Реализация целей и задач обучения биологии на конкретных уроках.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация целей и задач обучения биологии на конкретных уроках.



Реализация целей и задач обучения биологии на конкретных уроках.

Постановка цели предполагает выполнение определенной последовательности действий и соблюдения некоторых требований на каждом этапе. Целью урока «Цветок: его строение и функции. Соцветие.» будет следующая: сформировать понятия: цветок, тычинка, пестик, лепестки, выяснить функции цветка, научиться определять соцветия (усвоить, отработать, определить). В цели учитель видит конечный результат. Цель достигается по мере решения задач. Различают 3 типа:

1)образовательных: обеспечить в ходе урока усвоение след понятий, входящих в содержание темы.

2)развивающие: продолжить формировать следующие общеучебные умения и навыки: планирование ответа, работа с книгой, самоконтроль.

3)воспитательные: содействовать в ходе урока формированию причинно-следствен связей и др связей явлений (показать, раскрыть, убедить). Задача должна быть этапом достижения цели,

а цель - сверхцели (цели курса).

 

Тип Кольчатые черви

Царство Животные Zoa; подцарство Многоклеточные Metazoa; Тип Кольчатые черви

Насчитывает ок. 7 000 видов. Это обитатели водоемов и почвы. Включает классы:

Представителем класса является дождевой червь. Тело червя сегментировано, число колец доходит до нескольких десятков. В передней части тела находится утолщение и поясок, на брюшной и боковых сторонах тела - упругие и короткие щетинки (остаткитгараподии), с их помощью червь продвигается в почве и по поверхности земли. Покровы представлены кожно-мускульным Мешком, состоящим из трех слоев. Наружный - слизистая кутикула, под ней - клетки эпителия кожи. Внутри кожно-мускульного мешка находится вторичная полость тела (целом) разделенная на отдельные камеры согласно числу сегментов. Питаются дождевые черви гниющими остатками растений. Пища вместе с заглоченной землей попадает в пищевод, затем в зоб и мускулистый желудок, В нем она перетирается и поступает в среднюю кишку, где переваривается под действием пищеварительных соков. Питательные вещества всасываются в кровь и разносятся ею по всему телу. Не переваренные остатки с землей выбрасываются наружу через анальное отверстие. Дышит, червь через влажную кожу, в которой находятся густая сеть кровеносных капилляров. Кровеносная система у дождевого червя замкнутая и состоит из брюшного и спинного кровеносных сосудов, соединенных между собой кольцевыми сосудами. Несколько более крупных кольцевых сосудов, расположенных вокруг пищевода, постоянно пульсируют исполняя роль сердца. От главных ! кольцевых сосудов отходят боковые ветви образующие густую сеть капилляров. В них кровь течет очень медленно, благодаря чёму услевает произойти обмен веществ и газообмен. Дождевые черви - гермафродиты. Для дождевых червей характерна способность к регенерации, т.е. к восстановлению утраченной части тела.

Класс многощетинковые. К этому классу относятся разнообразные черви, обитающие в морях, например, пескожил, нереида, которая имеет удлиненное, покрытое щетинками тело и ведет донный образ жизни. Морские многощетинковые черви раздельнополы. Для них характерно наружное оплодотворение (из яйца выходит личинка, плавающая в толще воды с помоптйореснимек – тшходюра). Класс Пиявки. Это свободноживущие хищники и эктопаразиты, питающиеся кровью. Имеют медицинское значение.

 

2.Транспорт веществ у растений. Механизм помещения и передвижения воды и мин. солей по растению. Транспирация. Транспорт орг в-в. этапа транспорта неорг соединений изо-ды: 1) из почвы в сосуды корня радиальный, 2) передвижение по сосудам к листьям дальний (по ксилеме), 3) выход из сосудов в цитоплазму паренхимных клеток -ближний (живыми клетками корня).3 типа транспорта: внутреклеточный, внутриорганный и междуорганный. Различают пассивный (независимо от клеточного метаболизма) и активный (с затратами энергии) транспорт. Поступление воды в растения осуществляется 2 видами: верхнего и нижнего водного потока. Верхний транспирация листьев, ее присасывающая сила, нижнее корневое давление (активный транспорт). Поглощение воды целым растением идет интенсивнее, чем корнем. Минер питание осуществляется из почвы корнем в 2 этапа:1 Поступление ионов в свободное пространство. Ионы поступают свободной диффузией из почвен р-ра за счет разницы концентрации от большей к меньшей, 2) поступление в протопласт клетки. Все пит в-ва нах-ся в почве в 4 формах: 1)процные фиксирующие недоступные; 2)адсорбированные на поверхность почв, 3)растворенные в почвенной воде, 4) труднорастворимые неорган соли. 3 этапа транспорта орг соединений: внутриклеточный (выход ассимиляторов из хлоропласта),2) межклеточный ближний (от клетки к клетке, флоэме), 3) дальний- флоэмный(передвижение орг в-в по флоэме).

Транспирация – процесс испарения воды, кот идет с затратой энергии. Значение: необх для терморегуляции, созд-т непрерывный ток воды из корневой системы к листьям, передвижение мин и частично орг в-ва, влияет на пр-с фотосинтеза. Идет через кутикулу и устьица. Устичная транспирация: 1) переход воды из клеточных стенок в межклетники, 2) выход паров воды из межклетников через устьица, 3) диффузия паров воды с пов-ти листа. Движ-е устьиц регулируется внешними и внутренними факторами. Движение устьиц и транспирация имеет свой суточный ход: а) уситьица ночью закрыты всегда. Утром откр-ся, а затем ведут себя от условий среды (злаки), б) устьица ночью открыты всегда, а днем в завис от условий, в) устьца утром открыты, а днем взавис-ти от условий, ночью в завис от того, что было днем. Ночью транспирация минимальная, максимум в полдень(зависит от солнечной радиации).

 

1.Формирование системы биологических понятий.Понятие - результат обобщения многочисленных фактов окр действительности. Понятие - высшая форма человеческого мышления, в которой выражаются общие существенные признаки вещей, явлений реального мира. Понятия представляют собой систему, в которой одни из них связаны с другими. Понятия формируются индуктивным(чаще в средних и младших классах) и дедуктивным путями(чаще в старших классах).

Н-р, в теме «Размножение цветковых растений» (7 класс) формируется следующая система понятий: вегетативное размножение, в связи с этим даётся понятие видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица), далее понятие прививки, для того, что бы ввести понятие половое размножение программа предусматривает предварительно знакомство с цветком, его строением (пестик, тычинки, цветоножка, чашелистики и др), функциями, далее вводится понятие опыление, виды опыления, далее оплодотворение, плоды и их виды. Прослеживается взаимозависимость понятий - система, которая потеряла бы свою значимость при изменении последовательности изучения понятий. Пример показывает, что все понятия взаимосвязаны в теме и должны формироваться как система.

 

Тип Круглые черви.

Царство Животные Zoa; подцарство Многоклеточные, Metazoa; Тип Круглые черви

К типу относятся несколько классов, том числе самый многочисленный класс Нематоды, или собственно Круглые черви. Они обитают в морях, пресных водоемах, почве, в организмах животных, тканях растений.

Известно около 12 тыс. видов. Тело их веретенообразное, округлое в поперечном, сечении: с двухсторонней симметрией. На переднем заостренном конце тела расположен рот, окруженный губами с сосочками, на заднем - анальное отверстие. Стенка тела нематод образована кожно-мускульным мешком, состоящем из кутиюшьг гиподермы и одного слоя мышц, кутикула - плотная оболочка-гиподерма - слившиеся эпителиальные клетки, представленные 4 валиками. Мышечные волокна продольные. Внутри кожно-мускульного мешка - первичная полость тела без собственной эпителиальной выстилки. Заполненная жидкостью, выполняющей функции транспорта питательных веществ и продуктов метаболизма. Пищеварительная система круглых червей сквозная трубка; появление анального отверстия является ароморфозом в эволюции, позволившим сделать чюлее интенсивным процесс пищеварения. Интенсивное дыхание у свободноживущих червей осуществляется через кутикулу, паразитические черви как правило, анаэробные организмы. Нервная система образована ганглием и двумя продольными стволами, соединенными перемычками (как у плоских червей) Нематоды – раздельнополые животные с трубчатыми половыми железами. Оплодотворение внутреннее. Развитие с превращением включает стадию личинки, из яйца выходит микроскопический червячок у которого нет половой системы и недоразвиты другие системы. У свободно живущих нематод личинки и взрослые особи обитают в одних и тех же условиях. Представитель паразитов - человеческая, аскарида - живет в тонком кишечнике человека. Человек может заразиться аскаридой через немытые овощи и фрукты, загрязненные яйцами паразитов. Из яиц выходит личинка, она внедряется в стенки кишечника и попадает в кровь, а затем в легкие. С мокротой личинка отхаркивается в глотку, а затем опять заглатывается. В кишечнике личинка превращается во взрослого червя. Паразитические черви острицы живут в толстом кишечнике человека. Самки остриц откладывают яйца ночью на кожу вокруг заднепроходного отверстия, что вызывает зуд. Из других власоглав, свайник, ришта. Фитопатогенные: Стеблевая нематода картофеля, свекловичная нематода, галловая нематода.

 

Тип Членистоногие

Царство Животные Zoa; подцарствоМногоклеточные Metazoa; Тип

Членистоногие Arthropgoa; Членистоногие - самая большая группа животных, населяющая нашу планету. Его представители освоили все среды жизни: сушу, моря пресные водоемы, воздушное пространство. Их можно встретить во всех географических широтах По разным данным, тип насчитывает от 1,5 до 4 млн видов. Тело членистоногих покрыто плотным хитиновым покровом, который является их наружным скелетом. Конечности членистые, подвижно соединены с туловищем. Так как хитиновый покров не растяжим, рост члени­стоногих сопровождается линькой (перио­дическим сбросом хитинового покрова). Мышцы представлены пучками поперечно­полосатых волокон. Кровеносная система незамкнутая. Наземные членистоногие дышат легкими или трахеями, а подавляющее боль­шинство водных - жабрами. Классы: Трилобиты, Ракообразные, Паукообразные. Насекомые и лр. Класс Ракообразные Crustacea. В основном,обитатели соленых и пресных водоемов. Небольшое число представителей этого класса обитает на суше, в увлажненных местах (мокрицы).

Подкласс Высшие раки Malacostraca. На примере Отряда Десятиногие раки Decapoda (8,5,тыс.видов). Представитель -речной рак, обитает в пресных водоемах, требователен к чистоте воды. Тело рака состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка. Все сегменты тела несут конечности. Количество

к

онечностеи речного рака достигает 19 пар. оловной отдел рака несет короткие усики -антеннулы - органы обоняния, длинные антенны - органы Осязания и ещё 3 пары конечностей, формирующих ротовой аппарат. Это пара верхних челюстей - мандибулы и 2 пары нижних - максилл. В грудном отделе 3 пары ногочедюстей (удерживают и подносят пишу ко рту) и 5 пар ходильных ног. Первая пара ходильных ног развита значительно сильнее и снабжена большими клешнями захватывают пищу и измельчают ее). Брюшко с опарами брюшн. ножек. Раки всеядны. Пища попадает в переднюю кишку, состоящую из пищевода и желудка. Печень рака совмещает ферментативную и желчевырабатывающую функции. Задняя кишка заканчивается анальным отверстием. Органы дыхания рака - жабры расположены по бокам головогруди, они пронизаны кровеносными сосудами. Здесь происходит газообмен. Кровеносная система рака незамкнутая, нервная система образована окологлоточным кольцом и брюшной нервной цепочкой. Раки раздельнополы. Оплодотворение внутреннее, для введения половых продуктов самцы используют специальные ножки, расположенные на брюшке. Самки откладывают оплодотворенные яйца зимой, а в начале лета из яиц выходят рачки.

 

 

Подготовка к уроку биологии

Подготовка учителя к уроку не может быть сведена только к написанию плана Это длительная, кропотливая, разносторонняя работа. А написание плана-это лишь результат проделанной работы. При подготовке к уроку следует: 1) опр-ть тему урока и место его в системе уроков, 2) изуч мат-л по учебнику и доп лит-ре, и отобрать нужное по программе, 3) поставить цель, 4) наметить путь учеников к ней, 5) выбрать метод приемы, 6) средства обучения, 7) составить план-конспект урока.

 

9.ПаукообразныеЖивотные Zoa; подцарство ж Неточные Metazoa; Тип стоногие Arthropoda; подтип даровые Chehcerata; Класс образные Агаспшаа. . сообразным относят наземных членистоногих, дышащих трахеями и легочными мешками. Тело их состоит из головогруди и несегментированного брюшка, однако у скорпионов тело более расчленено, а у клеещей тело слитное. На головогруди расположены четыре пары простых глаз, ротовые органы (хелицеры и ногощупальца] и конечности Усики отсутствуют. Ротовые органы снабжены острыми, загнутыми вниз коготками, у конца которых открываются протоки ядовитых желез. Челюсти служат для умерщвления жертвы и защиты, вторая пара ротовых органов - ногощупальца - служит для ощупывания и поворачивания жертвы во время еды. Четыре Лары членистых ходильных ног покрыты чувствительными волосками. Пауки, наряду с фалангами, сенокосцами, скорпионами и клещами, относятся к классу Паукообразные и составляют один из наиболее обширных его отрядов Известно примерно 20 00и видов пауков Брюшко пауков крупнее их голово­груди. На заднем конце брюшка расположены паутинные бородавки, в которыхоткрыва-ются паутинные железы. Выделяемое ими вещество твердеет на воздухе и образует прочные и эластичные паутинные нити, которые используются для изготовления ловчих сетей и коконов для откладки яиц. Пищеварение у пауков частично наружное. Они впрыскивают пищеварительные ферменты в жертву и через некоторое время высасывают содержимое, оставляя телесную оболочку. Питаются насекомыми. Кишечник пауков приспособлен к питанию жидкой пищей, печеночный вырост открывается в переднюю кишку. В дыхательной системе развиты и трахеи, и легочные мешки. Кровеносная система незамкнутая. В нервной системе прослеживается концентрация нервного аппарата: слившиеся ганглии головы и груди образуют мозг; слившиеся ганглии брюшной нервной цепочки - брюшной ганглии. Пауки - раздельнополые животные. Самки крурнее самцов. Оплодотворение -внутреннее. Яйца развиваются в коконе. Развитие без метаморфоза. Представители: скорпионы, паук-крестовик, фаланги, сенокосцы, клещи.

 

Гомеостаз

Организм можно определить как физико-химичедкую систему, существующую в окружающей

среде в стационарном состоянии, менно эта способность живых систем сохранять стационарное состояние в условиях непрерывно меняющеися среды и обусловливает их выживание. Для обеспечения стационарного состояния у всех организмов от морфологически самых простых до наиболее сложных выработались разнообразные анатомические, физиологические и поведенческие приспособления, служащие одной цели - сохранению постоянства внутр. среды. Гомеостаз — в физиологии, относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций ррганизма человека, животных и растений. Термин «Г,» предложен американским физиологом У. кенноном в 1929. Однако представление о постоянстве внутренней .среды было сформировано еще в 1878 французским учёным Бернаром. У высокоорганизованных животных гомеостаз. отличается наибольшим совершенством. У человека, млекопитающих, птиц гомеостаз. включает поддержание постоянства концентрации водородных ионов (рН) и состава крови, осмотического давления, температуры тела, кровяного давления и многих других функции. Г. обеспечивается неирогуморальными, гормональными, барьерными и выделительными механизмами. Так, например, выравнивание артериального давления осуществляется регуляторными механизмами, вступающимив действие по принципу цепных реакции с обратными связями (изменение давления крови воспринимается барорецепторами сосудов, сигнал о нём передается в сосудистые центры, изменение состояния которых ведёт к изменению тонуса сосудов и сердечной деятельности; одновременно раздражаются и хеморецепторы сосудов, включающие систему нейрогуморальнои регуляции, и кровяное давление возвращается к норме). Пример Г. у растений — сохранение постоянства оводнённости листьев путём открывания и закрывания устьиц. Понятие Г. применимо также к сообществам организмов, например Г. называется сохранение постоянства видового состава и числа особей в биоценозах. Генетический Г. — способность популяции поддерживать динамическое равновесие генетического состава, что обеспечивает её максимальную жизнеспособность.

 

Размножение растений

Размножение - это воспроизведение особями себе подобных. Оно позволяет поддерживать преемственность между поколениями поддерживать численность популяции на/ определенном уровне. Способы размножения растении: Бесполое размножение осуществляется с помощью спор. Спора - это специализированная клетка, прорастающая без слияния с другой клеткой. Половое размножение связано со слиянием специа-лизированных половых клеток - гамет с образованием зиготы. Гаметы могут быть одинаковыми и разными в морфологическом отношении. Изогамия - слияние одинаковых гамет; гетерогамия - слияние разных по размеру гамет; оогамия - слияние подвижного сперматозоида с крупной неподвижной яйцеклеткой. Для некоторых групп растении характерно чередование поколений, при котором половое поколение продуцирует половые клетки (гаметофит), а не половое поколение производит споры (спорофит). гаметы образ. В половых органах гаметангиях 'антеридии (мужЛ, оогонии и архегонии (жен Л. Развитие половых клеток: деление первичных половых клеток с диплоидным набором хромосом путем митоза увеличение числа клеток, дальнейший их рост и созревание, мейоз- созревание половых клеток, особый вид деления, обеспечивающий формирование гамет с уменьшенным вдвое числом хромосом. Мейоз – . Фазы меиоза:,метафаза, анафаза, телофаза. первого деления Меиоза:конъюгация гомологичных хромосом,возможность обмена генами, расхождение гомологичных хромосом из двух хроматид и образование двух клеток с гаплоидным числом хромосом.Второе деление мейоза:расхождение хроматид к полюсам клетки, образование из каждой клетки двух с гаплоидным числом хромосом.при отделении хроматид друг от друга они становятся хмосомами). Сходство второго деления-меиоза с митозом,образование в процессе мейоза четырех полноценных мужских гамет из одной первичнои половой клетки и одной яйцеклетки из первичной половой клетки (три мелкие клетки при этом рассасываются).

Сущность меиоза - образование из клеток с диплоидным набором хромосом половых клеток с гаплоидным набором хромосом.

Оплодотворение происходит после опыления.Опыление - это процесс переноса пыльцы спыльника на рыльце пестика у цветковыхрастений и на микрополе семязачатка голосеменных. Опыление предшествует оплодотворению. Различают самоопыление и перекрестное опыление.Самоопыление осуществляется в распустившихся цветках,иногда в нераспустившихся. Перекрестное опыление свойственно большинству цветковых растении. Оно обеспечивает обмен генами, поддерживает высокий уровень гетерозиготности популяций, определяет целостность и единство вида. Перекрестное опыление заключается в переносе пыльцы с одного цветка на другой на одном и том же растении или на рыльце пестика другого растения.У некоторых растений оплодотворение происходит через несколько дней или недель, у сосны даже через год. Для осуществления оплодотворения необходимо чтобы пыльца была зрелой и жизнеспособной,а в семязачатке должен сформироваться зародышевый мешок. Так, у покрытосеменных пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика, прорастает. В ткани рыльца пестика внедряется пыльцевая трубка. По мере роста пыльцевой трубки в нее перетекают ядро вегетативной клетки и оба спермия. Проникнув в зародышевый мешок, пыльцевая трубка разрывается под действием разницы осмотического давления из спермиев сливается с яйцеклеткой и образуется диплоидная зигота, дающая начало зародышу.Второй спермии сливается с центральной двуядернои клеткой, при этом образуется триплоидное ядро, дающее начало эндосперму (питательной ткани для зародыша).Весь этот процесс получил название двойного оплодотворения. Прочие клетки зародышевого мешка разрушаются. Зародыш (зачаточный побег) вместе с эндоспермом образуют семя, покрытое .кожурой.

 

13.Класс Пресмыкающиеся (Рептилии)Царство животные Zoa; подцарство Metazoa; Тип Хордовые Chordata; Класс Пресмыкающиеся Reptilm. Большинство рептилий - наземные животные, но некоторые виды обитают в воде (морские черепахи, змеи). Тело животных, как правило, разделено на голову, туловище и хвост и покрыто роговыми чешуйкам или щитками, защищающими их от механического воздействия и- высыхания Такой покров мешает росту тела. Поэтому некоторые пресмыкающиеся периодически линяют. Кожа рептилии не имеет желез и абсолютно сухая, она не участвует в дыхании. На голове расположены глаза с двумя веками и мигательной перепонкой (третье веко). У змеи веки срослись и стали прозрачными. Позади глаз находятся органы слуха, состоящие из внутреннего и среднего уха. Скелет имеет те же отделы, что и у земноводных. Позвоночник включает развитый шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой отделы. Трудной отдел позвоночника образован позвонками с развитыми ребрами и грудиной. Грудная клетка защищает внутренние органы от повреждения. У змей, в связи с их способом перемещения, нет грудной клетки и конечностей. У черепах ребра срастаются с панцирем. В плечевом поясе пресмыкающихся сохраняется воронья кость, плеевые и бедренные кости располагаются параллельно поверхности земли, поэтому тело прогибается и волочится по земле (кроме черепах и змей). Пищеварительная и выделительная системы сходны с таковыми у земноводных. Во рту у пресмыкающихся есть язык (орган осязания ивкуса) и слюнные железы. Интенсивность обменных процессов рептилий зависит от температуры окружающей среды. Легкие пресмыкающихся хорошо развиты, они имеют ячеистое строение, увеличивающее площадь газообмена. Дыхание происходит благодаря изменению объема грудной клетки, в результате сокращения дыхательных мышц. Воздух попадает через ноздри в ротовую полость и оттуда в трахею и бронхи, а затем в легкие. Воздухоносные пути (бронхи и трахея) появляются в связи с удлинением шеи. Оплодотворение у рептилии внутреннее. В организме самки развиваются яйца, которые откладываются на суше. Зародыш развивается за счет питательных веществ яйца и выходит наружу приспособленным к самостоятельному существованию. Класс Пресмыкающиеся включает три основных отряда:

Чешуйчатые (ящерицы, змеи, , вараны, агамы), Черепахи крокодилы. Общ.кол .видов в РБ 7 тыс. Кр.Кн.: Черепаха болотн., Медянка.

 

 

Методика вводных уроков.

От уроков, раскрывающих содержание темы, несколько отличаются первые уроки по теме или вводные. На первом уроке по теме ставится основная проблема, которая будет раскрыта в пр-се прохождения всей темы, указываются основы ее содержания, устанавливаются связи с пройденными темами. Очень важно, чтобы уроки по теме получили в сознании уч-ся глубокую внутреннюю связь. Каждый уч-к должен понимать, какая био проблема раскр-ся всей темой и какие частные проблемы- темы отд уроков- решаются. Вот почему важно в нач 1 урока кажд нов темы выдвинуть осн проблему и в дальнейшем подчинить ей и связать с ней более частные проблемы,а также сопутствующие им практ работы , демонстрации... 1 вводный урок по предмету: назвать авторов учебника, стуктупу, содержание, форзацы учебника. Цель: заинтересовать (решение кроссвордов, путешествие, викторины, кинофильм). На этих уроках дается представление о соответственном разделе био науки (предмете, задачах и значении), о содержании курса, методах,какими он будет преподаваться, и формах преподавания.

 

12.Реализация и пути переноса наслед.информации. Центральная догма молекулярной биологии. Типы переноса инф-ции общий, специализ-й, запрещеный. Реакции матричного синтеза.Насл инф-я, заложенная в хром или в др генитической структурах, может реализоваться в виде репликации, транскрипции (в том числе братной) и трансляции. Эти процессы протекают в клетке по типу матричного синтеза, т е. при обязат наличии матрицы. Последняя слу­.жит макромолекулярным «шаблоном» для синтеза биополимеров (ДНК, РНК, белок).
Матричный синтез протекает с участием спец-х ферментов и осущ-ся в три оси стадии: инициация, элонгация, терминация Репликация- процесс удвоения молекулыДНК по принципу комплементарности. 3 модели: 1) консервативная 2)полуконсервативиая, 3) дисперсная. Реально доказана была 2) - предо разединение молДНК на моноспирали в рез-те разрыва водор связей м/у азотист основаниями двух цепей; ккажд основанию присоед комплементарное, т.е., дочерн ДНК обновлялось лишь на половину.Транскрипция пр-с матричного синтеза,заключающийся в переносе насл инф-ции с 2-хцепочечной молекулы ДНК на одно-цепочечную молекулу РНК. Транскрипция сущ-но отл-ся от репликации прежде всего тем, что в ней участвуют и копируются лишь от-дельные гены или их группы, тогда как в репликации задействована вся ДНК и поэтому дочерние молекулы полностью копируют матричную. Трансляция- матричный синтез, при кот роль матрицы выполняет и-РНК.Перенос насл инф-ции типа ДНК-> РНК (репликация), ДНК- и-РНК(транскр-я) и и-РНК- белок(трансляция) возможен в люб клетках,поэтому его назв общий перенос. Обратная транскрипция- передача инф-ции с РНК на| ДНК(нобелевская премия). После этого изменилась центр догма молек биологии: ДНК-РНК—*белок. Ее частный случай (обр транскр) амплификация генов- выявлено, что на опрел стадии эмбриогенеза в клетках амфибий резко возрастает число генов., кодирующих р-РНК.Вместо 2-х копий (2 гомолог хр) в клетках обнаруживается по неск сотен копий каждого гена, кот опр период эмбриогенеза функционируют изолировано от хр, а затем разрушаются явление амплификации генов(обусл синтез РНК не на хр матрице, а в цитоплазме). Обр транскрипция и| амплификация- специализированный тип переноса. Центр догма молек биологии стала. Перенос наследственной инф-ции типа белок->ДНК, белок->РНК, белок->белок ни в

эксперименте, ни в жив клетках никогда не набл-ся. В связи с этим указанные пути переноса запрещенные.

 

14. Методический анализ темы.

План анализа:

1. Место темы в системе уроков (своевременно); 2. Кол-во часов, отведённых на изуч темы; 3. Цель (сформировать знания у уч-ся о) и задачи темы (обр, восп, разв); 4. Структура и содержание темы (тема вкл разделы, параграфы); 5. Характеристика понятийного аппарата (должны быть изучены:.,и закреплены след понятия: сформированы, сформул-ны умения и навыки ..., закреплены ..). 6. методы и метод приемы; 7. приемы учеников: слушание, набл-е, осмысление, работа с учебником; 8. Учебн оборудование; 9. Междисциплинарные связи; 10. Перспективные связи: тема подготовка

уч-ся к воспр след темы. На примере темы «Цветок: его строение и функции. Соцветие.»

 

15.Антропогенез - длительный исторический процесс становления человека, который происходит под влиянием биологических и социальных факторов. Сходство человека с млекопитающими -доказательство его происхождения от животных. Сравнительно-анатомические эмбриологические доказательства происхождения человека от млекопитающих животных. Доказательства принадлежности человека к классу млекопитающих: 1) сходство всех систем органов, внутриутробное развитие наличие диафрагмы, млечных желез, трех видов зубов; 2) рудиментарные органы (копчик, аппендикс, остатки третьего века); 3) атавизмы проявление у людей признаков далеких предков (многососковость, сильно развитый волосяной покров); 4) развитие человека и млекопитающих животных из оплодотворенной яйцеклетки, сходство стадий зародышевого развития (закладка жаберных щелей и сильное развитие хвостового отдела до трехмесячного возраста, мозг зародыша в месячном возрасте напоминает мозг рыб). Сходство человека и человекообразных обезьян: 1) у обезьян также развита высшая нервная деятельность, есть память. Они ухаживают за детьми, проявляют чувства (радость, гнев), используют простейшие орудия труда; 2) сходное строение всех систем органов, хромосомного аппарата, групп крови, общие болезни, паразиты.

Сходство строения, жизнедеятельности, поведения человека и человекообразных обезьян доказательства их родства, происхождения от общих предков. Признаки различий (присущие человеку мышление, речь, прямохождение, высокоразвитая трудовая деятельность) - доказательства дальнейшего развития человека и человекообразных обезьян в разных направлениях.

Доказательство его происхождения от животных, факторы эволюции человека -наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. 1) Появление у предков человека S-образного позвоночника, сводчатой стопы, расширенного таза, прочного крестца - наследственные изменения, которые способствовали прямохождению; 2) изменения передних конечностей - противопоставление большого пальца остальным пальцам - формирование руки. Усложнение строения и функций головного мозга, позвоночника, руки, гортани - основа формирования трудовой деятельности, развития речи, мышления.

Социальные факторы эволюции - труд, развитое сознание, мышление, речь, общественный образ жизни. Социальные факторы - основное отличие движущих сил антропогенеза от движущих сил эволюции органического мира. Главный признак трудовой деятельности человека способность изготавливать орудия труда. Труд -важнейший фактор эволюции человека, его роль в закреплении морфологических и физиологических изменений у предков человека. Стадии эволюции человека: древнейшие, древние, первые современные люди. Ранние стадии эволюции - австралопитеки (1,8-1 млн.л.н.), черты их сходства с человеком и человекообразными обезьянами (строение черепа, зубов, таза). Находки остатков человека умелого, его сходство с австралопитеками. Древнейшие люди - питекантроп, синантроп, развитие у них лобных и височных долей мозга, связанных с речью, - доказательство ее зарождения. Находки примитивных орудий труда -доказательство зачатков трудовой деятельности. Черты обезьян в строении черепа, лицевого отдела, позвоночника древнейших людей. Древние люди - неандертальцы (250-40 тысл.и.Х их большее сходство с человеком по сравнению с древнейшими людьми (больший объем мозга, наличие слаборазвитого подбородочного выступа), использование более сложных орудий труда, огня коллективная охота, первые современные люди -

кроманьонца, их сходство с современным человеком, находки разнообразных орудии труда, наскальных рисунков - свидетельство высокого уровня их развития. 50-40 тыс. лет назад возник вид к которому принадлежим мы -Человек Разумный -Homo sapiens.

 

 

Класс Млекопитающие

Царство Животные Zoa; подцарствоМногоклеточные Metazоa: Подтип

Позвоночные yertebrata; Надкласс Четвероногие Tetrapoda; Класс Млекопитающие Mammalia. Млекопитающие - теплокровные позвоночные животные с развитым волосяным покровом и вскармливающие своих детенышей молоком. Сердце у них четырехкамерное, хорошо развита центральная нервная система. Для этого класса характерно живорождение и забота о потомстве Больщинство млекопит. -четвероногие животные, у которых туловище высоко поднято над землей, а конечности располагаются под туловищем. Такое строение тела способствует более совершенному передвижению их по суше. У млекопит. хорошо выражена шея, что позволяет голове иметь большую степень подвижности. Волосяной покров, на теле неоднороден. Подшерсток - мягкий тонкий волос, служащий для сохранения тепла. Ость - грубый волос, защищающий тело от намокания и повреждений. Волосы состоят из рогового вещества, как перья птиц и чешуйки у пресмык. Роговыми образованиями являются когти, ногти, копыта и рога. Кожа зверей эластична и имеет сальные и потовые железы. Потовые железы выделяют пот, сходный по химическому составу с мочой. Пот, испаряясь, предохраняет тело от перегрева. Млечные железы есть только у самок и являются производными потовых желез. В связи с приспособлением к передвижению в разных средах конечности у млекопит. имеют разную форму. Например, у Китов конечности изменены в ласты, а у летучих мышей в крылья Расположенные во рту млекопит. зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные зубы. Сверху они покрыты эмалью. Глаза имеют веки с ресницами. Мигательная перепонка (третье веко) недоразвита. Зрение развито слабее, чем у птиц. Органы слуха состоят из наружного уха, улавливающего звуки с помощью ушной Раковины, среднего уха и внутреннего. Слух и обоняние хорошо развиты почти у всех млекопит. Органы осязания находятся на коже. Эту роль выполняют вибрисы -длинные жесткие волосы, расположенные на бровях, щеках, подбородке и губах Скелет млекопит. имеет несколько отделов. В шейном отделе преимущественно 7 позвонков, в грудном отделе 12-15 позвонков с ребрами, образующими грудную клетку. Массивные позвонки поясничного отдела подвижно сочленены между собой (2-9 позв.). Крестцовый . отдел срастается с костями таза (3-5 позв.), а число позв. хвостового отдела значительно варьирует. Пояс передних конечностей состоит из лопаток и ключиц. У млекопит. хорошо развиты мышцы спины, ног и поясов конечностей. После проглатывания пища движется по пищеводу в желудок, где начинает перевариваться. У большинства млекопит. желудок однокамерный (кроме жвачных). В его стенках находятся железы, выделяющие желудочный сок. Кишечник подразделяется на тонкий и толстый отделы. В начальном отделе тонкой кишки (двенадцатиперстной кишке) пища подвергается обработке соками поджелудочной Железы и печени (желчь). В тонком кишечнике происходит всасывание питательных веществ из кишечника в кровь и лимфу. Остатки непереваренной пищи удаляются через анальное отверстие, которым заканчивается прямая кишка. Дыхание легочное, вдох и выдох совершается за Счет межреберных мышц и диафрагмы - мускулистой перегородки между грудной и брюшной полостью. Сердце млекопит. четырехкамерное, как у птиц, и венозная кровь не смешивается с артериальной. Кровь движется по двум кругам кровообращения. Органы выделения млекопит. - вторичные почки, мочеточники и мочевой пузырь. Азотсодержащие продукты метаболизма отфильтровываются из крови в парных почках, Моча собирается по мочеточникам в мочевой пузырь Клоаки у млекопит. нет.. Совершенное строение кровеносной, дыхательной, выделительной и других систем обеспечивает высокий уровень обмена веществ, что способствует поддержанию темпепатуры тела на определенном уровне (37-39 С). Нервная система имеет сложное строение. Особенно сильно развита кора головного мозга. Оплодотворение у млекопит. внутреннее и происходит в парных яйцеводах, куда из яичников поступают яйцеклетки. У плацентарных млекопит. оплодотворенная яйцеклетка прикрепляется к стенкам особого мышечного органа - матки, где и происходит развитие зародыша. В месте прикрепления зародыша к стенке матки формируется плацента - детское место, где кровеносные сосуды матери соприкасаются с кровеносными сосудами зародыша. Через кровь от матери зародыш получает питательные вещества, кирлород и удаляет продукты метаболизма. Таким образом, будущий детеныш надежно защищен матерью и обеспечен питанием, необходимым для его развития. Современные млекопит. подразделяются на IV отрядов. Важнейшие отряды млекопитающих; Насекомоядные (крот, еж). Рукокрылые (ушан, кожан). Грызуны (белка, бобр, мыши! Зайцеобразные (заяц, пищуха). Хищные (водки, медведи, куницы, тигры). Ластоногие большую часть жизни проводят в воде, размножаются и линяют на суше; конечности видоизменены в ласты (морж, тюлень, морской котик). Китообразные живут в воде, имеют тело крупных размеров; передние конечности видоизменены в



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.015 с.)