Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руна Реконструкция Русское значение имени

Поиск
  Руна Реконструкция Русское значение имени
  faihu владение
  urus бык
  thauris турс (великан. — А.П.)
  ansus послание
  raido путешествие
  kanu (kano?) пламя
  giba дар
  winja (wunja?) радость
  hagl (hagalas?) град
  nauths (naud? nauthis?) нужда
  eis (isa?) лёд
  jer урожай
  eiws (eihwas?) защита
  painthra (perth?) то, что скрыто
  algs (algis?) тростник
  sauil солнце
  teiws Тюр (один из богов. — А.П.)
  bairkan берёза
  aihos (ehwas?) лошадь
  manna (mannas?) человек
  lagus вода
  ing (ingus?) Инг (один из богов. — А.П.)
  othal разделение
  dags день

 

Значительно позднее первых списков рун появились посвящённые рунам трактаты, содержащие уже не только имена рунических знаков, но и некоторую иную информацию о них. Хорошим примером такого рода рукописей может послужить Англосаксонская Руническая Поэма, состоящая из 29 строф, посвящённых каждой руне и написанных староанглийским аллитерационным стихом. Приведу перевод фрагмента, посвящённого руне Фех:

 

Feoch, богатство — хорошо для всех людей;

каждый щедро должен делиться им,

если хочет иметь славу пред Господом...

 

Это, пожалуй, один из самых коротких (но не судите по длине!) подобных трактатов; другие — более поздние и более обширные — содержали иногда и прямую информацию о магическом использовании рун.

 

 

Нередко оказывается, однако, что куда больше информации мы можем получить из древних текстов, прямого отношения к рунической магии не имеющих, и среди них первое по значимости место принадлежит, пожалуй, Старшей Эдде — сборнику священных текстов скандинавского язычества.

Классическая традиция приписывает создание этого сборника (т.е. именно «собирание», а не сочинение) исландскому учёному, одному из величайших, как говорят, магов средневековья Сэмунду Сигфуссону (умер в 1133 году), которому народная молва приписывала силу и мудрость почти такие же, как и более известному Мерлину. До середины XVII века этот сборник считался утерянным. Один из исландских учёных того времени, епископ Бриньольв Свейнссон, писал в 1641 году своему коллеге: «Где огромные сокровища всей человеческой мудрости, записанные Сэмундом Мудрым, и прежде всего прославленная Эдда, от которой у нас теперь осталось, кроме имени, едва ли тысячная доля..?»[120]. Именно этому человеку сркдено было два года спустя отыскать в Исландии одну из самых знаменитых рукописей мира, которую он назвал Edda Saemundi multiscii, т.е. Элла Сэмунда Мудрого. Это был пергаментный кодекс XIII века, представляющий собою, как было установлено, список с более древнего оригинала, о котором сейчас ничего не известно.

После епископа Бриньольва рукопись попала в Копенгаген, где хранилась в Королевской библиотеке; там она получила классификационное название Codex Regius 2365. Рукопись представляет собой 45 листов пергамента 19×13 см, сшитых в 6 тетрадей; ещё одна тетрадь считается утерянной. Эдда Сэмунда содержит 29 песен: 10 мифологических и 19 героических. Позднее были обнаружены и другие списки Эдды Сэмунда, содержащие немного иной набор песен.

Второй памятник, о котором необходимо здесь упомянуть, это Младшая Эдда, написанная в начале XIII века исландским учёным и поэтом Снорри Стурлуссоном. Сам Снорри называл свою книгу просто «Эдда», Младшей же её стали именовать после того, как Бриньольв обнаружил Codex Regius 2365. Кстати говоря, сам Бриньольв, знакомый, разумеется, с трудами Снорри, считал, что тот при создании своей Эдды пользовался текстами, записанными Сэмундом Мудрым. Так это или нет — мы сейчас установить не можем, но Младшая Эдда действительно является прозаическим пересказом мифологических и героических преданий древних германцев.

Другую группу косвенных письменных источников образуют древне-германские саги и исторические песни, не несущие прямой информации о богах и рунах, но содержащие множество примеров применения рунического искусства и магии вообще.

Конечно, древние тексты досконально изучены и прокомментированы современными учёными. В этой связи необходимо упомянуть имя замечательного специалиста, советского учёного М.И.Стеблина-Каменского, автора комментариев ко многим древнескандинавским текстам и таких книг, как «Поэзия скальдов», «Культура Исландии» и др. И всё же, при всём моём уважении к специалистам-филологам, я позволю себе усомниться в том, что многие из них серьёзно занимались прикладной магией и теологией язычества, следствием чего явилось недостаточно точное толкование некоторых мест.

Приведу простейший пример. Рукопись Codex Regius 2365 содержит «произведение», называемое «Речами Сигрдривы». Отмечено, что в нём есть фрагмент (строфы 3 и 4), отличающийся от остального текста; он выполнен в гимническом размере. Но дело в том, что отличается он не только размером: в то время как остальное произведение представляет собой собрание советов по магическому искусству и житейской мудрости, этот фрагмент является древней языческой молитвой, структура которой сродни структуре заклятий (асы и асиньи — боги и богини):

 

3 Славься, день!

И вы, дня сыны!

И ты, ночь с сестрою!

Взгляните на нас

благостным взором,

победу нам дайте!

4 Славьтесь, асы!

И асиньи, славьтесь!

И земля благодатная!

Речь и разум

и руки целящие

даруйте нам!

Руническая тайнопись

Помимо новых рунических алфавитов, жрецы и маги Северо-Запада разработали со временем и новые приёмы рунического письма. Таких систем, применявшихся в качестве тайнописи, в магических целях или просто для сокращения пространства, занимаемого рунической надписью, было создано довольно много. Расшифровать надпись, сделанную рунами в одной из подобных систем, не владея ключом к ней или, по меньшей мере, не зная, хотя бы приблизительно, её содержания, практически невозможно.

Одним из результатов подобных экспериментов магов стала традиция использования «вязаных рун», т.е. написания двух или нескольких рун таким образом, чтобы определённые их элементы (как правило, вертикальная черта) совпадали. (Например, в оригинале надписи на камне Водурида использованы совмещённые руны, несущие звуки da и ha.) Неприятная сторона этой традиции заключается в том, что даже в простейших вариантах некоторые знаки могут быть прочитаны двояко (например, wR и rR записываются одним знаком), не говоря уже о том, что порядок следования звуков почти всегда трудно установить (например, aR = Ra, wR = Rw, ne = en и т.д.).

Довольно часто маги, работающие в технике «вязаных рун», не ограничивались простыми комбинациями из пары рун. В таких случаях возникали рунические надписи, каждый знак которых представляет собой вязь из нескольких рун. Чтение таких рунических текстов весьма затруднительно; часто их авторы и не стремились сохранить «читаемость» надписи — для магического воздействия это совершенно не существенно. Примером такой вязи может послужить надпись на Валаамском камне, однозначная дешифровка которой вряд ли возможна.

Другой техникой рунической тайнописи является применение «зеркальных» рун, т.е. рун, симметрично удвоенных относительно горизонтальной или вертикальной оси (стержня). «Зеркальные» руны, надо сказать, применялись не только как средство простейшей тайнописи, но и как способ усиления магического воздействия рун. Считается, и, вероятно, не безосновательно, что руна, начертанная дважды или трижды, действует эффективнее, нежели одиночная, а надпись, выполненная «зеркальными» рунами, оказывается, как нетрудно заметить, начертанной дважды.

Отмечу, что обе описанные техники могут применяться одновременно, и знаки таких надписей неудобочитаемы для непосвящённого. Вместе с тем такой подход позволяет создавать ёмкие активные (в магическом смысле) комбинации рун, например, зашифровывать в одном знаке рунические сакральные слова, речь о которых пойдёт в соответствующей главе.

Из средневековых трактатов и древних надписей нам известно и несколько других техник рунической тайнописи, основанных на совершенно иных принципах. Большинство из них использует замену руны двумя совмещёнными символами (двумя совмещёнными группами символов), передающими номер атта, которому принадлежит руна, и номер самой руны в этом атте. Так, классическая техника, называемая в трактатах Hagalnma, использует замену каждой руны вертикальным стержнем с отходящими от него ветвями. Левые ветви при этом означают номер атта, правые — номер руны в атте (рис. 5.24).

 

 

 

Наконец, нужно упомянуть и о том, что во многих надписях, в том числе выполненных Младшими Рунами, встречается — помимо всего прочего — употребление Старших Рун Футарка в качестве идеографических символов. Так, в надписи Стентофлен А (рис. 5.30) есть строка, переводимая как: «Хатуволафор дал...» и замыкаемая руной Йер. Здесь старшая руна Йер должна читаться не как звук j, но как понятие — «урожай», «урожайный год». Аналогично в уже упомянутой Валаамской надписи употреблена, согласно дешифровке Е.Лазарева[121], старшая руна Перт.

Магия рун

Итак, мы коротко рассмотрели основные вопросы рунического искусства и истории применения рунических знаков. Теперь же обратимся непосредственно к активной рунической магии.

Несомненно, наиболее древней и распространённой ветвью рунической магии было искусство применения отдельных рун, рун как таковых, без установления внутренних связей между знаками. Этим искусством владели не только жрецы и маги, но и простые люди. Руническая мантика также относится к этому разделу рунического искусства. Есть основания полагать, что и мантика, и магия отдельных рун были широко распространены в древнем мире, в том числе и у славян. Вспомним злополучные слова монаха-черноризца Храбра (IX век), на которых православная церковь базировала и базирует утверждение о неграмотности славян до Кирилла и Мефодия: «Пръжде убо словене неймъаху письменъ, ну чертами и резами гадааху погани сущи». С первой частью этой фразы, насчёт «неймъаху письменъ», согласиться весьма сложно, и мы ещё вернёмся к этому вопросу (ибо он имеет прямое отношение к руническому искусству), а вот вторая часть сомнений, пожалуй, не вызывает. Хотя, боюсь, достоверно восстановить мантическую систему «черт и рез» древних славян сейчас уже невозможно; по крайней мере, если к этому не дадут толчок новейшие археологические открытия.

 

 

Итак, искусство применения отдельных рун. Суть его заключается в том, что каждая руна, будучи начертана, оказывает определённое воздействие на мир. Чертили руны на чём угодно. В случае опасности можно, например, начертить руну защиты — руну Альгиз — просто в воздухе перед собой. Классически руны вырезали на кусочке дерева или кости. В древности зачастую их ещё и окрашивали кровью того, кто их резал. Такой кусочек становился своего рода талисманом или, более корректно, предметом силы, действие которого (если не была наложена другая магия) совпадало с основным действием руны.

После появления на Северо-Западе Европы латинского алфавита некоторые маги стали применять в своих надписях одновременно латинские и рунические буквы. Цель такого смешения очевидна — сделать несущий руны текст осмысленной фразой и избежать тем не менее «гашения рун» или возникновения комбинации с непредсказуемым действием. Чем меньше в надписи активных рун, тем чётче и направленнее их действие[122], отсюда и идея — выполнить саму надпись латиницей, сохранив лишь необходимые для магии руны. Таковы англосаксонская надпись из Честер-ле-Стрит, где в имени Эдмунд сохранены две руны (Манназ и Наутиз), или надпись на известном ланкаширском волшебном кольце, где рун сохранено несколько больше. Отметим, что сама по себе надпись на кольце (Æthred mec an Eanred mec agrof) не имеет магического значения и переводится как: «Этрэд владеет мною, Эанрэд сработал меня».

* * *

«Основное действие» каждой руны изложено, по мере возможности, в «Описаниях рун» (см. Приложения к данной главе), составленных на основании большого количества самых разных источников, в том числе — и косвенных. Как уже говорилось, каждая руна связана у мага с определённым набором ассоциаций, т.е. с некоторым сдвигом его точки сборки, положение которой определяет восприятие мира. Набор ассоциаций, связанных с руной, позволяет магу оценивать и описывать ситуацию в процессе расшифровки результатов гадания; он же помогает ему понимать силу, стоящую за руной, и, следовательно, выбрать ту или иную руну, воздействие которой наиболее близко к тому изменению, которое маг хочет произвести. Такой набор ассоциаций мы и попытались задать в «Описаниях».

 

 

В идеале оба процесса (мантический и магический) полностью не ментальны, т.е. толкование гадательных рун и выбор той или иной руны для практического применения осуществляется исключительно за счёт того, что обыденно мы называем интуицией. Однако для человека, только начинающего работать с рунами, это весьма проблематично, и я не рекомендую чертить, даже в воздухе, не заглянув в «Описания», те руны, содержание которых вы поняли ещё не полностью.

Необходимо отметить два важных момента. Во-первых, действие руны во многом зависит от того, насколько чётко вы понимаете и ощущаете вложенную в неё силу, насколько хорошо вы проложили тропку к свойственному для её взаимодействия с вами набору ассоциаций. Во-вторых, ни одна из рун ничего за вас не сделает. Приведу пример.

Вы ощущаете себя на пороге. Всем своим существом вы ощущаете, что стоит сделать шаг, и всё изменится. Но перед вами словно упругая стена, и сколько вы ни заносите ногу, чтобы сделать этот решающий шаг, мягко, но властно вас отталкивает назад. Рекомендация: вырежьте на кусочке дерева руну Дагаз и носите её с собой. На лист бумаги нанесите большое изображение той же руны и повесьте лист у себя на рабочем месте или дома — так, чтобы он часто попадал вам на глаза.

Так вот, руна Дагаз может помочь вам убрать стоящую перед вами стену, но, сколько бы вы ни смотрели на эту руну, она не сделает за вас решающего шага.

* * *

«Описания рун» содержат информацию о рунах как об обособленных знаках, а между тем Футарк, как уже упоминалось, представляет собой не набор знаков, а рунический строй, т.е. некую систему. И рассмотрение рун именно как системы является необходимым дополнением к рассмотрению каждой из них в отдельности.

Следует признать, что знание Футарка как системы символов — и соответственно концепций и магических принципов — во многом утеряно, хотя некоторые отрывки этого знания сохранились до наших дней (так, например, разбиение Футарка на три атта по восемь рун). Однако анализ средневековых рукописей, таких, как Старшая Эдда, может позволить нам реконструировать некоторые фрагменты этой системы.

Так, Codex Regius 2365 содержит замечательную песнь, называемую «Речами Сигрдривы». В этой песни Сигрдрива — валькирия — посвящает своего избранника Сигурда в тайны рунического искусства:

 

Клёну тинга кольчуг

даю я напиток,

исполненный силы

и славы великой;

в нём песни волшбы

и руны целящие,

заклятья благие

и радости руны.

(Речи Сигрдривы, 5)

Примечание:

Клён тинга кольчуг — воин (тинг кольчуг — битва).

 

«Речи Сигрдривы» резко выделяются среди прочих произведений Старшей Эдды, прежде всего смешением двух стилей — эпического (песнь посвящена рассказу о судьбе Сигурда) и «стиля советов». Последний стиль нередок для скандинавской Традиции; произведение, выполненное в его рамках, представляет собой перечесление разного рода советов, указаний и т.п. В нашем же случае перечень советов по применению рунической магии оказывается внедрённым в повествование о Сигурде. Обратимся к этим советам.

 

6 Руны победы,

коль ты к ней стремишься,

вырежи их на меча рукояти

и дважды пометь

именем Тюра!

 

7 Руны пива

познай, чтоб обман

тебе не был. страшен!

Нанеси их на рог,

на руке начертай,

руну Науд — на ногте.

 

8 Рог освяти,

опасайся коварства,

лук брось во влагу,

тогда знаю твёрдо,

что зельем волшебным

тебя не напоят.

 

9 Повивальные руны

познай, если хочешь

быть помощью природах!

На ладонь нанеси их,

запястья сжимай,

к дисам взывая.

 

10 Руны прибоя

познай, чтоб спасать

корабли плывущие!

Руны те начертай

на носу, на руле

и выжги на вёслах, —

пусть грозен прибой

и чёрны валы, —

невредимым причалишь.

 

11 Целебные руны

для врачеванъя

ты должен познать;

на стволе, что ветви

клонит к востоку, вырежи их.

 

12 Познай руны речи,

если не хочешь,

чтоб мстили тебе!

Их слагают,

их составляют,

их сплетают

на тинге таком,

где люди должны

творить правосудъе.

 

13 Познай руны мысли,

если мудрейшим

хочешь ты стать!

Хрофт разгадал их,

он их измыслил

из влаги такой,

что некогда вытекла

из мозга Хейддраупнира

и рога Ходдрофнира.

 

Примечания:

Строфа 6. имя Тюра — руна Тейваз.

Строфа 8. Лук брось во влагу — т.е. опусти в питьё луковицу или головку чеснока, так как и то, и другое предохраняет от чар.

Строфа 9. Дисы — боги, в своё время воплощённые в Миргарде — сподвижники Одина и его родственники.

Строфа 12. Тинг — в странах Скандинавии в древности народная сходка, нечто похожее на новгородское вече — собрание свободных воинов, жрецов и землевладельцев.

Строфа 13. Хрофт — одно из имён Одина

 

Приведённому тексту свойственны некоторые черты, характерные для всей древнескандинавской поэзии вообще и затрудняющие современному читателю восприятие текста. Так, например, при чтении строфы 7 может показаться, что речь здесь идёт о разных рунах — о «рунах пива», которые следует нанести на рог и на руку, и о руне Науд. Это неверно. Дело в том, что для древнескандинавских поэтических текстов чрезвычайно характерно переплетение двух нитей повествования, когда части одного предложения разрывают другое, как бы «вплетаются» в него. В данном случае слова «руну Науд» относятся к первой половине строфы, вторая же половина должна пониматься непрерывно — на рог, на руку, на ноготь. Таким образом, руна Науд и есть та самая руна пива. Это же относится и к строфе 6.

 

Восемь советов дала Сигрдрива Сигурду. Случайно ли их число? Задумаемся, ведь речь идёт о рунах, а для рунического искусства число восемь сакрально: это число рун в атте! И упоминает Сигрдрива не об отдельных рунах, но о неких рунических группах: «целящие руны», «руны прибоя»...

Раз древние маги разбили Футарк на три атта по восемь рун, значит они видели в этом некий смысл. Но при линейной (в строку) записи Футарка это разбиение теряет своё значение — все знаки выстраиваются в одну нить. Перепишем Футарк иначе, так, чтобы атты были отделены друг от друга: в такой записи мы явно видим три группы по восемь рун... или восемь групп по три руны! Сопоставим их с восьмью указаниями валькирии:

 

Руны Победы
Руны Пива
Повивальные Руны
Руны Прибоя
Целящие Руны
Руны Речи
Руны Мысли

 

Слишком поразительно для случайного совпадения — в первом «совете» в числе Рун Победы указана руна Тейваз, и она действительно оказывается в первой тройке; во втором совете одной из Рун Пива названа руна Науд, и она оказывается во второй тройке!

Перед нами явная система. Действительно, было бы странным предположить, что практичные советы Сигрдривы не связаны с конкретными рунами Футарка. Эта связь налицо.

Приведённые восемь групп по три руны, получили в настоящее время название «групп Сигрдривы»[123]. Рассмотрим в качестве примера две такие группы.

 

Руны Прибоя:

Рэйд Дорога; Странствие
Эйваз Защита [Преодоление препятствий][124]
Лагуз Движущаяся Вода [То, Что Ведёт]

 

Как видим, все три руны оказываются «завязанными» на один и тот же мотив — дорога, движение, странствие. Впрочем, для данной тройки рун факт подчинения их одному центральному мотиву очевиден. Значительно сложнее дело обстоит с некоторыми другими группами. Так, возьмём, к примеру, четвёртые руны в аттах:

 

Повивальные Руны:

Ансуз Послание [Получение]
Йер Год [Урожай, результат, завершение]
Манназ Человек

 

Казалось бы, между тремя этими рунами нет никакой связи. Но насколько проясняется ситуация при обращении к «советам» Сигрдривы: руна Йер — рождение, завершение цикла действия сил плодородия; руна Ансуз — получение, проявление в физическом мире; руна Манназ — человек, конечный результат.

Отмечу, что значение указаний Сигрдривы очень велико и не ограничивается чисто практической стороной. Да, конечно, восемь советов валькирии — это восемь прямых указаний по практическому использованию магии рун, но не только. Присмотримся: троично-восьмеричное разбиение Футарка таит в себе огромные потенциальные возможности, в частности связанные с наработкой упомянутых «тропинок к рунам». Нераскрытые связи внутри приведённой схемы расположения Футарка столь сложны и многочисленны, что сама эта схема может послужить предметом своего рода ментальной медитации.

 

Обратите внимание: оттенки некоторых рун в каждой тройке как бы дополняют друг друга. Так, в Рунах Победы руна Фе (Файху) имеет значение сохранение, а руна Хагалаз — разрушение. В Рунах Речи: руна Гебо — единение, руна Отал — разделение... Почему так?

Другая загадка: почему руны, так или иначе связанные с плодородием, образуют в этой записи Футарка своего рода крест:

Рунемал

Скажу несколько слов о рунической мантике (подробно этот вопрос рассматривается, например, Ральфом Блюмом в его «Книге Рун»[125] и Эдредом Торссоном в «Источнике Судьбы»[126]).

Искусство получения с помощью рун ответов на поставленные вопросы — один из древнейших разделов рунической магии. О нём упоминает, например, Тацит: «Предсказаниям и бросанию жребия они (германцы — А.П.) уделяют больше внимания, чем все другие народы. Их метод бросания жребия прост: они срезают ветвь плодоносящего дерева и делят её на маленькие кусочки, которые помечают знаками, и случайным образом разбрасывают их на белом полотне. Затем общинный жрец, если судьба вопрошается публично, или отец семейства, если это делается частным образом, после призывания богов, подняв глаза вверх, выбирает три кусочка, по одному за раз, и далее трактует жребий в соответствии с теми знаками, которые нанесены на вытащенные кусочки» (Germania, X).

Название этого искусства — Runemal, что значит «Речь Рун», — отражает сущность мантического ритуала. Некоторым, внешне случайным, образом маг выделяет из двадцати четырёх рун Футарка, начертанных на специальных табличках, одну или несколько и после того прочитывает их речь. Помните, в процитированных выше Речах Высокого: «умеешь разгадывать?..»

Руны никогда не предскажут вам что-нибудь вроде «любви такой-то дамы, а затем дальней дороги и казённого дома в конце». Руны могут и не дать ответ на слишком конкретный вопрос, но зато, если вы хорошо протоптали тропы к дверям мира ассоциаций, они по возможности точно опишут ситуацию, в которой вы находитесь, а если это необходимо, — и ситуацию, которая может последовать (именно «может» — помните, ничто не предопределено!). Говоря вообще, вы можете задавать рунам любые вопросы, лишь имейте в виду, что их ответы всегда ситуативны, всегда описывают ситуацию или состояние.

Умение читать речь рун основывается на знании (нет, на осознании, на ощущении) связанных с рунами архетипов и мифологем. Не забывайте: ваше состояние, ваше положение всегда отвечает одному из архетипов или комбинации нескольких из них, точно так же, как вероятный ход событий всегда повторяет одну из мифологем. То же самое верно и в случае, если вопрос задаётся относительно другого человека или относительно какого-то предприятия, каких-то отношений и т.д. Именно руны, соответствующие этим архетипам и мифологемам, вы и должны получить в процессе мантического ритуала.

Буквально несколько слов о практической стороне дела. Изготовьте для себя комплект рун Футарка, вырезанных на кусочках дерева, коры или глины. Ни в коем случае не пользуйтесь синтетическими материалами и не доверяйте свои руны никому другому — они должны знать только ваши руки. Сложите их в мешочек — опять же, не надо полиэтилена! пусть он будет хлопчатобумажным или кожаным, а если вы сумеете вышить его или украсить каким-либо иным способом, то совсем хорошо. Не стоит показывать этот мешочек и его содержимое кому бы то ни было, как и рассказывать о ваших успехах и достижениях.

 

Вот что отвечу,

когда вопрошаешь

о рунах божественных,

что создали Сильные,

а вырезал Вещий:

благо в молчанье.

(Речи Высокого, 80)

 

Примечания:

Сильные — хейти (заменитель имени[127]) богов.

Вещий — одно из имён Одина.

 

Не стоит задавать рунам слишком много вопросов за один раз. Лучше, если вы сосредоточитесь на какой-то одной проблеме и зададите один или несколько касающихся её вопросов. Сформулировав проблему и вопрос, не глядя, достаньте из мешочка руну, положите её перед собой. Помните, что перед вами не просто знак, по которому нужно отыскать ответ, но врата, открывающие путь к размышлению и осознанию ситуации. Руна может оказаться перед вами и в перевёрнутом положении — ответ, подсказываемый ею, во многом зависит от этого[128].

Простейший вариант мантического действа с рунами, нередко оказывающийся оптимальным: задать один-единственный вопрос и соответственно вытащить одну-единственную руну. Тогда эта руна характеризует «активный» архетип и действующую (или действовавшую, или ту, что будет действовать) мифологему.

Существует и множество более сложных способов получения рунических ответов, основанных на использовании нескольких или даже всех рун одновременно. Многие из таких раскладов описаны, например, Блюмом; о некоторых скажу и я, но прежде предупрежу читателя, что чем больше рун участвует в процессе гадания, тем более расплывчатым становится его результат. Впрочем, чёткость ответа на вопрос зависит прежде всего от самого предсказателя.

Наиболее простыми в освоении и удобными в пользовани являются, на мой взгляд, трёх- и четырёхрунные техники. В первом случае вы вытаскиваете подряд три руны, раскладываете их перед собой и трактуете их, исходя из того, что эти три руны отвечают на следующие вопросы: ситуация сейчас; ситуация, которая может последовать; оптимальный вариант действий (мифологема, которую стоит попытаться разыграть). В четырёхрунной технике значения выпавших рун будут следующими: первая руна — ситуация сейчас; вторая — позитивные силы, развивающие ситуацию; третья — негативные, враждебные силы; четвёртая — возможное развитие ситуации, будущее, которое может наступить, если не изменятся (не будут изменены) действующие силы и баланс между ними.

Искусство эрилей

С развитием рунической магии появился новый её вид — искусство создания комбинаций рун (рунических заклинаний, или, как иногда говорят, сакральных слов и формул). Маги, владевшие этим искусством, назывались эрилями. «Коварным называюсь, вороном называюсь, я, эриль, вырезаю руны» — гласит шведская руническая надпись VI века. Точная датировка появления этого вида рунической магии в Северной Европе весьма затруднительна, однако можно, пожалуй, утверждать, что первые устойчивые рунические заклинательные формулы были созданы не раньше чем через столетие после формирования Футарка.

Суть этого сложного искусства связана с тем, что действие рун не аддитивно. Например, две руны, вырезанные вместе, могут иметь действие, отличное от суммарного действия тех же рун, вырезанных отдельно. Нужно отметить, что не любая, конечно же, комбинация рун является сакральным, заклинательным словом. О некоторых случайных комбинациях из нескольких рун, можно сказать, что действие этих комбинации отличается от суммарного действия слагающих их рун незначительно. Большая часть таких комбинаций (так же, как и почти все комбинации большого числа рун) или имеют действие совершенно не прогнозируемое или вообще никакого. В таком случае говорят, что руны «гасят друг друга». В то же время можно, при желании и умении, подобрать комбинацию рун, имеющую любое или почти любое необходимое действие.

Примеры использования искусства построения рунических заклинательных слов можно найти в древнескандинавской литературе. В Саге об Эгиле, самом, пожалуй, знаменитом скандинавском певце и воине, рассказывается следующее. Однажды на пиру Эгилю поднесли рог, наполненный брагой. Эгиль, подозревавший, что его могут отравить, вырезал на роге руны и окрасил их собственной кровью. К браге действительно был примешан яд, и рог разлетелся на куски в руках Эгиля. А однажды в своих скитаниях Эгиль встретил родителей девушки, которая давно и тяжело болела. Зная, что Эгиль владеет магией, родители попросили его вылечить девушку. Эгиль согласился и, войдя в дом, обнаружил в кровати девушки рыбную кость с рунической надписью, которую, по словам родителей, вырезал местный эриль, чтобы уничтожить болезнь. Эгиль разобрал руны, и оказалось, что комбинация была подобрана неверно, в результате чего девушка не только не выздоровела, но и заболела ещё тяжелее. Тогда Эгиль уничтожил старую надпись и вырезал новую. Вскоре девушка поправилась.

Другие замечательные примеры дают нам заклинательные рунические надписи на камнях. Так, чрезвычайно интересен Бьёркеторпский камень, несущий две надписи — на лицевой и оборотной поверхностях.

Нас прежде всего интересует надпись Bjorketorp В. Она представляет собой достаточно длинную (10 позиций) комбинацию рун. Надпись Bjorketorp А является чем-то вроде пояснительной записки. Вот её перевод (трактовка моя):

 

Я укрыл здесь могучие руны,

Упокоил злые чары.

Силой моего магического искусства

умрёт в изгнании тот,

кто разрушит этот монумент.

 

Над надписью В работали многие специалисты разных стран; как правило, её переводят словосочетаниями вроде «приносящее разрушение пророчество» или «зловещее предзнаменование». На мой же взгляд, это и есть рабочая комбинация рун, о которой эриль говорит: «Я укрыл здесь могучие руны». Впрочем, я вовсе не отрицаю, что эта комбинация рун может иметь и смысловое, лексическое значение — тем лишь больше моё уважение к мастерству её создателя.

 

 

При тщательном изучении и надпись А оказывается совсем не так проста, как кажется на первый взгляд. Прежде всего необходимо отметить (хотя само по себе к магии это не относится), что в надписи употреблён Футарк, немного отличный от классического. Руна Кено заменена здесь знаком, похожим на букву Y, руна Гебо — знаком, похожим на греческую «лямбда» или на перевёрнутый Y. Вместо руны Ансуз, несущей звук а, также употреблён иной знак. Это не единичный случай применения такого набора знаков — этот алфавит, мало отличающийся



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.9.9 (0.016 с.)