Внимание как мобилизация организма. Моторная теория внимания Т. Рибо. Антагонизм между вниманием и нормальным психическим состоянием. Понятие моноидеизма. Двигательный компонент внимания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внимание как мобилизация организма. Моторная теория внимания Т. Рибо. Антагонизм между вниманием и нормальным психическим состоянием. Понятие моноидеизма. Двигательный компонент внимания.



Роль движений в акте внимания: Т. Рибо. тличительная особенность моторныхеорий внимания в том, что они обязательноредполагают в любом акте вниманиявигательный компонент, в простейшемлучае — определенные приспособительные вижения организма. Конечно, на это указывалще У.Джемс, который рассматривалриспособление органов чувств в качестведного из трех компонентов акта внимания.моторных теориях принципиальноо, что двигательный 'компонент не простоопровождает акт внимания: основная рольвижений, согласно Т. Рибо, состоит в ≪поддержанииусилении данного состояния сознания≫. Таким образом, вниманиеиз состояния сознания, каким оно представлялось в классическойпсихологии сознания, превращается в состояние целостногоорганизма. Очень точно выразил эту мысль пристальный читательТ. Рибо французский философ Анри Бергсон (1859—1941): ≪Внимание не есть чисто физиологическое явление, но нельзя отрицать,что его сопровождают физиологические движения. Эти движенияне представляют собой ни причины, ни результата явления;они составляют часть его, выражают его протяженность впространстве...≫.Однако Т. Рибо все еще продолжал определять внимание через

процессы, происходящие в сознании. Внимание для него — преждевсего умственный моноидеизм — господство в сознании какого-определенного представления или мысли. Обычно в сознании одновременно

представлено множество мыслей и впечатлений. Это состояние сознания можно назвать ≪полиидеизмом≫. Но внимание на время избирает только одно из присутствующих впечатлений. Конечно, такое господство отдельного состояния сознания всегда относительно: остальные представления не исчезают полностью, многие из них так или иначе группируются вокруг центрального и способствуют его усилению. Итак, внимание — относительный ≪умственный моноидеизм, сопровождаемый непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума≫. Речь здесь идет прежде всего о телесном, двигательном приспособлении, которое и позволяет отвлекаться от необходимого представления. Допуская участие движений в акте внимания, Т.Рибо критиковал тех, кто рассматривает внимание как ≪чисто духовный акт≫: оно ≪связано со вполне определенными физическими условиями и, действуя только через них, от них же и зависит≫. Приспособление организма включает три класса компонентов:

1) сосудодвигательные: приток крови к мозговому центру, где

представлен объект внимания, изменение сердцебиения и т.д.;

2) дыхательные;

3) собственно двигательные: поза, мимика, пантомимика и т. п.

Т. Рибо предполагает, что за процессами внимания, прежде всего произвольного, стоит механизм задержки. Физиологический процесс, соответствующий объекту внимания (представлению, господствующему на данный момент в сознании), задерживает или подавляет физиологические процессы, соответствующие другим представлениям и движениям. Однако человек может сдерживать только движения: в нашей воле не болтать ногами, но не в нашей воле изгнать из сознания образ большой желтой обезьяны, о которой нам строго-настрого запретили думать. Значит, задерживая движения, контролируя состояние собственных мышц, человек сможет управлять и вниманием. Если же он устает, то уже не может сдерживать движения, которые способствуют отвлечению внимания. Представим себе утомленную скучным докладом аудиторию. Постепенно все большее количество людей начинает вертеться по сторонам, что-то крутить в руках, рисовать в блокнотах замысловатые узоры, и все меньшее их число сосредоточенно слушает докладчика, согласно Т. Рибо, именно потому, что выходит из строя механизм задержки движений. Внимание в его высших формах — явление сугубо ≪социологическое≫, иначе говоря, общественное1. Высшие формы внимания —Т. Рибо называл их вниманием искусственным — возникают только в обществе, в результате воспитания, на базе внимания естественного, или непроизвольного. Воспитание осуществляется не

только людьми, но и ≪вещами≫ — предметами материальной культуры, содержащими в себе историю человечества. Т. Рибо выделяет две большие ступени в развитии внимания, причем как в онтогенезе, так и в филогенезе, в развитии человека как вида. Эти ступени — ≪естественное≫ и ≪искусственное≫ внимание

— различаются по трем характеристикам. 1. Аффект или мотив, который лежит в их основе. Эту характеристику внимания можно счесть первичной, базовой: ≪внимание без предшествовавшего ему аффективного состояния было бы следствием без причины≫ [63, 8].

2. Круг объектов, привлекающих внимание. Объекты внимания непременно должны представлять для субъекта познавательный интерес. В этом смысле зубная боль как особого рода ≪состояние умственного моноидеизма≫, не имеющее, однако, конкретного объекта, не будет относиться к явлениям внимания.

3. Движения, сопровождающие и обеспечивающие акт внимания (теория Т. Рибо относится к моторным теориям внимания —

Рассмотрим этапы развития внимания, опираясь на эту трехмастную

схему.

I. Естественное, или непроизвольное, внимание — ≪дар природы≫, которым наделены и животные, и люди с момента рождения.Обслуживает оно природные процессы, прежде всего — самосохранение(питание, размножение и т.п.) и самозащиту, а следовательно,движимо естественными потребностями и стремлениями.Поэтому естественное внимание закономерно связано с переживанием

таких ≪аффектов≫, как удивление, симпатия и страх: мы непроизвольно обращаем внимание на что-то неожиданное, привлекательное или, напротив, опасное. Круг объектов, привлекающих внимание, видоспецифичен. Например, внимание жирафа едва ли привлечет красивая антилопа: ситуация, воспетая В.Высоцким, поучительна, но биологически невозможна. Объекты внимания привлекательны в силу

естественной связи с аффектом. При этом они как бы подбрасываются обстоятельствами, появляясь перед нами случайно, — и нам не остается ничего, кроме как обратить на них внимание. Несмотря на то что акт непроизвольного внимания невозможно представить без сопровождающих его движений, роль движений в поддержании внимания невелика, поскольку его объекты и без того интересны и значимы для субъекта.

И. Искусственное, или произвольное, внимание — уже не дар природы, но ≪продукт цивилизации≫, результат воспитания. Именно в процессе воспитания оно ≪прививается≫ к вниманию естественному,

которым воспитуемый наделен исходно, подобно тому, как садовая культура прививается к дичку. В развитии искусственного внимания Т.Рибо выделял т р и с т а д и и. Первая доступна и животным, если для них найдется воспитатель (дрессировщик, поэтому и стадия носит соответствующее название). Последней же достигает даже не каждый представитель рода человеческого. На этапе ≪искусственного≫ внимания его потенциальные объекты уже не интересны сами по себе, но в большей или меньшей степени ≪сопротивляются≫ тому, чтобы внимание было на них обращено. Значит, необходимо создание искусственной связи объекта с каким-либо естественным ≪аффектом≫ — изначально присущим субъекту мотивом или интересом. Аффекты переключаются, перенаправляются на биологически нейтральные,

но социально необходимые или значимые в ходе воспитания. Однако помимо перенаправления внимания на исходно неинтересный объект, необходимо добиться его удержания на этом объекте. Т. Рибо

считал, что удерживать внимание помогают движения. Более того, только ими и можно управлять извне,

организуя поведение воспитуемого. Отсюда, из участия в акте внимания явных или скрытых движений, возникает и переживание усилия при произвольном внимании.

• На стадии дрессуры естественные мотивы отклоняются от их прямой цели на ≪искусственные≫ объекты с

опорой на простейшие чувства — такие, как эгоизм, страх или симпатия. Воспитатель использует систему поощрений и наказаний, прибегая к ≪кнуту и прянику≫. Именно так можно заставить животное быть внимательным к неприметным сигналам дрессировщика, а нерадивого ученика — к словам учителя. В дореволюционных русских гимназиях для этого использовалась линейка, а в английских частных школах — трость педагога. Яркая иллюстрация данного способа воспитания внимания представлена на рис. 3.2.

• На стадии подражания и самовоспитания в основу воспитания внимания закладываются уже не простейшие, а так называемые ≪вторичные≫ чувства, которые возникают только в человеческом обществе, надстраиваясь над эмоциями, присущими и человеку, и животному. Среди этих чувств — самолюбие, соревнование, чувство долга, честолюбие, а то и практические интересы. В качестве особого примера Т. Рибо обсуждает поведение весьма рассеянного семилетнего мальчика, который старательно переписывает страницу из учебника немецкого языка, только чтобы сделать приятное маме. Легко вообразить человека, который будет крайне внимателен к своей скучной работе, поскольку мечтает продвинуться по службе. Подобный тип мелкого чиновника неоднократно встречается в русской классической прозе XIX в., особенно в повестях Н. В. Гоголя. Увы, многие навсегда остаются на этой стадии развития внимания.

• На стадии организованного, или привычного1, внимания оно вызывается и поддерживается ≪привычкой≫ — сложившимся стойким влечением к определенному роду занятий, или ≪любовью к труду≫, который до тех пор казался непривлекательным. Внимательность становится как бы второй натурой человека, а значит,

особых усилий для ее поддержания уже не нужно. Поэтому и субъективное переживание усилия на этой стадии развития внимания может отсутствовать. Но как такие ≪искусственные≫ формы внимания возникают в истории человечества? Внимание оказывается одним из факторов борьбы за выживание при усложнении условий жизни Homo Sapiens, который начинает выходить из первобытного состояния. Еды недостает, климат ухудшается, лагерь осаждают вражеские племена— вокруг множество опасностей, и человек встает перед выбором: либо заняться непривлекательным, но необходимым трудом (строить укрепления и жилища, поддерживать огонь, выращивать зерновые культуры, пасти скот), либо погибнуть. Вместе с этой способностью заниматься неинтересной работой возникает и произвольное внимание. Потому-то Т. Рибо — в

шутку, должно быть, — предполагал, что оно ≪появилось на свет через посредство женщин≫, которым такой скучной работой — шитьем, готовкой и прочими хлопотами по хозяйству —доводилось заниматься несравненно чаще: ≪Опасаясь побоев, они работают, пока мужья спят≫ [64, 36]. Таким образом, произвольное внимание, с одной стороны, — продукт цивилизации, а с другой — ее условие, иначе говоря, и следствие и причина одновременно. Именно поэтому воспитание внимания представляется Т. Рибо

столь важной задачей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.46.132 (0.011 с.)