Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дополнение. Роспись, керамика.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Самое раннее шумерское искусство начинается с росписи керамических изделий. Уже на примере керамики из Урука и Суз (Элам), дошедшей от конца 4 тыс. до н.э; можно увидеть основные черты переднеазиатского искусства, для которого характерен геометризм, строго выдержанная орнаментальность, ритмическая организация произведения и тонкое чувство формы. Иногда на сосудах изображаются ритмичные орнаменты, в некоторых же случаях мы видим стилизованные изображения козлов, собак, птиц, даже алтаря в святилище. Вся керамика этого времени расписана красным, черным, коричневым и фиолетовым узором по светлому фону. Синего цвета еще нет (он появится только в Финикии II тыс. до н.э; когда научатся получать краску индиго из морских водорослей), известен лишь цвет камня лазурита. Зеленый в чистом виде тоже не был получен - шумерский язык знает "желто-зеленый" (салатный), цвет молодой весенней травы. Что означают изображения ранней керамики? Прежде всего, желание человека овладеть образом внешнего мира, подчинить его себе и приноровить к своей земной цели. Человек хочет вместить в себя, как бы "въесть" посредством памяти и навыка то, чем он не является и что не является им. Отображая, древний художник не допускает и мысли о механическом отражении объекта - напротив, он сразу включает его в мир собственных эмоций и раздумий по поводу жизни. Это не просто овладение и учет - это практически сразу системный учет, помещение внутрь "нашего" представления о мире. Объект - будь то козел, птица или собака - будет симметрично и ритмично размещен на сосуде, ему будет указано место в порядке расположения вещей и линий. При этом собственная личность объекта, за исключением фактуры и пластики, никогда не принимается во внимание. Переход от орнаментальной росписи сосудов к керамическому рельефу совершается в начале III тыс. до н.э. в произведении, известном под названием "Алебастровый сосуд Инанны из Урука".Здесь мы видим первую попытку перейти от ритмичного и бессистемного расположения предметов к некоему прообразу рассказа. Сосуд разделен поперечными полосами на три регистра, и "рассказ", изображенный на нем, нужно читать по регистрам снизу вверх. В самом нижнем регистре - как бы обозначение места действия: река, изображенная условными волнистыми линиями, и чередующихся колосьев, листьев и пальм. Следующий ряд - шествие домашних животных (длинношерстных баранов и овец) и затем ряд обнаженных мужских фигур с сосудами, чашами, блюдами, наполненными фруктами. Верхний регистр изображает заключительную фазу шествия - дары сложены перед алтарем, рядом с ними символы богини Инанны, жрица в роли Инанны, в длинном одеянии встречающая процессию, и фигура направляющегося к ней жреца в одежде с длинным шлейфом, который поддерживает следующий за ним человек в короткой юбочке. Следующим по значению и развитию видом шумерского искусства была глиптика, т.е. резьба на печатях цилиндрической формы. Форма цилиндра, просверленного насквозь, изобретена в Южном Двуречье. К началу III тыс. до н.э. она становится распространенной, и резчики, совершенствуя свое искусство, размещают на малой плоскости печати довольно сложные композиции. Уже на первых шумерских печатях мы видим, помимо традиционных геометрических орнаментов, попытку рассказа об окружающей жизни, будь то избиение группы связанных обнаженных людей (возможно, пленных), или постройка храма, или изображение пастуха перед священным стадом богини. Кроме сцен повседневной жизни, встречаются изображения луны, звезд, солярные розетки и даже двухуровневые печати, в верхнем уровне которых помещены символы астральных божеств, а в нижнем - фигурки животных. Позднее возникают сюжеты, имеющие отношение к ритуалу и мифологии. Прежде всего, это "фриз сражающихся" - композиция, изображающая сцену битвы двух героев с неким чудовищем. Один из героев имеет человеческий облик, черты другого представляют собой смесь черт животного и дикого человека. Вполне возможно, что перед нами одна из иллюстраций к эпическим песням о подвигах Гильгамеша и его слуги Энкиду. Широко известно также изображение некоего божества, сидящего на троне в ладье. Круг интерпретаций этого сюжета довольно широк - Бог Эа творит суд над Зуот гипотезы путешествия лунного бога по небосводу до гипотезы традиционного для шумерских богов ритуального путешествия к отцу. Большой загадкой для исследователей до сих пор остается образ бородатого длинноволосого великана, держащего в руках сосуд, из которого извергаются два водных потока. Именно это изображение впоследствии трансформировалось в образ созвездия Водолея. В глиптическом сюжете мастер избегал случайных поз, поворотов и жестов, но передавал наиболее полную, общую характеристику образа. Такой наиболее полной характеристикой человеческой фигуры оказался трехчетвертной или полный поворот плеч, профильное изображение ног и лица, изображение глаз анфас. При таком видении речной ландшафт вполне логично изображался волнистыми линиями, птица - в профиль, но с двумя крыльями, животные - также в профиль, но с какими-то деталями фаса (глаз, рога). Цилиндрические печати древнего Двуречья способны о многом рассказать не только искусствоведу, но и историку общества. На многих из них, помимо изображений, есть надписи, состоящие из трех-четырех строк, в которых сообщается о принадлежности печати определенному лицу (названо имя), являющемуся "рабом" такого-то бога (следует имя бога). Цилиндрическая печать с именем владельца прикладывалась к любому правовому или административному документу, выполняя функцию личной подписи и свидетельствуя о высоком социальном статусе владельца. Люди бедные и нечиновные ограничивались приложением бахромчатого края своей одежды или оттиском своего ногтя.
27. Храмы – центры образования, науки и культов в Месопотамии. (г. Ниппор – религиозная столица). Можно сказать, что вокруг храмов была сосредоточена жизнь всего города. С них она и начиналась. Власть и управление общиной была изначально сосредоточена целиком в руках жрецов. Административными делами управлял главный жрец ("шангу"). Другой жрец ("эну") от имени храма предстоял богу–покровителю храма и в таинствах исполнял роль бога. Верховного жреца города выбирали, гадая по внутренностям жертвенного животного. На время войны верховный жрец становился вождем. Позднее для этой роли стали избирать правителя (из числа жрецов). Его власть тоже наследовалась. Так возникли царские династии. Храм был сосредоточением самой образованной части общества. Жрецом в результате "конкурсного" отбора мог стать образованный мужчина, совершенный телом и духом. Владения храма считались собственностью Бога-покровителя. Их обслуживали тысячи земледельцев, скотоводов, ремесленников и ткачей. Земли передавались в пользование. Часть урожая с них шла на храм и в пользу бедных. Храмы строили цари. Они показывали пример, неся на голове корзину с глиной. В памяти потомков они желали остаться в образе строителей. Тем самым они уподобляли себя богам. Строительство тогда было не столько искусством, сколько воплощением мистических идей. Новая для Востока форма храма (аккадский период) – ступенчатая пирамида со святилищем наверху - Зиккурат. Зиккурат ставили на небольшой платформе. Через 50 -100 лет храм из глины рушился, образуя высокую платформу нового храма. Подняться на нее можно было по длинному лестничному маршу. Ступени, вероятно, символизировали этапы духовного пути. В одной из раскопок у храма найдено 100 ступеней. Возведение зиккуратов, характерное для древней Месопотамии, нашло отражение в библейской легенде о строительстве Вавилонской башни. Есть, однако, как будто еще одна причина (помимо обветшания платформ) для строительства высоких многоплатформных храмов - это астральная ориентация шумерского интеллекта, любовь шумера к верхнему миру как носителю свойств высшего и неизменного порядка. Количество платформ (не более семи) могло символизировать число известных шумерам небес - от первого неба Инанны до седьмого неба Ана. Лучшим примером зиккурата является храм царя III династии Ура Ур-Намму, прекрасно сохранившийся до наших дней. А так же – символом «храма, спустившегося с неба» - храм Эана в Уруке. Это образ “священной горы” места встречи с Божеством. Зиккурат обычно строили рядом с храмом бога луны. Тут же было святилище, дом жрецов, дворец царя и царское кладбище. Внутренние стены храма украшались, казалось бы, не совсем религиозными изображениями военных побед, сценами доения коров. В этом было что-то документальное - у шумеров была страсть все фиксировать в летописях и в изображениях. Такие изображения, впрочем, несли отголосок культа божественной коровы, "небесным молоком" которой питался Шумер. · Ниппур: Город Ниппур расположен на Евфрате, к югу от отделения притока Итурунгаль; совр. Ниффер (Ниффар) в Ираке. Всегда занимал особое положение среди других шумерских городов. Ниппур никогда не был политическим центром, и в нем никогда не было своего царя, но с самого момента своего возникновения и на протяжении всей дальнейшей истории он был главным культовым центром Двуречья. Значение города определялось тем, что здесь находился Экур (— святилище верховного шумерского бога Энлиля (создатель колеса и зерна), который вручал правителям шумерских городов право на царственность. «Царь силой, данной ему Энлилем, Их храмы порушил, их стены уничтожил. Серебро и лазурит - их богатство - Энлилю, царю всех стран, в Ниппур принес.» - "Энки и устройство мира" Важную роль в возвышении города сыграло, вероятно, и его географическое положение: он был расположен в самом центре месопотамской равнины. В течение всего 3 тыс. и в начале 2 тыс. до н. э. город Ниппур со своими многочисленными монументальными храмами и святилищами был культовым центром всего Шумера. Наивысшего своего расцвета город достиг при царях 3 династии Ура (XXII - XX вв. до н. э.), при которых в строгом соответствии с тщательно разработанной системой очередности поставок жертвоприношений (bala), сюда со всех концов единого шумерского государства поступало огромное количество самых разнообразных продуктов и скота. Падение государства 3 династии Ура и трагические события, связанные с этим (разруха и страшный голод, охвативший около 2020 г. до н. э. весь юг страны), по-видимому, вначале мало затронули Ниппур. Оставаясь священным центром Шумера, Ниппур попал в сферу влияния города Исина, перехватившего политическое лидерство у Ура. После 2026 г. до н. э. прекратились поступления - bala в храм Ниппура, но Исин был богат зерном и по-прежнему снабжал им Ниппур, кроме того, многочисленные храмы священного города владели обширными хозяйствами, в которых производилось все необходимое. Тем не менее катастрофические последствия развала единого шумерского государства и возникшей вслед за этим анархии и децентрализации не могли обойти ни один шумерский город. К середине XX в. до н. э. весь Шумер был опустошен войной, а Ниппур был разрушен до такой степени, что в нем на некоторое время даже прекратилось отправление культа бога Энлиля. Восстановление города связывается с именем царя Исина ИшмеДагана, который собрал "рассеянных людей" Ниппура, вновь заселил город и восстановил храмовые службы. ИшмеДаган проводил большие восстановительные работы в священном городе и особым указом освободил его жителей от военной службы и налогов. После Второй мировой войны археологи раскопали на территории Ниппура три храма — раннединастический, чья принадлежность не была точно определена, храм Энлиля с зиккуратом и храм Инанны. В храмовой школе, т. н. э-дубе («дом табличек»), была найдена ниппурская библиотека: более 30 000 табличек с административными, юридическими, медицинскими, литературными и историческими текстами, многие из которых до сих пор не опубликованы. Известен «школьный канон Ниппура» — произведения, записанные, а часто и составленные в Ниппуре, входившие в круг чтения учеников и опытных писцов. К ниппурскому канону относятся 9 сказаний о подвигах героев Энмеркара, Лугальбанды и Гильгамеша; в целом восстановлено более двухсот ниппурских табличек с литературными текстами. После возвышения Вавилона в Месопотамии получил широкое распространение принятый в Вавилоне ниппурский календарь, деливший год на 12 лунных месяцев по 29 или 30 дней.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.219 (0.012 с.) |