ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ряжением начальника органа дознания. Сотрудник же, обязанный



Осуществлять функцию органа дознания, независимо от волеизъяв-

Гуткин И.М. Вопросы совершенствования процессуального и организационного ру-

Ководства в сфере дознания// Совершенствование уголовно-процессуальной деятельности орга-

Нов внутренних дел: Труды/ Академия МВД СССР.- М., 1984. С.12.

Ления своего руководителя наделен уголовно-процессуальной пра-

Воспособностью.

Начальник органа дознания

Согласно п. 17 ст. 5 УПК начальник органа дознания — это

Должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель на-

Чальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о

Производстве дознания и неотложных следственных действий,

Осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Начальник органа сам входит в штат учреждения, наделенного

Полномочиями органа дознания. Содержание его деятельности, а,

Следовательно, и его правовой статус производен от содержания ста-

Туса органа184.

Между тем спорным представляется высказанное в правовой

Литературе мнение, что под дознавателем, следует подразумевать

Начальника органа дознания или соответствующее должностное ли-

Цо такого органа, уполномоченное начальником органа дознания на

Производство дознания185.

Подобная позиция не соответствует действующему уголовно-

Процессуальному закону уже потому, что ставит знак равенства ме-

Жду двумя разными процессуальными фигурами: дознавателем и на-

Чальником органа дознания. Действительно, при определенных об-

стоятельствах руководитель учреждения, наделенного правами ор-

Гана дознания (его начальник), может выступать в уголовном про-

Цессе в качестве дознавателя. Однако и в этом случае такой человек

Будет обладать более широким объемом прав, нежели любой другой

Сотрудник, выступающий в этом качестве.

Каждый начальник учреждения, наделенного полномочиями

Органа дознания, осуществляет руководство возглавляемым им ор-

Ганом дознания. При этом организационное руководство всеми оп-

Ределенного вида органами дознания в полном объеме возложено на

Руководителя центрального аппарата ведомства: министра внутрен-

Них дел, руководителя ФСБ РФ, начальника Главного управления

Государственной противопожарной службы МЧС России и т. д. По-

Этому, когда уголовно-процессуальным кодексом право принятия

Конкретного процессуального решения предоставлено органу дозна-

Ния, начальник центрального аппарата ведомства своим приказом

имеет право внести дополнительные требования к порядку его осу-

Ществления. Так, ведомственные приказы требуют утверждения на-

См.: Мищенко А.А. Правовой статус начальника как основного субъекта управления

горрайоргана внутренних дел: Дисс... канд. юрид. наук.- М., 1989. С.32.

См.: Кругликов А.П. Указ. раб.- С.7.

Чальниками органов внутренних дел, подразделения (управления)

Государственной противопожарной службы и т.д. постановления об

Отказе в возбуждении уголовного дела.

Ведомственные нормативные акты требуют от сотрудников

Органов дознания утверждения не всех решений. Поэтому, когда

Вышестоящим руководителем не регламентированы дополнительные

Гарантии законности принятия того или иного процессуального ре-

Шения, они могут быть определены начальником нижестоящего

Подразделения. Вплоть до местного органа дознания.

Если же предварительную проверку или дознание осуществля-

Ет начальник органа, ни одно из его процессуальных решений (кро-

Ме тех, что требуют согласования с прокурором) не утверждаются и

не согласовываются. Начальник учреждения, перечисленного в ст.

УПК, вправе давать входящему в штат этого подразделения ли-

Цу, производящему расследование, исполняющему поручение, ука-

Зание следователя, и дознавателю собственные указания, отстранять

от предварительной проверки (дознания) и поручать их производст-

Во другому сотруднику.

В УПК же закреплен следующий перечень прав начальника

органа дознания. Начальник органа дознания вправе:

Уполномочивать должностное лицо органа дознания осу-

ществлять предварительное расследование в форме дознания и др.

(п. 7 ст. 5 УПК);

Давать поручения о производстве дознания и неотложных

следственных действий (п. 17 ст. 5 УПК);

Возлагать на дознавателя полномочия органа дознания,

предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК (ч. 1 ст. 41 УПК);

Давать дознавателю обязательные для исполнения указания

(ч. 4 ст. 41 УПК);

По ходатайству дознавателя продлять до 10 суток срок

предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении

(ч. 3 ст. 144 УПК);

Утверждать составленный дознавателем обвинительный акт

(ч. 4 ст. 225 УПК).

15.9 Органы предварительного следствия

Орган предварительного следствия — это должностное лицо,

Уполномоченное на осуществление деятельности, направленной на

Досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказы-

Ванию по уголовному делу (ст. ст. 73, 421, 434 УПК), впитавшей в

Себя максимум предусмотренных законом гарантий соблюдения

Прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уго-

ловного процесса. Органу предварительного следствия подследст-

венны дела, по которым обязательно производство предварительно-

Го следствия.

По общему правилу предварительное следствие производится

следователями, которые обладают процессуальной самостоятельно-

стью. Между тем предварительное следствие может осуществлять и

Группой следователей, расследующих одно дело (следственной

группой). Правом производства предварительного следствия также

Обладают начальник следственного отдела и прокурор. Соответст-

Венно следователи и группа следователей, расследующих одно де-

Ло, являются, а начальник следственного отдела и прокурор могут

быть органом предварительного следствия.

Следственные подразделения в настоящее время имеются в

Прокуратурах, а также в органах внутренних дел, органах феде-

Ральной службы безопасности и органах по контролю за оборотом

Наркотических средств и психотропных веществ.

Правовое положение и процессуальная самостоятель-

Ность следователя

Следователь как субъект уголовного процесса — это лицо,

Законно состоящее в должности следователя (старшего следователя,

Следователя по особо важным делам, старшего следователя по осо-

Бо важным делам) прокуратуры, органов внутренних дел, органов

федеральной службы безопасности, или органов по контролю за

Оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Неза-

конно состоящим в должности, к примеру, считается следователь

Прокуратуры, не являющийся гражданином России186, так как со-

Гласно ст. 40 Федерального закона «О прокуратуре Российской Фе-

Дерации» прокурорами и следователями могут быть только гражда-

Не Российской Федерации.

Процессуальным статусом следователя обладает также на-

чальник следственного отдела, производящий предварительное

следствие самостоятельно (ст. 39 УПК), руководитель следственной

Группы. Несколько ограничен процессуальный статус следователя у

Следователя-члена следственной группы (ст. 163 УПК).

Назначением следователя в уголовном процессе является

осуществление предварительного следствия по уголовному делу. В

связи с чем следователь вправе:

1) с согласия прокурора возбуждать уголовное дело;

186 См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 1996 года//

Бюллетень Верховного Суда РФ.- 1996. № 10.

Принимать уголовное дело к своему производству или пе-

редавать его прокурору для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать

Решения о производстве следственных и иных процессуальных

Действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом

Требуется получение судебного решения и (или) санкции прокуро-

ра;

Давать по расследуемым им делам органу дознания в слу-

Чаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения

Письменные поручения о проведении любых оперативно-

Розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных

Действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об

Аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также по-





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.66.86 (0.011 с.)