Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ретроспективная и проспективная память

Поиск

­Выделение э. Тульвингом фактора отношения ко времени как значимого для классификации видов памяти привело к появлению еще одной дихотомии в рамках эпизодической памяти ­ ретроспективной и проспективной памяти.

Ретроспективная память хранит сведения о прошлом, в то время как проспективная память ­ это память о будущем. Проспективная память отвечает за удержание намерений.

Л.Дж. Квавилашвили установила, что корреляция между успешностью решения задач на ретроспективную память и проспективную память практически отсутствует. Другими словами, один и тот же человек может легко вспоминать информацию, относящуюся к прошлому, и регулярно забывать о своих намерениях.

 

  1. Индивидуальные различия в организации семантической памяти. Эмпирическая «картография» Моара.

 

Люди значительно отличаются друг от друга по устройству семантической памяти?

Эксперимент: Я. Моар просил испытуемых, часть из которых были жителями Кембриджа (Англия), часть ­ жителями Глазго (Шотландия), начертить линии, отражающие соотношения между парами городов Лон­дон ­- Эдинбург, Эдинбург - ­ Бирмингем, Бирмингем -­ Лондон и Лондон ­- Ньюкасл. Потом с помощью компьютера на основе полученных оценок были созданы «карты». Легко заметить, что испытуемые из Глазго непропорционально преувеличивали размеры своей родной Шотландии (карта в), в то время как жители Кембриджа воспринимали ее как маленький клочок суши, зажатый морем. И наоборот, Англия казалась кембриджцам огромной, а шотландцы мысленно «сжимали» ее настолько, что, кажется, там не смог бы уместится даже один Лондон!

Каждому узлу сети соответствует определенное множество свойств, характеризующих понятия (субхранилища). Состав этих множеств определяется:

1) логическими отношениями между объектами;

2) степенью категориального членства объекта;

3) эмпирической значимостью того или иного свойства в приложении к данному объекту;

4) неявными, часто неосознаваемыми параметрами категоризации объектов мира.

 

  1. Эффект универсального «пика» автобиографических воспоминаний.

 

Термин «автобиографическая память» был введен Дж. Робинсоном в 1976 r. для различения памяти о себе и памяти о мире.

Автобиографическая память - ­ это подсистема, оперирующая воспоминаниями о личностно-значимых событиях и состояниях. Ее функционирование сопровождается особым состоянием автоноэзиса и служит основой переживания себя как уникального, протяженного во времени, тождественного самому себе субъекта.

Понятие автобиографической памяти объединяет крайне разнородные явления. Об автобиографической памяти говорят и в том случае, когда на нас «наплывают» яркие воспоминания о детстве, и тогда, когда мы рассказываем факты своей биографии, и тогда, когда, например, вспоминаем, какими были в разные периоды жизни.

Исследования автобиографической памяти начались с описания феномена фотографических воспоминаний. Это детальные воспоминания обстоятельств, в которых человек впервые узнал о крайне эмоционально волнующем событии. Качество таких воспоминаний практически совпадает с воспринятыми образами. Показательно, что чувство достоверности, сопровождающее воспоминание, не зависит от того, насколько оно соответствует действительности.

­Другой специфической формой автобиографического воспоминания является воспоминание о важном событии. Решение о том, что то или иное событие оказалось важным для жизни, зачастую принимается не в момент фиксации, а ретроспективно, исходя из последствий события.

Д. Пиллемер выделил три типа воспоминаний о важных событиях:

1) стартовые воспоминания; Роль «стартовых» воспоминаний часто берут на себя воспоминания, которые человек осознает как самые ранние.

2) воспоминания-якоря; важны для конструирования представления о себе как личности.

3) воспоминания-модели. важны для понимания внешнего мира (поведения других людей, правил социальной жизни, универсальных законов природы и т.д.).

Переломное воспоминание ­- это особый тип воспоминаний, отличающихся критической важностью и вызывающих кардинальные изменения в личности человека.

Наша автобиографическая память несет в себе не только яркие образы ­ эпизоды прошлого, в ней содержатся и лишенная образности информация, которая тем не менее окрашена отнесенностью к нашему Я, например ответы на вопросы: «Как вас зовут?», «Можно ли назвать вас честным человеком?». Автобиографические факты и знания отличаются от семантической информации о человеке по источнику формирования. Автобиографические факты и знания являются результатом обобщения лично пережитых событий, в то время как «чисто» семантическое знание человек приобретает в личностно нейтральной ситуации.

Функции автобиографической памяти можно разделить на три группы:

1) интерсубъективные ­ связанные с жизнью человека как члена социума;

1. Достижение социальной солидарности или отторжения.

Общие воспоминания позволяют человеку пережить единение с различными социальными общностями, начиная с семьи (семейные легенды и предания), поколения и кончая нацией, человечеством в целом.

2. Передача своего уникального опыта жизни.

С помощью рассказа о своей жизни пожилые люди стараются обеспечить преемственность занятий (профессиональные династии), организовать «поле возможностей» для потомков.

3. Установление межличностных контактов. С помощью автобиографических эпизодов человек представляет себя.

4. Предсказание поведения других людей по аналогии с событиями своей жизни.

5. Эмпатийная функция.

Данная функция заключается в постижении, проникновении, вчувствовании в эмоциональное состояние другого человека и трансляции своего эмоционального состояния другому (другим).

2) интрасубъективные ­ связанные с саморегуляцией личности;

1. Саморегуляция.

2. Формирование Я-концепции.

Я- концепция формируется не непосредственно в общении, в оценках других, а строится на автобиографических воспоминаниях об ограниченном круге этих оценок (значимом, запомнившемся) и своих реакциях на них.

3. Осознанное построение или выбор индивидуально приемлемых жизненных стратегий.

Экзистенциальные необходимые личности для переживания и понимания своей уникальности.

1. Формирование идентичности.

Механизмом формирования и поддержания идентичности служит анализ и ревизия зафиксированных в автобиографической памяти событий жизни.

2. Установление интервалов самоидентичности.

Эта ФУНКЦИЯ определяет содержание процесса периодизации самой личностью этапов своего жизненного пути и рефлексию человеком ключевых моментов в собственном развитии, ведущих к качественному преобразованию личности как целостной структуры.

3. Самопознание посредством автобиографического анализа.

Обращение к материалу автобиографической памяти переключает интерес человека с привычного изучения внешнего мира на ретроспективное исследование внутренних оснований собственной личности

4. Смыслообразование. Смысл, извлекаемый автобиографическим самопознанием из идеи уникальности себя, из раздумий о своей судьбе, способен, слившись с общезначимым внешним смыслом, породить новое образование: жизненный смысл.

5. Самоопределение.

Человек может самоопределиться только на основании особой формы рефлексии опыта своей жизни.

6. Историческая и культурная самоотнесенность.

Потребность вписывания себя в культуру и историческую эпоху формирует новые цели для обращения личности к своему прошлому, открывает в жизни скрытый до поры фактор времени.

7. Осознание уникальности своей жизни.

8. Финальная интеграцuя личности.

Загадочным феноменом автобиографической памяти, к которому обратилась психология еще в начале своего становления и объяснение которого остается проблемой до сих пор, является феномен «вся жизнь промелькнула перед глазами».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.221 (0.009 с.)