ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Растирание на грудной клетке.



Поместив большие пальцы обеих рук вдоль нижнего края 5-го ребра, круговыми движениями остальных пальцев обеих рук одновременно немного сдвигают и поднимают кожу грудной клетки.

Растирание на ягодицах.

Выполняется тыльной поверхностью кисти при согнутых в кулак пальцах. Производят круговые движения.

Растирание стоп.

Указательный и средний пальцы правой руки массажист кладет на тыльную сторону стопы ребенка, а большой палец – поперек ступни и круговыми его движениями энергично растирает ступню. Растирание сопровождается пассивными круговыми движениями стопы в голеностопном суставе внутрь и наружу.

РАЗМИНАНИЕ.

Разминание является пассивной гимнастикой для мышц и сосудов. Оно повышает тонус мышц, усиливает их сократительную способность, улучшает подвижность сухожилий и связочного аппарата. При выполнении данного приема могут участвовать одна или обе руки.

Разминание на ногах.

Ребенок лежит на спине. Фиксируя ногу ребенка, массажист производит щипцеобразное разминание, в основном по наружной стороне голени и бедра, начиная от стопы к верхней части бедра.

Другой вид разминания – кольцевое разминание. Большим и указательным пальцами обеих рук массажист обхватывает кольцами (вплотную одно над другим) голень ребенка в нижней её части, затем делает энергичные, расходящиеся кольцевые разминания голени и в 3-4 оборота продвигается до колена, а дальше разминаются только наружные мышцы бедра. Все приемы повторяются 6-8 раз, до порозовения кожи

Разминание спины.

Проводят продольное разминание длинных мышц спины (расположенных по обеим сторонам позвоночника) в направлении от поясницы к шее.

Разминание на ягодицах.

Разминание проводится в продольном и поперечном направлениях, начиная от подъягодичной складки и до подвздошной кости.

Разминание на стопах.

Производят щипцеобразное разминание по наружной и тыльной поверхности стопы.

ВИБРАЦИЯ.

Чаще применяются похлопывание, поколачивание и точечная вибрация.

Вибрация на спине.

Применяется после 4 месяцев жизни ребенка. Проводят похлопывание длинных мышц спины ребенка от ягодицы к голове и обратно тыльной стороной полусогнутых пальцев, начиная с указательных и постепенно, включая в работу остальные пальцы. При похлопывании движения должны производиться в лучезапястных суставах массирующего, а не в локтевых. Похлопывание противопоказано при гипотрофии, т.к. надкостница недостаточно защищена мягкими тканями.

Вибрация на стопах.

Проводят тыльной стороной полусогнутых пальцев (указательного и среднего) правой руки, похлопывают по ступне ребенка.

Вибрация грудной клетки.

Обхватить грудь ребенка так, чтобы большие пальцы легли спереди под сосками, не надавливая на грудь, остальные пальцы – сзади, а ладони плотно прилегли на груди. Затем производить быстрые ритмичные надавливания пальцами на грудную клетку ребенка при одновременном движении рук от середины к боковым поверхностям груди. Нужно внимательно следить за тем, чтобы не надавливать на ребра. Прием повторить 3-4 раза. Данный прием, воздействуя на нервную систему (межреберные нервы), рефлекторно вызывает более углубленный вдох.

Вибрация ягодиц.

Проводится в виде похлопывания и легкого рубления.

 

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Гимнастические упражнения бывают:

  1. Рефлекторные (применяют в первые 3-5 месяцев).
  2. Пассивные (выполняет массажист без сопротивления ребенка, они возможны при исчезновении гипертонуса и выполняются медленно).
  3. Активные (ребенок делает сам с речевой инструкцией, в определенных исходных положениях, эти упражнения повышают мышечный тонус).

Выкладывание на живот.

Ребенок лежит на животе, руки под грудью, лицо слегка повернуто в сторону. В силу защитного рефлекса ребенок поднимает голову и удерживает её в течении 5-10 сек. Происходит укрепление мышц туловища.

Рефлекторное разгибание позвоночника.

Ребенок лежит на правом боку ногами к массажисту. Левой рукой придерживать таз ребенка, а большим и указательным пальцем правой руки легко проводить вдоль длинных мышц спины, от крестца к шее. В ответ на это воздействие ребенок прогибает позвоночник вперед. То же проделывается левой рукой в положении ребенка лежа на левом боку. После 6 месяцев это упражнение проводится в сидячем положении.

Рефлекторное разгибание ног.

Проводится в возрасте от 2,5 до 4 месяцев.

Держа за подмышки, поставить ребенка на твердую поверхность и при наличии реакции ноги, при соприкосновении с поверхностью выпрямляются и держатся в таком положении 10-15 сек. Ребенок овладевает навыком стояния.

Рефлекторное ползание.

Ребенок лежит на животе ногами к массажисту, бедра притянуты к животу, голени – к бедрам (обычная поза ребенка в возрасте до 2,5-3 месяцев). Осторожно, не прикасаясь к ступням, подвести четыре пальца обеих рук под тыльную поверхность стоп ребенка, вслед за этим большими пальцами прикоснуться одновременно к обеим его ступням. В ответ на это прикосновение ребенок энергично отталкивается, разгибая ноги в коленных и тазобедренных суставах, и продвигается при этом вперед, если руки массажиста плотно прижаты к столу; в противном случае ребенок отталкивает руки массажиста, а сам остается на месте. В этом активном рефлекторном упражнении необходимо соблюдать осторожность: прикасаться к ступням ребенка можно только тогда, когда они обхвачены с тыльной стороны, иначе ребенок может легко соскользнуть со стола.

Рефлекторные упражнения для стоп.

Концом большого пальца быстро нажать на ступню ребенка у основания пальцев. В ответ на это раздражение ребенок сгибает стопу, затем таким же кратким нажимом на пятку в области прикрепления ахиллова сухожилия стимулируется разгибание стопы, которое может быть вызвано также легким похлопыванием тыльной поверхности стопы ребенка в направлении к пальцам..

Можно вызвать круговые движения в голеностопном суставе ребенка, поглаживая концом указательного пальца круговой мышечный валик ступни в том и другом направлении.

Поворот со спины на живот.

Массажист правой рукой обхватывает снизу среднюю часть голени ребенка, указательный палец левой руки вкладывает в левую руку ребенка, согнутую в локтевом суставе. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, поворачивает таз ребенка влево, и непосредственно вслед за этим ребенок поворачивает голову и плечевой пояс в ту же сторону. Таким образом, ребенок переводится из положения на спине в положение на животе, руки под грудью.

Второй поворот со спины на живот вправо выполняется так же, с той разницей, что голени ребенка обхватываются левой рукой, а правой поддерживают руку ребенка.

Упражнение основано на врожденном вестибулярном рефлексе. В этом упражнении работают мышцы таза, плечевого пояса и всего туловища.

Скользящие шаги”.

Ребенок лежит на спине, ногами к массажисту; ноги согнуты в коленных суставах, ступни упираются в стол. Обхватить стопы ребенка сверху так, чтобы: большие пальцы легли вдоль внутренних краев стоп, мизинцы – вдоль наружных, а указательные и средние пальцы, упирались в мягкие части голени снаружи. Затем попеременно двигать ногами так, чтобы ступни ребенка скользили по поверхности стола.

Упражнение пассивное, напоминает езду на велосипеде. Его цель – укрепление мускулатуры ног и опорной реакции.

После 10 месяцев это упражнение стимулируется речевой инструкцией (топ-топ) и становится активным.

“Парение” в положении на животе.

Ребенок лежит на животе ногами к массажисту. Подвести обе ладони под живот ребенка до соприкосновения мизинцами; большие пальцы ложатся по бокам на уровне нижних ребер. Затем поднять ребенка над столом в горизонтальном положении, при этом тело его образует дугу, открытую кверху, голова приподнята, мышцы спины и ягодиц напряжены. Упражнение активное, основано на врожденном вестибулярном рефлексе. Работают разгибатели позвоночника и тазобедренного сустава. Пассивность ребенка делает этот прием бесполезным.

Упражнение доступно детям с 4 месячного возраста.

“Парение” в положении на спине.

Ребенок лежит на спине ногами к массажисту. Подвести обе ладони с боков под спину ребенка до соприкосновения мизинцев. Большие пальцы должны лечь вдоль средней подмышечной линии. Затем поднять ребенка над столом в горизонтальном положении. В ответ на это положение голова ребенка отклоняется вперед, а брюшной пресс и вся передняя мускулатура тела напрягаются. При пассивности ребенка, сопровождающейся запрокидыванием головы назад, упражнение противопоказано.

Упражнение доступно детям с 4 месячного возраста.

“Бокс” руками.

Ребенок лежит на спине, обхватив большие пальцы рук массажиста, который остальными пальцами, в случае надобности, придерживает кисти ребенка. Затем сгибают и разгибают руки попеременно. При разгибании следует двигать руку ребенка вперед и к средней линии, слегка приподнимая плечо, при сгибании пальцы массажиста должны прикасаться к плечу ребенка, а не к груди. Таким образом, в этом упражнении ребенок слегка поворачивается с боку на бок. Работают сгибатели и разгибатели рук и мышцы плечевого пояса.

После 6 месяцев это упражнение усложняется введением колец и становится более активным.

После 8 месяцев – ребенок сидит на столе лицом к массажисту и, держась за кольца, с помощью массажиста, проделывает это упражнение.

После 11 месяцев это упражнение выполняется в и.п. ребенка – стоя.

Приподнимание головы и туловища из положения на спине при поддержке за обе руки, отведенные в стороны.

Ребенок лежит на спине ногами к массажисту. Дать ребенку обхватить большие пальцы рук, затем выпрямить руки ребенка, отведя их в стороны на 90 градусов и легким подтягиванием за руки, побуждать ребенка приподнять голову и плечевой пояс. После чего возвратить ребенка в исходное положение, укладывая его на бок, а не навзничь, во избежание ушиба затылка.

Упражнение выполняется с укладыванием на правый и левый бок. Работают передние мышцы шеи и брюшной пресс.

Присаживание.

Ребенок лежит на спине. Упражнение проводится при поддержке за обе руки, отведенные в стороны. Ребенок доводится до сидячего положения, после чего переместить руки ребенка вперед и вверх до соединения их с левой рукой массажиста, а указательным и большим пальцами освободившейся правой руки, легко провести снизу вверх вдоль длинных мышц спины ребенка с обеих сторон позвоночника. В ответ на это ребенок разгибает спину. Упражнение основано, в первом случае, на стремлении ребенка сесть, а во втором моменте на врожденном спинном рефлексе. В первом моменте работают сгибатели позвоночника (передние мышцы шеи и брюшной пресс), а во втором – разгибатели позвоночника (мышцы спины).

Упражнение выполняется 1 раз, после чего массажист, поддерживая голову ребенка, опускает его на стол, приведя в исходное положение.

То же упражнение после 8 месяцев проводится при поддержке за одну руку и после 10 месяцев без поддержки за руку. В этих случаях массажист придерживает колени ребенка и побуждает ребенка сесть по речевой инструкции «сядь» и привлекая его игрушкой.

Круговые движения руками.

Ребенок лежит на спине,обхватив большие пальцы рук массажиста или держась за кольца. В положении выпрямленных рук ребенка массажист делает последовательные круговые движения в плечевых суставах: отвести руки в стороны к голове, вперед и вернуться в исходное положение – руки вдоль туловища. Повторить 4-6 раз, а затем в обратном направлении: вперед, к голове в стороны и в исходное положение. Так же 4-6 раз. Упражнение пассивное, темп медленный. Оно является самым сложным для мускулатуры рук и плечевого пояса, т.к. является комбинацией всех движений плечевого сустава.

Приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки.

Ребенок лежит на животе. Массажист дает ребенку обхватить свои указательные пальцы, а большими пальцами придерживает его кисти с тыльной стороны. Затем отвести руки ребенка в стороны до полного их разгибания в локтевых суставах (во избежание сгибания упереться ладонями в локти). Далее выпрямленные руки ребенка приблизить к голове на уровень ушей. Ребенок поднимает голову назад – вверх. При выполнении этого упражнения следует помнить, что руки ребенка надо держать на уровне ушей. Это предотвратит повреждение в плечевом суставе.

Упражнение активное, выполняется 1-2 раза. Работают мышцы плечевого пояса и спины, а так же мелкие мышцы кисти и пальцев рук.

После 8 месяцев это упражнение выполняется с кольцами, причем ребенок может подняться до положения стоя.

Поднятие выпрямленных ног.

Ребенок лежит на спине. Большим и указательным пальцами рук, обращенных ладонями к ребенку, обхватить его голени снизу, остальные пальцы наложить на коленные чашечки. Затем поднимать выпрямленные ноги до вертикального положения, сгибая их в тазобедренных суставах и вернуть в исходное положение.

Упражнение повторяется 6-8 раз. В медленном темпе. Работают мышцы брюшного пресса и тазобедренного сустава.

То же упражнение после 10 месяцев выполняется активно. Массажист держит палочку на высоте выпрямленных ног ребенка и предлагает ему дотянуться до нее ногами, говоря «Подними ноги, достань палочку».

Скрещивание рук на груди.

Ребенок лежит на спине. Массажист, вкладывает большие пальцы своих рук в ладони ребенка, остальными пальцами придерживает его кисти. Руки ребенка отводятся в стороны на 90 градусов, затем двигаются навстречу друг другу до скрещивания их на груди и обратно. При перекрещивании сверху должна ложиться попеременно то правая, то левая рука 6-8 раз. Темп ускоряется и замедляется постепенно.

Упражнение пассивное для мускулатуры рук и плечевого пояса.

После 4 месяцев можно не придерживать кисть ребенка, приучая его самостоятельно держаться за пальцы взрослого.

После 6 месяцев это упражнение усложняется использованием колец.

Напряженное выгибание.

Упражнение выполняется после 6 месяцев. Ребенок лежит на спине. Указательным и большим пальцами левой руки обхватить снизу правую голень ребенка в средней ее части. Остальными пальцами прихватить на том же уровне левую голень. Приподнимая ноги ребенка, одновременно подводить правую ладонь под спину ребенка так, чтобы указательный палец расположился вдоль позвоночника, служа ему шиной, а остальными пальцами обхватить грудную клетку с боков, не сдавливая её. Голова ребенка все это время упирается в стол, не запрокидываясь. Ноги ребенка выпрямлены, мускулатура всей задней поверхности тела хорошо сокращена, мускулатура передней поверхности постепенно достигает полного расслабления, чему содействуют легкие вибрационные движения правой руки массажиста.

После этого переходят ко второй половине упражнения. Она начинается командой «подними голову», подкрепленной легким подтягиванием за ноги, что должно служить сигналом для сокращения передней мускулатуры. Вслед за этим ребенок поднимает голову, и все тело принимает горизонтальное положение, в котором особенно напряженно работает брюшной пресс. Дальнейшее движение туловища – это одновременное сгибание ног в тазобедренных и коленных суставах. И таким образом ребенок садится лицом к массажисту.

После этого следует движение в обратном порядке: туловище опускается (с одновременным разгибанием ног) до упора головой в стол и, после разгибания позвоночника и расслабления передней мускулатуры, медленно опускается на стол.

Упражнение активное, выполняется 1 раз в медленном темпе.

Чем моложе ребенок (6-8 мес.), тем дальше по направлению к голове продвигается правая ладонь массажиста. Чем старше и сильнее ребенок (8-10мес.), тем опора ближе к пояснице.

В начале работы упражнение основано на безусловном рефлексе (вестибулярном), в дальнейшем оно осуществляется ребенком в ответ на сигнальные (условные) раздражители: подтягивание за ноги и слово.

В те моменты, когда голова ребенка упирается в стол, работает вся задняя мускулатура, а в горизонтальном положении ребенка – передняя мускулатура.

Наклон туловища и выпрямление.

Упражнение выполняется в возрасте 10-14 месяцев. Ребенок стоит на столе спиной к массажисту.

Ладонью левой руки придерживать колени ребенка, предупреждая сгибание в коленных суставах. Ладонь правой руки положить на живот ребенка для поддержки туловища и побуждать его наклониться за игрушкой, не приседая. Упражнение активное, повторяется 2-3 раза теми детьми, которые начинают стоять без опоры. Работают мышцы спины.

После 1 года 2 месяцев в опоре туловища ребенок уже не нуждается и упражнение усложняется тем, что поднятую палочку ребенок должен заложить за голову для полного выпрямления позвоночника.

Положение «пловца».

Ребенок лежит на животе. Указательным и большим пальцами правой руки обхватить снизу правую ногу ребенка в нижней части голени; остальными пальцами зафиксировать на том же уровне левую ногу. Приподняв ноги ребенка, подвести свободную ладонь под живот, чтобы у него была опора, и поднять его над столом. Ребенок при этом лежит на ладони, как на площадке. Верхняя часть туловища и голова его приподняты, позвоночник разогнут. В данном положении задействованы все мышцы задней поверхности тела. Они находятся в напряжении, что способствует их тренировке, укреплению и дальнейшему развитию. Делать это упражнение следует 1 раз, его протяженность – несколько секунд.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.213.192.104 (0.014 с.)