Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Саморегулирование межфирменных отношений в области инновацийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
7.2.1. Научно‑техническая кооперация
В условиях глобализации стратегия межфирменного сотрудничества становится важной составляющей стратегии роста и повышения конкурентоспособности компаний. Фирмы выбирают методы конкуренции, которые позволят им найти способы решения рыночных проблем в долгосрочной перспективе. Различия политики компаний в отношении межфирменной кооперации связаны с их позициями на товарных рынках и степенью зрелости этих рынков. Особое место в межфирменном сотрудничестве занимает научно‑техническая кооперация. Кооперация в области инновационной деятельности имеет ряд преимуществ. Во‑первых, она позволяет быстро получать доступ к комплексу фундаментальных и прикладных научно‑технических знаний, необходимых для производства новых товаров, вместо того чтобы постепенно накапливать необходимые знания. Во‑вторых, эта кооперация означает и объединение финансовых усилий для эффективной реализации инноваций. В‑третьих, совместное осуществление инновационных проектов является формой ограничения конкуренции, что приводит к максимизации прибылей на стадии коммерциализации проектов. Научно‑техническая кооперация может осуществляться на основе: • взаимного лицензирования; • обмена технологиями; • соглашения о партнерстве. Соглашения о партнерстве получили распространение относительно недавно. Их целью является непосредственная совместная исследовательская и производственная деятельность нескольких промышленных компаний. Соглашения о партнерстве оказывают воздействие на организацию, функционирование и структуру отраслей промышленности. В новых условиях, характеризующихся растущим взаимопроникновением и взаимозависимостью национальных экономик, фирмы создают глобальные системы разработки концепции производства и сбыта продукции. Такие стратегические альянсы между двумя фирмами порождают специфические выгоды, которые в области НИОКР связаны с устранением расходов на соперничество, а также с расширением доступа к промежуточным результатам НИОКР. Благодаря стратегическим альянсам фирма может: • получить большую экономию на масштабах; • избежать дублирования расходов на НИОКР; • получить доступ к новым знаниям; • повысить эффективность научно‑исследовательской деятельности; • снизить риски, изменить условия конкуренции в отрасли, использовать знания партнеров. Соглашения о кооперации позволяют преодолевать барьеры на выход на новые рынки и разделять сферы деятельности на этих рынках. Помимо формирования сетей фирм вокруг крупных компаний – технологических лидеров в последнее время создаются системы связей между крупными компаниями, стремящимися сформировать «стабильное пространство» в условиях постоянно изменяющейся предпринимательской среды, быстрых технологических изменений, появления новых товаров и производителей. Не ограничиваясь адаптацией к меняющимся условиям, крупные фирмы стремятся контролировать и ориентировать развитие этих условий. Доказательством является инновационная политика телекоммуникационных компаний, результатом которой стал очередной виток научно‑технического прогресса. В ряде отраслей в 1990‑е гг. ежегодно возникало больше совместных предприятий, чем за все предыдущие 15–20 лет. Таких примеров множество, однако часто эти связи являются неустойчивыми: до 70 % совместных предприятий и стратегических союзов либо распадаются, либо не дают ожидаемых результатов, а те, кто продолжают функционировать, сталкиваются со значительными сложностями в управлении. Кооперационные, партнерские связи дают возможность избежать риска и крупных затрат, сохраняют формальную независимость участников, обеспечивают их заинтересованность за счет сохранения «собственности» на свою долю участия (это особенно существенно для малых предпринимательских компаний), динамизм, гибкость и доступ к новым ресурсам и мощностям, привлекают своим предпринимательским характером, дают возможность мелким фирмам конкурировать с крупными. Можно выделить три типа новых партнерских связей: 1. сервисные союзы (консорциумы); 2. союзы, создаваемые с целью доступа к ресурсам или преимуществам партнера и выражающиеся в создании совместных предприятий; 3. союзы заинтересованных групп (поставщики, потребители). Сервисные союзы представляют собой группу организаций (часто одной отрасли), имеющих общие потребности и создающих новую, контролируемую ими организацию (консорциум), призванную удовлетворить эти потребности (например, в НИОКР) с помощью частичного объединения ресурсов. Услуги, обеспечиваемые с помощью союза, как правило, слишком сложны или дороги для каждого отдельного участника и не могут быть приобретены индивидуально каждым из членов союза на свободном рынке. Создание консорциума требует минимальных организационных изменений внутри каждой организации‑участника, поскольку степень их взаимозависимости минимальна. В то же время здесь особенно сложны проблемы управления, нередка потеря интереса к совместной деятельности. Ограниченные задачи консорциума делают возможным участие в нем потенциальных конкурентов, поскольку результаты его деятельности в равной мере доступны всем участникам, которые остаются в то же время абсолютно независимыми. Организация консорциумов наиболее привлекательна в тех случаях, когда создание новой технологии или продукции является особенно важной и дорогостоящей задачей. Консорциумы являются более «тесными» объединениями, чем простые (отраслевые) ассоциации, но предполагают менее развитые связи и кооперацию между участниками по сравнению с другими типами союзов. Закон о кооперации в исследованиях США (1984) снял антитрестовские ограничения на совместные НИОКР. К середине 1990‑х гг. в США действовало более 80 исследовательских консорциумов различных форм и направлений (например, Semiconductor Research, Bell Corp, Microelectronics & Computer Corporation). Совместные предприятия представляют собой второй тип кооперационных союзов. Их отличает стремление воспользоваться преимуществами партнера для достижения собственных целей. Эти преимущества состоят либо в обладании каким‑либо ресурсом или технологией, либо в доступе на новый рынок. Такие преимущества носят, как правило, временный характер, поэтому, воспользовавшись ими, партнеры нередко теряют интерес к дальнейшему сотрудничеству. Именно этот тип составляет большинство из общего числа распадающихся союзов. В то же время международные совместные предприятия, нацеленные на НИОКР и инновационную деятельность, были наиболее быстрорастущей формой кооперационных связей в 1980‑е и 1990‑е гг., оттеснив создание дочерних предприятий и филиалов. Совместные предприятия иногда вырастают из предшествующих связей между партнерами и призваны решить проблемы, возникающие в их деловых взаимоотношениях. Союзы заинтересованных групп возникают на почве предшествующих взаимосвязей между участниками хозяйственной деятельности, от которых в решающей степени зависят ее результаты (группами поставщиков, потребителей или занятых), и представляют собой «взаимодополняющие коалиции». Такие союзы обладают наибольшим «потенциалом выгодности» для своих участников, компании, устанавливая тесные долгосрочные отношения со своими поставщиками, рассматривают их в качестве «партнеров». В основе этой политики лежат задачи снижения затрат и улучшения качества продукции, необходимые как главный рычаг повышения конкурентоспособности. Такие связи могут выражаться в следующем: • обмене специалистами; • создании общих компьютерных сетей; • учете общих интересов при размещении производства; • совместной разработке технологии и совместимых систем; • помощи поставщикам в управлении производством; • участии поставщиков в конструировании конечной продукции. Отношения с потребителями всегда служили основой коммерческого успеха и являлись важным аспектом стратегии компаний. Потребители – это важнейший источник инновационных идей. Фирмы высокой технологии, ориентированные на нововведения, идут значительно дальше организации послепродажного обслуживания и создают новые организационные формы отношений: советы потребителей, консультирование потребителями проектов НИОКР, совместное продвижение продукции и, наконец, совместные программы разработки продукции. Имеет место и практика «взаимодополняющих» партнерских отношений между профсоюзными организациями и менеджментом, которая состоит в участии в выработке политики или в управлении отдельными сторонами деятельности компании (примеры – проект «Сатурн» фирмы General Motors («Дженерал Моторс») совместно с профсоюзом работников автомобильной промышленности, авиатранспортные компании и др.). Организационные формы такого сотрудничества: • согласительные комиссии на разных уровнях; • участие представителей профсоюза в наблюдательных комитетах на высшем уровне и в совете директоров; • программы участия в акционерном капитале; • совместные программы различного рода (в области улучшения условий труда, сокращения издержек и т. д.). Такие отношения являются не развитием «программ участия занятых», а особой формой межорганизационных связей. Во всех перечисленных формах научно‑технической кооперации в качестве субъектов выступают две или более частных компаний. Однако значительная доля научно‑исследовательских работ и коммерциализированных инновационных проектов приходится на венчурные объединения в виде технополисов. Технополисы представляют собой научно‑техническую кооперацию между крупными компаниями – технологическими лидерами, мелкими венчурными фирмами, государственными и частными лабораториями и университетами. Данная форма является наиболее перспективной, так как в ней представлены важнейшие генераторы инноваций. Университеты и лаборатории проводят фундаментальные исследования, которые в перспективе могут быть использованы в области специализации технополиса. Венчурные фирмы и научно‑технические центры крупных компаний занимаются прикладными исследованиями, которые затем трансформируются в конкретные инновационные проекты. Основным преимуществом технополиса является диверсификация финансирования и риска. В финансировании технопарков участвуют государственные бюджетные средства, венчурный и банковский капитал, капиталы промышленных компаний, страховых компаний и частных фондов. Такое разнообразие источников финансирования, огромное количество направлений исследований и множество проектов позволяют значительно снизить риски участников, связанные с высокой степенью неопределенности инновационной деятельности. Еще одним важным фактором перспективности технополисов является максимальное использование принципа синергии. Он проявляется в кооперативном пользовании технологической базой, в доступе к необходимому оборудованию и инфраструктуре, в уникальном кадровом потенциале, в наличии единой консалтинговой системы и коллективной информационной сети. Наиболее крупным и известным технополисом является «Силиконовая долина» в США, объединяющая крупнейшие корпорации в области электронной промышленности. Всего в США насчитывается более 20 научно‑технических парков. Франция, Германия, Япония также имеют значительное количество региональных технических парков. Последней тенденцией стала активизация новых индустриальных государств в создании технополисов – это Южная Корея, Сингапур, Тайвань.
Трансфер технологий
Важным фактором саморегулирования инновационной деятельности является трансфер технологий – процесс переноса технологии от разработчика к пользователю. Обычно в международной практике в роли разработчиков выступают университеты и научные лаборатории, а в роли пользователей – крупные промышленные компании. Передача технологий может осуществляться в следующих организационных формах: • лицензионные соглашения; • совместные научно‑исследовательские предприятия; • инженерно‑исследовательские центры (Engineering Research Centers); • совместные промышленно‑университетские научно‑исследовательские центры. Наиболее масштабными и эффективными с точки зрения трансфера технологий являются совместные промышленно‑университетские научно‑исследовательские центры. Данные объединения лидируют по капиталоемкости исследований, количеству реализованных проектов, выпуску патентов и долгосрочности взаимоотношений участников.[47]Стратегическая эффективность центров состоит в том, что они не только обеспечивают разработку и прикладное использование технологии в рамках определенных проектов, но и позволяют компаниям формировать базу научно‑технических знаний для будущего технологического лидерства на рынке. Показатели эффективности передачи технологий на основе промышленно‑университетских центров представлены в табл. 1.7.3. Выборка составила 310 лабораторий промышленных компаний США в отраслях химической промышленности, электронно‑технического оборудования и производства транспортного оборудования. Период исследования с 1991 по 1996 г. Данные представлены в виде усредненных показателей на одну лабораторию. Как видно, результаты представленного исследования свидетельствуют о том, что лаборатории – члены промышленно‑университет‑ских центров США демонстрируют: • большее количество занятого научного персонала (в 2,7 раза), в том числе и со степенью Ph.D.; • почти втрое больший бюджет; • количество выпускаемых патентов, превышающее этот же показатель лабораторий – не членов почти в 2 раза; • доходы от продаж разработанных в лаборатории новых продуктов больше в 9,5 раз.
В настоящее время США остаются безусловным лидером в области создания эффективных форм трансфера технологий, однако с середины 1990‑х гг. это направление регулирования межфирменных отношений в области инноваций активизировалось и в Европе. Единый механизм взаимодействия промышленных компаний, государственных лабораторий и университетов был заложен в 1984 г., когда были приняты программы отраслевого развития под эгидой Европейской комиссии. В рамках этих программ были выделены финансируемые Комиссией подпрограммы R&D в области связи и коммуникаций, энергетической области, биотехнологии и транспорта и т. д. Они призваны: 1. обеспечивать взаимодействие в области научно‑исследовательских работ между промышленными компаниями, университетами, венчурными фирмами и лабораториями в Европейском сообществе; 2. способствовать созданию совместных исследовательских предприятий между компаниями частного сектора и университетами различных европейских стран; 3. гарантировать финансирование до 50 % стоимости исследований (остальное финансирование осуществляется партнерами на долевой основе); 4. обеспечивать независимый аудит проектов. Программы R&D в рамках Европейского сообщества разрабаты‑ваются на четыре года, и к 2002 г. были осуществлены пять программ. В них участвовали около 6 тыс. совместных исследовательских пред‑приятий, 12 730 организаций из 42 стран.[48] В целом же научно‑техническая кооперация является безусловным фактором повышения эффективности инновационной деятельности компаний и способствует ускорению НТП в глобальном масштабе. Еще в 1986 г. один из ведущих японских предпринимателей Г. Накамура предвидел необходимость создания межфирменных стратегических альянсов с целью оптимизации инновационной деятельности: «…отраслевая, межотраслевая и международная конкуренция стала настолько острой, – а в будущем будет еще более обостряться, – что потребует от фирм, особенно в областях высоких технологий, согласованных усилий, с тем, чтобы найти новые пути к выживанию и росту.».[49]
Раздел II ПРАКТИКУМ
Часть 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.109 (0.009 с.) |