Ных способов получения доказательств по уголовному делу. Показа- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ных способов получения доказательств по уголовному делу. Показа-



Ния работника дознания о том, что ему сообщил информатор, и соб-

Ственные показания последнего об известных ему событиях и фак-

Тах — таковы два пути придания этим сведениям доказательствен-

Ного значения»164.

Для «обоснования необходимости производства обыска или

Ареста подозреваемого возможно использование информации, полу-

Ченной от осведомителя, но при этом может быть поставлен вопрос

О раскрытии его личности. Конфиденциальность в этом случае со-

Храняется, если доказана надежность информатора и личное знание

Им фактов.

Вопрос о раскрытии личности может быть поставлен и в том

Случае, когда речь идет о сведениях, способных оказать кардиналь-

Ное влияние на судьбу дела. Решение его зависит от того, насколько

Существенными являются показания информатора и имеются ли в

Деле иные прямые доказательства виновности подсудимого. Если

Информатор является важнейшим свидетелем по вопросу о виновно-

Сти или невиновности подсудимого и если в деле нет иных прямых

Доказательств, раскрытие личности такого свидетеля допустимо в

Интересах правосудия. Обвинение может согласиться с этим и при-

Нять дополнительные меры по обеспечению безопасности своего

Информатора либо отказаться, но быть готовым в таком случае к оп-

Равдательному приговору»165.

Круг органов, уполномоченных осуществлять опера-

Тивно-розыскную деятельность; пределы их полномочий

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК органами дознания признаются

Органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы

Исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным

Законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной

Деятельности. Аналогичные формулировки имелись и в УПК

РСФСР. Поэтому часть процессуалистов прямо или косвенно указы-

Вают на то, что всем органам дознания присуще производство этого

Вида деятельности. Так, А.П. Кругликов утверждает, что органы

Дознания, входящие в систему МВД (а таковыми являются и коман-

Диры воинских частей МВД, и начальники учебных заведений МВД)

Могут проводить оперативно-розыскные действия166. Некоторые ав-

Торы даже описывают труд оперативного работника Государствен-

Ного пожарного надзора167.

См.: Фаткуллин Ф.Н. Общие проблемы процессуального доказывания.— Казань,

С.151.

Там же.- С.145.

См.: Кругликов А.П. Правовое положение органов и лиц, производящих дознание, в

Советском уголовном процессе: Учебн. пособие.- Волгоград, 1986. С.5. и др.

167 См.: Казаков Г.Н. Расследование пожаров в торгово-складских помещениях.- М.:

ВНИИ МВД СССР, 1977. С.18 и др. В настоящее время органом дознания является ОРГАН Го-

Сударственной противопожарной службы.

Вместе с тем в нормативных актах, регулирующих порядок

Деятельности многих указанных органов (командиров воинских час-

тей, соединений и начальников военных учреждений, органов Госу-

Дарственной пожарной службы, капитанов морских и речных судов,

Руководителей геологоразведочных партий и зимовок) нет даже

Упоминания о такого рода функции. Они не обладают необходимым

Для этого аппаратом. Поэтому такие сотрудники просто не в состоя-

нии проводить оперативно-розыскную _______деятельность.

Применение оперативно-розыскных мер выходит за пределы

Правового статуса названных органов дознания. Даже если командир

воинской части, соединения, начальник военного учреждения, орган

Государственного пожарного надзора оказывал милиции помощь в

Проведении оперативно-розыскного мероприятия, его нельзя при-

Знать органом, уполномоченным осуществлять оперативно-

Розыскную деятельность.

Сделать такой вывод позволяют следующие обстоятельства. В

Подразделениях подобного рода органов дознания отсутствуют не

Только специальный аппарат, но и соответствующие нормативная и

Профессиональная базы деятельности. Мало того, органы Государ-

Ственной противопожарной службы, командиры воинских частей и

Др., оказывая помощь оперативным работникам, действуют в рамках

Административного процесса и поэтому не обладают даже правовым

Статусом органа дознания. В то время как только данным учрежде-

Ниям предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную

Деятельность. Заключение о том, что командиры воинских частей,

Аппараты Государственной противопожарной службы и др. анализи-

Руемую функцию не выполняют, основывается также на изучении

Репрезентативного массива уголовных дел о подведомственных та-

Ким органам преступлениях, в которых не найдено ни одного доку-

Ментального подтверждения их такого рода практики. С учетом из-

Ложенного можно констатировать, что некоторые органы дознания

Неправомочны осуществлять оперативно-розыскные меры даже по

Поручению следователя.

Полный, исчерпывающий перечень органов, уполномоченных

Осуществлять оперативно-розыскную деятельность, приведен ст. 13

Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». На

Территории Российской Федерации право осуществлять рассматри-

Ваемый вид деятельности предоставляется оперативным подразде-

лениям:

Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

Органов по контролю за оборотом наркотических средств и

Психотропных веществ.

Федеральных органов государственной охраны.

Таможенных органов Российской Федерации.

Службы внешней разведки Российской Федерации.

Министерства юстиции Российской Федерации.

В этом же нормативно правовом акте отмечается, что перечень

Оперативных подразделений, правомочных осуществлять оператив-

Но-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организа-

Цию работы определяют руководители указанных органов.

Все указанные учреждения являются органами дознания.

Частные детективы их статус и роль

Правовой основой деятельности частных детективов являют-

Ся основу Конституция РФ, Закон РФ «О частной детективной и

Охранной деятельности в Российской Федерации», другие законы и

Иные правовые акты Российской Федерации.

Частным детективом признается гражданин Российской Фе-

Дерации, получивший в установленном законом порядке от органа

Внутренних дел лицензию на частную сыскную деятельность и вы-

полняющий следующие виды услуг:

Сбор сведений по гражданским делам на договорной осно-

ве с участниками процесса;

Изучение рынка, сбор информации для деловых перегово-

Ров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых

партнеров;

Установление обстоятельств неправомерного использова-

Ния в предпринимательской деятельности фирменных знаков и на-

Именований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения

сведений, составляющих коммерческую тайну;

Выяснение биографических и других характеризующих

Личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согла-

сия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

Поиск утраченного гражданами или предприятиями, учре-

ждениями, организациями имущества;

Сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с

Участниками процесса.

Причем сыскная деятельность должна быть для такого граж-

Данина основным видом занятости. Иначе говоря, законом запре-

Щено совмещение ее с государственной службой либо с выборной

Оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

Частный детектив вправе:

Осуществлять устный опрос граждан и должностных лиц (с

их согласия);

2) наводить справки;

Изучать предметы и документы (с письменного согласия их

владельцев);

Осуществлять внешний осмотр строений, помещений и

других объектов;

Наблюдать для получения необходимой информации в це-

лях сыска или охраны;

Использовать видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку,

Технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здо-

Ровью граждан и окружающей среде, а также средства оперативной

радио- и телефонной связи;

Использовать специальные средства, виды, в случае необ-

Ходимости оказания ими услуг, сопряженных с опасностью для

Жизни и здоровья частного детектива.

Частный детектив не вправе:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.019 с.)