Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Литературные жанры Древней Месопотамии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Немного о письменности: Для письма жители Месопотамии использовали глиняные таблички (плитки), на которых они выдавливали знаки острым концом деревянной или бронзовой палочки. Такое написание создавало особую клинописную форму знаков, а в целом вавилонская письменность получила название «клинопись». Располагая выдавленные знаки-клинья в разных сочетаниях, писец мог выражать самые разные понятия, слова, звуки. К середине 2 тыс. в вавилонской клинописи насчитывалось более 600 различных сочетаний клинописных знаков, позволяющих писать тексты от простых изречений до сложнейших юридических или религиозно-философских сочинений. С серидины 2 тыс. она стала общепринятым языком дипломатической переписки на Ближнем Востоке. Ее изучали даже в писцовых школах Ешипта, хотя Египетская иероглифика была одной из самых развитых систем древней письменности. Как узнали: При раскопках города Ниневии учёные нашли целую библиотеку царя Ашшурбанипала, в которой было 30 тысяч глиняных табличек. Когда в древности, во время штурма города, дворец вместе с библиотекой сгорел, таблички сохранились. В глиняных «книгах» учёные прочитали легенды и пророчества, указы царей, хозяйственные документы, сведения по медицине, географии, математике и многое другое. Были записаны песни о деяниях богов, которые исполнялись жрецами во время богослужений. Хвалебные песни пели богам во время торжественных процессий и обрядов. Учёные нашли песни, в которых богов благодарят за то, что они изобрели для людей плуг, мотыгу, кирпич и пр. Литература: Литература Древней Месопотамии отличается многообразием форм и жанров. К древнейшим текстам относятся списки богов, некоторые мифы и гимны, позднее появляются эпические произведения, рассказывающие о богах и героях, складывается жанр исторической литературы, появляется публицистика, записываются сказки, пословицы и поговорки и т.п. По-видимому, самым знаменитым произведением является «Эпос о Гильгамеше». © Мифы. Когда вверху... (Энум-Элиш) (Вавилонский миф о сотворении мира и людей) Словесное содержание древних мифов не передает и в принципе не может передать полностью их содержание: текст произносится во время сакрального ритуала, и полный текст мифа — это содержание всего ритуала. «Когда вверху» исполнялся каждый год во время празднования вавилонского Нового года. Целью такого исполнения является возвращение к «началу времен» и исправление недостатков, накопившихся в мире. В первых частях очень похоже на Теодицею Гесиода: боги старого и нового порядка, в итоге воцаряются новые боги. (война титанов с богами Олимпа – то же самое) Потом рассказывается о сотворении человека (из крови одного из богов, создают их для служения богам, обеспечения их пищей и пр.). Затем боги строят для Мардука великий вавилонский храм Эсагилу с его зиккуратом. Таков в общих чертах вавилонский миф о творении, в котором легко проследить лежащие в его основе шумерские элементы. Но в Энума элиш разбросанные во многих шумерских мифах мотивы соединены и спаяны в единое целое. (Хук С.Г. Мифология Ближнего Востока. С. 34-37) © О молитвах Когда человек чувствует себя прекрасно, полон жизни, наслаждается богатством и душевным покоем, он объясняет это завидное состояние ума и тела присутствием сверхъестественных сил, которые либо наполняют его тело, либо охраняют. Наоборот, всякого рода несчастья, болезни и неудачи объясняются отсутствием такой защиты. В молитвах и других текстах человек просит великих богов, чтобы «добрые» духи находились возле него, заботились и защищали от врагов — людей, колдунов или демонов — и тем самым обеспечивали бы физическое благополучие, успехи и удачу во всех предприятиях. Можно назвать это проблемой несправедливости в мире, о которой рассказывает молящийся. Эта тема получила развитие в поэмах «О Невинном страдальце» и «Теодицея» («Богооправдание») В последнем произведении дается такой ответ: *примерно «Все страдания посылает Господь (Православие в древности! J), их нужно стойко переносить, и в конечном счете такое терпение будет вознаграждено сторицей.» (сторица=вознаграждение) - эти сюжеты – основа библейской «Книги Иова». (Оппенгейм А. Древняя Месопотамия. С. 157-158 + Кузищин) © Философия В Древней Месопотамии философия как самостоятельная область деятельности человеческого духа не сформировалась. Но некоторые литературные тексты можно оценить как имеющие философский характер. К их числу относится и приводимый ниже «Разговор господина с рабом», в котором обсуждается проблема человеческой деятельности и ее последствий. Разговор господина с рабом И сказал господин рабу: — Повинуйся мне, раб! И раб отвечал: — Повинуюсь! — Запряги поскорей колесницу, чтоб мне ехать к царю во дворец! — приказал господин, и раб поклонился ему: — Поезжай поскорей! Там ты сможешь снискать особую милость! Но покачал головой господин: — Раб, не спеши! Не хочу я ехать к царю! И откликнулся раб: Да, зачем тебе ехать! Может царь поручить опасный поход, и будешь ты в тяжком походе страдать днем и ночью... * * * И сказал господин рабу: — Повинуйся мне, раб! И раб отвечал: — Повинуюсь! — Задумал я, раб, жениться. Наследниками пора обзавестись! — сообщил господин, и раб поддержал: — Что ж, хорошее дело! Тот, кто имеет детей, может быть спокоен о том, что когда помрет, найдется человек, приносящий жертву! — Нет, раб! Вздор я говорю — с какой стати мне жениться? — засомневался господин. — А и верно! — поддержал господина раб. — Жениться — это что голову в петлю сунуть. Да и дети — то родятся бог весть какие — кривые да хромые! Не женись, мой господин — дом свой в целости сохранишь, ей-богу! * * * И сказал господин рабу: — Повинуйся мне, раб! И раб отвечал: — Повинуюсь! — Задумал твой господин учинить разбой! Что скажешь? — Что ж, дело неплохое! — отвечал господину раб. — Разбоем добудешь ты себе богатство. — Нет, раб, я передумал — не пойду я на разбой! — изменил свое решение господин. — А и не ходи, мой господин, не ходи! Чего доброго убьют тебя, с живого снимут шкуру, в темницу бросят! Не учинишь разбоя — жить долго будешь! * * * И сказал господин рабу: — Повинуйся мне, раб! И раб отвечал: — Повинуюсь! — Решил я свершить для отчизны великое доброе дело! И так ему раб отвечал: — Что ж, господин, сверши задуманное — ты и у царя в почете будешь, да и боги тебя не забудут. — Нет, раб, не хочу я делать добрые дела для моей отчизны! — И господин решительно взмахнул рукой. — А и правда, господин, что проку в них? Пойди на кладбище да погляди на кости — разве угадаешь ты, кто из умерших был усерден к благу государства, а кто ему вредил? (Разговор господина с рабом. С. 102-104) © Государство и право Правители первых шумерских государств носили титул «лугаль» («большой человек») или энси; последний титул связан с должностью жреца, что свидетельствует о том, что правитель был также главой жрецов. Позже во всей Месопотамии утверждается идея божественности царей и царской власти. О царской власти Жители Месопотамии признавали только одно учреждение в современном смысле этого слова — царскую власть. Именно она прежде всего являлась признаком цивилизованной жизни и считалась поэтому божественного происхождения... Святость царя подчеркивается (особенно в ассирийских текстах) сверхъестественным и внушающим страх сиянием (аурой), которое, судя по данным религиозной литературы, характерно для всех божеств и всех вещей божественного происхождения. Ассирийский царь в качестве жреца был или действующим лицом, или объектом поклонения в многочисленных и сложных ритуалах, детально описанных в некоторых текстах. Его тщательно охраняли от болезней и особенно от вредных магических влияний, так как от его благополучия зависело процветание страны. Поэтому ассирийские цари... окружались толпой предсказателей и лекарей. Все знамения рассматривались и истолковывались прежде всего в связи с тем, какое влияние они окажут на особу царя. Существовали сложные ритуалы — они помогали отвести от царя предсказанное зло. Известен по крайней мере один случай в Ассирии, когда для того, чтобы помешать исполнению предсказания о грозящей смерти царя, пошли на хитрость — другое лицо на сто дней объявили царем (его назвали «подменный царь»), а затем убили и похоронили с почестями. Таким образом, предсказание вроде бы сбылось, а судьба же была обманута и настоящему царю сохранили жизнь. (Оппенгейм А. Древняя Месопотамия. С. 78-80) © О законах Хаммурапи ...В судебнике выделяются три группы людей по их правоспособности: полноправные, мушкенум и рабы. Каждая из них по-разному отвечала за те или иные поступки. Так, за ущерб, нанесенный какому-либо мушкенуму, штраф был меньше, чем за ущерб полноправному. Что же касается раба, то он «стоил» еще дешевле, а за правонарушения, совершенные им, применялись наиболее строгие меры и жестокие наказания. Вообще рабы, если иметь в виду частных, считались собственностью хозяев — беглых ловили, укрывателей наказывали. Но при всем том раб имел и определенные права — на семью, хозяйство, имущество. Что касается мушкенумов, то это были, как упоминалось, зависимые царские люди, которые могли иметь хозяйство, рабов, а подчас и должность, и достаточно высокий административный статус. Группа статей, касающихся собственности, — едва ли не самая большая в судебнике. Признавая собственность как институт (воры и укрыватели либо покупатели краденого наказывались), законы вместе с тем основную свою цель видели в ее регулировании и ограничении. Прежде всего они строго запрещали отчуждение в любой форме пожалованных царем наделов, особенно наделов воинов. Статьи обстоятельно регламентировали условия найма и размер платы за наемный труд; скрупулезно рассматривались все случаи аренды и норма арендной платы, условия залога имущества. Наибольшего внимания заслуживают те из статей, которые касались условий кредита и ростовщичества. Все они были направлены на ограничение произвола заимодавцев и стремились дать должнику максимальные шансы. При неурожае его долг откладывался. Если за долг человек был вынужден отдать в долговое рабство кого-либо из своей семьи, кредитор нес ответственность за приобретенного таким образом раба-должника: в случае, если от дурного обращения последний умирал, кредитор наказывался. В любом случае срок долгового рабства не должен был превышать трех лет — после этого срока должник освобождался, а долг считался погашенным. Был установлен и размер долгового процента — он не должен был превышать 20% при денежном и 30% при натуральном займе. Наказания за серьезные преступления были суровыми, часто преступник карался смертью. Основной принцип назначения наказаний — талион, т.е. воздаяние по принципу «око за око», «рука за руку», «сына за сына», «раба за раба». (Васильев Л.С. История Востока. Т. 1. С.94-95) © Из законов Хаммурапи 195. Если сын ударил своего отца, то ему отрежут руки. 196. Если кто-нибудь повредил глаз у сына мужа (т.е. свободного человека), то повредят глаз ему [самому]. 197. Если он сломал кость у сына мужа, то сломают кость ему. 199. Если он повредил глаз у чьего-нибудь раба или сломал кость у чьего- нибудь раба, то он уплатит половину его стоимости. 202. Если кто-нибудь ударил по щеке лицо высшего положения, то его на суде ударят шестьдесят раз плетью из воловьей кожи. 203. Если сын мужа ударил по щеке сына мужа одинакового положения, то уплатит мину серебра. 216. Если врач сделал кому-нибудь тяжелый разрез бронзовым ножом и излечил [этого] человека или же снял с чьего-нибудь глаза бельмо бронзовым ножом и вылечил глаз [этого] человека, то он получает десять сиклей серебра. 218. Если врач сделал кому-нибудь тяжелый разрез бронзовым ножом и причинил смерть [этому] человеку или же снял с чьего-нибудь глаза бельмо бронзовым ножом и повредил глаз [этого] человека, то ему отсекут руки. 229. Если строитель построил кому-нибудь дом и сделал свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалился и причинил смерть домохозяину, то строитель предается смерти. 230. Если он причинил смерть сыну домохозяина, то предадут смерти сына строителя. 231. Если он причинил смерть рабу домохозяина, то отдает домохозяину раба за раба. (Законы Хаммурапи. С. 54-55)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.251 (0.009 с.) |