Огнетушащие средства, способы тушения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Огнетушащие средства, способы тушения



Водотушение. Забортная вода — наиболее доступное и эффективное огнетушащее средство, широко применяемое на морских судах. Основной огнетушащий эффект воды - охлаждение, так как она обладает большой удельной теплоемкостью. Вода быстро понижает температуру горящего материала. Вторичный эффект водотушения действует при испарении воды - образующееся облако пара окружает пожар, вытесняй воздух, что снижает приток кислорода к очагу пожара. Возможность подачи в очаг горения компактной или распыленной струи с различной скоростью и интенсивностью также относится к положительным сторонам водотушения.

Применяют специальные присадки, улучшающие огнётушащую
эффективность водотушения:

«мокрая вода» — вода, обработанная химическим веществом
в Целях снижения поверхностного натяжения. Она хорошо про
никает в пористые материалы, чем ускоряется прекращение го
рения;

«вязкая вода» — вода, обработанная в целях снижения Способности растекания. Она образует на поверхности горящего вещества стойкую пленку и удерживается на ней дольше, чем обычная вода;

«скользкая вода» — вода, к которой добавлено небольшое количество окиси полиэтилена для: уменьшения вязкости и потери на трение в рукавах. Такая вода увеличивает дальность водяной струи.

 

Применение водотушения требует постоянного контроля скопления воды в отсеках, особенно расположенных выше ватерлинии, во избежание потери остойчивости судна. Известны случаи опрокидывания судов и их затопления из-за использования При тушении пожара слишком большого количества воды. Кроме того, следует учитывать следующие обстоятельства: из-за содержания большого количества солей в морской воде она имеет большую электрическую проводимость; при взаимодействии с горящими металлами образуются горючие газы, образующие с воздухом взрывоопасную смесь; при взаимодействии с селитрой, сернистым ангидридом и перекисью натрия возможны взрывоопасный выброс и усиление пожара.

Вода на судне может подаваться к месту пожара двумя способами: по трубам — при срабатывании ручных или автоматических систем водотушения, и по рукавам, перемещаемым членами экипажа.

Использование воды на пожаре предусматривает различные формы струи:

компактная струя призвана разбивать горящий материал и проникать в очаг пожара класса А: Компактная струя формируется стволом специальной конструкции. Для увеличения скорости воды на выходе и дальности полета струи выход из ствола имеет конусное отверстие, уменьшающее диаметр рукава более чем в два раза. Положительное свойство применения компактной струи — она позволяет производить тушение пожара, когда подступы к нему затруднены; недостаток - лишь 10% воды, подаваемой в виде струи, поглощает теплоту, излучаемую пожаром;

распыленная струя, создаваемая специальной насадкой, способна поглощать большее количество теплоты, чем компактная струя. Она может эффективно использоваться для снижения температуры в отсеках, грузовых помещениях и каютах. При подаче распыленной струи на поверхность пожара, который находится глубоко внизу, может быть достигнут значительный эффект. Однако распыленная струя не обеспечивает такой точности и дальности полета, как прямая струя. Вода при этом не пропитывает горящий материал и не достигает очага пожара. Распыленная струя может оказаться эффективным средством при тушении пожаров класса А и В;

компактная или распыленная струя может создаваться с помощью комбинированного ствола в зависимости от положения его рукоятки. Работа с таким стволом требует опыта, приобретаемого членами экипажа во время учений.

Пенотушение. Пена — скопление пузырьков воды и пенообразователя, которые образуются при смешивании этих компонентов. В зависимости от компонентов различают два основных типа пены: химическую и воздушно-механическую.

На судах более широко применяют воздушно-механическую пену, которая значительно дешевле химической. В зависимости от типа пенообразователя можно получить пену: малой кратности — с кратностью до 20 (20:1), средней кратности (200:1); высокой кратности (200:1 - 1000:1).

Кратность пены - отношение объема полученной пены к объему эмульсии (смесь пенообразователя и воды) — является важной характеристикой огнетушащих свойств пены. Пена значительно легче самого легкого нефтепродукта, поэтому довольно свободно и быстро покрывает всю поверхность, создавая условия для поверхностного тушения. Слой пены препятствует прорыву газов на поверхность и притоку кислорода к очагу пожара. Вода, содержащаяся в пене, производит охлаждающий эффект. Количество пены определяется временем разрушения 25% ее объема и теплостойкостью. Пена, легко теряющая воду, свободно обтекает все препятствия и быстро распространяется по помещению, проникая в труднодоступные места.

Пена является эффективным средством тушения твердых и жидких горючих материалов и обладает двойным огнетушащим эффектом:

изолирует очаг пожара (препятствует доступу кислорода) и охлаждает горючее вещество. Недостатки пены:

• обладает хорошей электропроводимостью;

• неэффективна для тушения горящих металлов, газов;

• неэффективна при совместном использовании с порошковыми огнегасителями (для многих видов пены);

• легко размывается водой, особенно компактной струей;

• для образования пены требуется специальное оборудование и запа­сы пенообразователей.

 

Газотушение. В качестве огнетушащих средств применяют углекислый газ СО2 и инертные газы.

Углекислый газ приблизительно в 1,5 раза тяжелее воздуха, что улучшает его огнетушащие свойства, поскольку он опускается вниз и покрывает пожар. Его используют как эффективное средство объемного тушения для пожаров классов А, В и С. Углекислый газ не электропроводен, химически нейтрален к металлам (за исключением магния и некоторых других металлов), нейтрален к нефтепродуктам, не портит грузы и судовое оборудование, легко проникает в труднодоступные места судовых помещений и медленно рассеивается. Охлаждающий эффект углекислого газа очень мал, поэтому при тушении следует строго выдерживать установленное время — нужная концентрация СО2 должна поддерживаться до полного прекращения горения и остывания горючих веществ до безопасной для повторного возгорания температуры.

На судах устанавливаются системы углекислотного пожаротушения. Они, как правило, не автоматизированы. При пуске углекислого газа в помещение, куда имеют доступ люди, требуется подача предупредительного звукового сигнала. Сигнал должен звучать в течение 20 с, а на хорошо видном месте должно загораться табло: «При сигнале тревоги немедленно покинуть помещение. Подан углекислый газ».

Во многих помещениях на судне устанавливаются переносные и стационарные углекислотные огнетушители. Кроме того, в особо опасных районах размещаются небольшие углекислотные системы, состоящие из нескольких углекислотных баллонов, пожарного рукава и ствола.

Углекислый газ является эффективным средством пожаротушения в грузовых танках и отсеках, в машинных помещениях, где установлены двигатели внутреннего сгорания или газовые турбины, кладовых, а также средством тушения электрического и электронного оборудования. При применении углекислого газа следует учитывать его особенности:

• он требует длительного воздействия на очаг пожара и герметизацию помещения;

• имеется возможность повторного возгорания при сокращении времени выдержки объемного тушения;

• имеется опасность удушья людей при повышенной концентрации СО2 в воздухе (свыше 22%);

• мало эффективен при тушении материалов, содержащих кислород-окислитель;

• мало эффективен при применении на открытом воздухе;

• не имеет достаточного охлаждающего эффекта.

Углекислый газ не может применяться совместно с паром, так как он в нем растворяется.

 

Инертные газы (азот, аргон, дымовые газы котлов и др.) являются эффективным средством предупреждения пожаров и взрывов на нефтеналивных судах. Ими заполняют свободное пространство резервуаров, танков, трюмов для защиты от возникновения пожара (взрыва) при погрузке, перевозке нефтепродуктов и во время мойки танков. Принцип действия системы инертных газов основан на понижении концентрации кислорода в возможном районе (помещении) пожара до безопасного уровня путем замены его инертными газами, подающимися с небольшим избыточным давлением.

Эффективное действие системы инертных газов обеспечивается при объемном содержании кислорода в инертных газах не более 5% и температуре газов не более 40 °С.

Во время разгрузки нефтепродуктов подача газов в танки должна на 25% превышать максимальную скорость слива груза.

Галоны (хладоны). Эти вещества состоят из углерода и одного или нескольких галогенов: фтора, хлора, брома, йода. Талоны хранят в жидком состоянии под давлением. Эти жидкости хорошо тушат различные пожары, за исключением металлов и псевдобескислородного горения. Действие талонов основано на торможении химической реакции горения. При поступлении в защищаемое помещение галон испаряется, превращаясь в бесцветный газ без запаха (некоторые галоны имеют сладковатый запах). При содержании в воздухе защищаемого помещения 6—7% талонов по объему горение прекращается.

Галоны — эффективное огнетушащее средство для тушения большинства пожаров (А, В и С), в том числе электрооборудования, помещений с ценными грузами и электронного оборудования. Однако галоны являются экологически вредными, так как считается, что они разрушают озоновый слой Земли.

Ввод в действие систем пожаротушения на основе талона, углекислого газа — систем объемного химического тушения (ОХТ) — на защищаемое помещение осуществляется по указанию капитана судна. Перед включением системы необходимо вывести людей из помещения, загерметизировать его, по возможности отключить технические средства аварийного помещения. После пуска огнегасителя необходимо контролировать температуру помещения; если пожар не был потушен, то проверить герметизацию и пустить огнегасйтель от резервной системы (если она предусмотрена на судне). Перед осмотром аварийного помещения его необходимо провентилировать, проверить состав воздуха с помощью газоанализаторов и (независимо от результатов анализа воздуха) провести первичный осмотр аварийного помещения в изолирующих средствах защиты органов дыхания.

При использовании талонов следует помнить следующие правила безопасности:

- пары талонов ядовиты и их вдыхание может вызвать головокружение и нарушение координации движений;

- в зоне применения талонов может ухудшиться видимость;

- при температуре выше 500 °G газообразные талоны начинают разлагаться и становятся очень токсичными;

- после использования огнетушителя с талоном необходимо быс­тро покинуть помещение. В помещение нельзя входить до тех пор, пока оно не будет тщательно провентилировано.

 

Огнетушащие порошки. По области использования огнетушащие порошки делятся на порошки общего назначения (для тушения пожаров классов А, В и С и их сочетаний) и специального назначения (для тушения щелочных металлов). Порошки используются в переносных средствах пожаротушения (в основном в огнетушителях).

Огнетушащие порошки общего назначения охлаждают горящее вещество, прекращают доступ кислорода и тепла к горящему веществу и, тем самым, прерывают цепную реакцию горения.

При использовании порошка образуется порошковое облако, мешающее обзору, осажденная пыль порошка может испортить электро - и радиооборудование. Огнетушащие порошки общего назначения неприменимы для тушения горящих щелочных металлов, выделяющих кислород.

Огнетушащие порошки специального назначения используются для тушения горящих щелочных металлов, выделяющих кислород (пожаров класса D).

Большинство порошков совместимы с другими огнегасящими веществами, но следует помнить о том, что другие огнегасящие вещества могут способствовать усилению горения щелочных металлов. Порошки нетоксичны, но вызывают раздражение дыхательных путей; требуется хорошее проветривание помещений после их применения.

 

Песок и опилки. Песок можно применять для тушения масел, разлившихся на небольшой поверхности тонким слоем. Однако, при толщине горящего слоя более 25 мм песок будет оседать под поверхностью масла, при недостаточном количестве песка ликвидировать пожар не удастся. Песок можно использовать также для создания преграды на пути растекающегося нефтепродукта. Песок забрасывают в очаг пожара с помощью совка или пожарной лопаты. Неудобство заключается в необходимости его уборки после ликвидации пожара, а также в том, что при использовании песка для тушения пожара вблизи меха­низмов, абразивные частицы могут попасть в рабочие узлы.

Следует иметь в виду, что при очень высокой температуре, возникающей, как правило, при горении горючих металлов, используемый для тушения такого пожара песок выделяет кислород. Это будет способствовать усилению пожара или вызывать взрыв пара (при использовании влажного песка). Поэтому песок можно использовать только для создания преграды на пути растекающегося расплавленного металла.

Несмотря на многие недостатки песка как огнетушащего материала, правила пожарной безопасности содержат требования об установке в некоторых судовых помещениях ящиков с песком.

Иногда вместо песка для тушения небольших пожаров могут применяться опилки, пропитанные содой. Как и песок, они могут подаваться в очаг пожара с помощью совка или лопаты. Опилки имеют те же недостатки, что и песок, и поэтому для тушения пожара класса В более эффективным средством является огнетушитель.

 

Способы тушения пожаров. Различают два основных вида тушения:

поверхностный, при котором охлаждение поверхности горящей среды и ее изоляцию от воздуха осуществляют воздействием огнегасительных средств, и

объемный, при котором прекращают доступ воздуха в поме­щение или вводят туда вещество (газы), не поддерживающее, прекращающее или тормозящее горение.

Способы тушения пожаров зависят от физико-химических свойств огнетушащих средств:

изоляция горючих веществ и очага пожара от притока воздуха. Эта мера прекращает диффузию молекул кислорода и горючего вещества в зону горения и локализует пожар; изоляция может быть достигнута объемным тушением, а в отдельных случаях — полной герметизацией или затоплением отсека;

охлаждение зоны горения и горючих веществ до температуры, при которой реакция горения прекращается из-за недостатка теплоты, что приводит к резкому понижению температуры;

прерывание цепной реакции горения путем подачи к очагу пожара легкоиспаряющихся жидкостей, талонов (хладонов) и порошков, играющих роль ингибиторов для замедления скорости реакции горения до критического значения, при котором пожар прекращается;

снижение концентрации кислорода в зоне горения при помощи веществ, не поддерживающих горение: углекислого газа, водяного пара, мелко распыленной воды.

 

 

ТАКТИКА ТУШЕНИЯ ПОЖАРА

Обследование района пожара. Тактика борьбы с пожара
ми включает в себя:

- объявление пожарной тревоги;

- при возможности, осмотр аварийного района для уточнения места, типа горящего вещества, интенсивности пожара;

- определение порядка выполнения действий по спасению пассажиров и экипажа, локализации и борьбы с пожаром; удалению воды, скапливающейся при тушении пожара.

 

После объявления общесудовой тревоги (general alarm) в виде семи или более коротких и одного длинного звукового сигнала экипаж оповещается о пожаре с указанием района возгораний. Этот сигнал может дублироваться частыми ударами в колокол. Если судно находится в порту или на заводе, то рядом стоящие суда дублируют тревогу и выясняют, какая требуется помощь и, при необходимости, предоставляют ее.

Осмотр аварийного района производится разведчиками только в тех случаях, когда необходимо провести поиск пострадавших в этом районе и в случаях, когда промедление с вводом в действие стационарных и переносных средств тушения не повлияет на ход развития пойсара (например, при задымлении помещения и медленном росте температуры воздуха в помещении).

Порядок проведения осмотра определяет командир аварийной партии (АП) по указанию капитана судна. Снаряжение разведчиков (использование изолирующих средств защиты органов дыхания и кожи, страховочных приспособлений, аварийного инструмента и средств для эвакуации пострадавших) определяется командиром АП исходя из конкретной обстановки.

Примечание. В качестве страховочного снаряжения при перемещении пожарных в условиях задымления можно использовать водяной рукав или прием «ближнего контакта».

 

Все оперативные данные, поступившие к командиру аварийной партии от группы разведки, немедленно сообщаются на ГКП. Достоверность и своевременность этих докладов позволит принять оптимальный план борьбы с пожаром.

Фактор времени при пожаре играет решающую роль. После обнаружения загорания необходимо немедленно принять меры по его тушению. Неправильная оценка опасности пожара, промедление с тушением, как правило, приводит к развитию пожара, материальному ущербу и гибели людей.

Для ускорения тушения пожара капитан может изменить организацию сбора АП и направить первого готового пожарного к месту пожара.

Способы, приемы и средства тушения пожара необходимо выбирать исходя из места пожара, его интенсивности и размеров, физико-химических свойств горящих материалов, имеющихся в наличии средств тушения пожара, количества экипажа, с целью потушить пожар в минимальное время.

Общие рекомендации по борьбе с пожаром. Основные цели борьбы с пожарами на судне:

• спасение пассажиров и экипажа;

• локализация пожара (предотвращение распространения опасных факторов пожара по судну, взрывов паров легко воспламеняющихся жидкостей, баллонов со сжатым газом, опасных грузов);

• тушение пожара всеми имеющимися средствами;

• сохранение остойчивости и запаса плавучести.

Все вспомогательные операции должны быть отработаны и проводиться по определенной системе, что значительно ускоряет начало активных действий. Во время борьбы с пожаром возможны отступления от отработанной схемы в зависимости от реальной оперативной обстановки.

В качестве первоочередных мер по борьбе с пожаром капитану следует:

• ввести в действие, при их наличии, стационарные системы орошения, водораспыление и водяные завесы в тех помещениях и на тех направлениях, где создалась или может создаться опасность для жизни людей (пути эвакуации), угроза взрыва, наиболее интенсивного распространения огня, привести в готовность к действию другие стационарные системы пожаротушения и противопожарные средства;

• незамедлительно загерметизировать очаг пожара, остановить систему вентиляции аварийного отсека, осуществить другие мероприятия, способствующие предотвращению распространенияя огня и дыма, сосредоточить действия на локализации и ликвидации очага пожара;

• произвести отключение электроэнергии в районе пожара;

• принять меры по защите от пожара груза, материальных ценностей;

• прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по ликвидации пожара и борьбе за живучесть судна;

• обеспечить защиту и безопасность людей, принимающих участие в тушении пожара, от опасных факторов пожара (падающих частей конструкций, токсичных продуктов горения, дыма и т.п.), поражения электрическим током, неблагоприятных воздействий на них применяемых средств пожаротушения (хладонов, углекислоты, пара и т.д.). Перед пуском водяного пара, инертных газов, углекислоты, хладонов для объемного тушения, а также перед отключением освещения в отсеках и помещениях необходимо убедиться в отсутствии в них людей;

• принять меры по окончании тушения пожара к установлению при­чин его возникновения.

Локализация пожара достигается установлением рубежей обороны, герметизацией районов судна. Целью локализации является прекращение распространения опасных факторов пожара по судну. Распространение огня по судну возможно (в том числе из-за наличия отложений пыли) по вентиляционным каналам, междуполочным пространствам, кабельным туннелям, декоративным выгородкам.

Рубежи обороны создаются по границам непроницаемых и герметичных корпусных конструкций, а также по границам противопожар­ных зон (для тех судов, где такие зоны предусмотрены). Количество рубежей обороны выбирается капитаном судна в зависимости от чис­ленности экипажа и трудоемкости работ на этих рубежах.

На рубежах обороны рекомендуется отключить вентиляцию, загерметизировать помещения, готовить средства пожаротушения к использованию, по возможности удалить взрыво- и пожароопасное имущество и оборудование в безопасный район судна, охлаждать переборки, смежные с аварийным помещением, из пожарных стволов, предварительно сняв питание с электрооборудования, находящегося на этих переборках, снять давление с трубопроводов масла, топлива, горючей гидравлики, проходящих через аварийное помещение.

При тушении пожара и охлаждении переборок водой следует контролировать ее количество, удалять ее за борт, перепускать в нижележащие помещения во избежание ухудшения остойчивости судна.

Герметизация и выключение вентиляции в помещениях не выполняются при тушении в них пожара с помощью переносных средств пожаротушения, при поиске людей в задымленных помещениях (вентиляция остается единственным средством, способствующим защите людей в аварийном помещении от удушья).

В тактике пожаротушения различают следующие понятия:

прямая атака — пожарные непосредственно приближаются к очагу пожара и воздействуют на него огнегасительными средствами;

непрямая атака — пожарные не могут приблизиться к очагу пожара, и огнетушащие средства применяют с доступного расстояния;

пожар под контролем — огнетушащее средство подается на очаг пожара и его вполне достаточно для полного прекращения горения; пламя потемнело, все пути возможного распространения пожара под контролем, основные поиски пострадавших завершены;

ликвидация остатков пожара — все помещения тщательно осмотрены, полностью исключено повторное возгорание;

пожар потушен - завершен осмотр, помещения проветрены, что открыло доступ в них без дыхательных аппаратов; пожарное оборудование приведено в состояние готовности, установлена пожарная вахта, оценены повреждения, проверены наличие и состояние всего экипажа.

 

Спасание (эвакуация из опасных зон) пассажиров должно рассматриваться как неотложная мера и должно быть организовано одновременно с основными действиями по борьбе с пожаром. При возникновении ситуации, грозящей гибелью людей или судна, а также в случае, если сил и средств недостаточно для одновременного проведения работ по спасанию людей и тушению пожара, весь состав аварийных партий (групп) необходимо использовать для спасания людей.

Борьба с дымом. Основными путями распространения дыма и пожара на судне являются каналы и заподволочное пространство, а также шахты технического назначения.

Для предотвращения распространения дыма и газов по помещениям судна необходимо своевременно произвести герметизацию, перекрыв вероятные пути их распространения. Если имеется возможность, то следует использовать вытяжную вентиляцию для удаления дыма из помещений, где находится очаг пожара, и из соседних помещений, в которые проникли газ и дым.

Дым значительно ухудшает видимость в районе пожара и над ним. В дымовых газах содержатся высокотоксичные вещества, которые раздражают глаза, нос, горло и легкие. Вдыхание дыма даже слабой концентрации в течение длительного времени или сильной концентрации за короткое время может вызвать ухудшение самочувствия у людей, ведущих борьбу с пожаром. Поэтому при тушении пожара в задымленных помещениях следует применять воздушно-дыхательные аппараты надежной конструкции и теплоотражающие костюмы. При работах в зоне высоких температур необходимо применять термостойкие костюмы. Все люди, оказавшиеся в задымленных помещениях, должны быть эвакуированы в возможно кратчайшее время.

Использование пожарных стволов, рукавов и пеногенераторов. Для успешной борьбы с пожаром огромное значение уделяется пожарным учениям, в результате которых члены экипажа приобретают навыки использования и технического обслуживания оборудования, предназначенного для борьбы с огнем.

Работы с пожарным стволом рекомендуется проводить группой в составе двух человек — ствольщика (№1) и подствольщика (№2). Обязанности подстволыцика: прокладывать рукавную линию, проверять соединение рукавов, регулировать подачу воды, при необходимости помогать наращивать рукавную линию, накладывать зажим на повреждение рукава.

При работе с рукавами следует учитывать следующие рекомендации:

- непосредственно у ствола рукав должен иметь виток, кольцо или бухту, что обеспечит свободное перемещение ствольщика к очагу пожара без протяжки рукава;

- не допускать перегибов рукава и задеваний за острые предметы и выступы;

- рукав следует перемещать медленно, не допуская ударов соединительных головок по палубе;

- покидать место пожара надо лицом к пожару;

- не открывать кран на стволе до тех пор, пока нет уверенности, что струя достигнет пожара;

- вода подаётся в рукав и отключается только по сигналу ствольщика.

 

Рекомендуемые сигналы:

- рука поднята с вращательным движением — подать воду;

- рука вверху - стабилизация давления;

- рука опущена с вращательным движением - прекратить подачу воды.

 

Порядок работы с пеногенератором: проложить рукавную линию; к рукавной линии присоединить пеногенератор; ввести в действие установку пенного пожаротушения; открыть запорный вентиль на магистрали; после начала выхода пены подавать ее на очаг пожара. При этом пожарный должен направлять ее на ближайший край пожара, отсекая пламя от себя и сгоняя его к центру пожара.

 

 

           
             
 
     
     
                 

 

 

ГЛАВА 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.249 (0.084 с.)