Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трёхчастные рунические заклинанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Определить назначение заклинания, созданного древним эрилем, чрезвычайно сложно — мы видели это на многих приведённых примерах. Ещё сложнее определить самый принцип построения какого-либо конкретного класса древних заклинаний, если не сохранились хотя бы косвенные свидетельства и указания. В полной мере это относится и к трёхчастным руническим сакральным словам, лишь немногие из которых получили к настоящему времени правдоподобную интерпретацию. Ряд неудач в их интерпретации в первую очередь, на мой взгляд, можно объяснить отсутствием систематического подхода: ни один из исследователей не пытался анализировать трёхрунные сакральные слова как класс, относясь к каждому из них как к самостоятельному и не имеющему аналогов заклинанию. Между тем именно рассмотрение всей совокупности трёхрунных заклинаний позволило автору установить некоторые закономерности в их структуре и предположительно (!) реконструировать общую концепцию их построения[129]. Не вдаваясь здесь в подробности анализа, приведём лишь конечный его результат. Реконструированная структура трёхчастного рунического заклинания выглядит следующим образом:
Далее мы рассмотрим ряд древних трёхчастных заклинательных формул, но прежде проиллюстрируем принцип их построения на самом, вероятно, показательном примере — на примере рабочей комбинации рун камня Сигимара, На одной стороне камня этот эриль вырезал текст, довольно стандартного содержания (часть его, к сожалению, стёрта):
Я, Сигимар, ………… воздвигнул я камень.
На другой стороне вырезана комбинация, состоящая из двух троек рун Кено и четырёх рун Иса. Помня о том, что руны, применённые как магические знаки, нередко удваивались, утраивались и даже учетверялись, мы увидим в рабочей рунической комбинации камня Сигимара всё то же трёхчастное заклинание: kik. С определённой долей вероятности мне удалось восстановить назначение камня. Говоря современным языком, это камень для медитаций или магических операций. По принципу действия рабочая комбинация рун этого камня занимает среднее положение между магией отдельных рун и магией их заклинательных комбинаций. Действие обеих рун здесь практически таково же, как если бы они были употреблены отдельно, и в то же время, именно взаимное их воздействие создаёт необходимый эффект. Руна Иса здесь создаёт необходимую базу, замораживая, «останавливая» мир для человека, ищущего у этого камня помощи, способствуя должному очищению и успокоению его ментала (и астрала, вероятно, тоже). Руна Кено, руна воплощения, а на более психологически тонком уровне — руна раскрытия, является здесь действующей. Она способствует достижению цели, поставленной перед собой человеком, пришедшим к камню. Если человек молится, руна помогает ему раскрыться вовне — к Богу, если медитирует — раскрыться внутрь, заглянуть в глубины собственного существа. Если же человек творит магию, руна Кено способствует воплощению в реальность его замыслов. Другой интересный пример — граффити на монете конца VIII — начала IX века из Тимерёвского клада. Вдоль края монеты острым орудием процарапаны три руны — gud. (Монеты с выполненными на них руническими надписями самого разного рода нередко использовались в качестве амулетов.) В качестве базы здесь выступает руна Уруз, руна мужской силы, нередко применявшаяся в качестве защитного знака. В качестве указателей направления действия — руна Гебо — «Дар» и руна Дагаз — «День», «Процветание». Таким образом, заклинание в целом призвано сохранять мужскую силу владельца монеты и приносить ему (основываясь на этой базе) успехи и процветание на любовной почве[130]. А вот трёхчастные рунические заклинания, вырезанные на трёх других приведённых на рис. 5.37 монетах подобного рода, интерпретации не поддаются — прежде всего вследствие невозможности уверенного их прочтения. Но несмотря на это, можно, вероятно, говорить о том, что заклинательные комбинации на них (по крайней мере, одна или две из трёх) также принадлежат классу трёхчастных сакральных слов.
Любопытна также руническая надпись на монете одного из шведских кладов: inth. Здесь мы сталкиваемся с несколько иной направленностью магии: если заклинания камня Сигимара и монеты из Тимерёвского клада ориентированы на добровольное принятие «пользователем» их воздействия, то в данном случае базой действия заклинания служит руна Науд — «Нужда», «Принуждение». В данном контексте руны Иса и Турисаз, стоящие по сторонам от базовой руны, имеют явно негативный характер. Очевидно, эта монета попала в клад не случайно, но в качестве проклятия «взломщику». Такая интерпретация заклинания хорошо согласуется с трактовкой И.Линдквиста, считающего, что заклинание «выражает пожелание, чтобы тот, кто нашёл клад, оказался в мире великанов»[131]. Обратимся, наконец, к самому распространённому руническому сакральному слову, принадлежащему, с одной стороны, к классу трёхрунных заклинаний, а с другой — к устойчивым комбинациям рун, магическое использование которых не ограничивалось ни временем, ни географией. Речь идёт о заклинательной комбинации Ансуз — Лагуз — Уруз (alu), известной со времён возникновения древнейшего Футарка до времён поздних викингов и от крайнего Северо-Запада Европы до земель Новгорода Великого. На этих страницах мы уже неоднократно обращались к этой сакральной магической формуле, рассматривая разные её аспекты; здесь мы попытаемся восстановить ещё один из них. Центральная руна заклинания — Лагуз — «Текучая Вода», «То, что ведёт». В контексте активной магии значение руны Лагуз может быть определено как «Движение под водительством Силы». С другой стороны, эта же руна, по мнению некоторых авторов, может быть применена и как средство «коллективной», так сказать, магии — для способствования заключению браков и поддержания дружбы. Аналогичный дуализм действия — магия, с одной стороны, и человеческие отношения, с другой, — присутствует и в трактовке двух остальных рун этого заклинания. Руны Ансуз — «Бог», «Бог Света» и Уруз — «Бык», «Энергия», «Мощь» также могут быть использованы для заключения и поддержания дружеских или семейных отношений. Таким образом, общее действие данного рунического заклинания очень условно можно передать фразой: «Да ведут боги этот союз дорогой Силы». В этом отношении весьма показательна арстадская надпись, содержащая два рунических сакральных слова — sar и alu, заключённых меж двумя именами собственными. Является ли эта надпись закреплением договора между двумя военными вождями или своеобразным памятником мужской дружбы? К сожалению, это неизвестно. Кстати, значение второго использованного здесь трёхчастного рунического заклинания — sar — может быть определено как весьма подобное значению заклинания alu.
По всей видимости, модернизированным (или попросту искажённым) вариантом всё того же заклинательного слова alu является и трёхчастная руническая комбинация на замечательном брактеате из Вэлбэк Хилл (Британия). Три руны (рис. 5.38) в перевёрнутом положении читаются справа налево: law. С одной стороны, мы вправе допустить, что мастер, выполнявший надпись, смешивал знаки, несущие звуки u и w, что не редкость в европейской археографии. С другой же стороны, такая замена (вкупе с перестановкой рун) вполне могла быть осмысленной, направленной на придание заклинанию, сохраняющему в целом исходное действие, несколько иного звучания. * * * В заключение необходимо сказать несколько слов о самом процессе работы эриля. Как и другие направления рунической магии, данное искусство опирается прежде всего на эгрегоры, сдвиги точки сборки, соответствующие отдельным рунам. Маг, применяющий отдельные руны, должен чётко осознавать сдвиг точки сборки, задаваемый используемой руной (грубо говоря, её «настроение»). Эриль же, создавая сакральное слово, осознаёт и совершает в себе комплексный сдвиг точки сборки, обеспечиваемый всей комбинацией рун. Таким образом, искусство эриля, вернее, его часть, связанная именно с созданием сакральных слов, требует и прекрасного знания рун, и чёткой связи с их эгрегорами, и отлаженной работы тренированной психики. Между тем и люди, не обладающие этими необходимыми качествами эриля, могут преуспеть во второй части его искусства — в применении готовых комбинаций рун, что, по всей вероятности, было широко распространено и в древности.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.69 (0.007 с.) |