Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ретроспективная и проспективная память↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Выделение э. Тульвингом фактора отношения ко времени как значимого для классификации видов памяти привело к появлению еще одной дихотомии в рамках эпизодической памяти ретроспективной и проспективной памяти. Ретроспективная память хранит сведения о прошлом, в то время как проспективная память это память о будущем. Проспективная память отвечает за удержание намерений. Л.Дж. Квавилашвили установила, что корреляция между успешностью решения задач на ретроспективную память и проспективную память практически отсутствует. Другими словами, один и тот же человек может легко вспоминать информацию, относящуюся к прошлому, и регулярно забывать о своих намерениях.
Люди значительно отличаются друг от друга по устройству семантической памяти? Эксперимент: Я. Моар просил испытуемых, часть из которых были жителями Кембриджа (Англия), часть жителями Глазго (Шотландия), начертить линии, отражающие соотношения между парами городов Лондон - Эдинбург, Эдинбург - Бирмингем, Бирмингем - Лондон и Лондон - Ньюкасл. Потом с помощью компьютера на основе полученных оценок были созданы «карты». Легко заметить, что испытуемые из Глазго непропорционально преувеличивали размеры своей родной Шотландии (карта в), в то время как жители Кембриджа воспринимали ее как маленький клочок суши, зажатый морем. И наоборот, Англия казалась кембриджцам огромной, а шотландцы мысленно «сжимали» ее настолько, что, кажется, там не смог бы уместится даже один Лондон! Каждому узлу сети соответствует определенное множество свойств, характеризующих понятия (субхранилища). Состав этих множеств определяется: 1) логическими отношениями между объектами; 2) степенью категориального членства объекта; 3) эмпирической значимостью того или иного свойства в приложении к данному объекту; 4) неявными, часто неосознаваемыми параметрами категоризации объектов мира.
Термин «автобиографическая память» был введен Дж. Робинсоном в 1976 r. для различения памяти о себе и памяти о мире. Автобиографическая память - это подсистема, оперирующая воспоминаниями о личностно-значимых событиях и состояниях. Ее функционирование сопровождается особым состоянием автоноэзиса и служит основой переживания себя как уникального, протяженного во времени, тождественного самому себе субъекта. Понятие автобиографической памяти объединяет крайне разнородные явления. Об автобиографической памяти говорят и в том случае, когда на нас «наплывают» яркие воспоминания о детстве, и тогда, когда мы рассказываем факты своей биографии, и тогда, когда, например, вспоминаем, какими были в разные периоды жизни. Исследования автобиографической памяти начались с описания феномена фотографических воспоминаний. Это детальные воспоминания обстоятельств, в которых человек впервые узнал о крайне эмоционально волнующем событии. Качество таких воспоминаний практически совпадает с воспринятыми образами. Показательно, что чувство достоверности, сопровождающее воспоминание, не зависит от того, насколько оно соответствует действительности. Другой специфической формой автобиографического воспоминания является воспоминание о важном событии. Решение о том, что то или иное событие оказалось важным для жизни, зачастую принимается не в момент фиксации, а ретроспективно, исходя из последствий события. Д. Пиллемер выделил три типа воспоминаний о важных событиях: 1) стартовые воспоминания; Роль «стартовых» воспоминаний часто берут на себя воспоминания, которые человек осознает как самые ранние. 2) воспоминания-якоря; важны для конструирования представления о себе как личности. 3) воспоминания-модели. важны для понимания внешнего мира (поведения других людей, правил социальной жизни, универсальных законов природы и т.д.). Переломное воспоминание - это особый тип воспоминаний, отличающихся критической важностью и вызывающих кардинальные изменения в личности человека. Наша автобиографическая память несет в себе не только яркие образы эпизоды прошлого, в ней содержатся и лишенная образности информация, которая тем не менее окрашена отнесенностью к нашему Я, например ответы на вопросы: «Как вас зовут?», «Можно ли назвать вас честным человеком?». Автобиографические факты и знания отличаются от семантической информации о человеке по источнику формирования. Автобиографические факты и знания являются результатом обобщения лично пережитых событий, в то время как «чисто» семантическое знание человек приобретает в личностно нейтральной ситуации. Функции автобиографической памяти можно разделить на три группы: 1) интерсубъективные связанные с жизнью человека как члена социума; 1. Достижение социальной солидарности или отторжения. Общие воспоминания позволяют человеку пережить единение с различными социальными общностями, начиная с семьи (семейные легенды и предания), поколения и кончая нацией, человечеством в целом. 2. Передача своего уникального опыта жизни. С помощью рассказа о своей жизни пожилые люди стараются обеспечить преемственность занятий (профессиональные династии), организовать «поле возможностей» для потомков. 3. Установление межличностных контактов. С помощью автобиографических эпизодов человек представляет себя. 4. Предсказание поведения других людей по аналогии с событиями своей жизни. 5. Эмпатийная функция. Данная функция заключается в постижении, проникновении, вчувствовании в эмоциональное состояние другого человека и трансляции своего эмоционального состояния другому (другим). 2) интрасубъективные связанные с саморегуляцией личности; 1. Саморегуляция. 2. Формирование Я-концепции. Я- концепция формируется не непосредственно в общении, в оценках других, а строится на автобиографических воспоминаниях об ограниченном круге этих оценок (значимом, запомнившемся) и своих реакциях на них. 3. Осознанное построение или выбор индивидуально приемлемых жизненных стратегий. Экзистенциальные необходимые личности для переживания и понимания своей уникальности. 1. Формирование идентичности. Механизмом формирования и поддержания идентичности служит анализ и ревизия зафиксированных в автобиографической памяти событий жизни. 2. Установление интервалов самоидентичности. Эта ФУНКЦИЯ определяет содержание процесса периодизации самой личностью этапов своего жизненного пути и рефлексию человеком ключевых моментов в собственном развитии, ведущих к качественному преобразованию личности как целостной структуры. 3. Самопознание посредством автобиографического анализа. Обращение к материалу автобиографической памяти переключает интерес человека с привычного изучения внешнего мира на ретроспективное исследование внутренних оснований собственной личности 4. Смыслообразование. Смысл, извлекаемый автобиографическим самопознанием из идеи уникальности себя, из раздумий о своей судьбе, способен, слившись с общезначимым внешним смыслом, породить новое образование: жизненный смысл. 5. Самоопределение. Человек может самоопределиться только на основании особой формы рефлексии опыта своей жизни. 6. Историческая и культурная самоотнесенность. Потребность вписывания себя в культуру и историческую эпоху формирует новые цели для обращения личности к своему прошлому, открывает в жизни скрытый до поры фактор времени. 7. Осознание уникальности своей жизни. 8. Финальная интеграцuя личности. Загадочным феноменом автобиографической памяти, к которому обратилась психология еще в начале своего становления и объяснение которого остается проблемой до сих пор, является феномен «вся жизнь промелькнула перед глазами».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.221 (0.009 с.) |