ТОП 10:

Лучать содействие при их осуществлении. Следователь вправе по-



Ручить производство любого следственного действия и оперативно-

розыскного мероприятия;

В любой момент приступить к производству предваритель-

ного следствия, по делам, по которым предварительное следствие

Обязательно, не дожидаясь выполнения органами дознания дейст-

вий, предусмотренных ст. 157 УПК;

Осуществлять иные полномочия, предусмотренные зако-

Ном.

Постановления, требования, поручения и запросы следовате-

Ля в соответствии с законом по находящимся в его производстве

Уголовным делам, обязательны для исполнения без какого-либо ис-

ключения всеми предприятиями, учреждениями, организациями,

Должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК).

На следователя закон возложил и ряд обязанностей. Он обя-

зан:

В каждом случае обнаружения признаков преступления

Принимать предусмотренные УПК меры по установлению события

Преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении

преступления (ч. 2 ст. 21 УПК);

Принять, проверить сообщение о любом совершенном или

Готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции выне-

сти по нему решение (ч. 1 ст. 144 УПК);

Выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению

преступления (ч. 2 ст. 73 УПК);

Выносить постановление о прекращении уголовного пре-

Следования, принимать некоторые иные процессуальные решения

При наличии в его распоряжении соответствующих оснований.

Указанный перечень обязанностей следователя не исчерпы-

Вающий.

Статус следователя отличается от правового положения доз-

Навателя (органа дознания). Ни один из следователей не обладает

Правом на принятие оперативно-розыскных мер (ст. 40 УПК), хотя

Такие полномочия имеются у некоторых органов дознания. Между

тем следователь обладает такой процессуальной самостоятельно-

Стью, которой нет у дознавателя.

Процессуальная самостоятельность следователя заключается

В следующем. Прокурор согласно ст. 37 УПК уполномочен давать

Следователю (органу дознания, дознавателю) обязательные для ис-

Полнения письменные указания. Однако, когда следователь не со-

гласен с указаниями прокурора:

— о привлечении лица в качестве обвиняемого;

— о квалификации преступления;

— об объеме обвинения;

— об избрании меры пресечения либо отмене или изменении

Меры пресечения, избранной следователем в отношении подозре-

ваемого или обвиняемого;

— об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом хо-

Датайства об избрании меры пресечения или о производстве иных

Процессуальных действий, предусмотренных п.п. 2 — 11 ч. 2 ст. 29

УПК;

— о направлении уголовного дела в суд или его прекраще-

нии;

— об отводе следователя или отстранении его от дальнейше-

го ведения следствия;

— о передаче уголовного дела другому следователю, он впра-

Ве представить дело вышестоящему прокурору с письменным изло-

Жением своих возражений. Исходя из положений ч. 3 ст. 37 УПК

Обжалование следователем вышестоящему прокурору одного из на-

Званных указаний приостанавливает его исполнение до рассмотре-

Ния жалобы. В этом случае прокурор или отменяет указание ниже-

Стоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому

делу другому следователю (ч_______. 4 ст. 38 УПК).

Аналогичным образом обстоят дела с адресованными следо-

Вателю указаниями начальника следственного отдела. Только они

Обжалуются надзирающему, а не вышестоящему прокурору. И об-

Жалование указания начальника следственного отдела приостанав-

Ливает исполнение меньшего числа указаний. Речь идет об указани-

ях, касающихся:

— изъятия уголовного дела и передачи его другому следова-

Телю,

— привлечения лица в качестве обвиняемого,

— квалификации преступления,

— объема обвинения,

— избрания меры пресечения,

— производства следственных действий, которые допускают-

Ся только по судебному решению (ч. 4 ст. 39 УПК)187.

Система следственных подразделений ОВД, ФСБ, про-

Куратуры и органов по контролю за оборотом наркотических

Средств и психотропных веществ Российской Федерации

Иногда, говоря о системе следственных подразделений ОВД,

ФСБ, прокуратуры и органов по контролю за оборотом наркотиче-

Ских средств и психотропных веществ Российской Федерации, авто-

Ры называют ее структурой соответствующих органов.

Органами предварительного следствия являются следователи

И у них структура отсутствует. Предварительное следствие могут

Осуществлять группы следователей, созданные для расследования

Одного уголовного дела. Они могут иметь структуру. Здесь есть ру-

Ководитель группы. В зависимости от количества следователей ее

Составляющих могут быть заместители, руководители различных

Направлений. Однако когда в некоторых программах по правоохра-

Нительным органам упоминается о структуре органов предваритель-

Ного следствия, подразумевается структура того или иного ведомст-

Ва, обладающего следственным аппаратом, и, соответственно, струк-

Тура самих следственных подразделений данного ведомства.

В каждом административно-территориальном органе внутрен-

них дел, органе федеральной службы безопасности, прокуратуры,

Органе по контролю за оборотом наркотических средств и психо-

Тропных веществ имеется следственное отделение (отдел, управле-

Ние, группа следователей) или хотя бы один следователь. В ниже-

стоящих учреждениях (для органов внутренних дел, к примеру, в

Районных и городских органах внутренних дел) все следователи за-

Нимаются расследованием преступлений. Если штат следственного

Подразделения позволяет, следователи специализируются на рассле-

Довании конкретных уголовных дел (раскрытых и нераскрытых пре-

Ступлений, уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних,

Хозяйственных преступлениях). Подобное разграничение специали-

Зации следователей имеет место и у следователей следственной час-

См. об этом подробнее подраздел настоящего параграфа «Начальник следственного

Отдела».

Ти следственного подразделения органа внутренних дел субъекта

Российской Федерации. Однако на уровне субъекта федерации в

Следственных подразделениях помимо следственных частей созда-

Ются контрольно-методические отделы (отделения, управления), ко-

Торые занимаются контролем за соблюдением законности при осу-

Ществлении уголовно-процессуальной деятельности нижестоящими

Следственными подразделениями. Аналогична структура Следствен-

Ного комитета МВД РФ и территориальных следственных подразде-

Лений ФСБ, прокуратуры и органов по контролю за оборотом нарко-

Тических средств и психотропных веществ.

Начальник следственного отдела

Начальник следственного отдела — это начальник следствен-

Ного комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы

прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной служ-

Бы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических

Средств и психотропных веществ и его заместители, действующие в

Пределах своей компетенции.

Под группой здесь понимается имеющаяся, к примеру, в

РОВД по штатному расписанию группа следователей, руководите-

Лем которой считается старший следователь. Каждый из следовате-

лей группы является самостоятельным органом предварительного

Следствия и расследует принятые к своему производству уголовные

Дела. Старший следователь — руководитель такой группы обладает

Статусом начальника следственного отдела.

Полномочиями начальника следственного отдела не обладает

Руководитель следственной или следственно-оперативной группы,

Которая является одним (а не несколькими) органом предваритель-

Ного расследования. Такой руководитель согласно закону не обла-

Дает полномочиями начальника следственного отдела не смотря на

То, что и он в определенной степени занимается контролем над дея-

тельностью входящих в такое организационное образование следо-

Вателей. Этот субъект уголовного процесса обычно обладает стату-

Сом руководителя следственной группы.

Начальник следственного отдела уполномочен:







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.191 (0.01 с.)