Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организа-я внекл работы по биологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
целенаправленные занятия уч-ся, проводимые в своб время. Это работа, направлена на углубление знаний био мат-ла и овладение рядом умений, способств-т разв-ю кругозора школьников и повышает их культуру, формир-т здор образ жизни. Формы вн р-ы: 1) в завис от периодичности-эпизодическая (отд-е разовые меропр-я: олимпиада, вечер, праздник птиц поход, неделя био) и систематические (рассчитаны на углубл-ю, длит-ю раб-у с пост-ым или меняющ-ся составом уч-ся: кружки (не менее 15 чел)- нужна программа, календарный план, факультатив (не менее 15), курс по выбору (не менее 3 чел), лекторские группы,), 2) в завис от кол-ва участников - массовую, групповую и индивид-ю (научно-исслед работы уч-ся). 17. Общая х-ка. растений Многообразие Растения- это царство эукариотическихфотоавтотрофны.х организмов. 1.раст явл-ся фотосинтезир организмами, осн тип питания - автотрофный, есть миксотрофный (смешанный) и гетеротрофный (паразиты). 2.клетка им клет оболочку, пластиды (хлоропласты); вакуоль заполнена клет соком и окружена тонопластом. Запасающее вещество- крахмал, в клет стенках сод целлюлоза. 3.Не передвигаются (питание корневое, воздушное, фотосинтез). 4.рост осущ-ся в опр участках тела, могут расти в теч всей жизни. 5.для осуществления взаимод м/у клетками, тканями органами раст вырабатывает особые в-ва - фитогармоны (ауксины, гибберилины, этилен, брассиностероиды, абсцизовая кислота). 6.могут ориент-ся в пространстве и реагир-т на внешнее воздействие (тропизм). 7.тело ветвится. 8.В цикле развития чередуется спорофит с гаметофитом. ц Растения насчитывают 300 т видов. Делят на низшие и высшие растения. К низш относ водор, лишайники. К высш- моховидные, плауновые, хвощев, папоротников, голосем, покрытосеменные. Значение растений- единственные на земле орг-мы, способные создав сложные органические в-ва из прост неорг соединений. Они явл-ся продуцентами биосф, кот поставл пищу гетеротрофным организмам и накаплив запасы связанной энергии. Одноврем с ассимиляцией (создание) раст осущ и диссимиляцию орг в-в, т е разложение на простые неорг соед-я, кот стан-ся доступными зелен раст. Распад орг-в-в (мертв раст, труп жив) в процессе гниения, брожения осущ-ся раст низшими бесхлорофильными(бакт, грибы, редуц),образуется мин в-во, кот поступ в почву, затем растворяясь в воде вновь поглощается корнями высш растений. 17.Общие закономерности макроэволюции. 1 необратимость эволюции. 2.неравномерность темпов. 3.смена фаз ароморфозов _4. общее прогрессивное развитие. Основные направления эволюции -прогресс и регресс. Северцев выделил несколько форм прогресса: огроани-ченныЙ (жизни, как особой формы движений материй), 2 биологический (для сравнения отдельных групп организмов), з - морфорфизиологический-прогресс.физиологический прогресс Есть повышение уровня организации в связи с повышением дифференциации организма и интенсификации функции, что приводит к ароморфозам (крупное эволюционное изменение). Оно обеспечивает повышение уровня организации организмов преимущества в борьбе за существование, возможность освоения новых сред обитания). Факторы, вызывающие ароморфозы, - наследственная изменчивость, борьба за существование и стественныи отбор. Основные ароморфозы в эволюции многоклеточных животных: I) появление многоклеточных животных от однокледочных. дифференциация клеток и образование тканей; 2) формирование у животных двусторонней симметрии, передней и задней частей тела, брюшной и спинной сторон тела в связи с разделением функции в организме ориентация в пространстве - передняя часть, защитная - спинная сторона,. передвижение –(брюшная сторона); 3) возникновение бесчерепных, подобных современному ланцетнику. панцирных
С костными челюстями, позволяющими активно охотиться и справляться с добычей; 4) возникновение легких и появление легочного дыхания наряду с жаберным; 5) формирование плавников с мышцами, подобных пятипалой конечности наземных позвоночных, позволивших животным не только плавать, но и ползать по дну, передвигаться по суше: усложнение кровеносной системы от двухкамерного сердца, одного круга кровообращения у рыб до четырехкамерного сердца, двух кругов кровообращения у птиц и „ млекопитающих Развитие нервной системы: паукообразных у кишечнополостных/бшошная цепочка у кольчатых червей, трубчатая нервная система, значительное развитие больших полушарий и коры головного мозга у птиц человека и других млекопитающих. Усложнение органов дыхания (жабры у рыб, легкие наземных позвоночных, появление у человека и других млекопитающих "в легких множества.ячеек, оплетенных сетью капилляров). Применение нагл ме-в об-я. Нагл м-ы им огромное знач-е, т к дает образное представление о раст, жив-х., Наглядность, примен-я на урока быв нат-ой (жив объекты, препарирован-е), и изобр-ой(таблицы, схемы, муляжи, кино, рис(слепой, на доске, в тетр)). К видам нагл ме-в относ: демонстрация опытов, нат объектов, изобр-х пособий. Напр-р,на уроке «Видоизменения листьев» эколог приспособл-сть к умен-ю испарения листьями воды листопадом, сокр-ем площади лист пластинки, опушением, воск налетом и др уч-ся могут наблюдать на жив растениях: алое(из пустынь Калахари), кактусах(из пустынь Мексики), хвое сосны, листьях коровяка. Опыт: выделение зелёными растениями кислорода на свету, выделение углекислого газа при прорастании семян. Реализация нагл методов происх-т ч/з ряд метод приёмов: письменный ответ по средствам рисунка, подписывание названий частей на рисунке, рассказ по таблице, рассказ с использованием нат объектов, узнавание микропрепаратов под микроскопом, рисунки на доске, монтаж схем из рисунков, обобщение учащимися демонстраций опыта, опорный конспект.
18. Применение практических методов обучения(на примере конкр темы). Формирование спец биолог навыков уч-ся.. Практические (сложное взаимодействие слова, наглядности и практической работы, организуемое и направляемое учителем, преследующее развитие мысли учащихся): 1)работы по сравнению и опр-ю прир объектов; 2)наблюдение с последующей регистрацией явления; 3Проведение эксперимента (решение вопроса опытом). Рез-т проведенной работы сущ-но отличает набл-е уч-ся при нагл ме-ах от набл-я при практ ме-ах. В 1 случ уч-ся набл-т демонстрируемые уч-ем опыта, таблицы во2, наблюдая проводят сам работу: измеряют, вычисляют, засушивают растения (определение формы корней, листьев, соцветий.). Виды: распознавание (анатом-морф содерж-е), определение (морф и системат сод-е), наблюдение (кратковременные и длительные), эксперимент (при изуч физиолог пр-сов на мышах, голубях, растениях). Все эти виды методов реализуются ч/з приемы ме-ов: приготовление микро препарата, воспроизведение лаб р-ты, воспроизведение заранее поставленного опыта. То, что было изучено теоретически, должно быть обязательно закреплено практически.
26. Учение о биосфере. Осн виды вещест- ва. Живое в-во, его осн х-ки. Планетарная мысль жив в-ва. Биосферные постулаты Вернадского. Всюдность и давление жизни. Ноосфера. Б- динамичная саморегул открытая оч сложная макросистема. До сути впервые подошел Ламарк в 1802г. В 1875г Зюсс вводит понятие. 1924-26г Вернадский «Учение о биосфере», заложил основы. Учение признанно в мире. Он опред Б как жизнь, всё, что сделано жизнью, все, что ей подчинено. Виды веществ: 1) живое( совокупность жив организмов)2) биогенное (возник в рез-те д-ти жив орг-ов(торф, нефть, гумус)), 3) косное (не затронутое жизнью, оно первоначальное, существовало до жизни) 4) био-вдсное (продукт д-ти жив орг-ов), 5) продукты радиоактивного распада. Живое в-во: Вернадский 1-й показ, что это главн геолог сила в природе. Особенности: 1) аккумулир огр кол-во солн энергии, запас ее на долгие времена, 2) продалевает термодинамич барьеры(в жив вещ-ве при Т=37 град окисл-ся жирн к-ты, в неж- при Т=300-500 град), 3) благодаря ферментат проц-сам скорость протекания хим pea на 3-5 периодов выше, чем в неж природе, 4) обладает способностью диф-го повсеместного распр-я по земному шару, что важно для круговорота в-в, 5) им с-во быстро обновляться - мир океан за 33 дня, биосфера -8 лет, 6) очень быстро нарастает минерализ-ся и поступает в кругов-ты в-в, 7) только в жив в-ве могут существовать нукл к-гы, белки и др в-ва. Хим сос-в: все эл-ты габл Менделеева, но больше С, Н2,02 N2 Р, S. 14 хим эл-тов сост-т 99% жив в-ва, 99,9%-нежив в-ва, это говорит о единстве жив и неживого. Разнообразие: 2 млн видов, 1,5 млн животных, 0,5 - раст, 100 тыс грибов, 3 тыс бактерий. геохим роль ж в-а: 1) осущ газов 4-цию, ему обязаны О, N, Н, С. 2) Концентрационную ф-ию (конц хим эл-ов), 3) биохим pocт, размножение), 4) минерализация до С02, Н20, 5) окислит-восстановит ф-я, 6) миграционная ф-я. Постулаты Вернадского: 1) всюдность жизни: распр по всей планете нет на ледниках и параметры распр растут. В вакууме, при повыш давл, радиации, в гор источниках. Сам главн- разнообразие жизни, кот рождает разнообр-е круговор-ов. Жизнь биосферы - это вихрь атомов. Чем больше разнообразие кругово-ов, тем лучше функ-ии биосферы. Всюдность - это сила и скорость миграции в-ва. 2) Давление жизни. Геохим роль вида в биосфере зав от полож в эволюц лестнице. Чем выше это положение, тем дольше его вклад в миграцию в-ва (в биосф это сам главное). Напр, миграция Са в прир первонач осущ только микроскопич организмы, а с появлением скелетных организмов миграция резко повысилась, возникли карал рифы. С появл древних лесов, а вместе г ним всего разнообразия жив и раст, резко увелич миграц Р, С и др хим в-в. 3) миграция вещества на 3 резко увелич и достигла мах р-ров в биосф с появл птиц. Ежегодно из Африки в Евр возр-ся 1 млрд птиц. Птицы с океана приносят столько органики на сушу, сколько реки выносят в ок. 4) с появл чел-ка мигр разл в-в достигла мах. Ноосфера- нов состояние биосферы, при кот разумная деят-ть ч-ка явл главн фактором ее развития. Введен термин в 1927 Леруа, развил Вернадский. Для ноосф х-но тесн взаимосвязь и гармоничное сочетание законов природы с законами мышления и соц-эк законами общ-ва. Видоизменяя биосф, чел стрем-ся ее сохранить в том состоянии, в кот он сам эволюционно возник н может сущ-ть как биол вид и вести х-во, сохр и улучш ев здоровье. Это усл-е служит эграничением в преобр-ии природы.
18. Ткани животных. Эпителиальные ткани. Простые эпителии, сложные эпителии,железистый эпителий. Ткани-,группы клеток и межклеточного в-ва, объед общ строения, функций и происхождения. При всем многообразии тканей их можно свести к 4 видам: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная (нек выделяют кровь и лимфу в 5 отдельный вид).В состав каждого органа входят разл ткани, тесно связ между собой. Эпителиальная ткань покрывает поверхность тела, выстилает слизистые оболочки, внутренние поверхности полых органов (желудок, кишечник), серозные оболочки (плевра, перикард) и образует железы. В связи с этим различают покровный эпителий и железистый. Покровный эпит явл-ся пограничной тканью, выполняет защитную функцию и ф-ию обмена в-в органом и окр средой. Железист эпителий выд-т в-ва- секреты, кот либо выводятся, либо попад в кровь и лимфу. По форме клеток: плоский (кров сосуды), кубический (эпителий сетчатки глаза), цилиндрический (кишечного тракта). Однослойный и многослойный. На своб поверхности эпит кл-к (эпителиоциты) быв жгутики (пищ тракт иглокожих и бесчерепных), реснички (у бол-ва многоклеточных, кроме членистоногих и круглых червей). Секреторные клетки (в железистом эпителии) наз к-зокринные. У позвоночных выделяют белки, членистоногих- хеноны, альдегиды, карбонов кислоты. При объединении подобных клеток образуются защитные железы. У кольчатых червей- слизь, как защита от высыхания, у позвоночных если железы им выводной проток-раз зкзокритшии (мелочные, яотевые,-сальные), если нет- эндокринными (щитовидка, гипофиз). У всех многоклеточных им спец нар покровы, сост из эктодермального эпителия- это кожа. Ф-ции кожн покрова разнообразные: изоляция от внешней среды, но не полная, есть специализированные участки для поглащения пит в-в, дых-я, удаления продуктов обмена-защита от внешнего повреждения (у костн рыб укрепл костной тканью, у насекомых хитином, у птиц перьями, зверей- шерстью); теплоизоляция (перья, шерсть); предупредительная окраска; у водных животных реснитчатый эпителий (движение, перемещение пищи к ротовому отверстию); У стрекающих кишечнополостных (гидры, медуз ) размещены клетки- книдобласты, кот обр-т стрекат капсулы, из кот выбрасывается нить, кот колет и парализует добычу; у паразитических червей (сосальщиков) погруженный эпителий (нар часть кожи представлена слоем безъядерной цитоплазмы, в рез-те ядра эпителия защищены от действия ферментов кишечника хозяина базальной мембраной и слоями мышц); нередко весь эпидермис покрывается слоем неклеточного материала-кутикулой, кот отвердевает и образует панцирь. (Кутикула насекомых- наружный скелет); кожа позвоночных из 2 слоев: эктодермальный эпидермис (образован эпителиальной тканью) и дерма или кутис (обр соединительной тканью).
Селезы в кутисе развиваются из эпидермиса и меют эпидермальное происхождение. Волосы, ногти, копыта - эпидермальные структуры.
Размножение организмов. Свойство орг. оставл. потомство. Сущ. половое (смена поколении и развитие орг. на основе слияния специализир. - половых кл. и образ, зиготы) и бесполое, (появл. новой особи из неспециализид. клеток тела -соматич.. неполовых). Бесполое размн,-митоз у простейших; спорообразование у грибов, водоросл., папоротн.; почкование у дрожж. грибов, гидры; вегетативное (частями тела) у растений. Способствует сохранению генетич. однообразия. Половое размножение - связано со слиянием специализированных половых клеток - гамет с образованием зиготы, при этом происходит комбинация генов, до этого принадлежавших обоим родителям. Особенности строения половых клеток (гамет) - гаплоидный набор хромосом (в отличие от диплоидного в соматических клетках). Восстановление диплоидного набора хромосом при оплодотворении, образовании зиготы. виды гамет: яйцеклетка (женская гамета) и спермий (мужская гамета), яйцеклетка, ее особенности - неподвижна, значительно крупнее (по сравнению с мужской), так как содержит большой запас питательных веществ. Мужские гаметы -чаще подвижные, мелкие, не имеют запаса питательных веществ. Гаметы могут быть одинаковыми и разными в морфологическом отношении. Изогамия -слияние одинаковых гамет; гетерогамия -слияние разных по размеру гамет; оогамия -слияние подвижного сперматозоида с крупной неподвижной яйцеклеткой. У некотор. жив. (черви, пчёлы(трутни), тля) яйцеклетка может развив, без оплодотвор. -партеногенез. У растений чаще встречается диплоидн. форма партеногенеза - апомиксис (зародыш наследует признаки матер, растен., а эндосперм - и матер, и отц.). Гиногенез -развитие зарод, только из яйцеклет. (сперматоз.попадает в яйцекл., но слияния ядер не происходит), у Лютика, кругл.черв, у некотор.амфибии. Андрогенез - развитие оплодотвор.яйцекл., у которой собств.ядро погибает ещё до её оплодотворения (зародыш получает информ.из муж.гаметы и жен\цитопл., у кукурузы, табака, тутов.шелкопр. Развитие половых клеток: деление первичных половых клеток с диплоидным набором хромосом путем митоза, увеличение числа клеток, дальнейший их рост и созревание. Мейоз - созревание половых клеток, особый вид деления, обеспечивающий формирование гамет с уменьшенным вдвое числом хромосом. Мейоз - два деления первичных половых клеток, следующих одно за другим с одной интерфазой, одним удвоением молекул ДНК, с образованием двух хроматид из хромосомы Фаза мейза: профаза ает стадии: лептотена, зиготена, на, диплотена, диакинез), метафаза, а, телофаза. тести первого деления мейоза: конъюгация гомологичных хромосом, возможность обмена генами, расхождение гомологичных хромосом из двух хроматид и образование двух клеток с гаплоидным чслом хромосом. втрое деление мейоза: расхождение хроматид к полюсам клетки, образование из каждой клетки двух с гаплоидным числом хромосом (при отделении хроматид друг от друга они становятся хромосомами). Сходство второго деления мейоза с митозом. Образование в процессе мейза четырех полноценных мужских гамет из одной половой тки и одной клетки из первичной половой клетки мелкие клетки при этом рассасываются). Сущность м - образование из клеток с оидным набором хромосом половых клеток с гашюидкым набором хромосом.
Почки млекопитающих оброзовавшиеся в процессе обмена веществ конечные продукты распада, являющиеся ядовитыми для организма, удаляются из него через почки, кожу, потовые железы, легкие и кишечник. Почки играют главную роль в этом процессе, выводя нз организма мочевину, мочевую кислоту, избыток воды, солей и т.д. В результате работы почек кровь очищается и сохраняет свой состав и физико-химические свойства. От вогнутой стороны почки отходят мочеточники, по которым моча стекает в мочевой пузырь - емкость для накопления мочи, имеющую толстые мышечные стенки. В ворота каждой почки входит почечная артерия, а выходят парные почечные вены и мочеточник. Вены несут очищенную от жидких продуктов распада кровь в нижнюю полую вену. в почке различаютнаружныикорковый слой и внутренний мозговой слои. В корковом слое расположены почечные единицы - нефроны. Их насчит. в каждой почке около 1 млн. Они образованы капиллярными клубочками и расположены вокруг них капсулами с извитыми канальцами. Стенки капсул состоят из двух рядов эпителиальных клеток со щелевидным пространством между ними, от которого начинается извитой каналец. Кровь в капиллярный клубочек поступает по приносящим, а покидает по выносящей артерии, выносящая артерия вновь распадается на капилляры, оплетающие извитой каналец. Таким образом,, кровь проходит сначала через капиллярный клубочек, а затем через капиллярную сеть извитого канальца. В капиллярных клубочках кровь течет под большим давлением, чем в других капиллярах так как входящий сосуд шире выходящего. Стенки капилляров пропускают в капсулу из плазмы воду
с растворенными в ней солями, живая клетки крови и молекулы белков, фильтрат является первичной мочой /сут), она содержит минеральные соли,., витамины, аминокислоты и другие соединения, необходимые организму. Из капсулы первичная моча поступает в извитой каналец. Его стенки реадсорбируют воду и некоторые другие вещества: глюкозу, витамины и др. В результате образуется вторичная моча, представляющая собой концентрированный раствор солей, а также мочевины. Она стекает в почечную лоханку - небольшую полость в почках, откуда по мочеточникам попадает в мочев. пузырь. Через мочеиспускат. канал из мочевого пузыря моча удаляется наружу.
19. Средства обучения био. Комплексный х-р использования средств обучения (на примере конкр темы). ^ Ср-ми об-я явл-ся все источники знаний и приспособления, при пом кот учитель учит, а ученики уч-ся.; разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебн деят-ти в соответствии с целями и задачами обучения. В связи с этим можно выделить 4 осн вида средств обучения: 1) комплекс наглядн пособий: натур жив и препарированные объекты, плоскостные и объемные изображения натур объектов, технич средства обучения; 2) книжный комплекс: программы и учебники, учебные метод пособия, справочная, научно- популярная и научная литература; 3)комплекс учебного оборудования: лабораторное и экскурсионное оборудование, инвентарь для ухода за растениями и животными; 4) Слово учителя явл-ся интегрирующим средством обучения. Сочетание различных видов средств об-я, иными словами, их комплексное использование создает условия для всестороннего познания изучаемых объектов и явлений
21.Нервная система обеспечивает постоянство внутренней среды организма. Кроме этого.нервная система согласует работу всех органов, регулирует их деятельность,обеспечивает сокращение мышц. Нервная системаобеспечивает связь организма со внешней средой. Нервная система является материальной основой психической деятельности
человека. и - диффузная н.с, Медуза - нервные каналы, Позвоночн. - гол. и спин. мозг, нервная ткань сост. из нейрона и нейроглии. нервная система состоит из центральной и периферической части. К центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг, к периферической - отходящие от них нервы и нервные узлы, нервные сплетения и нервные окончания, расположенные за пределами черепа и позвоночника. Спинной мозг расположен в позвоночном канале и имеет ид трубки длиной около 45 см и диаметрам см. Внутри него - полость, заполненная спинномозговой жидкостью. На поперечном срезе видно, что спинной мозг состоит из наружного белого вещества и внутреннего сеоого вешества. Серое вещество состоит из скопления нервных клеток
. Белое вещество образовано,из отростков нервных клеток, покрытыми оболочкой, объединенными в проводящие пути. Головной мозг состоит из заднего, среднего и переднего мозга. От него отходят 12 пар черепно-мозговых нервов, из которых зрительные, слуховые и обонятельные нервы являются чувствительными, а остальные - смешанными К заднему мозгу относятся продолговатый мозг, мост и мозжечок. Продолговатый мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции и являя-ется, продолжением спинного мозга. В нем находятся центры дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, защитных рефлексов (кашель, чихание, рвота), пищеварения. Мост является продолжением продолговатого мозга. Через него проходят нервные пути, связывающие передний, задний мозг с продолговатым и спинным мозгом. От моста отходят слуховые и лицевые нервы. Мозжечок расположен позади продолговатого мозга и моста. Мозжечок участвует в координации движении, поддержании позы и равновесия тела Средниймозг соединяет передний мозг с задним. Здесь находятся важные двигательные и чувствительные нервы, промежуточнце центры обработки информации, поступившей от зрительных и слуховых рецепторов. Передний мозг состоит из промежуточного мозга и больших полушарий. Промежуточный мозг частично обрабатывает информацию, идущую через него в большие полушария. В нем находятся центры жажды, насыщения, голода, управляющие температурой тела и внутренними органами. Большие полушария переднего мозга покрыты серым веществом - корой больших полушарий, которая образует множество складок, борозд и извилин, увеличивающих площадь коры Скопления серого вещества находятся в глубине полушарии. Это подкорковые ядра. Кора больших полушарий - высший отдел центральной нервной системы. Она отвечает за восприятие всей поступающей информации, за управлением всеми сложными мышечными движениями. С ней связаны память, речевая и мыслительная деятельность. Кора каждого полушария состоит из лобной, теменной, затылочной и, височной долей. Затылочная зона коры отвечает за зрение, височная — за восприятие звуков, теменная анализирует информацию, поступающую от кожи, суставов, костей. Лобная кора ответственна за составление программ действии, с ее развитием связан высокий уровень психики человека. Кора левого полушария обеспечивает устную и письменную речь, логическое мышление, правого — отвечает за образное мышление. Вегетативный отдел нервной системы регулирует состояние внутренних органов в меняющихся условиях окружающей среды. Деятельность вегетативной нервной системы не зависит от воли человека. В состав вегетативной нервной системы входят симпатический и парасимпатический отделы. Симпатический отдел активизируется в стрессовых ситуациях. Его центры находятся в верхней и средней части спинного мозга. От них идут нервы к нервным уздам, расположенным вдоль позвоночника. Это парные узлы нервного ствола. Кроме того, есть до-поляительньгеузлы вобластн живота (солнечное сплетение) и др. Под влиянием этого отдела сердце усиливает свою работу, кожные сосуды сужаются, повышается кровяное давление. Органы пищеварения, наоборот, затормаживают свою деятельность. Парасимпатический отдел нормализует деятельность, давление, расширяет сосуды кожи. нервы этого отдела находятся в стволе головного мозга и крестцовом отделе спинного мозга. Самый крупный из них центр - центр блуждающего нерва находится в продолговатом мозге. Соматический отдел нервной системы. Этот отдел специализируется на восприятии информации и управляет движениями тела. Высшим центром соматического отдела является кора больших полушарии. Соматический отдел подчиняется воле чел. И.М.Сеченов доказал, что деят. нервн. сист. носит рефлекторн. хар-р. Рефлекс – ответная реакция
орг. на раздраж.,. На периферию, где заканчивается рецептором (воспр. раздраж.) - нервн. импульс к телу клетки, а затем по аксону в спин, или год. мозг в сером вещ. отросток чувств, кл.образует синапс с телом второго (эфференг.) «нерона, а аксон этого нейрона направл. к рабочему органу.
20. Транспорт веществ у животных. Эволюция транспортных систем у животных. Кольчатые черви. Членистоногие. Циркуляторные системы у позвоночных. Для осущ-я обмена в-в в клетках и тканях жив организма необходима постоянная доставка пит в-в, кислорода и удаления продуктов распада и углек-ты. В одиночных клетках внутренняя циркуляция вызывается током протоплазмы. У примитивных многоклет-х (кишечнонополостные) сокращение клеточных стенок приводит к распределению воды в гастральной полости (пол пит в-ва). То же и у низших червей. Движение жидкости в паренхиме обеспечивает транспорт в-в, высшие (кольчатые) черви имеют вторичную полость тела - целом, выстланный внутри эпителием и заполненный жидкостью. Целом выполняет распределительную функ-ю, перенося продукты пищеварения от стенки кишки к местам синтеза. У большинства кольчатых червей им-ся специализированная распределительная система- кровеносная. Кров аппарат высших беспозвоночных возник из совокупности полостей и щелей в паренхиме. Кровь есть соед ткань с разжиженным основным веществом. У беспозвоночных 2 типа кров сист-мы: замкнутая и незам-я. Замкнутая у кольчатых червей. 2 крупных сосуда (спинной и брюшной).
20.Тип Бактерии Bactenophyta. Это мельчайшие организмы(0,2-10мкм), обладающие клеточным строением, не имеющие настоящего оформленного ядра. Более 40 видов. Бактерий освоили самые разнообразные среды обитания: почву, воду, воздух, внутреннюю среду организмов. Их обнаруживают даже в горячих источниках. Снаружи бактерии покрыты капсулой или клеточной стенкой из муреина. Плазматическая мембрана бактерий по структуре и функциям не отличается от мембран эукариотических клеток. У некоторых бактерий плазматическая мембрана впячивается внутрь клетки и образует мезосомы. На поверхности мезосомы находятся ферменты, участвующие в процессе дыхания. Во время деления бактериальной клетки, мезосомы связываются с ДНК, что облегчает Разделение двух дочерних молекул ДНК. Генетический материал бактерии движится в одной кольцевой молекуле ДНК. Форма бактерий является одним из важнейших систематических признаков. Шаровидные бактерии называются - кокками, палочковидные - бациллами, изогнутые -вибрионами, спиралевидные - спирохетами и
размножаются бактерии делением пополам. делением происходит удвоение ДНК. У бактерий наблюдается и половое размножение, в виде генетической рекомбинации. При сближении бактерий часть ДНК клетки-донора переносится в кдеткунаеципиент и замещает фрагмент ее ДНК. Обмен наследственной информацией может происходить путем конъюгации (прямого кштакта клеток), трансдукции (переноса ДНК вирусом-бактериофагом) и трансформации (поглощения фрагментов ДНК извне). Способы питания разных бактерий: Сапрофиты извлекают питательные в-ва из мертвой органики, разлагая их до неорганических веществ. Симбионты — клубеньковые бактерии способны фиксировать и использовать атмосферный азот для биосинтеза. Паразиты живут внутри других организмов, которые обеспечивают их питанием и убежицкм (к ним относятся патогенные бактерии). Автотрофы или фототрофы - фотосинтезирующие сине-зеленые водоросли (цианооактерии) используют для биосинтеза энергию солнечного света. Хемотрофы (железобактерии, серобактерии) извлекают энергию для биосинтеза из реакций
кисления. значение огромно. Молочнокислые бактерии превращ.сахар в молочную кислоту. Их использ. для квашения молока и овощей; Маслянокислые сбраживают углеводы: крахмал, спирты, гликоген до масляной кислоты (в природных условиях осущ. на дне болот, где нет кислорода. Метанобразующие сбраживают спирты и орг.кислоты в метан и С02 (в болотах). Явл. мусорщиками разлагая органику (растит, опад и трупы живота.). Явл: симбионтами в пищеварит. сист. (разлагая целлюлозу). Из отрицательных сторон явл. возбудит, чумы, холеры, дифтерии, менингита, туберкул, и др. Разрушают деревян. постройки, кожу, книги и Класс Цианобактерии Oxyphotobacteria. Широко распростр. Хорошо развит фотосинтетич, аппарат (продукт фотосинт-гликопротеид). Имеют многослойные стенки, часто одеты слизистым чехлом, могут образ, колонии. Размнож. дел. надвое, при неблагопр. усл. образ, споры. Некоторые виды фиксируют атмосф. азот Первыми осваив. безжизн. место обитаний. Вызывают цветение воды (глеотрихия, анабена и явл. индикаторами чистоты воды (цветение -загрязнение).
20. Организация и проведение л р-т (на примере конкретной темы). Если наблюдения и опыты ученики проводят в момент изучения нов материала, то мы имеем дело с лаб работой. Сущность л р-ы состоит в использовании практических методов обучения для формирования нов знаний и практ умений. Лаб р-та может занимать весь урок или только его часть. Лаб р-та №2 7 класс. Тема: Внешнее строение дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражение. Материалы и оборудование: д ождевые черви, листы бумаги, 15-20% р-р спирта, предметные стекла, чашки Петри, пинцеты, ящики с почвой, лупы, микроскопы. 1.Вводная беседа и объяснение проводимых работ. 2.Проведение работы исследовательского типа. Изучение поведения дождевого червя на бумаге, в почве и др. 3.Подведение итогов. 4.Выводы. 5.Оформление работы. На л р уч-ся учатся приобретать знания самостоятельно, приобретают ряд практ умений и навыков: рассмотрение под лупой, зарисовки с натуры, развивают интерес к изучению природы, воспитывают культуру труда, бережное отношение к инструментам
22. Грибы: общ х-ка, систематика, особенности строения и процессов жизнедеятельности. Значение грибов в природе и хоз деят-ги чел-а. Сходство с раст- наличие хорошо выраженных клеточных стенок, поглощение воды с мин веществами всей поверхностью тела, неподвижный образ жизни, неогранич рост, размножается спорами. Сходство с животными: гетеротрофный способ питания, запас продукт- гликоген, в обмене в-в есть мочевина, отсутствуют пластиды, в клет стенке в фибриллярном слое есть хитин. В 1978г на Ленинградском ботаническом конгрессе грибы отнесли к самост царству. Клетка гриба имеет размеры 0,2 нм, снаружи покрыта клет стенкой, имеется плазмолемма, включающая цитоплазму и ядро (с ядрышками). В цитоплазме нах митохондр, рибосомы, ЭПС, ломосомы. Запаси пит веществами служат жиры, валютин, гликоген. Вегетативное тело гриба представлено мицелием, состоящим из нитей (гифов), для них х-но1. апикальный рост и боковое ветвление, 2. мицелий может иметь многоклеточное или одноклеточное строение. Разновидности вегет тела: ризомицелий- эдноклеточный толом с выростами, плектенхима- ложная ткань, обр-ся при плотном переплетении гиф, ризоморфы- м/у участками при-фепления скопления мицелиев, склероции им 2 2поя: защитный и слой, выполняющий запас функцию. Размножение: 1)вегетативное- участками мицелия, на месте разрыва гиф обр-ся перегородки. 2) собственно бесполое- с участием спор, имеющ
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.60 (0.015 с.) |