ТОП 10:

Деятельность органов дознания по делам, по кото-



рым производство предварительного следствия обязательно

Орган дознания обязан уведомить прокурора сначала об обна-

Ружении подследственного следователю преступления, а затем во

Второй раз о возбуждении по данному факту уголовного дела и о

Принятии его к производству.

По делам, по которым предварительное следствие обязатель-

Но, орган дознания вправе лишь на производство неотложных след-

Ственных действий, а после передачи дела следователю на производ-

Ство по нему следственных действий и оперативно-розыскных меро-

Приятий, в случае получения соответствующего поручения от следо-

Вателя.

Перечень следственных действий, которые правомочен про-

Изводить орган дознания по подведомственным ему делам, по кото-

рым предварительное следствие обязательно, законодателем не оп-

Ределен. Соответственно по подведомственным ему преступлениям

Дознаватель вправе произвести все и любое следственные действия,

когда они являются неотложными. Если, к примеру, допрос свиде-

Теля, выемка или другое следственное действие не потеряет своего

Значения и после прошествия определенного (более десяти дней)

Времени, значит, оно ни неотложное, и таким образом орган дозна-

Ния не вправе его производить по делам, по которым предваритель-

Ное следствие обязательно.

Производство неотложных следственных действий должны

Быть завершено в течение 10 суток со дня возбуждения уголовного

Дела. После чего орган дознания направляет уголовное дело проку-

Рору.

После направления уголовного дела прокурору орган дознания

Может производить по нему следственные действия и оперативно-

Розыскные мероприятия только по поручению следователя, которое

Оформлено со ссылкой на п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК.

Право органа дознания производить по делу следственные и

Розыскные действия только по поручению следователя распростра-

Няется и на те случаи, когда расследование начиналось не с дозна-

ния, а с предварительного следствия. В любой из ситуаций без пору-

Чения следователя орган дознания не должен приступить к процес-

Суальной деятельности, если дело находится в производстве органа

предварительного следствия.

В случае направления прокурору уголовного дела, по кото-

Рому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган доз-

Нания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры

Для установления лица, совершившего преступление, уведомляя

Следователя об их результатах.

Каких либо ограничений по поводу перечня оперативно-

Розыскных мер, которые принимает орган дознания по переданному

Следователю уголовному делу, законодатель не предусмотрел.

Периодичность уведомления следователя о результатах приня-

Тия органом дознания оперативно-розыскных мер определяется по

Согласованию со следователем.

Перечень оперативно-розыскных мер, которые принимаются

Органом дознания, дан в ст. 6 Федерального закона “Об оперативно-

Розыскной деятельности”.

Оперативно-розыскные меры применять уполномочены не все

Органы дознания. Этого права нет у Главного судебного пристава

Российской Федерации и подчиненных ему судебных приставов,

Командиров воинских частей, соединений и начальников военных

учреждений или гарнизонов, капитанов морских и речных судов, ру-

Ководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав диплома-

тических представительств и консульских учреждений Российской

Федерации.

Задачи органов дознания

Задачи, стоящие перед органами дознания предопределены

Теми видами деятельности, осуществление которых на них возложе-

Но. Большинство органов дознания вправе и обязаны применять

Оперативно-розыскные меры, осуществлять оперативно-розыскную

Деятельность. Исходя из содержания ст. 2 Федерального закона «Об

Оперативно-розыскной деятельности», задачи органов дознания,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность – это:

— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие пре-

Ступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавли-

вающих, совершающих или совершивших;

— розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия

И суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без

вести пропавших;

— добывание информации о событиях или действиях, соз-

Дающих угрозу государственной, военной, экономической или эко-

Логической безопасности Российской Федерации.

На первой стадии уголовного процесса — стадии возбуждения

Уголовного дела перед органами дознания стоит двуединая задача

Реагирования на каждый факт совершения преступления, и вместе с

Тем ограждения последующих этапов уголовного процесса от рас-

Смотрения происшествий, не связанных с совершением преступле-

Ния. Приступая к производству неотложных следственных действий,

Исполняя поручения (указания) следователя, они стремятся обеспе-

Чить возможность установления истины по делу, способствуют все-

Сторонности, полноте и объективности дальнейшего предваритель-

Ного расследования. Осуществляя уголовно-процессуальную дея-

тельность по делам, по которым предварительное расследование не

обязательно, органы дознания решают задачу предварительного (до-

Судебного) собирания, закрепления, проверки и оценки доказа-

Тельств о всех обстоятельствах, перечисленных в ст. 73 УПК.

Дознаватель

Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, пра-

Вомочное либо уполномоченное начальником органа дознания

осуществлять предварительную проверку заявлений (сообщений) о

Преступлении; неотложные следственные действия, предваритель-

Ное расследование в форме дознания, а также исполнять поручения

(указания) прокурора, начальника следственного отдела, следовате-

ля, руководителя (члена) следственной группы, органа дознания,

Начальника органа дознания или другого дознавателя.

Применительно к органам дознания системы МВД России,

федеральной службы безопасности (ФСБ), пограничных органов

федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборо-

Том наркотических средств и психотропных веществ, таможенных

органов (ТО) и воинских частей (соединений и учреждений) иных

Ведомств, дознаватель — это аттестованный сотрудник государст-

венного учреждения, уполномоченный на осуществление уголовно-

Процессуальной деятельности после констатации в материале про-

Верки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных дан-

Ных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной

Стороны состава какого-либо преступления.

Дознаватель осуществляет полномочия органа дознания, ко-

Торые на него возлагаются начальником органа дознания или его

заместителем (ч. 1 ст. 41 УПК). В этой связи он уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процес-

Суальные действия и принимать процессуальные решения, за ис-

Ключением случаев, когда в соответствии с УПК для этого требу-

Ются получение согласия начальника органа дознания, санкция (со-

гласие) прокурора и (или) судебное решение;

Осуществлять иные полномочия органа дознания и (или)

Дознавателя, прямо предусмотренные УПК.

Закон запрещает возложение полномочий по проведению

Дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному

Уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Между тем

Такой дознаватель вправе осуществлять проверку заявления (сооб-

Щения) о преступлении, неотложные следственные по делам, по ко-

торым предварительное следствие обязательно, исполнять поруче-

Ния и указания следователя.

На органы дознания не распространяются правила процессу-

альной самостоятельности следователя. При несогласии с письмен-

Ными указаниями прокурора дознаватель также как и следователь

Вправе обжаловать их вышестоящему прокурору. Тем не менее, сам

Факт такого обжалования не приостанавливает выполнения указа-

Ний прокурора.

Соотношение понятий орган дознания, начальник орга-

На дознания, дознаватель

Полномочия конкретного сотрудника, реализующего уголов-







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.01 с.)