ТОП 10:

Проблемы туризма, стратегия развития туризма, туризм, виды туризма, Астраханская область.



 

 

The development of certain types of tourism

in the Astrakhan region

 

A.A. Romanova, I.N. Shvedovа

Astrakhan State University, Astrakhan

neysti.fletcher@mail.ru

 

In article problems, prospects and the main actions of development of regional tourism within the approved state program “Development of tourism in the Astrakhan region for 2011–2016” are considered. Development of the tourist direction is the fundamental direction of realization of Strategy of social and economic development of the Astrakhan region till 2020.

 

tourism problems, tourism development strategy, tourism, types of tourism, Astrakhan region.

Современные тенденции развития туризма, а также риски, связанные с истощением ресурсов, вынуждают изменить политику в сторону диверсификации туристского продукта. Практически все страны Каспия, в том числе и Россия, начинают рассматривать туризм в качестве значимой отрасли экономики и инвестируют в туризм, реализуя масштабные проекты.

Характерная особенность туристических проектов Астраханской области – ориентация на различные направления туризма. Наличие на территории Астраханской области уникальных природных и исторических объектов создает предпосылки для развития таких видов туризма, как экологический и культурно-познавательный.

Целебные свойства воды, рапы и грязей озер Баскунчак, Мраморное, Лечебное и других, источники минеральных и радоновых вод, существу-ющие на территории Астраханской области, традиции кумысолечения, на-ряду с сухим и жарким климатом, своим суммарным бальнеологичес-
ким эффектом создают условия для развития лечебно-оздоровительного туризма. Успешно действующие санатории «Тинаки» и «Бассоль» подтвер-ждают перспективность такого направления, как лечебно-оздоровительный туризм [2].

Астраханская область обладает огромным потенциалом в сфере паломнического туризма. На территории Астраханской области расположены храмы и культовые сооружения многих вероисповеданий.

В последние годы наметилась положительная тенденция в возрождении круизов. Растет число рейсов пассажирских теплоходов, прибывающих в город Астрахань. Организация современных «зеленых» стоянок и марин для комплексного обслуживания круизных туристов не только в городе Астрахани, но и на всем пути следования теплоходов и яхт через Астраханскую область может послужить дополнительным источником развития территории.

Отдельным аспектом маркетинга туризма Астраханской области является организация массовых мероприятий. Это рыбацкий фестиваль «Вобла», фестивали исторической реконструкции «Половецкие степи», «Итильский берег», празднование Дня археолога, Дня города Астрахани, ралли-рейд «Хазарские степи» и др. Такие мероприятия, а также рекреационные возможности области освещаются в средствах массовой информации, подтверждающих перспективность событийного туризма [3].

Развитие данного вида туризма базируется на разработке и предоставлении уникального зрелища, продукта (масштабные фестивали, карнавалы, национальные праздники и т.д.), к которым можно привлечь внимание гостей. Важно, чтобы они заинтересовывали туриста как крупные события, которые можно посетить только в Астраханской области.

При соответствующих вложениях в развитие инфраструктуры и информационной поддержке можно с уверенностью говорить об увеличении доли данных видов туризма в структуре туристических услуг Астраханской области.

Реализация проектов в данной сфере планируется с привлечением до-левого федерального финансирования в рамках федеральной целевой про-граммы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2016 годы)».

Реализация отраслевой целевой программы «Развитие туризма в Астраханской области на 2011–2016 годы» позволила увеличить к 2015 году, по сравнению с 2010 годом, следующие показатели:

- число обслуженных туристов на 50,3 % (2010 год – 195,6 тыс., 2015 год – 294 тыс.);

- объем оказанных туристических услуг на 106 % (2010 год – 1481 млн рублей, 2015 – 3026 млн рублей);

- число занятых в туротрасли на 144 % (2010 год – 5754, 2015 год –
11 759).

Несмотря на это, не удалось полностью решить ряд задач, направленных на развитие инфраструктуры, легализацию теневого бизнеса, оптимизацию управления, формирование единого информационного пространства [1].

В сфере управления развитием туризма в Астраханской области в на-
стоящий момент существует ряд серьезных проблем: отсутствует единая политика в сфере развития туризма в муниципальных образованиях области, что приводит к несогласованности действий исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.

Туристические базы расположены на большой территории, часто труднодоступной для представителей контролирующих органов. Это дает возможность скрывать доходы и уклоняться от уплаты налогов в полном объ-еме. Из-за отсутствия механизма, позволяющего полностью учесть и проверить прибыль турфирм Астраханской области, отчетные данные, полученные от них, не соответствуют действительному числу обслуженных туристов.

Отдельную проблему представляет самостоятельный туризм. На территории Астраханской области, особенно в Волго-Ахтубинской пойме, ежегодно отдыхают по разным оценкам от 200 до 500 тыс. самодеятельных туристов, которые используют природные ресурсы Астраханской области.

Отсутствие объективной статистической информации препятствует вы-работке эффективной государственной политики в сфере туризма и принятию адекватных управленческих решений. Необходимо также уделять пристальное внимание вопросам профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, ответственных за вопросы туризма.

Таким образом, возникает необходимость разрешения в рамках реализации данной программы вопросов организации эффективной системы сбора и анализа информации о состоянии рынка туристических услуг.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, экономической устойчивости в инновационном сценарии будет способствовать поддержка отраслей специализации, которые демонстрируют высокую устойчивость к конъюнктурным колебаниям, таких как туризм. Однако рост данных секторов будет возможен только при переходе на новую технологическую платформу, радикальном повышении эффективности и производительности труда, а также формировании сильной маркетинговой позиции этого кластера. Задача формирования образа Астраханской области как уникального туристского центра на юге России должна стать одной из приоритетных задач, решить которую можно, создав специализированную маркетинговую структуру – туристский информационный центр [1].

На территории муниципальных образований Астраханской области, перспективных для привлечения туристов, целесообразно формирование культурно-туристских зон, включающих не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания и др.

Таким образом, вопросы создания туристской инфраструктуры должны рассматриваться в разрезе развития отдельных муниципальных образований Астраханской области, в том числе и города Астрахани.

 

Список электронных ресурсов

1. О государственной программе «Развитие туризма в Астраханской области на 2011–2016 годы» [Электронный ресурс] : постановление правительства Астра-ханской области № 641-П от 30.12.2010 г. – Режим доступа : http://minsport.astrobl. ru/sites/default/files/641ocpturizm.pdf

2. Всемирная туристическая организация [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Режим доступа : http://www2.unwto.org

3. Официальный туристический портал Астраханской области [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.asttour.ru/


МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ

В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.227.117 (0.004 с.)