Значение древних цивилизаций в истории мировых цивилизаций.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение древних цивилизаций в истории мировых цивилизаций.



Значение древних цивилизаций в истории мировых цивилизаций.

Первые цивилизации зародились в странах Древнего Востока. И именно это можно считать началом нового этапа всемирной истории (того, что нам известен благодаря археологическим и лингвистическим исследованиям): т.е. существование, совершенствование и процветание человеческого общества и его культуры.

Прежде всего мы должны понять, что считать цивилизацией и каковы ее признаки.

Само слово цивилизация имеет очень много определений. Поэтому, для точности понятия мы сразу охарактеризуем его рядом признаков: Цивилизация - это социокультурное единство людей, в котором:

1) создается производящее хозяйства, рационально организованная экономика, приносящая значительную прибыль – урожай (вместо присваивающего и, следовательно, бесприбыльного первобытного хозяйства)

2) создается институт частной собственности и владения имуществом, включая и землю, а, следовательно, появляется возможность концентрации богатств в руках одних и потери его другими. Это приводит к социальному расслоению прежде единой первобытной общины, появлению групп богатых и бедных;

3) появляется особый орган, регулирующий социальные отношения и конфликты, а именно, институт государства и права, в то время как в первобытных общинах отношения регулировались или по обычаям далеких предков, или произвольными решениями племенных старейшин;

4) появляются города как хозяйственный, административный, военный и культурно-религиозный центр области или региона, как место концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов региона, ума, энергии и предприимчивости его жителей. Город становится мощным организатором прогресса общества;

5) появляется возможность монументального строительства, создание поражающих воображение сооружений: пирамид и храмов Египта, месопотамских зиккуратов, царских дворцов. Эти постройки стали яркой демонстрацией огромных возможностей рождающейся цивилизации, маневрирования ее запасами и трудовыми ресурсами;

6) создается письменность, т. е. система графических знаков и символов, способных фиксировать и передавать потомству человеческую речь с содержащейся в ней информацией, накопленным в разных сферах жизни опытом. Изобретение письменности — это свидетельство рождения нового менталитета, гигантский скачок в области материальных и интеллектуальных возможностей цивилизации.

В условиях формировании цивилизации человек перестает быть беззащитным перед лицом природы; наступает конец родо-племенным отношениям; человек не выживает, а созидает; отсутствует примитивное мышление, на замену ему приходит абстрактное, развитое.

Именно в Древнем Востоке берут свои исторические корни великие монотеистические религии.

Место рождения первых цивилизаций: долина Нила (Др. Египет), Евфрата и Тигра (Месопотамия), которые впоследствии распространились по всей географической зоне Древнего Востока до Китая. Их зарождение можно отнести к 3 тыс. до н.э. Историческое существование древневосточной цивилизации – 4 тыс. лет (с сер. 4 тыс. до н.э. до сер. 1 тыс. н.э.). В середине 1 тыс. н.э. древневосточная цивилизация вступила в полосу кризиса, который привел к коренной трансформации и созданию нового типа цивилизации – Средневековая Восточная Цивилизация.

 

Языковые семьи и их миграции в Древней Передней Азии 3-1 тыс. до н.э.

Этнический состав древневосточных стран состоял из разных рас, культурно-языковых общностей, народностей. Представители европеоидной (Сын Ноя – Иафет) группы населяли главным образом области Ближнего и Среднего Востока, монголоидной (Сын Ноя – Сим) – Дальний Восток (судя по тому, что я разобрала – и Малая Азия, семиты), а негро-австралоидной (сын Ноя – Хам) – Южную Индию, Мероэ (Восточная сторона Нила) и части Малой Азии.[1]

Культурно-языковые общности:

© Афразийская (термин предложен лингвистом Гринбергом в 1970е) (семито-хамитская)[2]:

Семито-хамитская : Название введено в 18в. немецким ученым Августом Шлёцером.

Терр-и: Ближний и Средний Восток, Северная Африка, Аравийский полу-ов, Благодатный полумесяц (дельта Нила + Тигр и Евврат). Этносы: 1. Аккадцы (семиты) – 24 в., спустились с севера на юг, захватили шумер. 2. Амориты/Амореи (хамиты. Хам – Ханаан – Аморрей) племена Амурру (г. Угарит) – р. Иордан – Вавилон. (г. Мари – их книжество в 19в.) Вавилон – столица их царства (Древнее Вавилонское царство – 19-16 вв) 6й царь – Хамурапи 3. Арамеи (семиты) – 14в. – кочевые племена расселяются в Сирийской пустыне, проникая оттуда на средний Евфрат, прошли с боями все Восточное Средиземноморье (безрезультатно). В конце 12в. объединяются с ® 4. Халдеи (семиты) – обитают в обл. устьев рек Тигр и Евфрат, на сев.-зап. Берегу Персидского залива(южная часть Вавилонии). К концу 9 – нач. 8 в.- попытка создать гос-во, завоевание Вавилона в 721 г. (12 лет правления царя Мардук-апла-иддина), но были завоеваны ® 5. Ассирийцы (семиты, сын Сима – Ассур) – Северо-Восточная Месопотамия, холмистая степь переходящая в гористые области. Формирование в г. Ашшур, в 11-10 вв. удары арамейских кочевников.6. Ханаанеи (хамиты, Хам – Ханаан, в пер. = купец) – племена на терр-и Финикии (Восточное Средиземноморье). Порты – Тир, Сидон. Основатели буд. Карфагена в 814 г. До н.э.

© Индоевропейская.Подразделяется на 2:

1. Анатолийская/Хетто-Лувийская: 1. Хетты – 17в. сливаются с племенами хатти, терр-я Малой Азии между Черным и Средиземным морем) 2. Лувийцы – юго-зап. Побережье Мал. Азии – Арцава) их потомки: Лидийцы, Ликийцы…

2. Индо-Иранская: 1. Мидийцы – от гор Заграс до юж. Побережья Черного моря 670-550гг)

2. Персы(империя Ахеменидов) – от Греции до Индии. 3. Кочевые иранцы – киммерийцы, скифы, массагеты, дахи –парфяне и др. 5. Фрако-фригийцы – Малая Азия – фригийцы, армяне.

© Кавказская. – Армянское нагорье, зап. Ирана.:

1. Хатты – запад, г. Хаттуса, потом были завоеваны хеттами. 2. Хурриты – терр-я сев. Месопотамии, левый приток Тигра) 3. Урарту – Армянское нагорье. Союз племен, сущ. С 13 в., как гос-во с 8в. Прекратили свое сущ-е в 6 в. 4. Кутии – горы Загрос, спустились с нихв 22в. и век паразитировали на терр-и Шумера.

© Дравидская – древнейший Иран, сев.-заад Индии. Впоследствии заняли юг Индии (Индийский субконтинет, полуостров). 1. Эламиты. 2. Возможно, луллубеи и касситы – каспии.

© Сино-Тибетская/Австронезийская/Австроазиатская – Восточная и Юго-Восточная Азия. Китай.

 

 

* Шумеры– не относятся к какой-либо языковой семье. Либо всегда населяли терр-ии между Тигром и Евфратом, либопришли с севера Месопотамии.

 

Кутии 22-21 вв.

Народ.Кутии – племена из Загроса. Не хотели учиться. Относятся к кавказской языковой семье.

Захват государства.Из-за ослабления наследников Нарам-Суэна, им удается захватить власть. 25 лет они разрушали опустошали страну, а в 2175г империя Саргонидов рушится. 70 лет кути удерживали политическое господство над Месопотамией, но это было слишком сложное и культурное общество.

Власть и экономика.У власти была элита, особенно свободно себя вели наместники южных городов. С населения взималась тяжелая дань и многочисленные налоги.

3. Амореи 21-20 вв (вторая волна семитов)

Народ.Амореи(сутии) – кочующие племена скотоводов.

Завоевание государства.Они начали давить на месопотамские города, обошли границы северо-западе, вторглись с севера. Этим воспользовались эламиты, вторглись с эго востока. Образовались независимые княжества с центрами в городах Исин, Ларса, Мари, Эшнунна, Баб-Или(Вавилон). Наступило смутное время, мелкие княжества вели междоусобную войну борьбу:

- На юге – эламиты (г.Ларса)

- На севере – хуриты и племена восточносемитской семьи.

- Амореи в г. Исин

- Усилие г. Мари, Эшнунна, Ашшур

Объединение государства.В Вавилоне утвердилась аморейская династия, основанная Сумуабумом в 1895 г (правил в 1894-1881гг). 6-м царем этой династии был Хаммурапи, объединивший Месопотамию.

4. Касситы 16-12вв. + Митанни и хетты(в 1595г. разгромили Вавилон)

Народ.Касситы – многочисленный племенной союз из Загроса. Переживали распад родовых отношений, формировалось раннеклассовое об-во. Возможно, драведская языковая семья.

Власть. Правящая элита объединилась с военной аристократией, касситские правители следовали традициям Хаммурапи. У них была сильная военная организация (колесницы). Касситы объединили страну, расширили ее границы. Они дружили с хеттами.

Экономика. Частная , аристократия получала много земли с сидевшими на ней общинниками как плата за службу. Землевладелец получал имущественную грамоту (текст на каменной плите кудурру).

Ослабление гос-ва. В 13-12 вв появилась опасность с трех сторон: из Сирийско-Месопотамской степи, Ассирии, Элама. Гос-во ослабло.

  1. Эламиты 12 в.

Народы драведской языковой семьи.

В 1150г эламиты свергли касситского царя и оккупировали всю Вавилонию. Началась политическая раздробленность. Элам во главе с царем Шутрук-Наххунте захватил на время всю страну. Навуходоносор 1 (1125-1164гг), царь Исина, в 1115г объединил силы разных городов и прогнал эламитов в битве при г. Дер.

6. Арамеи и халдеи 11-7 вв. (третья волна семитов)

Народ.Арамеи – кочевники особой западносемитской ветви из Сирийско-Месопотамской степи. Халдеи - южная ветвь западносемитской семьи и Северной Аравии. Они усугубили политическую раздробленность, которая началась после освобождения от Элама и смерти Навуходоносора.

7. Ассирийцы в 8 в. (тоже семиты, но в лекциях они только завоеватели)

Политической раздробленностью воспользовались ассирийцы. Было много восстаний вавилонян (особенно опасное – восстание Шамаш-шум-укина в 652-648гг). Ассирийский царь Ашшурбанапал стал царем Вавилона, от имени царя в Вавилоне наместник – халдей Набопаласар. После смерти царя, он становится царем Вавилона и основывает Нововавилонское царство. Ставит под власть Урук, Ниппур, Заключает союз с Эламом, лидийским царем Киаксаром, вместе с ним он захватывает Ашшур (столица Ассирия). В 609г. в битве у Харрана Ассирия пала, на ее месте Нововавилонское царство и Мидийское царство. После него правит его сын Навуходоносор 2. Но после него воасть теряет силу. В 539г. персидский царь Кир завоевывает Месопотамию.

 

Мировосприятие и религия.

В Древней Месопотамии, как и в Древнем Египте, важную роль в восприятии и объяснении окружающей действительности, а также в сохранении и трансляции культуры играли мифы. Шумерская мифология — одна из древнейших. Мифы о сотворении мира, о всемирном потопе были рождены шумерами. Мифология Междуречья отражает в основном представления народов, живших ирригационным земледелием, а также оседлых охотников и скотоводов (космогонические мифы).

Наиболее значительным явлением аккадо-вавилонской и вообще месопотамской мифологии была теогоническая поэма «Энума Элиш» — миф о создании мира, происхождении человека, его роли на земле.

Религия в древней Месопотамии не составляла стройной системы, а складывалась из отдельных местных культов: у каждого крупного города был свой покровитель, защищавший интересы его жителей. Наряду с этим всюду на территории Месопотамии почитались и общие космические божества. Поэтому можно говорить об определенной преемственности в развитии мифологии религии шумеров, аккадцев, вавилонян и ассирийцев, населявших в те времена Месопотамию. Первые гос. Боги появились в 3 тыс. до н.э. по мере того, как разные города: Киш, Урук, Лагаш, Ур и др. – выступали объединителями своего региона. Завоеватели, приходившие в Вавилонию, - аккадцы, амореи, касситы, арамеи, халдеи – заимствовали местный пантеон, пополняя его своими божествами. В конце 3-го тыс. до н. э. в связи с укреплением единого деспотического государства местные культы соединились в общий для всей страны пантеон.

Божества были связаны с самыми разными сторонами жизни. В стране, вся жизнь которой завислела от земледелия, особым почитанием пользовались божества – покровители плодородия, земледельческого труда, щедрого урожая. Верховными божествами считались бог неба Ану (отец богов), бог земли Энлиль (ветра, воздуха и одновременно определитель судьбы, создатель городов, изобретатель земледельческих орудий), воды — Энки(Эа – мировой океан, хранитель божеств. Мудрости, советник богов), войнами «заведовал» Нергал (повелитель подземного мира), Адад (буря, гром, молния), Нинурта (растительность, победоносная война), богиня любви и плодородия -Иштар (она же являлась покровительницей города Урука). Т.к. земледелие, время разливов рек было тесно связано с наблюдением за солнцем и луной, они стали объектами поклонения. Солнце стало олицетворением бога Шамаша (правосудие, справедливость), Син – луна, Иштар – планета Венера. Большое значение имел культ умирающих и воскресающих божеств растительности, скотоводства (Таммуз).

Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-государства. Шумеры верили, что городами-государствами владеют и правят сами боги. Поэтому крестьяне и рабы обрабатывали особые участки земли либо храмам, либо землевладельцам, которые выплачивали часть урожая в качестве ренты. Владеть землей имели право немногие. Рента, дары, приношения, а также урожаи, полученные с земель, принадлежали богам, использовались для нужд храмов и для помощи беднейшим горожанам. Помимо жрецов и жриц, при каждом храме имелся большой штат чиновников, писцов, ремесленников, поваров, уборщиков. Храмы имели огромное количество рабов, которые им доставались после раздела трофеев.

Почитание богов осуществлялось через произведение пышных церемоний, торжественных шествий, магических заклинаний и действий. Древние жители воспринимали своих богов не в кач-ве духовных сущностей, а как вполне материальных сущ-вах. Как вполне матер. сущ-во, бога кормили, приносили дары, строили для него дом – храм. Пантеон богов, как и человеч. общ-во имел иерархическое строение т.е. выделялись боги главные и подчиненные им второстепенные божества. Каждому богу в зависимости от его положения было положено опр. кол-во пищи, даров, объема услуг, размера храмового помещения. Сущность культовых действий была направлена на консолидацию правящей элиты, управляющей страной, в кот. главную роль играла жреческая корпорация, а не гос. бюрократия во главе с царем.

Заупокойный культ не получил в Двуречье такого значительного развития как в Египте, не сложилось и представлений о том, что душа умершего человека должна вернуться в изваянное подобие живого тела. Еще одной особенностью, отличавшей вавилонскую религ. систему от египетской, являлось слабое развитие идеологии обожествления царской власти. Попытки некоторых правителей 3 тыс. до н.э., в частности Нарам-Суэна, Шульги и др. обожествить свою личность не получили продолжения. Даже Хаммурапи не осмеливался этого сделать. (на столбе с законами, он изображен в кач-ве смиренного просителя перед грозным богом Шамашем.)

В период возвышения Вавилона (нач. 1 тысячелетия) верховным божеством был объявлен Мардук — покровитель этого города, царь богов, создатель существующего мира: неба и земли, растений и животных, самого человека, объединяя функции основных богов Вавилонии. Наряду с верховным божеством признавались 7 главных богов, которые послужили основой современной семидневной недели. Они составляли совет старейшин в пантеоне богов. Боги изображались как покровители царя, что способствовало оформлению идеологии обожествления сильной царской власти.

Духовную жизнь месопотамских городов-государств отличало то, что каждый город имел свое символическое изображение в виде животного, своего бога, планету, которая покровительствовала ему, день недели, особо почитаемый. Особое значение имела цифра семь. Существовала семерка наиболее важных городов, семерка планет, богов и семь дней в неделе.

Религия древних народов Месопотамии освещала существующий общественный порядок: правитель города-государства считался потомком богов, обожествлялась не только царская власть, но и культ умерших царей. Однако в отличие от Египта в Месопотамии культ умерших и идея обожествления царя не получили такого развития и размаха, как в Древнем Египте.

Знания.

Научные знания были вписаны в религиозное мировоззрение. Специализированные знания хранились в тайне замкнутыми жреческими кастами.

Шумерские жрецы систематически проводили наблюдения за природой. На основании этих наблюдений было установлено, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 минутам, 41 секунде.
Шумеры уже в 3 тыс. до н.э. установили, что утренняя и вечерняя звезда — это одна планета. На этом основании составлялись соответствующие прогнозы и предсказания в отношении хозяйственной деятельности и событий в общей жизни государства, а также правителей. К I тыс. до н.э. вавилоняне уже знали пять планет. Шумеры умели определять длину лунного месяца, время весеннего и осеннего равноденствия. На этой основе они создали систему знаков зодиака — 12 созвездий, основы их символов сохранились до настоящего времени. С VII в. до н.э. в Вавилоне существовала официальная должность придворного астронома. Его задачей была систематическая запись наиболее важных изменений и явлений на небе.

В Месопотамии была разработана астрология. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и других планет; повторяемость затмений; установили семидневную неделю (каждому дню покровительствовало божество и его символ — светило) и, в целом значительно опередили в астрономических наблюдениях египтян.

Шумеры первыми разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Жители Древней Месопотамии умели определять точное время, ориентировать стены городов и башен на 4 стороны света, соединили судоходными каналами Тигр и Евфрат точно по 33-й параллели.

Шумеры и вавилоняне были превосходными математиками. Математика Двуречья находилась на более высоком уровне, чем египетская. Здесь знали десятичный счет, использовали и шестеричную основу счета, из которой возникло разделение круга на 360 градусов, часа — на 60 минут, а минуты — на 60 секунд. Шумеры и вавилоняне знали возведение в степень, извлекали корни, пользовались дробью, владели техникой решения квадратных уравнений. Они решали линейные и квадратные уравнения с двумя неизвестными, решали даже задачи, сводящиеся к кубическим и к биквадратным уравнениям. Они ввели в обиход большие числовые величины, которыми в Европе не оперировали даже в XVIII в. Вавилоняне знали теорему, известную как теорема Пифагора. Прекрасно знали они и геометрические законы. В Древнем Вавилоне умели исчислять проценты, измерять площадь, объем различных геометрических фигур.

Медицинские представления народов Междуречья были достаточно развитыми. Они уже в те времена проводили хирургические операции, знали лечебные свойства различных трав, умели диагностировать болезни по внешним признакам и лечить их при помощи мазей, порошков и настоек, причем рецептура нередко была достаточно сложной. В эпоху царя Хаммурапи (XVII век до н.э.) уже существовала определённая специализация, в частности хирургия и лечение глазных болезней.

Однако, в отличие от египтян, из-за запрета анатомирования, знания анатомии были не очень глубокими.

Образование.

В городах существовали школы писцов и школы для детей богатых. На глиняных табличках сохранилось описание системы обучения и наказания в шумерской школе, применявшейся примерно четыре тысячи лет тому назад. В школе детей учили клинописному письму, беглому чтению клинописных знаков, счету и правилам арифметики. Некоторые особо одаренные ученики имели познания в алгебре и геометрии.

При школах, крупных храмах и дворцах создавались библиотеки и архивы — одно из самых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры. Ещё в древних городах Шумера писцы (первые образованные люди и первые чиновники) собирали литературные, религиозные, научные тексты и создавали хранилища, частные библиотеки.

Одна из самых больших библиотек того времени — библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.), в которой хранились все важнейшие произведения вавилонской и ассирийской литературы. Библиотека содержала около 30 тысяч глиняных табличек с записью важнейших исторических событий, законов, литературных и научных текстов. Собрание Ашшурбанапала было не только крупнейшим для своего времени: это не едва ли первая в мире настоящая, систематически подобранная и расставленная библиотека. Книги размещались в определенном порядке, страницы были пронумерованы. Существовали даже своеобразные каталожные карточки, где излагалось содержание книги с указанием серии и количества табличек в каждой серии текстов. Библиотека была найдена в 1849-1854 гг. на месте Ниневии при раскопках холма Ку-юнджик на левом берегу Тигра.

 

Искусство в целом.

У шумеров, как и у других народов догреческой древности, понятие "искусство" не возникло по причине строгой функциональности любого изделия. Все произведения шумерской архитектуры, скульптуры и глиптики имели три основные функции - культовую, прагматическую и мемориальную. Культовая функция включала участие изделия в храмовом или царском ритуале, его знаковую соотнесенность с миром мертвых предков и бессмертных богов.

Прагматическая функция позволяла изделию (например, печати) участвовать в текущей социальной жизни, показывая высокий общественный статус его обладателя. Мемориальная функция - обращение изделия к потомству с призывом вечно помнить своих предков, приносить им загробные жертвы, произносить их имена и чтить их деяния. Таким образом, любое произведение шумерского искусства призвано функционировать во всех известных обществу пространствах и временах, осуществляя знаковое сообщение между ними. Собственно же эстетическая функция искусства в то время еще не выделилась, и известная из текстов эстетическая терминология никоим образом не связана с пониманием красоты как таковой.

Скульптура.

Особенностью месопотамской пластики было преобладание малых форм и популярность рельефных изображений. Небольшие фигурки из белого камня, изображавшие людей и дом. Животных, обычно помещались в культовых нишах храма. Фигурки животных удивительно точны, людей же, напротив, абстрактны.

Шумерская скульптура начинается для нас со статуэток из Джемдет-Насра - изображений странных существ с фаллообразными головами и большими глазами, чем-то похожих на земноводных. Назначение этих статуэток до сих пор неизвестно, и самая распространенная из гипотез - их связь с культом плодородия и воспроизводства. Кроме того, можно вспомнить маленькие скульптурные фигурки животных этого же времени, очень выразительные и точно воспроизводящие натуру. Гораздо характернее для раннего шумерского искусства глубокий рельеф, почти горельеф. Из произведений этого рода самым ранним является, пожалуй, голова Инанны Урукской.

Голова эта размером была немного меньше человеческой, плоско срезана сзади и имела отверстия для крепления на стену. Вполне возможно, что фигура богини была изображена на плоскости внутри храма, а голова выступала в направлении молящегося, создавая эффект устрашения, вызванный выходом богини из своего изображения в мир людей. Рассматривая голову Инанны, мы видим крупный нос, тонкий длинный рот, маленький подбородок и большие глазницы, в которых некогда помещались инкрустированные огромные глаза - символ всевидения, проницательности и мудрости. Мягкой, едва уловимой моделировкой подчеркнуты носогубные линии, придающие всему облику богини выражение надменное и несколько мрачное.

Свой подлинный расцвет скульптура переживает только после Аккадской династии. От времени правления другого лагашского правителя Гудеа (ум. ок. 2123 г.), правившего через три столетия после Эанатума, дошло множество монументальных статуй этого правителя, выполненных из диорита. Статуи эти иногда достигают размеров человеческого роста. На них изображен человек в круглой шапочке, сидящий со сложенными в молитвенной позе руками. На коленях он держит план какого-то сооружения, а внизу и по бокам статуи идет клинописный текст. Из надписей на статуях мы узнаем, что Гудеа обновляет главный городской храм по заданию лагашского бога Нингирсу, и что статуи эти ставятся в храмах Шумера в месте поминовения усопших предков - за свои деяния Гудеа достоин вечного загробного кормления и поминовения.

Можно выделить два типа статуй правителя: одни статуи более приземистые, с несколько укороченными пропорциями, другие - более стройные и изящные. Некоторые искусствоведы полагают, что различие типов связано с различием ремесленных технологий у шумеров и аккадцев. По их мнению, аккадцы более умело обрабатывают камень, более точно воспроизводят пропорции тела - шумеры же стремятся к стилизации и условности из-за неумения хорошо работать по привозному камню и точно передавать натуру.

Признавая разницу между типами статуй, вряд ли можно согласиться с приведенными выше доводами. Шумерское изображение стилизовано и условно по самой своей функции - статуя ставится в храме для того, чтобы молиться за поставившего ее человека, для того же предназначена и стела. Нет фигуры как таковой - есть действие фигуры: молитвенное преклонение. Нет лица как такового - есть выражение: большие уши - символ неустанного внимания к советам старших, большие глаза - символ пристального созерцания невидимых тайн. Магических требований сходства скульптурных изображений с оригиналом не было - передача внутреннего содержания была важнее передачи формы, и форма разрабатывалась лишь в той мере, в какой отвечала этой внутренней задаче ("думай о смысле, а слова придут сами"). Аккадское же искусство с самого начала посвящено разработке формы и в соответствии с формальными требованиями способно исполнить на камне и глине любой заемный сюжет. Именно этим и можно объяснить разницу между "шумерским" и "аккадским" типами статуй Гудеа.

Рельеф.

Шумерский рельеф середины III тыс. до н.э. представлял собой небольшого размера доску - палетку или плакетку из мягкого камня, сооруженную в честь какого-либо торжественного события: победы над врагом, закладки храма. Иногда такой рельеф сопровождался надписью. Для него, как и в ранний шумерский период, характерно горизонтальное членение плоскости, порегистровый рассказ-повествование, выделение центральных фигур правителей или должностных лиц, причем размер их зависит от степени общественного значения персонажа.

Типичным примером такого рельефа является стела царя города Лагаша Эанатума (XXV в. до н.э.), сооруженная в честь победы над враждебной Уммой. Одну сторону стелы занимает крупное изображение бога Нингирсу, который держит в руках сеть с барахтающимися в ней маленькими фигурками пленных врагов. На другой стороне - четырехрегистровый рассказ о походе Эанатума. Сцена начинается с печального события - оплакивания погибших. Два последующих регистра изображают царя в главе легковооруженного, а затем - тяжеловооруженного войска (возможно, это связано с порядком действия войсковых родов в битве). Верхняя сцена (хуже всего сохранившаяся) - коршуны над опустелым полем битвы, растаскивающие трупы врагов. Все фигуры рельефа подчинены плоскости и, возможно, выполнены по единому трафарету: одинаковые треугольники лиц, горизонтальные ряды копий, сжимаемых в кулаках. По наблюдению В.К.Афанасьевой, кулаков гораздо больше, чем лиц - этим приемом достигается впечатление многочисленности войска.

К шедеврам ранних рельефов принадлежит стела с изображением похода Нарам-Суэна. Во главе цепочки воинов царь Аккада карабкается по черным кручам, его фигура дана в большем размере, чем др. воинов, над его головой сияют Солнце и Луна, его покровители. Художественно точно передана благочестивая поза царя Хаммурапи в рельефе, выбитом на вершине базальтового столба с его законами.

Объединение страны.

- Союзы с одними государствами против других. Заключил союз с Ларсой, захватил Урук и Киш. Заключил союз с царем Мари Зимрилимом, обрушился на эламитов (с которыми был в соэзных отношениях) и изгнал их, присоединил Ларсу. В 1761г объединил Шумер и Аккад, после разгромил Мари, под предлогом того, что Зимрилим не оказал помощи в завоевании Эшнунны. Благодаря завоеванию Мари, смог контролировать область Сирии и Финикии, с которыми у Мари были торговые отношения. Подчинил себе и Элам (медь и другие ископаемые, торговые пути в Южный Иран вплоть до Индии).

Обустройство державы.

Хаммурапи приступил к организации державы, состоящей из многих, ранее независимых княжеств, крупных и мелких городов. Суть этой организации – придать прочность гос-ву:

Централизация власти

- Самостоятельные царства (Мари, Ларса, Эшнунна) перестали существовать, превратились в наместничества. Однако, в Ассирии и Эламе правила местная элита. В Уре, Уруке, Сиппаре, Ниппуре правили наместники из центра, в сельских поселениях было местное самоуправление (Совет Старейшин, который находился под контролем наместника).

- Очень важное значение для централизации Хаммурапи видел в судеьной системе. Было введено единой судопроизводство. Во все большие города были назначены судья из чиновников, подчиненных непосредственно царю.

- Были взяты под контроль армии Исина, Мари, Ларсы (тяжеловооруженные и легковооруженные (редум и баирум). За службу – надел из земельного фонда.

Таким образом все нити гос-венного управления сходились в царский дворец.

Мишарум.

В Месопотамии невозможна мягкая этика. Мишаррум - этика заповеди - норма первобытно общинного общества. Мишаррум - как бы благое пожелание, как надо жить. Боги создали космос для себя (почти все). Места для людей почти нет (даже для героев). Поскольку население Месопотамии было неравноправное (аристократия, мушкенумы и т.д.) никакого Маата, как в Египте не могло быть ( не хорошо, если человек не живет по Маат, но осуждать его никто не будет, он должен сам понять это).

Хаммурапи ввел мишарум в законы, чтобы показать божественность власти. В законах идея божественной справедливости, это приблихило царя к богам. В заключении к законам сказано, что боги карают тех, кто не следует законам. Хаммурапи ввел этику в право, и право пересилило этику.

 

Экономика.

После военных походов привозили много рабов, они работали на полях, ухаживали за скотом. С завоеванных стран Египет ежегодно взимал дань – каждая страна предоставляла продукты своего ремесла, полезные ископаемые.

- совершенствовалась технология и техническая база производства (многое делали из бронзы)

- получает распространение плуг, шадуфы(водоподъемные «журавли»)

- за разливами Нила было установлено постоянное наблюдение, что способствовало более точному прогнозированию урожая.

Культ.

Развитие религиозных гимнов, поэзии. Существует также заупокойный культ.

Человек – это синтез 3 основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника «ка» и души «ба», их существование дает бессмертие.

С целью сохранить тело получил распространение обряд мумификации и захоронения в гробнице. Посмертное существование – продолжение жизни на земле. Посмертное блаженство можно получить благодаря соблюдению некоторых обрядов заупокойного культа.

 

Мировосприятие и религия.

В жизни и культуре древних египтян религия и мифология занимала очень важное место. Как и большинство народов египтяне с помощью религии объясняли мир вокруг себя, но помимо этого египетская религия была еще и этикой для жителей Древнего Египта.

Что примечательно, в Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический(это когда единичные божества еще не имеют определенности и устойчивости и каждое может заменять всех. Например в Древнем Египте часто встречаются божества с одинаковыми функциями) характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других), поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая( грубо говоря язычество, коим египетская вера и была).

В до династическом периоде Египтяне, как и большинство народов в ранний период( те же греки в архаике), во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления могущественных таинственных сил. Типичной формой ранней религии для них являлись фетишизм (религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойств) и тотемизм(религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема). Наиболее известные древнеегипетские фетиши: Имиут, камень Бен-Бен, столб Иуну, столб Джед; также от древних фетишей ведут происхождение общеегипетские религиозные символы: Анх, Уаджет, Уас.

На протяжении всего династического периода в Египте в религии присутствовало обожествление животных, идущее еще из тотемизма. Но стройной системы в египетской религии не было - все боги в древнем Египте делились на местных, почитаемых в крупном селении, номовых, почитаемых в областных центрах и общегосударственных, обязательных для всего населения. Изначально все боги были в образе животных, но с течением времени боги стали изображаться с телом человека и головой животного. Вот некоторые животные и боги, которых они могут олицетворять: Быки и коровы(Атум, Осирис, Ихет, Метуэр, Нут, Хесат, Хатор), Гиппопотам ( слуги Сета), Крокодил( Слуги Сета, враги Ра), Сокол( Хор, Ра, Амон, Монту, Немти, Сопду).

Вообще египетские боги отличаются необычным внешним видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели что-то исключительно свое, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях. Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.

Наиболее чтимыми из общеегипетских богов был бог Солнца Ра; бог Птах- творец существующего мира и мира людей; бог Амон- покровитель царской власти и войн; Бог Тот- воплощение мудрости и Луны, создатель письменности и календаря; Осирис - олицетворение умирающей и воскресающей природы; Исида- покровительница супружеской любви и материнства; Хор – символ неба и дневного света, защитник фараона, его земное воплощение.

Важное место в мировоззрении египтян так же занимает концепция Маат. Маат - богиня правды, справедливости, вселенской гармонии, божественного установления и этической нормы. Как и другие боги, крылатая Маат изначально пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса. На космическом же уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Эта концепция являлось этикой для египтян, и содержала в себе нормы поведения.

Особое внимание также следует уделить культу фараона. Носитель царской власти рассматривался как земное воплощение божеств



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.253.192 (0.017 с.)