Н.М. Силинская, Е.И. Мишнина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н.М. Силинская, Е.И. Мишнина



Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Рязань

silnatmih@gmail.com

 

В статье проведена оценка факторов и современных тенденций развития туризма в Архангельской области, рассмотрены предпосылки данного региона в сфере туризма, выявлены основные проблемы и возможности для создания туристского кластера в регионе, его сильные и слабые стороны.

туристский потенциал, Архангельская область, государственная поддержка туризма, туристский кластер.

ANALYSIS OF FACTORS AND MODERN DEVELOPMENT TRENDSIN TOURISM IN THE ARKHANGELSK REGION N.M. Silinskaya, E.I. Mishnina Ryazan state University named for S.A. Yesenin, Ryazansilnatmih@gmail.com The paper assessed factors and modern trends of development of tourism in the Arkhangelsk Region, considered the preconditions of the region in the tourism sector, identified the main challenges and opportunities for the creation of a tourist cluster in the region, its strengths and weaknesses. tourist potential, Arkhangelsk region, government support, tourist cluster.

Туризм оказывает влияние на все стороны регионального развития, способствуя пополнению регионального бюджета, совершенствованию социальной и рыночной инфраструктуры, решению проблемы занятости населения путем создания новых рабочих мест, укреплению межгосударственных и межрегиональных связей. Для Архангельской области, обладающей сочетанием высокого туристско-рекреационного потенциала, уникальными природными и культурно-историческими ресурсами, проблема развития въездного и внутреннего туризма имеет особое значение.

Однако туристский потенциал Архангельской области, как и большинства российских регионов, используется далеко не в полной мере, что обусловлено слабо развитой туристской инфраструктурой, достаточно низкой степенью удобства и комфортности объектов отдыха и рекреации или полным их отсутствием, плохим состоянием автомобильных дорог, недостатком средств связи.

Архангельская область определила развитие туризма как одну из наиболее приоритетных сфер развития и повышения имиджа региона. Так, c 2011 года по поручению губернатора Архангельской области действуют долгосрочные целевые программы по развитию внутреннего и въездного туризма [6].

По данным статистических отчетов, предоставляемых муниципальными образованиями, в 2013 году Архангельская область приняла 377 465 туристов. Прирост по сравнению с аналогичным периодом 2012 года составил 14,5 %. Наиболее посещаемыми районами являются Архангельск (28 %), Приморский район (17 %) и Устьянский район (10,5 %) [7].

На территории области проводятся форумы, в результате которых закладываются основы для выстраивания долгосрочных партнерских связей региональных компаний с профильными федеральными органами власти в сфере туризма, общественными объединениями, деловыми кругами, иностранными партнерами по вопросам развития въездного и внутреннего туризма в Архангельской области.

Содействие развитию механизмов государственно-частного партнерства в сфере туризма осуществлялось посредством проведения в рамках долгосрочной целевой программы ежегодного конкурса среди муниципальных образований на право получения субсидий из областного бюджета на реализацию приоритетных проектов в данной сфере.

В Архангельской области проводятся мероприятия, нацеленные на активизацию развития сельского туризма на территории области, на формирование предложений по государственной поддержке данного вида туризма по линии государственных, федеральных и областных целевых программ. В рамках развития морского круизного туризма правительством Архангельской области подписаны соглашения о сотрудничестве с крупными компаниями.

Создана интерактивная туристская карта Архангельской области (www. pomormap.ru), которая включает в себя 8 карт: физическую, географическую, погодную, транспортную, административную, иллюстрированную, зоологическую, а также карту-схему области [7].

Территория Архангельской области располагает разнообразными природными и культурно-историческими ресурсами. Главными объектами туристского внимания являются: Архитектурный ансамбль Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника; Устьяны – столица северного меда и центр европейской тайги; спортивно-туристская база и горнолыжный комплекс «Малиновка»; город Каргополь – древнейший русский город, сохранивший памятники архитектуры, город мастеров, родина каргопольской глиняной игрушки; национальный парк «Кенозерский»; музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»; бальнеогрязевой курорт (санаторий «Сольвычегодск») и курорт «Солониха»; Пинежский государственный заповедник и, конечно же, родина великого российского ученого М.В. Ломоносова.

Территория Архангельской области обладает уникальными культур-ными, историческими, археологическими и архитектурными объектами, ко-торые открывают широкие возможности для развития культурно-познава-тельного туризма. Русский Север сохранил многие православные святыни (Соловецкий, Крестный, Антониево-Сийский, Веркольский, Сурский, Оше-венский монастыри), которые привлекают внимание верующих и туристов, способствуют развитию паломнического туризма [1].

На территории региона постепенно развиваются горнолыжные курорты. Наибольшей популярностью пользуется центр лыжного и горнолыжного спорта «Малиновка». «Малиновка» является частью федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». Горнолыжный курорт находится в Устьянском районе, в деревне Кононовская.

Природный рельеф дает возможность проложить на базе хорошие трассы, которые будут интересны как новичкам, так и опытным райдерам. Магистрали «Малиновки» расположены на северных склонах, благодаря этому устойчивый снежный покров лежит до конца апреля и поэтому можно полностью обойтись без искусственного снега. Жители района уверены: спортивная «Малиновка» станет не только всероссийским, но и международным центром спорта [2].

В 2014 году в Устьянском районе Архангельской области открылась лыжероллерная трасса длиной 6,2 километра, с асфальтированным покрытием и искусственным освещением, не имеющая аналогов в России. Уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что в недалеком будущем лыжно-биатлонный центр «Устьяны» будет востребован не только в Архангельской области, но далеко за ее пределами. Сейчас его лыжные трассы по достоинству оценили и спортсмены, и тренеры команд-участниц различных соревнований и сборов [4].

Повышение конкурентоспособности Архангельской области на туристическом рынке, увеличение туристского потока в регион, рост объема инвестиций в сферу туризма – основные цели создания туристского кластера в Архангельской области. Туристский кластер – сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами [3, с. 32].

Наличие географических, природно-климатических, культурно-истори-ческих и социально-экономических предпосылок для развития различных видов туризма (морской, речной, промышленный, культурно-познавательный, сельский, детско-юношеский, социальный, MICE-туризм), огромный туристско-рекреационный потенциал Архангельской области, наличие развитой сети предприятий сферы туризма и гостеприимства, туристских организаций и объединений, образовательных учреждений на территории региона, наличие опыта работы в туристическом секторе, наличие учебных заведений туристической направленности в городе Архангельске, растущий интерес населения Архангельской области к ее историко-культурному наследию, природным богатствам, возможностям активного туризма – все это составляет сильные стороны туристского кластера Архангельской области [3, с. 35–36].

Однако такие факторы, как малая узнаваемость Архангельской области на туристской карте России, низкая плотность и недостаточное развитие автомобильных и железных дорог, ограниченность регионального авиасообщения, несоответствие инфраструктурных возможностей туристскому спросу, недостаток мест в гостиницах и других средствах размещения туристов, высокая стоимость туристского пакета с доминирующей транспортной составляющей, удаленность объектов туристского показа друг от друга, отток кадров в другие субъекты РФ, низкая предпринимательская активность в сфере туризма в муниципальных образованиях Архангельской области, сдерживают развитие туризма [3, с. 36].

У региона есть следующие возможности для ускоренного развития туристского кластера в Архангельской области: создание фирменного стиля Архангельской области; уход от сезонности, развитие круглогодичного туризма; использование механизмов государственно-частного партнерства, создание новых рабочих мест, развитие самозанятости в сфере гостеприимства, туризма и услуг и поддержка развития этой сферы на муниципальном уровне как инструмент развития территории; использование инновационных технологий.

Тем не менее, имеются и факторы (основные риски), которые могут оказать негативное влияние на развитие туристского кластера в Архангельской области: несовершенство нормативно-правовой базы в сфере управления туризмом на территории области; конкуренция со стороны соседствующих (Республика Карелия, Вологодская область и Мурманская области) и центральных регионов РФ; разрушение объектов историко-природного и культурного наследия из-за недостатка финансовых ресурсов на их восстановление, поддержание и развитие [3, с. 37].

В Архангельской области концептуально перспективно видится создание территориальных туристских кластеров внутри региона. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года туризм входит в пятерку первых отраслевых приоритетов экономического развития области. Ресурсные возможности Архангельской области позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием российских и иностранных туристов в несколько раз. Необходимы активные действия, направленные на создание условий для устойчивого развития туризма в регионе.

На основании вышеизложенного можно сказать, что целью развития туризма в Архангельской области является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, развитие инфраструктуры региона, повышение занятости и уровня доходов населения.

 

Список использованной литературы и электронных ресурсов

1. Бызова, Н.М. Поморская энциклопедия [Текст] / Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск, 2007.

2. Интересный отдых на горнолыжном курорте «Малиновка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://carver.ru/interesnyj-otdyx-na-gornolyzhnom-kurorte-malinovka.

3. Ковалев, С.М. Особенности туристской деятельности в Архангельской области [Текст] / С.М. Ковалев [и др.]. – Архангельск, 2012.

4. Лыжероллерная трасса мирового уровня открыта в Архангельской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.ria.ru/society/ 20140915/ 1024191032.html.

5. Мишнина, Е.И. Региональный мониторинг качества жизни населения как инструмент измерения человеческого развития [Текст] // Географический вест-
ник. – 2014. – № 2/29. – С. 21–25.

6. Осипова, Е.Э. Туристский потенциал Архангельской области и его влияние на социально-экономическое развитие региона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3989.

7. Отчет агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области за 2013 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. pomorland.pro/upload/iblock/7d9/7d9f4cbcf340899e44de5bb0089d8651.pdf.

 

 

Стратегическое планирование развития туризма

В Республике Крым

В.С. Коноплин

Рязанский педагогический колледж, Рязань

vitalik-konoplin@mail.ru

В статье проанализировано современное состояние сферы туризма в РФ, а также распределение потоков иностранных туристов. Выявлена классификация регионов с точки зрения развития туризма. Дана оценка туристской инфраструктуре Республики Крым и выявлены факторы, наиболее значимые для возобновления туристской деятельности. На основе проведенного исследования предлагается подробный анализ финансирования восстановления индустрии туризма Республики Крым, а также возможные риски при осуществлении данного процесса.

 

туризм, планирование, Крым, финансирование, ресурсы, туриндустрия, стратегии, риски.

The strategic planning of tourism development

in the Crimea

V.S. Konoplin

Ryazan pedagogical college, Ryazan

vitalik-konoplin@mail.ru

Modern state of tourism situation in Russia and distribution of foreign tourists’ flow have been analyzed in the article. Classification of regions is given from the point of view of tourism development. Tourism infrastructure of the Crimea is estimated and factors which are the most significant for the reactivation of tourism have been discovered. On the basis of this research the author has offered the detailed analyse of financing of reactivation of tourism in the Crimea and possible risks which can appeare during the reactivation.

 

Tourism, planning, the Crimea, financing, resources, tourism industry, strategies, risks.

Учитывая геополитическое, культурное, историческое значение полуострова для России, а также обстоятельства, в которых Крым был присоединен к Российской Федерации, можно надеяться, что данный регион привлечет к себе внимание российских инвесторов и туристов. Это, несомненно, чрезвычайно перспективное направление развития внутреннего туризма. Крым в будущем должен стать важным туристским кластером.

В первую очередь, хотелось бы сказать о современном состоянии сферы туризма в Российской Федерации. Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа и с присоединением Крыма их количество значительно увеличилось.

Поток туристов-иностранцев в Россию не равномерен относительно территории. В Москву и Санкт-Петербург, которые являются центрами культуры и становления Российского государства, направляются 75 % туристов, Крым туристы-иностранцы не рассматривают в качестве места проведения отдыха (рис. 1) [2].

 

 

Москва и Санкт-Петербург
75 % туристов

 

Рис. 1. Поток иностранных туристов в Россию

 

 

В целом в мире рассматривают следующие перспективные виды туризма: культурно-познавательный, активный туризм, специализированный туризм, круизный и деловой виды туризма. Изучая Крым изначально с точки зрения развития внутреннего туризма, можно сказать, что у полуострова есть достаточное количество ресурсов для развития всех вышеперечисленных направлений.

В России выделяют особую классификацию регионов (рис. 2) [3].

Трудно сказать, к какой именно категории может относиться Крым. Существует несколько информационных источников, которые противоположны в своих суждениях. Государственные представители неоднократно заявляли, что инфраструктура в Крыму находится в упадочном состоянии, однако представители бизнеса, в частности Е. Гаранина, генеральный директор «Аккорд Менеджмент групп», которая приезжала в Рязань на обучающий семинар, дала очень высокую характеристику туристской инфраструктуры Крыма.

Для того чтобы полностью охарактеризовать состояние и туристские перспективы Крыма, необходимо ознакомиться с данным регионом. Для начала опишем географическое положение. Крым омывается двумя морями – Черным и Азовским, на севере соединяется с Украиной Перекопским перешейком, а на востоке – организована переправа через Керченский пролив с остальной территорией России.

 

 

Рис. 2. Категории регионов по уровню развития туристской инфраструктуры

 

 

Существуют два фактора, наиболее значимых для возобновления туристской деятельности Крыма, но уже в составе Российской Федерации (рис. 3) [1].

 

 

Инфраструктурная перестройка
  Модернизация
  Развитие туристской отрасли в Крыму

 

 

Рис. 3. Факторы возобновления туристской деятельности

 

 

Причем модернизация должна касаться не только гостиничной, но и со-путствующих ей сфер, в том числе транспортной, сферы питания, сферы развлечений.

На территории Крыма множество центров, которые приспособлены для того или иного вида туризма. Существуют стихийные, оборудованные турстоянки, турбазы, центры круизного туризма и т.д., при этом наиболее развита в туристском смысле часть Крыма, которая находится ближе к России.

Ключевым моментом в восстановлении Крыма является принятие государственной программы на 2015–2017 годы. Ее реализация осуществляется за счет средств федерального и республиканского бюджетов. Объ-
емы финансирования из республиканского бюджета подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законом Республики Крым о бюджете Республики на очередной период. Нельзя не отметить, что финансирование на 97 %, как можно видеть на диаграмме, приходится из федерального бюд-жета и всего 3 % финансирования приходятся на республиканский и местный бюджеты (рис. 4) [1].

 

Рис. 4. Финансирование туристской отрасли в Республике Крым

 

 

На пути развития туризма и реализации государственной программы по улучшению Крыма есть ряд рисков, которые представлены в схеме: финансовые, правовые, организационные.

Организационные риски рассмотрены более подробно. Они включают несогласованность, отсутствие координации и ограниченность кадровых ресурсов.

Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на наличие множества предпосылок для развития различных видов туризма, в настоящее время существует ряд проблем, тормозящих развитие отрасли на территории Республики Крым: политическая нестабильность в Украине; неравномерность развития туристской инфраструктуры; проблема транспортной доступности Республики Крым. И объективно оценить результаты по преображению туристской сферы Крыма можно будет только через несколько лет, когда будет видна реализация государственной программы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.039 с.)