Реализация целей и задач обучения биологии На конкретных уроках. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация целей и задач обучения биологии На конкретных уроках.



Реализация целей и задач обучения биологии на конкретных уроках.

Постановка цели предполагает выполнение определенной последовательности действий и соблюдения некоторых требований на каждом этапе. Целью урока «Цветок: его строение и функции. Соцветие.» будет следующая: сформировать понятия: цветок, тычинка, пестик, лепестки, выяснить функции цветка, научиться определять соцветия (усвоить, отработать, определить). В цели учитель видит конечный результат. Цель достигается по мере решения задач. Различают 3 типа:

1)образовательных: обеспечить в ходе урока усвоение след понятий, входящих в содержание темы.

2)развивающие: продолжить формировать следующие общеучебные умения и навыки: планирование ответа, работа с книгой, самоконтроль.

3)воспитательные: содействовать в ходе урока формированию причинно-следствен связей и др связей явлений (показать, раскрыть, убедить). Задача должна быть этапом достижения цели,

а цель - сверхцели (цели курса).

 

Тип Кольчатые черви

Царство Животные Zoa; подцарство Многоклеточные Metazoa; Тип Кольчатые черви

Насчитывает ок. 7 000 видов. Это обитатели водоемов и почвы. Включает классы:

Представителем класса является дождевой червь. Тело червя сегментировано, число колец доходит до нескольких десятков. В передней части тела находится утолщение и поясок, на брюшной и боковых сторонах тела - упругие и короткие щетинки (остаткитгараподии), с их помощью червь продвигается в почве и по поверхности земли. Покровы представлены кожно-мускульным Мешком, состоящим из трех слоев. Наружный - слизистая кутикула, под ней - клетки эпителия кожи. Внутри кожно-мускульного мешка находится вторичная полость тела (целом) разделенная на отдельные камеры согласно числу сегментов. Питаются дождевые черви гниющими остатками растений. Пища вместе с заглоченной землей попадает в пищевод, затем в зоб и мускулистый желудок, В нем она перетирается и поступает в среднюю кишку, где переваривается под действием пищеварительных соков. Питательные вещества всасываются в кровь и разносятся ею по всему телу. Не переваренные остатки с землей выбрасываются наружу через анальное отверстие. Дышит, червь через влажную кожу, в которой находятся густая сеть кровеносных капилляров. Кровеносная система у дождевого червя замкнутая и состоит из брюшного и спинного кровеносных сосудов, соединенных между собой кольцевыми сосудами. Несколько более крупных кольцевых сосудов, расположенных вокруг пищевода, постоянно пульсируют исполняя роль сердца. От главных! кольцевых сосудов отходят боковые ветви образующие густую сеть капилляров. В них кровь течет очень медленно, благодаря чёму услевает произойти обмен веществ и газообмен. Дождевые черви - гермафродиты. Для дождевых червей характерна способность к регенерации, т.е. к восстановлению утраченной части тела.

Класс многощетинковые. К этому классу относятся разнообразные черви, обитающие в морях, например, пескожил, нереида, которая имеет удлиненное, покрытое щетинками тело и ведет донный образ жизни. Морские многощетинковые черви раздельнополы. Для них характерно наружное оплодотворение (из яйца выходит личинка, плавающая в толще воды с помоптйореснимек – тшходюра). Класс Пиявки. Это свободноживущие хищники и эктопаразиты, питающиеся кровью. Имеют медицинское значение.

 

2.Транспорт веществ у растений. Механизм помещения и передвижения воды и мин. солей по растению. Транспирация. Транспорт орг в-в. этапа транспорта неорг соединений изо-ды: 1) из почвы в сосуды корня радиальный, 2) передвижение по сосудам к листьям дальний (по ксилеме), 3) выход из сосудов в цитоплазму паренхимных клеток -ближний (живыми клетками корня).3 типа транспорта: внутреклеточный, внутриорганный и междуорганный. Различают пассивный (независимо от клеточного метаболизма) и активный (с затратами энергии) транспорт. Поступление воды в растения осуществляется 2 видами: верхнего и нижнего водного потока. Верхний транспирация листьев, ее присасывающая сила, нижнее корневое давление (активный транспорт). Поглощение воды целым растением идет интенсивнее, чем корнем. Минер питание осуществляется из почвы корнем в 2 этапа:1 Поступление ионов в свободное пространство. Ионы поступают свободной диффузией из почвен р-ра за счет разницы концентрации от большей к меньшей, 2) поступление в протопласт клетки. Все пит в-ва нах-ся в почве в 4 формах: 1)процные фиксирующие недоступные; 2)адсорбированные на поверхность почв, 3)растворенные в почвенной воде, 4) труднорастворимые неорган соли. 3 этапа транспорта орг соединений: внутриклеточный (выход ассимиляторов из хлоропласта),2) межклеточный ближний (от клетки к клетке, флоэме), 3) дальний- флоэмный(передвижение орг в-в по флоэме).

Транспирация – процесс испарения воды, кот идет с затратой энергии. Значение: необх для терморегуляции, созд-т непрерывный ток воды из корневой системы к листьям, передвижение мин и частично орг в-ва, влияет на пр-с фотосинтеза. Идет через кутикулу и устьица. Устичная транспирация: 1) переход воды из клеточных стенок в межклетники, 2) выход паров воды из межклетников через устьица, 3) диффузия паров воды с пов-ти листа. Движ-е устьиц регулируется внешними и внутренними факторами. Движение устьиц и транспирация имеет свой суточный ход: а) уситьица ночью закрыты всегда. Утром откр-ся, а затем ведут себя от условий среды (злаки), б) устьица ночью открыты всегда, а днем в завис от условий, в) устьца утром открыты, а днем взавис-ти от условий, ночью в завис от того, что было днем. Ночью транспирация минимальная, максимум в полдень(зависит от солнечной радиации).

 

1.Формирование системы биологических понятий. Понятие - результат обобщения многочисленных фактов окр действительности. Понятие - высшая форма человеческого мышления, в которой выражаются общие существенные признаки вещей, явлений реального мира. Понятия представляют собой систему, в которой одни из них связаны с другими. Понятия формируются индуктивным(чаще в средних и младших классах) и дедуктивным путями(чаще в старших классах).

Н-р, в теме «Размножение цветковых растений» (7 класс) формируется следующая система понятий: вегетативное размножение, в связи с этим даётся понятие видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица), далее понятие прививки, для того, что бы ввести понятие половое размножение программа предусматривает предварительно знакомство с цветком, его строением (пестик, тычинки, цветоножка, чашелистики и др), функциями, далее вводится понятие опыление, виды опыления, далее оплодотворение, плоды и их виды. Прослеживается взаимозависимость понятий - система, которая потеряла бы свою значимость при изменении последовательности изучения понятий. Пример показывает, что все понятия взаимосвязаны в теме и должны формироваться как система.

 

Тип Круглые черви.

Царство Животные Zoa; подцарство Многоклеточные, Metazoa; Тип Круглые черви

К типу относятся несколько классов, том числе самый многочисленный класс Нематоды, или собственно Круглые черви. Они обитают в морях, пресных водоемах, почве, в организмах животных, тканях растений.

Известно около 12 тыс. видов. Тело их веретенообразное, округлое в поперечном, сечении: с двухсторонней симметрией. На переднем заостренном конце тела расположен рот, окруженный губами с сосочками, на заднем - анальное отверстие. Стенка тела нематод образована кожно-мускульным мешком, состоящем из кутиюшьг гиподермы и одного слоя мышц, кутикула - плотная оболочка-гиподерма - слившиеся эпителиальные клетки, представленные 4 валиками. Мышечные волокна продольные. Внутри кожно-мускульного мешка - первичная полость тела без собственной эпителиальной выстилки. Заполненная жидкостью, выполняющей функции транспорта питательных веществ и продуктов метаболизма. Пищеварительная система круглых червей сквозная трубка; появление анального отверстия является ароморфозом в эволюции, позволившим сделать чюлее интенсивным процесс пищеварения. Интенсивное дыхание у свободноживущих червей осуществляется через кутикулу, паразитические черви как правило, анаэробные организмы. Нервная система образована ганглием и двумя продольными стволами, соединенными перемычками (как у плоских червей) Нематоды – раздельнополые животные с трубчатыми половыми железами. Оплодотворение внутреннее. Развитие с превращением включает стадию личинки, из яйца выходит микроскопический червячок у которого нет половой системы и недоразвиты другие системы. У свободно живущих нематод личинки и взрослые особи обитают в одних и тех же условиях. Представитель паразитов - человеческая, аскарида - живет в тонком кишечнике человека. Человек может заразиться аскаридой через немытые овощи и фрукты, загрязненные яйцами паразитов. Из яиц выходит личинка, она внедряется в стенки кишечника и попадает в кровь, а затем в легкие. С мокротой личинка отхаркивается в глотку, а затем опять заглатывается. В кишечнике личинка превращается во взрослого червя. Паразитические черви острицы живут в толстом кишечнике человека. Самки остриц откладывают яйца ночью на кожу вокруг заднепроходного отверстия, что вызывает зуд. Из других власоглав, свайник, ришта. Фитопатогенные: Стеблевая нематода картофеля, свекловичная нематода, галловая нематода.

 

Тип Членистоногие

Царство Животные Zoa; подцарствоМногоклеточные Metazoa; Тип

Членистоногие Arthropgoa; Членистоногие - самая большая группа животных, населяющая нашу планету. Его представители освоили все среды жизни: сушу, моря пресные водоемы, воздушное пространство. Их можно встретить во всех географических широтах По разным данным, тип насчитывает от 1,5 до 4 млн видов. Тело членистоногих покрыто плотным хитиновым покровом, который является их наружным скелетом. Конечности членистые, подвижно соединены с туловищем. Так как хитиновый покров не растяжим, рост члени­стоногих сопровождается линькой (перио­дическим сбросом хитинового покрова). Мышцы представлены пучками поперечно­полосатых волокон. Кровеносная система незамкнутая. Наземные членистоногие дышат легкими или трахеями, а подавляющее боль­шинство водных - жабрами. Классы: Трилобиты, Ракообразные, Паукообразные. Насекомые и лр. Класс Ракообразные Crustacea. В основном,обитатели соленых и пресных водоемов. Небольшое число представителей этого класса обитает на суше, в увлажненных местах (мокрицы).

Подкласс Высшие раки Malacostraca. На примере Отряда Десятиногие раки Decapoda (8,5,тыс.видов). Представитель -речной рак, обитает в пресных водоемах, требователен к чистоте воды. Тело рака состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка. Все сегменты тела несут конечности. Количество

к

онечностеи речного рака достигает 19 пар. оловной отдел рака несет короткие усики -антеннулы - органы обоняния, длинные антенны - органы Осязания и ещё 3 пары конечностей, формирующих ротовой аппарат. Это пара верхних челюстей - мандибулы и 2 пары нижних - максилл. В грудном отделе 3 пары ногочедюстей (удерживают и подносят пишу ко рту) и 5 пар ходильных ног. Первая пара ходильных ног развита значительно сильнее и снабжена большими клешнями захватывают пищу и измельчают ее). Брюшко с опарами брюшн. ножек. Раки всеядны. Пища попадает в переднюю кишку, состоящую из пищевода и желудка. Печень рака совмещает ферментативную и желчевырабатывающую функции. Задняя кишка заканчивается анальным отверстием. Органы дыхания рака - жабры расположены по бокам головогруди, они пронизаны кровеносными сосудами. Здесь происходит газообмен. Кровеносная система рака незамкнутая, нервная система образована окологлоточным кольцом и брюшной нервной цепочкой. Раки раздельнополы. Оплодотворение внутреннее, для введения половых продуктов самцы используют специальные ножки, расположенные на брюшке. Самки откладывают оплодотворенные яйца зимой, а в начале лета из яиц выходят рачки.

 

 

Подготовка к уроку биологии

Подготовка учителя к уроку не может быть сведена только к написанию плана Это длительная, кропотливая, разносторонняя работа. А написание плана-это лишь результат проделанной работы. При подготовке к уроку следует: 1) опр-ть тему урока и место его в системе уроков, 2) изуч мат-л по учебнику и доп лит-ре, и отобрать нужное по программе, 3) поставить цель, 4) наметить путь учеников к ней, 5) выбрать метод приемы, 6) средства обучения, 7) составить план-конспект урока.

 

9.Паукообразные Животные Zoa; подцарство ж Неточные Metazoa; Тип стоногие Arthropoda; подтип даровые Chehcerata; Класс образные Агаспшаа.. сообразным относят наземных членистоногих, дышащих трахеями и легочными мешками. Тело их состоит из головогруди и несегментированного брюшка, однако у скорпионов тело более расчленено, а у клеещей тело слитное. На головогруди расположены четыре пары простых глаз, ротовые органы (хелицеры и ногощупальца] и конечности Усики отсутствуют. Ротовые органы снабжены острыми, загнутыми вниз коготками, у конца которых открываются протоки ядовитых желез. Челюсти служат для умерщвления жертвы и защиты, вторая пара ротовых органов - ногощупальца - служит для ощупывания и поворачивания жертвы во время еды. Четыре Лары членистых ходильных ног покрыты чувствительными волосками. Пауки, наряду с фалангами, сенокосцами, скорпионами и клещами, относятся к классу Паукообразные и составляют один из наиболее обширных его отрядов Известно примерно 20 00и видов пауков Брюшко пауков крупнее их голово­груди. На заднем конце брюшка расположены паутинные бородавки, в которыхоткрыва-ются паутинные железы. Выделяемое ими вещество твердеет на воздухе и образует прочные и эластичные паутинные нити, которые используются для изготовления ловчих сетей и коконов для откладки яиц. Пищеварение у пауков частично наружное. Они впрыскивают пищеварительные ферменты в жертву и через некоторое время высасывают содержимое, оставляя телесную оболочку. Питаются насекомыми. Кишечник пауков приспособлен к питанию жидкой пищей, печеночный вырост открывается в переднюю кишку. В дыхательной системе развиты и трахеи, и легочные мешки. Кровеносная система незамкнутая. В нервной системе прослеживается концентрация нервного аппарата: слившиеся ганглии головы и груди образуют мозг; слившиеся ганглии брюшной нервной цепочки - брюшной ганглии. Пауки - раздельнополые животные. Самки крурнее самцов. Оплодотворение -внутреннее. Яйца развиваются в коконе. Развитие без метаморфоза. Представители: скорпионы, паук-крестовик, фаланги, сенокосцы, клещи.

 

Гомеостаз

Организм можно определить как физико-химичедкую систему, существующую в окружающей

среде в стационарном состоянии, менно эта способность живых систем сохранять стационарное состояние в условиях непрерывно меняющеися среды и обусловливает их выживание. Для обеспечения стационарного состояния у всех организмов от морфологически самых простых до наиболее сложных выработались разнообразные анатомические, физиологические и поведенческие приспособления, служащие одной цели - сохранению постоянства внутр. среды. Гомеостаз — в физиологии, относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций ррганизма человека, животных и растений. Термин «Г,» предложен американским физиологом У. кенноном в 1929. Однако представление о постоянстве внутренней.среды было сформировано еще в 1878 французским учёным Бернаром. У высокоорганизованных животных гомеостаз. отличается наибольшим совершенством. У человека, млекопитающих, птиц гомеостаз. включает поддержание постоянства концентрации водородных ионов (рН) и состава крови, осмотического давления, температуры тела, кровяного давления и многих других функции. Г. обеспечивается неирогуморальными, гормональными, барьерными и выделительными механизмами. Так, например, выравнивание артериального давления осуществляется регуляторными механизмами, вступающимив действие по принципу цепных реакции с обратными связями (изменение давления крови воспринимается барорецепторами сосудов, сигнал о нём передается в сосудистые центры, изменение состояния которых ведёт к изменению тонуса сосудов и сердечной деятельности; одновременно раздражаются и хеморецепторы сосудов, включающие систему нейрогуморальнои регуляции, и кровяное давление возвращается к норме). Пример Г. у растений — сохранение постоянства оводнённости листьев путём открывания и закрывания устьиц. Понятие Г. применимо также к сообществам организмов, например Г. называется сохранение постоянства видового состава и числа особей в биоценозах. Генетический Г. — способность популяции поддерживать динамическое равновесие генетического состава, что обеспечивает её максимальную жизнеспособность.

 

Размножение растений

Размножение - это воспроизведение особями себе подобных. Оно позволяет поддерживать преемственность между поколениями поддерживать численность популяции на/ определенном уровне. Способы размножения растении: Бесполое размножение осуществляется с помощью спор. Спора - это специализированная клетка, прорастающая без слияния с другой клеткой. Половое размножение связано со слиянием специа-лизированных половых клеток - гамет с образованием зиготы. Гаметы могут быть одинаковыми и разными в морфологическом отношении. Изогамия - слияние одинаковых гамет; гетерогамия - слияние разных по размеру гамет; оогамия - слияние подвижного сперматозоида с крупной неподвижной яйцеклеткой. Для некоторых групп растении характерно чередование поколений, при котором половое поколение продуцирует половые клетки (гаметофит), а не половое поколение производит споры (спорофит). гаметы образ. В половых органах гаметангиях 'антеридии (мужЛ, оогонии и архегонии (жен Л. Развитие половых клеток: деление первичных половых клеток с диплоидным набором хромосом путем митоза увеличение числа клеток, дальнейший их рост и созревание, мейоз- созревание половых клеток, особый вид деления, обеспечивающий формирование гамет с уменьшенным вдвое числом хромосом. Мейоз –. Фазы меиоза:,метафаза, анафаза, телофаза. первого деления Меиоза:конъюгация гомологичных хромосом,возможность обмена генами, расхождение гомологичных хромосом из двух хроматид и образование двух клеток с гаплоидным числом хромосом.Второе деление мейоза:расхождение хроматид к полюсам клетки, образование из каждой клетки двух с гаплоидным числом хромосом.при отделении хроматид друг от друга они становятся хмосомами). Сходство второго деления-меиоза с митозом,образование в процессе мейоза четырех полноценных мужских гамет из одной первичнои половой клетки и одной яйцеклетки из первичной половой клетки (три мелкие клетки при этом рассасываются).

Сущность меиоза - образование из клеток с диплоидным набором хромосом половых клеток с гаплоидным набором хромосом.

Оплодотворение происходит после опыления.Опыление - это процесс переноса пыльцы спыльника на рыльце пестика у цветковыхрастений и на микрополе семязачатка голосеменных. Опыление предшествует оплодотворению. Различают самоопыление и перекрестное опыление.Самоопыление осуществляется в распустившихся цветках,иногда в нераспустившихся. Перекрестное опыление свойственно большинству цветковых растении. Оно обеспечивает обмен генами, поддерживает высокий уровень гетерозиготности популяций, определяет целостность и единство вида. Перекрестное опыление заключается в переносе пыльцы с одного цветка на другой на одном и том же растении или на рыльце пестика другого растения.У некоторых растений оплодотворение происходит через несколько дней или недель, у сосны даже через год. Для осуществления оплодотворения необходимо чтобы пыльца была зрелой и жизнеспособной,а в семязачатке должен сформироваться зародышевый мешок. Так, у покрытосеменных пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика, прорастает. В ткани рыльца пестика внедряется пыльцевая трубка. По мере роста пыльцевой трубки в нее перетекают ядро вегетативной клетки и оба спермия. Проникнув в зародышевый мешок, пыльцевая трубка разрывается под действием разницы осмотического давления из спермиев сливается с яйцеклеткой и образуется диплоидная зигота, дающая начало зародышу.Второй спермии сливается с центральной двуядернои клеткой, при этом образуется триплоидное ядро, дающее начало эндосперму (питательной ткани для зародыша).Весь этот процесс получил название двойного оплодотворения. Прочие клетки зародышевого мешка разрушаются. Зародыш (зачаточный побег) вместе с эндоспермом образуют семя, покрытое.кожурой.

 

13. Класс Пресмыкающиеся (Рептилии) Царство животные Zoa; подцарство Metazoa; Тип Хордовые Chordata; Класс Пресмыкающиеся Reptilm. Большинство рептилий - наземные животные, но некоторые виды обитают в воде (морские черепахи, змеи). Тело животных, как правило, разделено на голову, туловище и хвост и покрыто роговыми чешуйкам или щитками, защищающими их от механического воздействия и- высыхания Такой покров мешает росту тела. Поэтому некоторые пресмыкающиеся периодически линяют. Кожа рептилии не имеет желез и абсолютно сухая, она не участвует в дыхании. На голове расположены глаза с двумя веками и мигательной перепонкой (третье веко). У змеи веки срослись и стали прозрачными. Позади глаз находятся органы слуха, состоящие из внутреннего и среднего уха. Скелет имеет те же отделы, что и у земноводных. Позвоночник включает развитый шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой отделы. Трудной отдел позвоночника образован позвонками с развитыми ребрами и грудиной. Грудная клетка защищает внутренние органы от повреждения. У змей, в связи с их способом перемещения, нет грудной клетки и конечностей. У черепах ребра срастаются с панцирем. В плечевом поясе пресмыкающихся сохраняется воронья кость, плеевые и бедренные кости располагаются параллельно поверхности земли, поэтому тело прогибается и волочится по земле (кроме черепах и змей). Пищеварительная и выделительная системы сходны с таковыми у земноводных. Во рту у пресмыкающихся есть язык (орган осязания ивкуса) и слюнные железы. Интенсивность обменных процессов рептилий зависит от температуры окружающей среды. Легкие пресмыкающихся хорошо развиты, они имеют ячеистое строение, увеличивающее площадь газообмена. Дыхание происходит благодаря изменению объема грудной клетки, в результате сокращения дыхательных мышц. Воздух попадает через ноздри в ротовую полость и оттуда в трахею и бронхи, а затем в легкие. Воздухоносные пути (бронхи и трахея) появляются в связи с удлинением шеи. Оплодотворение у рептилии внутреннее. В организме самки развиваются яйца, которые откладываются на суше. Зародыш развивается за счет питательных веществ яйца и выходит наружу приспособленным к самостоятельному существованию. Класс Пресмыкающиеся включает три основных отряда:

Чешуйчатые (ящерицы, змеи,, вараны, агамы), Черепахи крокодилы. Общ.кол.видов в РБ 7 тыс. Кр.Кн.: Черепаха болотн., Медянка.

 

 

Методика вводных уроков.

От уроков, раскрывающих содержание темы, несколько отличаются первые уроки по теме или вводные. На первом уроке по теме ставится основная проблема, которая будет раскрыта в пр-се прохождения всей темы, указываются основы ее содержания, устанавливаются связи с пройденными темами. Очень важно, чтобы уроки по теме получили в сознании уч-ся глубокую внутреннюю связь. Каждый уч-к должен понимать, какая био проблема раскр-ся всей темой и какие частные проблемы- темы отд уроков- решаются. Вот почему важно в нач 1 урока кажд нов темы выдвинуть осн проблему и в дальнейшем подчинить ей и связать с ней более частные проблемы,а также сопутствующие им практ работы, демонстрации... 1 вводный урок по предмету: назвать авторов учебника, стуктупу, содержание, форзацы учебника. Цель: заинтересовать (решение кроссвордов, путешествие, викторины, кинофильм). На этих уроках дается представление о соответственном разделе био науки (предмете, задачах и значении), о содержании курса, методах,какими он будет преподаваться, и формах преподавания.

 

12. Реализация и пути переноса наслед.информации. Центральная догма молекулярной биологии. Типы переноса инф-ции общий, специализ-й, запрещеный. Реакции матричного синтеза. Насл инф-я, заложенная в хром или в др генитической структурах, может реализоваться в виде репликации, транскрипции (в том числе братной) и трансляции. Эти процессы протекают в клетке по типу матричного синтеза, т е. при обязат наличии матрицы. Последняя слу­.жит макромолекулярным «шаблоном» для синтеза биополимеров (ДНК, РНК, белок).
Матричный синтез протекает с участием спец-х ферментов и осущ-ся в три оси стадии: инициация, элонгация, терминация Репликация- процесс удвоения молекулыДНК по принципу комплементарности. 3 модели: 1) консервативная 2)полуконсервативиая, 3) дисперсная. Реально доказана была 2) - предо разединение молДНК на моноспирали в рез-те разрыва водор связей м/у азотист основаниями двух цепей; ккажд основанию присоед комплементарное, т.е., дочерн ДНК обновлялось лишь на половину.Транскрипция пр-с матричного синтеза,заключающийся в переносе насл инф-ции с 2-хцепочечной молекулы ДНК на одно-цепочечную молекулу РНК. Транскрипция сущ-но отл-ся от репликации прежде всего тем, что в ней участвуют и копируются лишь от-дельные гены или их группы, тогда как в репликации задействована вся ДНК и поэтому дочерние молекулы полностью копируют матричную. Трансляция- матричный синтез, при кот роль матрицы выполняет и-РНК.Перенос насл инф-ции типа ДНК-> РНК (репликация), ДНК- и-РНК(транскр-я) и и-РНК- белок(трансляция) возможен в люб клетках,поэтому его назв общий перенос. Обратная транскрипция- передача инф-ции с РНК на| ДНК(нобелевская премия). После этого изменилась центр догма молек биологии: ДНК-РНК—*белок. Ее частный случай (обр транскр) амплификация генов- выявлено, что на опрел стадии эмбриогенеза в клетках амфибий резко возрастает число генов., кодирующих р-РНК.Вместо 2-х копий (2 гомолог хр) в клетках обнаруживается по неск сотен копий каждого гена, кот опр период эмбриогенеза функционируют изолировано от хр, а затем разрушаются явление амплификации генов(обусл синтез РНК не на хр матрице, а в цитоплазме). Обр транскрипция и| амплификация- специализированный тип переноса. Центр догма молек биологии стала. Перенос наследственной инф-ции типа белок->ДНК, белок->РНК, белок->белок ни в

эксперименте, ни в жив клетках никогда не набл-ся. В связи с этим указанные пути переноса запрещенные.

 

14. Методический анализ темы.

План анализа:

1. Место темы в системе уроков (своевременно); 2. Кол-во часов, отведённых на изуч темы; 3. Цель (сформировать знания у уч-ся о) и задачи темы (обр, восп, разв); 4. Структура и содержание темы (тема вкл разделы, параграфы); 5. Характеристика понятийного аппарата (должны быть изучены:.,и закреплены след понятия: сформированы, сформул-ны умения и навыки..., закреплены..). 6. методы и метод приемы; 7. приемы учеников: слушание, набл-е, осмысление, работа с учебником; 8. Учебн оборудование; 9. Междисциплинарные связи; 10. Перспективные связи: тема подготовка

уч-ся к воспр след темы. На примере темы «Цветок: его строение и функции. Соцветие.»

 

15.Антропогенез - длительный исторический процесс становления человека, который происходит под влиянием биологических и социальных факторов. Сходство человека с млекопитающими -доказательство его происхождения от животных. Сравнительно-анатомические эмбриологические доказательства происхождения человека от млекопитающих животных. Доказательства принадлежности человека к классу млекопитающих: 1) сходство всех систем органов, внутриутробное развитие наличие диафрагмы, млечных желез, трех видов зубов; 2) рудиментарные органы (копчик, аппендикс, остатки третьего века); 3) атавизмы проявление у людей признаков далеких предков (многососковость, сильно развитый волосяной покров); 4) развитие человека и млекопитающих животных из оплодотворенной яйцеклетки, сходство стадий зародышевого развития (закладка жаберных щелей и сильное развитие хвостового отдела до трехмесячного возраста, мозг зародыша в месячном возрасте напоминает мозг рыб). Сходство человека и человекообразных обезьян: 1) у обезьян также развита высшая нервная деятельность, есть память. Они ухаживают за детьми, проявляют чувства (радость, гнев), используют простейшие орудия труда; 2) сходное строение всех систем органов, хромосомного аппарата, групп крови, общие болезни, паразиты.

Сходство строения, жизнедеятельности, поведения человека и человекообразных обезьян доказательства их родства, происхождения от общих предков. Признаки различий (присущие человеку мышление, речь, прямохождение, высокоразвитая трудовая деятельность) - доказательства дальнейшего развития человека и человекообразных обезьян в разных направлениях.

Доказательство его происхождения от животных, факторы эволюции человека -наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. 1) Появление у предков человека S-образного позвоночника, сводчатой стопы, расширенного таза, прочного крестца - наследственные изменения, которые способствовали прямохождению; 2) изменения передних конечностей - противопоставление большого пальца остальным пальцам - формирование руки. Усложнение строения и функций головного мозга, позвоночника, руки, гортани - основа формирования трудовой деятельности, развития речи, мышления.

Социальные факторы эволюции - труд, развитое сознание, мышление, речь, общественный образ жизни. Социальные факторы - основное отличие движущих сил антропогенеза от движущих сил эволюции органического мира. Главный признак трудовой деятельности человека способность изготавливать орудия труда. Труд -важнейший фактор эволюции человека, его роль в закреплении морфологических и физиологических изменений у предков человека. Стадии эволюции человека: древнейшие, древние, первые современные люди. Ранние стадии эволюции - австралопитеки (1,8-1 млн.л.н.), черты их сходства с человеком и человекообразными обезьянами (строение черепа, зубов, таза). Находки остатков человека умелого, его сходство с австралопитеками. Древнейшие люди - питекантроп, синантроп, развитие у них лобных и височных долей мозга, связанных с речью, - доказательство ее зарождения. Находки примитивных орудий труда -доказательство зачатков трудовой деятельности. Черты обезьян в строении черепа, лицевого отдела, позвоночника древнейших людей. Древние люди - неандертальцы (250-40 тысл.и.Х их большее сходство с человеком по сравнению с древнейшими людьми (больший объем мозга, наличие слаборазвитого подбородочного выступа), использование более сложных орудий труда, огня коллективная охота, первые современные люди -

кроманьонца, их сходство с современным человеком, находки разнообразных орудии труда, наскальных рисунков - свидетельство высокого уровня их развития. 50-40 тыс. лет назад возник вид к которому принадлежим мы -Человек Разумный -Homo sapiens.

 

 

Класс Млекопитающие

Царство Животные Zoa; подцарствоМногоклеточные Metazоa: Подтип

Позвоночные yertebrata; Надкласс Четвероногие Tetrapoda; Класс Млекопитающие Mammalia. Млекопитающие - теплокровные позвоночные животные с развитым волосяным покровом и вскармливающие своих детенышей молоком. Сердце у них четырехкамерное, хорошо развита центральная нервная система. Для этого класса характерно живорождение и забота о потомстве Больщинство млекопит. -четвероногие животные, у которых туловище высоко поднято над землей, а конечности располагаются под туловищем. Такое строение тела способствует более совершенному передвижению их по суше. У млекопит. хорошо выражена шея, что позволяет голове иметь большую степень подвижности. Волосяной покров, на теле неоднороден. Подшерсток - мягкий тонкий волос, служащий для сохранения тепла. Ость - грубый волос, защищающий тело от намокания и повреждений. Волосы состоят из рогового вещества, как перья птиц и чешуйки у пресмык. Роговыми образованиями являются когти, ногти, копыта и рога. Кожа зверей эластична и имеет сальные и потовые железы. Потовые железы выделяют пот, сходный по химическому составу с мочой. Пот, испаряясь, предохраняет тело от перегрева. Млечные железы есть только у самок и являются производными потовых желез. В связи с приспособлением к передвижению в разных средах конечности у млекопит. имеют разную форму. Например, у Китов конечности изменены в ласты, а у летучих мышей в крылья Расположенные во рту млекопит. зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные зубы. Сверху они покрыты эмалью. Глаза имеют веки с ресницами. Мигательная перепонка (третье веко) недоразвита. Зрение развито слабее, чем у птиц. Органы слуха состоят из наружного уха, улавливающего звуки с помощью ушной Раковины, среднего уха и внутреннего. Слух и обоняние хорошо развиты почти у всех млекопит. Органы осязания находятся на коже. Эту роль выполняют вибрисы -длинные жесткие волосы, расположенные на бровях, щеках, подбородке и губах Скелет млекопит. имеет несколько отделов. В шейном отделе преимущественно 7 позвонков, в грудном отделе 12-15 позвонков с ребрами, образующими грудную клетку. Массивные позвонки поясничного отдела подвижно сочленены между собой (2-9 позв.). Крестцовый. отдел срастается с костями таза (3-5 позв.), а число позв. хвостового отдела значительно варьирует. Пояс передних конечностей состоит из лопаток и ключиц. У млекопит. хорошо развиты мышцы спины, ног и поясов конечностей. После проглатывания пища движется по пищеводу в желудок, где начинает перевариваться. У большинства млекопит. желудок однокамерный (кроме жвачных). В его стенках находятся железы, выделяющие желудочный сок. Кишечник подразделяется на тонкий и толстый отделы. В начальном отделе тонкой кишки (двенадцатиперстной кишке) пища подвергается обработке соками поджелудочной Железы и печени (желчь). В тонком кишечнике происходит всасывание питательных веществ из кишечника в кровь и лимфу. Остатки непереваренной пищи удаляются через анальное отверстие, которым заканчивается прямая кишка. Дыхание легочное, вдох и выдох совершается за Счет межреберных мышц и диафрагмы - мускулистой перегородки между грудной и брюшной полостью. Сердце млекопит. четырехкамерное, как у птиц, и венозная кровь не смешивается с артериальной. Кровь движется по двум кругам кровообращения. Органы выделения млекопит. - вторичные почки, мочеточники и мочевой пузырь. Азотсодержащие продукты метаболизма отфильтровываются из крови в парных почках, Моча собирается по мочеточникам в мочевой пузырь Клоаки у млекопит. нет.. Совершенное строение кровеносной, дыхательной, выделительной и других систем обеспечивает высокий уровень обмена веществ, что способствует поддержанию темпепатуры тела на определенном уровне (37-39 С). Нервная система имеет сложное строение. Особенно сильно развита кора головного мозга. Оплодотворение у млекопит. внутреннее и происходит в парных яйцеводах, куда из яичников поступают яйцеклетки. У плацентарных млекопит. оплодотворенная яйцеклетка прикрепляется к стенкам особого мышечного органа - матки, где и происходит развитие зародыша. В месте прикрепления зародыша к стенке матки формируется плацента - детское место, где кровеносные сосуды матери соприкасаются с кровеносными сосудами зародыша. Через кровь от матери зародыш получает питательные вещества, кирлород и удаляет продукты метаболизма. Таким образом, будущий детеныш надежно защищен матерью и обеспечен питанием, необходимым для его развития. Современные млекопит. подразделяются на IV отрядов. Важнейшие отряды млекопитающих; Насекомоядные (крот, еж). Рукокрылые (ушан, кожан). Грызуны (белка, бобр, мыши! Зайцеобразные (заяц, пищуха). Хищные (водки, медведи, куницы, тигры). Ластоногие большую часть жизни проводят в воде, размножаются и линяют на суше; конечности видоизменены в ласты (морж, тюлень, морской котик). Китообразные живут в воде, имеют тело крупных размеров; передние конечности видоизменены в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.036 с.)