций, что позволяет применять комплексный подход в использовании полученных сведений, знания основных закономерностей развития природы и общества и умения анализировать и делать выводы [5].

 

Список использованной литературы

И электронных ресурсов

 

1. Безуглова, М.С. Современные подходы к методике преподавания вопросов устойчивого развития [Текст] // Инновационные технологии и методы в профессиональном образовании студентов университета: материалы науч.-метод. конф. / гл. ред. Г.П. Стефанова. – Астрахань: Астраханский университет, 2009. –
С. 24–26.

2. Безуглова, М.С. Устойчивое развитие в географическом образовании [Текст] // Естественнонаучное образование в школе и вузе: материалы межрегион. науч. конф., г. Ярославль, 14–15 декабря 2010 г. / под ред. Е.А. Власова, И.С. Синицын. – Ярославль: Изд-во Ярославл. гос. пед. ун-та, 2010. – С. 23–25.

3. Безуглова, М.С. Географическая наука и её эволюция [Текст] / М.С. Бе-зуглова, М.М. Иолин // Географические науки и региональное образование: материалы Третьего регион. науч.-практ. семинара, 25 марта 2010 г. / сост. В.В. Занозин, А.З. Карабаева, М.М. Иолин. – Астрахань: Астраханский университет, 2010. – С. 200–202.

4. Максаковский, В.П. Географическая картина мира [Текст]: в 2 кн. –
Кн. 1: Общая характеристика мира. – М.: Дрофа, 2003. – 496 с.

5. Образование для устойчивого развития. Экологическое образование и образование для устойчивого развития: материалы семинара / под ред. Н.С. Касимова. – Смоленск: Универсум, 2004. – 264 с.

6. Устойчивый туризм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.0zd.ru/sport_i_turizm/ustojchivyj_turizm.html. (дата обращения: 10.08.2015).

 

 

 


 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Анисимова Маргарита Сергеевна, ГАОУ Астраханской области ВПО «Астраханский инженерно-строительный институт», г. Астрахань, Россия.

Ажигалиева Марьям Ерболсыновна, МБОУ «Кирпичнозаводская СОШ», г. Астрахань, Россия.

Андрюнин Роман, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань, Россия.

Беркасова Лариса Васильевна, доц., ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань, Россия.

Безуглова Марина Сергеевна, канд. геогр. наук, доц., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, Россия.

Безручко Евгения Сергеевна, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань, Россия.

Воронкова Ксения Игоревна, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, Россия.

Грузина Юлия Михайловна, канд. экон. наук, доц., ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Моск-ва, Россия.

Демесинова Валентина Хусаиновна, МБОУ «СОШ № 28», г. Астрахань, Россия.

Зыкина Ксения Андреевна, ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет», г. Сыктывкар, Республика Коми, Россия.

Иванова Наталья Владимировна, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, Россия.

Ильманбетова Екатерина Байдуллаевна, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, Россия.

Камзаев Махмут Гилимович, МБОУ «СОШ № 3», г. Астрахань, Россия.

Камзаева Эльмира Махмутовна, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, Россия.

Князева Ирина Сергеевна, канд. ист. наук, Министерство культуры и туризма Рязанской области, Рязань, Россия.

Козлова Мария Игоревна, канд. ист. наук, ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет», г. Сыктывкар, Республика Коми, Россия.

Коноплин Виталий Сергеевич, ОГБОУ СПО «Рязанский педагогический колледж», г. Рязань, Россия.

Кулакова Наталия Ивановна, канд. пед. наук, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань, Россия.

Кузовков Александр Сергеевич, МБОУ «СОШ № 48», г. Астрахань, Россия.

Лебедько Егор Яковлевич, д-р с/х наук, проф., ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет», с. Кокино, Брянская область, Россия.

Ленченкова Юлия Викторовна, ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации, г. Воронеж, Россия.

Леменкова Полина Алексеевна, магистр геоинформатики, Карлов университет, Институт экологических исследований, г. Прага, Чехия.

Луканина Кристина Владимировна, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань, Россия.

Лубянский-Бондаренко Александр, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань, Россия.

Медведева Кристина Леонидовна, ГОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», г. Белгород, Россия.

Михайлова Ирина Владимировна, ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет», г. Сыктывкар, Республика Коми, Россия.

Михайлова Анна Александровна, ФКПОУ «Михайловский экономический колледж-интернат», г. Михайлов, Рязанская область, Россия.

Мишнина Елена Ивановна, канд. геогр. наук, доц., ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань, Россия.

Мелькин Алексей, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань, Россия.

Новицкая Анастасия, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань, Россия.

Попова Юлия Александровна, МБОУ «СОШ № 1», г. Астрахань, Россия.

Порядочнова Ольга Олеговна, ФКПОУ «Михайловский экономический колледж-интернат», г. Михайлов, Рязанская область, Россия.

Пожидаева Марьяна Викторовна, ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации, г. Воронеж, Россия.

Пракина Екатерина, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань, Россия.

Прилуцкая Светлана Викторовна, «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины », г. Гомель, Республика Беларусь.

Ремова Марина Владимировна, «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины », г. Гомель, Республика Беларусь.

Романова Анастасия Алексеевна, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, Россия.

Ружинская Любовь Александровна, канд. геогр. наук, доц., зав. кафедрой экономической и социальной географии и туризма, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань, Россия.

Силинская Наталья Михайловна, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань, Россия.

Сунагатова Светлана, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань, Россия.

Тарасова Анастасия, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань, Россия.

Тихонова Лариса Ивановна, канд. геогр. наук, доц., ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань, Россия.

Холова Юлия Олеговна, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, Россия.

Шведова Ирина Николаевна, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, Россия.

Шилина Ольга Александровна, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань, Россия.

Шурыгина Алёна Евгеньевна, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань, Россия.

Юркова Татьяна, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань, Россия.

Царёва Елена Геннадьевна, ассоциация «Настоящая Россия», Рязань, Россия.

 

Н а у ч н о е и з д а н и е

 

 

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

 

Материалы 2-й межрегиональной научно-практической конференции,

посвященной 100-летию РГУ имени С.А. Есенина

(с международным участием),

29 сентября 2015 г.

 

 

Ответственный редактор

Ружинская Любовь Александровна

Корректура Ю.А. Филатова

Техн. редактор Ю.А. Филатова

 


Подписано в печать 10.11.2015. Поз. № 38.

Гарнитура Times New Roman. Печать трафаретная.

Усл. п. л. 7,90. Уч.-изд. л. 9,4. Тираж 100 экз. Заказ №

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

390000, г. Рязань, ул. Свободы, 46

 

Отпечатано: редакционно-издательский центр РГУ имени С.А. Есенина

390023, г. Рязань, ул. Ленина, 20 а



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.184 (0.007 с.)