Современное представление о структуре гена у прокариот и эука-риот. Мозаичное строение гена. Структура генома. Подвижные гены.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное представление о структуре гена у прокариот и эука-риот. Мозаичное строение гена. Структура генома. Подвижные гены.



Ген - элементарная единица наследственности, распол в хромосоме (в локусе), предст собой участок молекулы ДНК (или РНК у вирусов), сод-х информацию о первичной структуре белка. В молекуле ДНК сод-ся неск сотен генов, участвующих в обр 1 или неск признаков организма. Термин впервые применил Иоганнсен в нач 20 в Структура гена относительно постоянна и сложна. Тонкая структура гена: Ген- это дискретная область хромосомы, ответственная за обр-е опр-го клеточного продукта, он состоит из ряда линейно расположенных единиц (цистрон (единица функции)- отрезок ( хромосомы, контролирующий 1 функцию, рекон(ед-царекомбинации)-наименьший фрагмент цистрона, который обменивается при кроссин-говере, мутантный сайт- наименьший участок цистрона, изменение которого может вызвать мутацию) потенциально способных к изменению (мутирующие участки); каждый такой участок может существовать в нескольких альтерна­тивных формах и между разными уча­стками может происходить кросс-сенговер. Мозаичное строение генов эукариот: информация в генах эукариш запис-ся т о, что нуклеотидные послед-ти, наполн-е генет смыслом, отделяяютсядр от др послед-ми, не несущими опред смысла Уч-ки, несущие инф-цию о стр-ре полипептида наз экзонами, а уч ки, не кодирующие полипептидные цепи- нитроны (мутации по интронам гена могут остановить синтез белка, изменить его структуру- это опровергает выражение, что они «ненужные куски» ) Экзоны могут соединятся в разной послед-ти, что обуславливает синтез разл белков - в 1 гене м б заключ инф-ция о неск белках. Интроны после вырезания распадаются на нуклеотиды. Иногда интроны не разруш-ся, а замык i кольцо и нач самост жизнь. Они наз виройды. труктура генома. Геном- совокупность генов, сод-ся в гапл наборе хромосом (х ка вида, а не особи). Догму о стабильности локализации генов в хромосоме Мак-Клинток поставила под сомнение. В 70-е гг обнаружили у дрозоф-л группу генов, предст множественными копиями, кот были разбросаны по разным уч-м хром. Оказ, чтс 30% этих генов не им пост лока-лнзациц и кочуют по хром. Они наз прыгающими(подвижными) генами. С опер прыг генов разрушилось представление о генном постоянстве и стабильности гена, о случ-ти мутаций. Мутац-и завис от прыг-х генов. К гр генов со стаб локализацией в геноме относ уник-е посл-ти нуклеотидоа и представлены в геноме единичным или малым числом копий. К ним относ структурные и регулярные гены. Уник посл-ти эукар, в отлич от про-кар, м иметь мозаичное строение. Многократно повтор-ся посл-ти нуклеотидов явл копиями уник посл-ей

 

 

12.Класс Земноводные(Амфибии)Животные Zoa; подцарство Metazoa;,Подкласс: Тонкопозвонковые относятся 2 отряда:Хвостатые(Caudata) и отряд Безногие(Apoda) к подклассу Дугопозвонковые относится отряд Бесхвостые(Ecadata) Они имеют две пары конечностей, состоящих из трех отделов.

Отделы передних конечностей: Плечо, предплечье, кисть. Отделы задних конечностей: бедро, голень, стопа. Кисть и стопа заканчиваются пальцами. Размножение и развитие земноводных связано с водной средой. Земноводные холоднокровные животные, интенсивность обмена веществ у них зависит от температуры окружающей среды.

Отряд Бесхвостые земноводные Anura. К отряду относят лягушек и жар. Их тело короткое и широкое, у взрослых форм нет хвоста. Задние конечности длиннее передних и более развиты, т.к. служат для отталкивания при прыжках и плавании. Между пальцами задних конечностей есть плавательные перепонки Тело подразделяется на голову и туловище. Шея не выражена. На утолщенной голове расположены ноздри, сообщающиеся с ротовой полостью. Через них при дыхании воздух попадает в рот, а затем в легкие. Глаза снабжены подвижными веками. Позади глаз расположены органы слуха состоящие из среднего уха, закрытого барабанной перепонкой, и внутреннего уха — слуховой улитки, в которой расположены слуховые рецепторы, В среднем ухе расположена одна слуховая косточка, многократно усиливающая звук. Скелет имеет 6 отделов: череп, позвоночник, пояс передних конечностей, пояс задних конечностей, передние конечности, задние конечности. Подвижные кости скелета сочленены суставами. Мозговая часть черепа маленькая, что говорит о слабом развитии мозга. Позвоночник короткий и состоит из шейного, туловищного, крестцового и хвостового отделов. Шейный и крестовый отделы имеют всего по одному позвонку, что позволяет животным немного опускать голову. Пояса конечйостей служат для прикрепления конечностей к позвоночнику и обеспечения их подвижности. В состав пояса передних конечностей входят ключица, воронья кость и парные лопатки, тазовый пояс представлен тремя парами элементов: подвздошной, лобковой и седалищной кости. Грудной клетки у земноводных нет, т. к. ребра недоразвиты. Мышечная система сложнее, чем у рыб, и состоит из разных групп мышц. У бесхвостых земноводных таиболее развиты мышцы задн. конечностей. Дыхание осуществляется через влажную кожу и легкие. Для увлажнения кожи кожными железами выделяется слизь с бактерицидным секретом. Вдох и выдох происходит в результате сокращения и расслабления брюшной мускулатуры. Развитие настоящих легких привело к усложнению кровеносной системы

Й

появлению второго круга кровообращения, связи с этим усложнилось и строение сердца, они стало трехкамерным (два предсердия ижелудочек). Кровь в желудочке смешенная. По малому кругу кровообращения венозная порция крови движется из желудочка сердца к._легким, возвращается в левое предсердие, обогащенная кислородом. Далее поступает снова в желудочек, смешивается с венозной кровью и выбрасывается через артерии к органам по большому кругу кровоббращения! Чистой артериальной кровью снабжается, только мозг. К органам выделения относятся парные почки и мочеточники, мочевой, пузырь. Почки по происхождению первичные, по расположению - туловищные. Из мочевого пузыря моча удаляется через клоаку. Пи щева-ительная система амфибии во многом сходна таковой рыб. Кишечник заканчивается клоакой, куда впадают протоки Мочевого пузыря и половых желез. Добычу бесхвостые земноводные ловят с помощью липкого языка и заглатывают целиком. Пищей служат в основном насекомые, моллюски. Нервная система амфибий состоит из тех же отделов,, что и, рыб, до передний мозг развит сильнее, в нем ожно различить большие полушария.Мозжечок, отвечающий за координацию движений,a3BHT слабее, т.к. движения земнородных не гличаются разнообразием. Амфибии являются разнополыми, животными, оплодотворение наружное. Самка мечет в воду икру, самец одновременно выпускает семенную жидкость. Оболочка оплодотворенной икры набухает и уплотняется. Сроки развития личинок из икры зависятоттемпературы окружающей среды. Для амфибий характерно развитие с метаморфозом. Личинка лягушки - головастик имеет наружные жабры, один круг кровообращения, боковую линию и хвостовой плавник, что указывает на происхождение земноводных от

Котряду Хвостатые земноводные Urodela относят тритона, саламандру и др. Они имеютазвитый хвостовой отдел в позвоночнике. У ногих внутреннее оплодотворение. В остальном они схожи с другими земноводными.

К отряду Безногие Apoda: червяги, рыбозмеи. Пикулик Мих. Мих, Общ.кол. видов в РБ 13. К.Кн.: Тотон гоебенч.. Жаба камыш

 

13. Формирование экологических. понятий.

Э понятия способствуют форм-ю представлений об отношениях организмов с окр средой, популяций с окр средой и м/у собой, развитию экологического мышления (умение видеть, прогнозировать эколог катастрофы и катаклизмы). Выработка ценностных ориентации уч-ся на сохранение ев здоровья и здоровья др-х. Формированию э п способствуют след формы познават деят-ти: проведение наблюдений,связ с воздейев абиотич факторов (свет, тепло, влага) на жив организмы, наблюдение взаимодействий организмов в биоценозе, наблюдение за колониями, стаями.., набл-е за состоянием природных биоценозов и сменой биоценозов, прогнозирование, решение эк задач, написание докладов и рефератов

 

 

11.Класс Рыбы Царство Животные Zoa; подцарство - Metazoa: Подтип оночные Vertebrata; Надкласс Рыбы 'Рisces.

Рыбы относятся к позвоночным животным. Для позвоночных характерно наличие черепа, позвоночника и парных конечностей (или плавников). Передний конец нервной трубки у них формирует головной мозг; он защищен

Класс Костные рыбы Osteichthyes. Тело рыб делится на голову, туловище хвост, покрыто кожей с костной чешуей, защищающей тело от повреждений. Кожа имеет железы, которые выделяют слизь, уменьшающую трение в воде. Парные грудные и брюшные плавники обеспечивают сохранение равновесия при движении в воде. К непарным плавникам относятся спинной, хвостовой и анальный плавники. Скелет рыб состоит из большого числа костей и имеет четыре отде­ла: череп, позвоночник, пояс конечностей и скелет плавников. Основу скелета составляет позвоночник, тянущийся от головы до хвостового плавника и имеющий всего два отдела туловищный и хвостовой. Позвоночник состоит из позвонков, имеющих тело, верхнюю и нижнюю дуги. Верхние дуги позвонков образуют канал, в котором находится спинной мозг. Нижние отростки позвонков в грудном отделе позвоночника развиваются в ребра, защищающие внутренние органы. Позвоночник неподвижно соединен с черепом. Кровеносная система замкнутая - с двухкамерным сердцем, состоящим из предсердия и желудочка. Кровь от сердца движется по артериям к органам, а от органов по венам к сердцу, циркулируя, таким образом, по одному отугу кровообращения. Газообмен проходит в жабрах. Жабры костных рыб прикрыты жаберными крышками. Пищеварительная система рыб начинается ртом с острыми одинаковыми зубами, сидящими на челюстях. Через рот и глотку пища попадает в пищевод и желудок, где переваривается желудочным соком, у костных рыб есть плавательный пузырь, расположенный в полости вдоль позвоночника и являющийся выростом кишечника утратившим с ним связь. У сельдей, лососей, угрей и др. связь кишечника с плавательным пузырем сохраняется у взрослых форм. У остальных рыб эта связь сохраняется на стадии личинки В стенках пузыря находятся капилляры. Протекающая по ним кровь либо поглощает из пузыря газ, либо выделяет в него газы. Изменение объема газов в плавательном пузыре изменяет плотность тела рыб, в результате рыбы всплывают или опускаются на дно. Выделительная система представлена парными лентовидными почками, расположенными между позвоночником и плавательным пузырем. Нервная система состоит из головного и спинного мозза и отходящих от них нервов Головной мозг расположен в мозговой коробке и имеет пять отделов: передний мозг, Средний мозг, промежуточный мозг, продолговатый мозг и мозжечок. В поведении рыб проявляются условные и,безусловные рефлексы. Органы чувств рыб

^

обеспечивают им ориентацию в пространстве.парных органах зрения неэластичный шаровидный хрусталик не позволяет рыбам видетьна большом расстоянии. Важную роль в жизни рыб играют запахи, распространяющиеся вводе. Органы обоняния представлены двумя носовыми ямками на переднем конце головы,Органами вкуса являются вкусовые почки в,ротовой полости и на поверхности тела. Рыбы хорошо воспринимают, звуковые волны, рас -пространяюпшееся в воде, у них есть органы слуха, целиком погруженные в кости черепа,и представленные только внутренним: ухом(полукружным каналом лабиринта).Костные рыбы раздельнополы. У самок парные яичники, у самцов парные семенники. Оплодотворение, как правило, наружное.Процесс метания икры и семенной жидкостив воду называется нерестом. Вышедшие изоплодотворенной икринки личинки, сначала питаются за счет желточного мешка, а затем -дноклеточными водорослями и простейшими. Претерпев ряд изменений, личинка превращается в малька, тело которого покрыто чешуей. К классу Костные рыбы относятся:Осетровые. Для них характерен хрящевой скелет, тело покрыто пятью рядами крупныхкостных пластин. Представители: осетры,белуги, стерляди и др;Двоякодышащие рыбы могут дышать растворенным в воде кислородом и атмосферным воздухом, для чего у них имеются легкие -гомологи плавательного пузыря, хорда сохраняется в течение всей жизни. Австралийский рогозуб и африканский чешуйчатник.Кистеперые рыбы. Из современных кистеперых известна латимерия. Скелет состоит восновном из хряща, сохранилась и хорда.Плавательныи пузырь развит слабо.Костистые рыбы обладают развитым костным скелетом. Насчитываются около 40 отрядов:сельдеобразные, лососевые, карпообразные,тресковые (навага, пикша) и др., , Класс Хрящевые рыбы Cnondnchthyes. К классу Хрящевые рыбы относятся представители отрядов акул и скатов. Они имеютхрящевой скелет. Жаберных крышек нет, а с _каждой стороны тела открываются наружу 5-7жаберных щелей.

Жуков, ШевцоваЛ1етухов, Плюта.Общ.кол^видов вТБ 65. . у

Кр.Кн.: Сёмга, Форель ручьевая, Хариус, Ряпушка. Стерлядь, Рыбец обыкн. и др.

 

 

11. Методические требования ксистеме уроков по биологии.

Связь уроков втеме придает им характер системы. 1)На основеобобщения литературных данных сформированы основные требования к системе уроков:

-научность- сод-е урока должно соответствовать совр ур-ю био науки, методики, педагогики, психологии;

-природоохранная направленность- формировать соответственное направление к природе;

-натуралистическая направленность обязат использование нат средств наглядности в комплексе с изобразительными, экранными и другими средствами обучения.

-системность;

-учитель готовясь к системе уроков каждой темы школьной программы, рассматривая урок как ее отд. звено (целостность);

-содержание учеб мат-ла должно соответствовать программе;

-уч-ль распределяет учебн мат-л темы на уроки и составляет тематический план;

-учитель разрабатывает методику каждого урока и составляет к каждому план-конспект;

-учитель готовит оборудование к очередному уроку;

2) На примерелюбой темы:

а) разбивка темы по урокам;

б) постановка цели;

в)указать типы и формы уроков;
г)отбор и формирование осн понытий;

д)подбор оборудования;

е)подбор литературы;

ж)подбор методов.

 

 

11. Энергетическая система клетки. Автотрофныеи гетеротрофные клетки. Синтез первичного вещества автотрофами (хемосинтез, фоторедукция, фотосинтез). Клеточное дыхание. Анаэробное и аэробное восстановление энергии. Энергоносители в живых системах.

Для осуществления любых проявлений жизнедеятельности клетки необходима энергия. Энергия требуется для процессов хим синтеза, для всех видов движения, для передачи нервн импульсов. Энергия поступает из окр среды". Жизнь на планете зависит от энергии излучения солнца. Клетки, способные к самост синтезу необх-х для них орг соединений за счет энергии света (фотосинтез) или энергии, выделив-ся при окислении неорг соединений (хемосинтез) наз автотрофными (фотосинт-е клетки зел растений, зел и пурпурные серобактерии и цианобактерии). Гетеротрофные клетки не могут синтезировать орг. в-ва из неорг-х, поэтому нужд-ся в поступлении орг в-в из вне в виде пищи, получая с ней готовые углеводы жиры, белки (клетки животных, грибов). Процессы преобразования энергии из 1 вида в др связанные с энергетической системой клетки, кот обр-т пластиды и митохондрии. В митхондриях осущ-ся аэробный пр-с обр-я и накопления энергии доступной клете. Если дыхание происходит при участии кислорода - аэробное, при отсутсвии - анаэробное. Исходным в-вом для дыхания служат богатые энергией орг соединения, на обр-е кот в свое время была затрачена энергия (глюкоза). Аэробное дыхание: 1 этап - подготовительный -расщепление полимеров до мономеров: белок- аминокислоты, жиры - глицерин, углеводы - глюкоза. На этом этапе энергия не запасается, а затрачивается. 2 этап -бескислородный - в цитоплазме клетки без кислорода происходит гликолиз - молекула глюкозы расщепл-ся на 2 молекулы пировиноградной кислоты. Продуктом гликолиза явл ПВК, АТФ и НАД*Н2. 3 этап -кислородный- в митохондриях (+ 02), продукт гликолиза - ПВК закл в себе энергию и дальнейшее высвобождение осущ-ся в митохондриях. Атомы водорода поступают в цепь реакций - конечный рез-т синтез АТФ.В итоге из 1 молекулы глюк синт-ся 38 АТФ, высвобожд-ся 200 кДж энергии, в запас отклад-ся 55 % АТФ

 

 

Гомеостаз

Организм можно определить как физико-химичедкую систему, существующую в окружающей

среде в стационарном состоянии, менно эта способность живых систем сохранять стационарное состояние в условиях непрерывно меняющеися среды и обусловливает их выживание. Для обеспечения стационарного состояния у всех организмов от морфологически самых простых до наиболее сложных выработались разнообразные анатомические, физиологические и поведенческие приспособления, служащие одной цели - сохранению постоянства внутр. среды. Гомеостаз — в физиологии, относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций ррганизма человека, животных и растений. Термин «Г,» предложен американским физиологом У. кенноном в 1929. Однако представление о постоянстве внутренней .среды было сформировано еще в 1878 французским учёным Бернаром. У высокоорганизованных животных гомеостаз. отличается наибольшим совершенством. У человека, млекопитающих, птиц гомеостаз. включает поддержание постоянства концентрации водородных ионов (рН) и состава крови, осмотического давления, температуры тела, кровяного давления и многих других функции. Г. обеспечивается неирогуморальными, гормональными, барьерными и выделительными механизмами. Так, например, выравнивание артериального давления осуществляется регуляторными механизмами, вступающимив действие по принципу цепных реакции с обратными связями (изменение давления крови воспринимается барорецепторами сосудов, сигнал о нём передается в сосудистые центры, изменение состояния которых ведёт к изменению тонуса сосудов и сердечной деятельности; одновременно раздражаются и хеморецепторы сосудов, включающие систему нейрогуморальнои регуляции, и кровяное давление возвращается к норме). Пример Г. у растений — сохранение постоянства оводнённости листьев путём открывания и закрывания устьиц. Понятие Г. применимо также к сообществам организмов, например Г. называется сохранение постоянства видового состава и числа особей в биоценозах. Генетический Г. — способность популяции поддерживать динамическое равновесие генетического состава, что обеспечивает её максимальную жизнеспособность.

 

Размножение растений

Размножение - это воспроизведение особями себе подобных. Оно позволяет поддерживать преемственность между поколениями поддерживать численность популяции на/ определенном уровне. Способы размножения растении: Бесполое размножение осуществляется с помощью спор. Спора - это специализированная клетка, прорастающая без слияния с другой клеткой. Половое размножение связано со слиянием специа-лизированных половых клеток - гамет с образованием зиготы. Гаметы могут быть одинаковыми и разными в морфологическом отношении. Изогамия - слияние одинаковых гамет; гетерогамия - слияние разных по размеру гамет; оогамия - слияние подвижного сперматозоида с крупной неподвижной яйцеклеткой. Для некоторых групп растении характерно чередование поколений, при котором половое поколение продуцирует половые клетки (гаметофит), а не половое поколение производит споры (спорофит). гаметы образ. В половых органах гаметангиях 'антеридии (мужЛ, оогонии и архегонии (жен Л. Развитие половых клеток: деление первичных половых клеток с диплоидным набором хромосом путем митоза увеличение числа клеток, дальнейший их рост и созревание, мейоз- созревание половых клеток, особый вид деления, обеспечивающий формирование гамет с уменьшенным вдвое числом хромосом. Мейоз – . Фазы меиоза:,метафаза, анафаза, телофаза. первого деления Меиоза:конъюгация гомологичных хромосом,возможность обмена генами, расхождение гомологичных хромосом из двух хроматид и образование двух клеток с гаплоидным числом хромосом.Второе деление мейоза:расхождение хроматид к полюсам клетки, образование из каждой клетки двух с гаплоидным числом хромосом.при отделении хроматид друг от друга они становятся хмосомами). Сходство второго деления-меиоза с митозом,образование в процессе мейоза четырех полноценных мужских гамет из одной первичнои половой клетки и одной яйцеклетки из первичной половой клетки (три мелкие клетки при этом рассасываются).

Сущность меиоза - образование из клеток с диплоидным набором хромосом половых клеток с гаплоидным набором хромосом.

Оплодотворение происходит после опыления.Опыление - это процесс переноса пыльцы спыльника на рыльце пестика у цветковыхрастений и на микрополе семязачатка голосеменных. Опыление предшествует оплодотворению. Различают самоопыление и перекрестное опыление.Самоопыление осуществляется в распустившихся цветках,иногда в нераспустившихся. Перекрестное опыление свойственно большинству цветковых растении. Оно обеспечивает обмен генами, поддерживает высокий уровень гетерозиготности популяций, определяет целостность и единство вида. Перекрестное опыление заключается в переносе пыльцы с одного цветка на другой на одном и том же растении или на рыльце пестика другого растения.У некоторых растений оплодотворение происходит через несколько дней или недель, у сосны даже через год. Для осуществления оплодотворения необходимо чтобы пыльца была зрелой и жизнеспособной,а в семязачатке должен сформироваться зародышевый мешок. Так, у покрытосеменных пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика, прорастает. В ткани рыльца пестика внедряется пыльцевая трубка. По мере роста пыльцевой трубки в нее перетекают ядро вегетативной клетки и оба спермия. Проникнув в зародышевый мешок, пыльцевая трубка разрывается под действием разницы осмотического давления из спермиев сливается с яйцеклеткой и образуется диплоидная зигота, дающая начало зародышу.Второй спермии сливается с центральной двуядернои клеткой, при этом образуется триплоидное ядро, дающее начало эндосперму (питательной ткани для зародыша).Весь этот процесс получил название двойного оплодотворения. Прочие клетки зародышевого мешка разрушаются. Зародыш (зачаточный побег) вместе с эндоспермом образуют семя, покрытое .кожурой.

 

13.Класс Пресмыкающиеся (Рептилии)Царство животные Zoa; подцарство Metazoa; Тип Хордовые Chordata; Класс Пресмыкающиеся Reptilm. Большинство рептилий - наземные животные, но некоторые виды обитают в воде (морские черепахи, змеи). Тело животных, как правило, разделено на голову, туловище и хвост и покрыто роговыми чешуйкам или щитками, защищающими их от механического воздействия и- высыхания Такой покров мешает росту тела. Поэтому некоторые пресмыкающиеся периодически линяют. Кожа рептилии не имеет желез и абсолютно сухая, она не участвует в дыхании. На голове расположены глаза с двумя веками и мигательной перепонкой (третье веко). У змеи веки срослись и стали прозрачными. Позади глаз находятся органы слуха, состоящие из внутреннего и среднего уха. Скелет имеет те же отделы, что и у земноводных. Позвоночник включает развитый шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой отделы. Трудной отдел позвоночника образован позвонками с развитыми ребрами и грудиной. Грудная клетка защищает внутренние органы от повреждения. У змей, в связи с их способом перемещения, нет грудной клетки и конечностей. У черепах ребра срастаются с панцирем. В плечевом поясе пресмыкающихся сохраняется воронья кость, плеевые и бедренные кости располагаются параллельно поверхности земли, поэтому тело прогибается и волочится по земле (кроме черепах и змей). Пищеварительная и выделительная системы сходны с таковыми у земноводных. Во рту у пресмыкающихся есть язык (орган осязания ивкуса) и слюнные железы. Интенсивность обменных процессов рептилий зависит от температуры окружающей среды. Легкие пресмыкающихся хорошо развиты, они имеют ячеистое строение, увеличивающее площадь газообмена. Дыхание происходит благодаря изменению объема грудной клетки, в результате сокращения дыхательных мышц. Воздух попадает через ноздри в ротовую полость и оттуда в трахею и бронхи, а затем в легкие. Воздухоносные пути (бронхи и трахея) появляются в связи с удлинением шеи. Оплодотворение у рептилии внутреннее. В организме самки развиваются яйца, которые откладываются на суше. Зародыш развивается за счет питательных веществ яйца и выходит наружу приспособленным к самостоятельному существованию. Класс Пресмыкающиеся включает три основных отряда:

Чешуйчатые (ящерицы, змеи, , вараны, агамы), Черепахи крокодилы. Общ.кол .видов в РБ 7 тыс. Кр.Кн.: Черепаха болотн., Медянка.

 

 

Методика вводных уроков.

От уроков, раскрывающих содержание темы, несколько отличаются первые уроки по теме или вводные. На первом уроке по теме ставится основная проблема, которая будет раскрыта в пр-се прохождения всей темы, указываются основы ее содержания, устанавливаются связи с пройденными темами. Очень важно, чтобы уроки по теме получили в сознании уч-ся глубокую внутреннюю связь. Каждый уч-к должен понимать, какая био проблема раскр-ся всей темой и какие частные проблемы- темы отд уроков- решаются. Вот почему важно в нач 1 урока кажд нов темы выдвинуть осн проблему и в дальнейшем подчинить ей и связать с ней более частные проблемы,а также сопутствующие им практ работы , демонстрации... 1 вводный урок по предмету: назвать авторов учебника, стуктупу, содержание, форзацы учебника. Цель: заинтересовать (решение кроссвордов, путешествие, викторины, кинофильм). На этих уроках дается представление о соответственном разделе био науки (предмете, задачах и значении), о содержании курса, методах,какими он будет преподаваться, и формах преподавания.

 

12.Реализация и пути переноса наслед.информации. Центральная догма молекулярной биологии. Типы переноса инф-ции общий, специализ-й, запрещеный. Реакции матричного синтеза.Насл инф-я, заложенная в хром или в др генитической структурах, может реализоваться в виде репликации, транскрипции (в том числе братной) и трансляции. Эти процессы протекают в клетке по типу матричного синтеза, т е. при обязат наличии матрицы. Последняя слу­.жит макромолекулярным «шаблоном» для синтеза биополимеров (ДНК, РНК, белок).
Матричный синтез протекает с участием спец-х ферментов и осущ-ся в три оси стадии: инициация, элонгация, терминация Репликация- процесс удвоения молекулыДНК по принципу комплементарности. 3 модели: 1) консервативная 2)полуконсервативиая, 3) дисперсная. Реально доказана была 2) - предо разединение молДНК на моноспирали в рез-те разрыва водор связей м/у азотист основаниями двух цепей; ккажд основанию присоед комплементарное, т.е., дочерн ДНК обновлялось лишь на половину.Транскрипция пр-с матричного синтеза,заключающийся в переносе насл инф-ции с 2-хцепочечной молекулы ДНК на одно-цепочечную молекулу РНК. Транскрипция сущ-но отл-ся от репликации прежде всего тем, что в ней участвуют и копируются лишь от-дельные гены или их группы, тогда как в репликации задействована вся ДНК и поэтому дочерние молекулы полностью копируют матричную. Трансляция- матричный синтез, при кот роль матрицы выполняет и-РНК.Перенос насл инф-ции типа ДНК-> РНК (репликация), ДНК- и-РНК(транскр-я) и и-РНК- белок(трансляция) возможен в люб клетках,поэтому его назв общий перенос. Обратная транскрипция- передача инф-ции с РНК на| ДНК(нобелевская премия). После этого изменилась центр догма молек биологии: ДНК-РНК—*белок. Ее частный случай (обр транскр) амплификация генов- выявлено, что на опрел стадии эмбриогенеза в клетках амфибий резко возрастает число генов., кодирующих р-РНК.Вместо 2-х копий (2 гомолог хр) в клетках обнаруживается по неск сотен копий каждого гена, кот опр период эмбриогенеза функционируют изолировано от хр, а затем разрушаются явление амплификации генов(обусл синтез РНК не на хр матрице, а в цитоплазме). Обр транскрипция и| амплификация- специализированный тип переноса. Центр догма молек биологии стала. Перенос наследственной инф-ции типа белок->ДНК, белок->РНК, белок->белок ни в

эксперименте, ни в жив клетках никогда не набл-ся. В связи с этим указанные пути переноса запрещенные.

 

14. Методический анализ темы.

План анализа:

1. Место темы в системе уроков (своевременно); 2. Кол-во часов, отведённых на изуч темы; 3. Цель (сформировать знания у уч-ся о) и задачи темы (обр, восп, разв); 4. Структура и содержание темы (тема вкл разделы, параграфы); 5. Характеристика понятийного аппарата (должны быть изучены:.,и закреплены след понятия: сформированы, сформул-ны умения и навыки ..., закреплены ..). 6. методы и метод приемы; 7. приемы учеников: слушание, набл-е, осмысление, работа с учебником; 8. Учебн оборудование; 9. Междисциплинарные связи; 10. Перспективные связи: тема подготовка

уч-ся к воспр след темы. На примере темы «Цветок: его строение и функции. Соцветие.»

 

15.Антропогенез - длительный исторический процесс становления человека, который происходит под влиянием биологических и социальных факторов. Сходство человека с млекопитающими -доказательство его происхождения от животных. Сравнительно-анатомические эмбриологические доказательства происхождения человека от млекопитающих животных. Доказательства принадлежности человека к классу млекопитающих: 1) сходство всех систем органов, внутриутробное развитие наличие диафрагмы, млечных желез, трех видов зубов; 2) рудиментарные органы (копчик, аппендикс, остатки третьего века); 3) атавизмы проявление у людей признаков далеких предков (многососковость, сильно развитый волосяной покров); 4) развитие человека и млекопитающих животных из оплодотворенной яйцеклетки, сходство стадий зародышевого развития (закладка жаберных щелей и сильное развитие хвостового отдела до трехмесячного возраста, мозг зародыша в месячном возрасте напоминает мозг рыб). Сходство человека и человекообразных обезьян: 1) у обезьян также развита высшая нервная деятельность, есть память. Они ухаживают за детьми, проявляют чувства (радость, гнев), используют простейшие орудия труда; 2) сходное строение всех систем органов, хромосомного аппарата, групп крови, общие болезни, паразиты.

Сходство строения, жизнедеятельности, поведения человека и человекообразных обезьян доказательства их родства, происхождения от общих предков. Признаки различий (присущие человеку мышление, речь, прямохождение, высокоразвитая трудовая деятельность) - доказательства дальнейшего развития человека и человекообразных обезьян в разных направлениях.

Доказательство его происхождения от животных, факторы эволюции человека -наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. 1) Появление у предков человека S-образного позвоночника, сводчатой стопы, расширенного таза, прочного крестца - наследственные изменения, которые способствовали прямохождению; 2) изменения передних конечностей - противопоставление большого пальца остальным пальцам - формирование руки. Усложнение строения и функций головного мозга, позвоночника, руки, гортани - основа формирования трудовой деятельности, развития речи, мышления.

Социальные факторы эволюции - труд, развитое сознание, мышление, речь, общественный образ жизни. Социальные факторы - основное отличие движущих сил антропогенеза от движущих сил эволюции органического мира. Главный признак трудовой деятельности человека способность изготавливать орудия труда. Труд -важнейший фактор эволюции человека, его роль в закреплении морфологических и физиологических изменений у предков человека. Стадии эволюции человека: древнейшие, древние, первые современные люди. Ранние стадии эволюции - австралопитеки (1,8-1 млн.л.н.), черты их сходства с человеком и человекообразными обезьянами (строение черепа, зубов, таза). Находки остатков человека умелого, его сходство с австралопитеками. Древнейшие люди - питекантроп, синантроп, развитие у них лобных и височных долей мозга, связанных с речью, - доказательство ее зарождения. Находки примитивных орудий труда -доказательство зачатков трудовой деятельности. Черты обезьян в строении черепа, лицевого отдела, позвоночника древнейших людей. Древние люди - неандертальцы (250-40 тысл.и.Х их большее сходство с человеком по сравнению с древнейшими людьми (больший объем мозга, наличие слаборазвитого подбородочного выступа), использование более сложных орудий труда, огня коллективная охота, первые современные люди -

кроманьонца, их сходство с современным человеком, находки разнообразных орудии труда, наскальных рисунков - свидетельство высокого уровня их развития. 50-40 тыс. лет назад возник вид к которому принадлежим мы -Человек Разумный -Homo sapiens.

 

 

Класс Млекопитающие

Царство Животные Zoa; подцарствоМногоклеточные Metazоa: Подтип

Позвоночные yertebrata; Надкласс Четвероногие Tetrapoda; Класс Млекопитающие Mammalia. Млекопитающие - теплокровные позвоночные животные с развитым волосяным покровом и вскармливающие своих детенышей молоком. Сердце у них четырехкамерное, хорошо развита центральная нервная система. Для этого класса характерно живорождение и забота о потомстве Больщинство млекопит. -четвероногие животные, у которых туловище высоко поднято над землей, а конечности располагаются под туловищем. Такое строение тела способствует более совершенному передвижению их по суше. У млекопит. хорошо выражена шея, что позволяет голове иметь большую степень подвижности. Волосяной покров, на теле неоднороден. Подшерсток - мягкий тонкий волос, служащий для сохранения тепла. Ость - грубый волос, защищающий тело от намокания и повреждений. Волосы состоят из рогового вещества, как перья птиц и чешуйки у пресмык. Роговыми образованиями являются когти, ногти, копыта и рога. Кожа зверей эластична и имеет сальные и потовые железы. Потовые железы выделяют пот, сходный по химическому составу с мочой. Пот, испаряясь, предохраняет тело от перегрева. Млечные железы есть только у самок и являются производными потовых желез. В связи с приспособлением к передвижению в разных средах конечности у млекопит. имеют разную форму. Например, у Китов конечности изменены в ласты, а у летучих мышей в крылья Расположенные во рту млекопит. зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные зубы. Сверху они покрыты эмалью. Глаза имеют веки с ресницами. Мигательная перепонка (третье веко) недоразвита. Зрение развито слабее, чем у птиц. Органы слуха состоят из наружного уха, улавливающего звуки с помощью ушной Раковины, среднего уха и внутреннего. Слух и обоняние хорошо развиты почти у всех млекопит. Органы осязания находятся на коже. Эту роль выполняют вибрисы -длинные жесткие волосы, расположенные на бровях, щеках, подбородке и губах Скелет млекопит. имеет несколько отделов. В шейном отделе преимущественно 7 позвонков, в грудном отделе 12-15 позвонков с ребрами, образующими грудную клетку. Массивные позвонки поясничного отдела подвижно сочленены между собой (2-9 позв.). Крестцовый . отдел срастается с костями таза (3-5 позв.), а число позв. хвостового отдела значительно варьирует. Пояс передних конечностей состоит из лопаток и ключиц. У млекопит. хорошо развиты мышцы спины, ног и поясов конечностей. После проглатывания пища движется по пищеводу в желудок, где начинает перевариваться. У большинства млекопит. желудок однокамерный (кроме жвачных). В его стенках находятся железы, выделяющие желудочный сок. Кишечник подразделяется на тонкий и толстый отделы. В начальном отделе тонкой кишки (двенадцатиперстной кишке) пища подвергается обработке соками поджелудочной Железы и печени (желчь). В тонком кишечнике происходит всасывание питательных веществ из кишечника в кровь и лимфу. Остатки непереваренной пищи удаляются через анальное отверстие, которым заканчивается прямая кишка. Дыхание легочное, вдох и выдох совершается за Счет межреберных мышц и диафрагмы - мускулистой



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.016 с.)