ТОП 10:

И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ



Использование возможностей туризма и краеведения

В формировании этнокультурной идентичности

К.Л. Медведева

Белгородский государственный институт искусств и культуры, Белгород

kina.medvedeva@yandex.ru

 

Важнейшим компонентом национального самосознания являются этнокультурная идентичность. В связи с этим одной из приоритетных целей современного образования является формирование этнокультурной идентичности как одного из важнейших компонентов национального самосознания школьников. «Идентичный» переводится с латыни как «тождественный». Этнокультурная идентичность – это составная часть культурной и социальной идентичности личности, которая выражается в осознании своей принадлежности к определенной этнической общности.

 

этнокультурная идентичность, национальное самосознание, этническая общность, куль-тура, туризм, краеведение

 

THE USE OF TOURISM OPPORTUNITIES AND LOCAL HISTORY

IN THE FORMATION OF ETHNO-CULTURAL IDENTITY

 

K.L. Medvedeva

Belgorod state Institute of arts and culture, Belgorod

kina.medvedeva@yandex.ru

 

The most important component of national identity is ethnic and cultural identity. In this regard, one of the priorities of modern education is the formation of ethno-cultural identity as an essential component of the national consciousness of students. “Identical” is translated as “identical”. Ethno-cultural identity is an integral part of cultural and social identity, which is expressed in the awareness of their belonging to a certain ethnic community.

ethno-cultural identity, national identity , ethnic group , culture, tourism , local history

Туризм и краеведение в системе образования являются незаменимым средством воспитания гражданско-патриотических позиций юных граждан России, которые призваны решать задачи подготовки к жизни всесторонне развитой личности, формировать духовно и физически здоровый образ жизни.

Становление правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского и патриотического воспитания молодежи. О его значимости неоднократно говорил в Посланиях Федеральному собранию РФ Президент России В.В. Путин: «Сегодня российское сообщество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи. Дефицит того, что всегда во все времена исторически делало нас крепче и сильнее, чем мы всегда гордились. Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителем традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение, укреплять прочную и духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение уделяют вопросу общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы – не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России» [2].

Важнейшим компонентом национального самосознания является этнокультурная идентичность. В связи с этим одной из приоритетных целей современного образования является формирование этнокультурной идентичности как одного из важнейших компонентов национального самосознания школьников. «Идентичный» переводится с латыни как «тождественный». Этнокультурная идентичность – это составная часть культурной и социальной идентичности личности, которая выражается в осознании своей принадлежности к определенной этнической общности.

Исследование проблемы формирования этнокультурной идентичности в обществе имеет свою историю. В России проблемы национальной самобыт-ности славянского и русского национального характера поднимались учеными К.Г. Антоном, Н.М. Карамзиным, В.О. Ключевским, М.В. Ломоносовым, М.М. Щербатовым. К вопросам национального образования обращались
К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, В.А. Сухомлинский и др.

Туризм и краеведение развивают у учащихся высшие нравственные качества, одновременно решают вопросы оздоровления, обучения, воспитания, профессиональной ориентации. Если в школе формируются в основном моральные понятия и убеждения, то туристская деятельность создает условия для их конкретного воплощения. Краеведческая деятельность создает положительное настроение и вызывает эмоции, реальное отношение к народным традициям, культуре, историческому прошлому.

В системе российского образования уделяется достаточно большое внимание развитию туризма и краеведения. Уже в школьном возрасте она побуждает подрастающее поколение интересоваться искусством, историей, литературой, помогает осознать неразрывную связь, единство родного края с историей страны. В каждом районе нашей страны, селе, поселке, городе есть свои особые черты истории и культуры, которые формируют в человеке любовь к родному краю, историческое сознание, патриотические чувства. Чем больше учащиеся получают знаний о родном крае, его людях, его истории, тем эффективнее будет решаться задача по формированию гражданственности, патриотизма личности, которая уважает и почитает традиции своего народа, гордится его культурой.

В разработанной нами программе для учащихся школ предлагается ряд направлений краеведческой и туристической деятельности по формированию этнокультурной идентичности:

«Мой род, моя семья». Цель – формирование духовных ценностей и убеждений личности через изучение своей родословной, духовного наследия предков, семейных традиций, привитие чувства гордости, любви и уважения к своей семье, своему роду. Результат: создание родового древа.

«Моя школа – частичка моей жизни». Цель – формирование патриотических чувств, подготовка к активной деятельности через выполнение поисково-исследовательских заданий, направленных на сбор и обобщение материалов об истории образовательного учреждения, о ее учителях и выпускниках. Результат: создание выставки.

«Мой родной край. Цель – развитие у учащихся гражданственности, патриотизма и ответственности за возрождение историко-культурного и природного наследия Отечества, сохранение местных памятников истории и культуры, имен известных земляков. Результат: туристические походы в поселки Прохоровка (Прохоровское поле) и Меловое (Мастерское под-полье).

«Моя родина – Россия». Цель – расширение и углубление знаний по истории, культуре, экологии края, воспитание уважения к своему народу, ответственности за сохранение исторических и культурных ценностей, понимание национального самосознания. Результат: экскурсия по историческим местам региона.

Огромное воздействие на формирование этнокультурной идентификации обучающихся оказывает работа по оформлению музейных экспонатов, встречи с участниками событий, материалы о которых представлены в музеях, подготовка учащихся к деятельности экскурсовода. В стенах музеев проводятся уроки, лекции, семинары, встречи с ветеранами, что делает исторический материал интереснее и нагляднее для учащихся. Активно проводится работа с учащимися в музее-диораме «Курская битва. Белгородское направление», где собраны материалы о ветеранах войны, воинских частях, участвовавших в освобождении нашей страны от немецко-фашистских захватчиках, партизанах, подпольщиках, организовавших сопротивление на временно оккупированной территории.

Туристическая и краеведческая деятельность дает возможность создавать условия и ситуации, которые позволяли бы молодежи на практике реализовать свои патриотические чувства и гражданскую позицию, способствовали воспитанию ответственности за судьбу страны, близких, свою собственную, формировали готовность сознательно и активно выполнять обязанности перед государством, обществом, соблюдать и уважать законы своей страны.

Важнейшая задача туристической и краеведческой деятельности учреждений образования – это формирование у подрастающего поколения этнокультурной идентичности, а именно нравственных ценностей, семейных традиций, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

 

Список использованной литературы

И электронных ресурсов

1. Курбанов, Н.И. Этнокультурная идентичность в современной социокультурной идентификации [Текст] : автореф. дис. … канд. культурологии. – М., 2012. – 23 с.

2. Электронный ресурс : http://www.klerk.ru/quotes/302495/







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.007 с.)