Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесса морского судовожденияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С точки зрения науки «судовождение - единый процесс, обеспечивающий плавание и управление судном для достижения намеченных целей». Известно, что цели торгового, промыслового, научного и военного мореплавания различны. Однако требования к обеспечению безопасности мореплавания едины, а общая задача судовождения универсальна. Навигационная безопасность плавания — непременное условие решения любой задачи мореплавания, а общая задача судовождения кратко формулируется так: «провести судно из одного пункта в другой по заранее намеченному, безопасному и наивыгоднейшему пути». Под безопасным и наивыгоднейшим путем понимается такой, при котором судно прибудет в пункт назначения в кратчайший или назначенный срок с наименьшим расходом топлива (энергоресурса) и других запасов, а также с наименьшим риском встречи с навигационными опасностями, с другими судами и опасными гидрометеояв-лениями. С позиции теории управления процесс морского судовождения (решения основной задачи судовождения) протекает в системе, простейшая структура и связи которой могут быть описаны моделью, показанной на рис. 6.1. Система включает следующие основные звенья и узлы: — командное или управляющее звено; — два измерительных звена; — исполнительное звено; - объект управления, т.е. судно; - средства наблюдения, навигации, связи и управления; - внешнюю среду, включая навигационные, гидрометеорологические условия и обстановку плавания.
Известно, что под управлением принято понимать процесс целенаправленной переработки информации состояния объекта в информацию командную.
Рис.6.1. Системно-информационная модель процесса морского судовождения Состояние объекта (судна) характеризуется навигационной информацией. В отличие от одноименной информации по НАВИМ, НАВИП, НАВАРЕА под «навигационной информацией» понимается информация о положении и перемещении судна в определенной системе координат. Такими координатами в морской навигации могут быть: географические координаты (φ — широта и λ — долгота), маршрутные координаты (z — поперечное и х— продольное смещения судна относительно условной расчетной точки на маршруте), полярные координаты (П — пеленг и Д — дистанция до опасного объекта или ориентира). Командная информация — это команды по сохранению или изменению направления и скорости движения судна, т.е. команды на руль, в машину и на подачу установленных правилами плавания сигналов (в частности по МППСС). Информация состояния объекта (судна) может выступать в явном виде (точка на навигационной карте, ситуация сближения на вторичном индикаторе САРП, визуально наблюдаемое положение судна относительно плавучих средств ограждения на фарватере и т.п.) и в неявном виде (навигационные параметры, измеренные для определения места судна, элементы счисления пути для ведения навигационной прокладки, пеленг и дистанция до обнаруженного объекта и т.п.). В первом случае информация непосредственно позволяет дать оценку состоянию объекта, во втором случае для достоверной оценки состояния требуется производство измерений, расчетов, графических построений и пр., т.е. обработка информации. Функции обработки информации в модели на рис. 6.1 выполняют измерительные звенья. При определенном совершенстве и самостоятельности измерительные звенья не только преобразуют информацию из неявного вида в явный, т.е. дают оценку состояния, но и вырабатывают рекомендации или предложения для принятия решения командным звеном. Эта информация поступает в командное звено по обратным связям и является в большинстве случаев результатом обработки измерений, полученных с помощью технических средств наблюдения и навигации. Командное звено, сопоставляя оценки состояния объекта управления, выработанные измерительными звеньями с заданными или необходимым состоянием (положение судна на маршруте, по месту, времени и относительно опасностей), принимает решение на сохранение или изменение текущего состояния, т.е. вырабатывает законы управления судном по направлению и скорости движения. По принятию решения исполнительному звену выдаются определенные команды: на руль, в машину, на подачу сигналов. Командная информация поступает на исполнительное звено по прямым связям. Функции исполнительного звена состоят в точном и своевременном исполнении команд, их репетовании и докладах об исполнении (частные обратные связи). Исполнительное звено воздействует на привод руля и органы управления движителями для сохранения или изменения параметров движения (заданного состояния объекта). Наиболее точная и достоверная информация об исполнении команд поступает на командное звено вновь по общим каналам обратной связи через измерительные звенья. На модели прослеживаются два контура управления: навигационный контур И контур внешнего наблюдения. Первый дает оценку состояния объекта относительно заданного маршрута и неподвижных, не наблюдаемых визуально или техническими средствами навигационных опасностей. Обработка информации в навигационном контуре осуществляется применением основных методов морской навигации: счисления пути, определения места судна, оценки точности измерений и расчетов на основе данных, получаемых с помощью технических средств навигации. Контур внешнего наблюдения дает оценку состояния объекта относительно заданного маршрута, если он обозначен на местности (ведущий створ, огражденный фарватер и т.п.), а также наблюдаемых визуально навигационных опасностей и подвижных объектов. В нем преобладает лоцманский метод судовождения, базирующийся на совокупности глазомерных способов оценки навигационной информации, выработанных хорошей морской практикой, интуиции и искусстве мореплавания. Для количественной оценки наблюдений при нормальной видимости и для непосредственного наблюдения обстановки в условиях ограниченной видимости применяются технические средства наблюдения: радиолокационные станции (РЛС), аппаратура автоматической идентификационной системы (АИС), эхолоты, бинокли. Информация от РЛС и АИС проявляется, как правило, в неявном виде, поэтому нуждается в обработке, для чего применяются методы радиолокационной прокладки или системы ее автоматизации (САРП). Навигационные, гидрометеорологические условия и обстановка - понятия известные и особых разъяснений не требуют. Возмущение внешней среды - это воздействие на судно воздушных и водных масс (ветра, течений, волнения, приливно-отливных явлений). Невыполнение каким-либо звеном своих функций ведет к срыву процесса управления, в итоге — к созданию предаварийной ситуации, т.е. необеспечению безопасности плавания и невыполнению судном своего предназначения. Настоящая модель применима для анализа процесса судовождения любых морских судов независимо от размерений, назначения, степени оборудования техническими средствами и количества командного и рядового состава ходовой вахты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.91 (0.006 с.) |