Концепция волевого внимания Н. Н. Ланге. Внимание как реакция. Рефлективное, инстинктивное и волевое внимание. Первичные эффект волевого внимания. Роль памяти в ошибках волевого внимания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция волевого внимания Н. Н. Ланге. Внимание как реакция. Рефлективное, инстинктивное и волевое внимание. Первичные эффект волевого внимания. Роль памяти в ошибках волевого внимания.



Связь внимания и движения становится еще более явной в работах Н. Н. Ланге, который представлял ее как причинно-следственную. Движения здесь не просто включены в акт внимания, но обусловливают

его, делают внимание возможным. Теория Н.Н.Ланге — уже собственно моторная, или эффек-

торная [47]. Внимание в ней — не особое состояние сознания, обеспечиваемое двигательным приспособлением организма, но ≪целесообразная реакция организма, моментально улучшающая

условия восприятия≫3 [44, 140]. Эта реакция организма может быть как биологически целесообразной, эволюционно полезной, так и сообразной собственным целям познающего субъекта — произвольной.

3 ≪Восприятие≫ для Н.Н.Ланге, который пишет на языке психологии XIX в., — познание в целом: это и собственно восприятие как процесс построения перцептивного образа, и представление некоторого объекта, и даже мышление. В любом акте внимания можно выделить три компонента:

1) некоторое восприятие (ощущение, представление, мысль);

2) двигательную реакцию, которая позволяет ≪воспринимать≫

его лучше, ярче, отчетливее;

3) улучшенное восприятие, в котором сказываются известные нам из раздела 1.3.1 эффекты внимания: усиливающий, фиксирующий и аналитический. По типу реакции, ≪улучшающей условия восприятия≫, Н. Н. Ланге предложил различать три вида внимания, в каждом из которых

движение соответствующег* типа играет ключевую роль.

1. Рефлективное внимание представляет собой автоматическую настройку органов чувств в ответ на появление какого-либо значимого стимула. Это разнообразные мышечные реакции организма: аккомодация хрусталика, позволяющая приспособить глаз к лучшему видению объекта, рефлекторный поворот головы в сторону источника звука и т. п.

2. Инстинктивное внимание связано с определенной эмоцией, или ≪инстинктивным влечением≫, которое встраивается междуощущением и движением. Подобные эмоции вызываются видо-специфичным классом объектов и обычно влекут за собой рядцелесообразных движений. Однако об их цели познающий субъектне задумывается: эти движения наследуются им как представителемвида.Инстинктивное внимание основано на эмоциях любопытства или удивления при появлении чего-то нового и незнакомого. Этиэмоции характерны уже для животных, и чем более высоко развитоживотное, тем более оно любопытно. Появление нового инеобычного объекта вызывает инстинктивное влечение лучше изучитьего, сделать более привычным и понятным. Такое влечение,по мнению Н.Н.Ланге, обладает двумя классами средств.

I. Средства улучшения внешнего восприятия — выразительные движения. Эти движения связаны уже не только с настройкой органачувств, соответствующего воздействию, что характерно для рефлекторного

внимания, но и с подстройкой всего тела, которая позволяет лучше воспринять объект внимания. Это и приближение к объекту внимания, и вытягивание к нему головы, и задержка дыхания, и многие другие движения. II. Внутренние (психические) средства, способствующие тому, что странный и необычный объект будет признан знакомым, а следовательно, понятным. Понимание воспринятого объекта также может удовлетворить любопытство и достигается отысканием в прошлом опыте сходных с ним или объясняющих его представлений. Допустим, говорит Н.Н.Ланге, в углу комнаты раздается шорох. Этот шорох вызывает у нас удивление и запускает ≪психический механизм догадки≫, который вскоре приводит и к правдоподобной разгадке: ≪Мыши!≫ Что стоит за разгадкой? Всего лишь ускоренный перебор предположений о том, что или кто именно может так шуршать. В современной психологии такие предположения или догадки называются ≪перцептивными гипотезами≫1. Если предположение не соответствует воспринимаемому объекту или событию, удивление не проходит, и перебор продолжается, ≪пока

разгадка не будет найдена≫.

3. Волевое внимание предполагает, что цель познавательного акта, который предстоит осуществить, заранее известна познающему субъекту, но достижение ее не обеспечено врожденными видотипическими реакциями. Если цель ясна, то должен существовать и предварительный образ того объекта, который необходимо обследовать или помыслить, — ≪предварительное знание≫ о нем, как говорил Н.Н.Ланге, или ≪преперцепция≫ в терминологии У.Джемса. Исходно этот образ бледен и схематичен (Н.Н.Ланге называл его ≪значковым≫), поэтому нет никакого противоречия в том, что цель познавательного акта дана заранее. Смысл этого акта в том, чтобы придать исходному представлению большую степень яркости и интенсивности. Но усилить интенсивность образа можно только за счет движений, единственно доступных волевому управлению. Следовательно, акт волевого внимания тоже оказывается сугубо двигательным. Более того, чувство усилия, всегда сопровождающее акт волевого внимания, тоже обусловлено именно двигательными компонентами этого акта. Но если движение играет центральную роль в акте волевого внимания, каков механизм его действия? Согласно Н.Н.Ланге, практически любой ≪комплекс представлений≫ содержит в себе моторный компонент, определенные двигательные звенья, например: воспоминания о движениях, связанных с рассматриванием соответствующего предмета, его ощупыванием, манипулированием с ним и т.д. Иными словами, любое наше воспоминание — ≪сенсомоторное образование≫, в котором ясность сенсорных (чувственных) компонентов может быть увеличена за счет подключения моторных (двигательных) составляющих. Новейшие данные нейрофизиологии указывают на то, что Н.Н.Ланге был во многом прав в своих предположениях. Например, установлено, что информация, поступающая в кору головного мозга из самых разных сенсорных модальностей, представлена в виде карт, которые, в свою очередь, связаны с моторными системами, управляющими движениями глаз и головы в сторону объекта внимания2. Термин ≪перцептивная гипотеза≫ был введен И.Кречевским (1909—1977)

Рис. 2.12. Схема волевого внимания, по Н.Н.Ланге [44]. Усиление чувственного воспоминания (S) происходит по петле обратной связи от мышц (Р), управляемых моторнымцентром (М), который активируется чувственным представлением. Сигнал обратной связи передают сенсорные центры (С). Вторая петля обратной связи проходит через подкорковый центр — таламус (Т) Сама схема включения этих компонентов в акт внимания (рис. 2.12) подобна рефлекторному кольцу Н. А. Берн- штейна1 [5]: она тоже основана на идее

обратной связи, только появляется в психологии значительно раньше. Когда человек вызывает в сознание представление о предмете, по ассоциативным путям в коре головного мозга возбуждается

соответствующий этому представлению моторный центр. Он приводит в сокращение мышцы, и обратная связь от мышц, вновь представленная в сенсорной форме, усиливает сначала моторное представление о предмете, а потом и ≪значковое≫ сенсорное представление. Это не единственная петля обратной связи: вторая, по предположению Н.Н.Ланге, должна проходить через подкорковое ядро головного мозга —таламус2 и низкоуровневый рефлекторный центр. Если же оказывается, что воспоминание не содержит двигательного компонента, то единственный путь, по которому оно может быть усилено, — через ассоциативную связь

с таким сенсорным воспоминанием, которое содержит ≪элемент, воспринимаемый нами через движение≫ [46, 191]. Волевое внимание принципиально отличается от инстинктивного тем, что в акте инстинктивного внимания мы движемся от ощущения к его интерпретации, а в акте волевого внимания — строго наоборот: от предварительного знания о предмете к его более ясному и отчетливому ≪восприятию≫. Кавычки здесь не случайны, поскольку восприятие это иллюзорно: ≪В нем мы благодаря присущим нам ярким образам воспоминания усматриваем то, чего без этих образов не усмотрели бы≫, и при этом ≪не отличаем объективного впечатления от субъективно привносимой интерпретации≫. Однако в случае волевого внимания, в отличие от обычных иллюзий восприятия, человек сознает, что эта яркость впечатления ≪есть наше дело, зависит от нашей воли, что и делает внимание волевым и сопровождающимся чувством усилия≫.

Триединство внимания, воли и движения отразилось в работах и других современников Н.Н. Ланге.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.008 с.)