Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 47. Периодизация Древнего Китая.

Поиск

1)Конец 3- начало 2 тысячелетия. Эпоха легендарных династий, разложение и формирование первобытных отношений, формирование институтов предцивилизации на севере и юге китая.

2)1766—1122 года до н.э. Государство и династия Шань- Инь располагалось на территории современной провинции Хэнань, а также части прилегающих провинций. Появление института государственности, городов, эффективной экономики, письменности, создание единого древнекитайского государства. Единой веры не было. Завоеваний и объединений не было. Не сумели создать китайскую народность. Боролись за выживание.

3)1122—256 года до н.э. Правление Чжоу.

1122- 770 года до н.э. - государство и династия Западное Чжоу. Чжоуские вожди переняли многие передовые формы управления государства Инь. Всю свою историю государство вело войны с кочевыми племенами (мань, жуны, ди и др.). Укрепляли государственность- вырастают маленькие государства номы. Во главе каждого родоплеменной вождь –Ван, правитель области. Между номами происходят частые междоусобицы.

770—256 года до н. э.- государство и династия Восточное Чжоу. Подъём китайской культуры. Ослабление центральной власти, борьба между номами за главенство, перенос столицы на восток. Вырабатывается самосознание и в 6-5 века хуася сознают, что все, кто вне границ гос-ва — не хуася, а варвары. Политическое объединение, выстроившее этнос и создался единый язык. Появляется понятие хуася. Была постоянна миграция, и те, кто находились в пределах гос-ва — хуася. Варваров рассматривали как зверей, а не людей. Гос-во тогда называлось Джоу. Выработался китайский иероглифический язык. Сначало объединились политически, а уже потом этнически и лингвистически. Появились философские учения(Конфуцианство).

4) 246—206 года до н. э. Правление династии Цинь. Создано первое централизованное государство — империя Цинь. Первый император Китая Цинь Ши-хуанди (221—210 до н. э.) строит Великую стену для защиты от кочевников, расширяет и реорганизует армию, вводит единое законодательство, осуществляет унификацию монеты, мер и весов, устанавливает систему государственного устройства, черты которой доживут до XX в. Император отменяет Конфуцианство и утверждает Легизм. 2 урожая в год и гос-во богатеет. Налогообложение самое жестокое в древнем мире. Платили подушный и земельный налог. Выходят положения по рабам и их положение ужасающе. Гос-во становится сильным и централизованным. Однако после смерти Цинь Ши Хуанди гос-во распадается.

5) 206 до н. э. — 9 н. э. -Правление Западной (Ранней, или Первой) династии Хань. Основатель — Лю Бан, один из руководителей восстания против династии Цинь, бывший староста небольшой деревеньки. Восстановлена система циньского государственного управления, однако многие законы были смягчены. Распространение конфуцианства. Жестокость легизма отменяются. Казни и наказания в крайних случаях, но будут публичны. Людей не казнили, а вырезали коленные чашечки. В гос-ве происходят внутренние укрепления, проводятся успешные завоевания. Эпоха наивысшего расцвета древнекитайской цивилизации.

* 140- 87 года до н.э. – Золотой век У-ди. Ликвидирует раздробленность. Админ. деление сочетается с военными округами. Начальники - простые люди, подчинялись канцелярии императора. Были разные проверки начальников округов. Уничтожил коррупцию. При У Ди созданы мобильные конные подразделения и вытесняли гуннов. Началась реформа, объединяющая потомков ванов и служилой знати- объединяли рангов 20 рангов, для каждого из которых сдавали экзамен. Образование было платным и дорогим. Отработана система престолонаследия. Сын неба передает власть от отца к сыну. У Ди прописал положение рабов частных лиц (это прописано четче, чем в Месопотамии и приближено к Римскому праву). Налогообложение жесточайшее- простолюдин не мог даже думать о получении образования, думал лишь о том, чтобы заработать на хлеб.

6)25—220 н. э. Правление Восточной (Поздней) династии Хань. Проникший из Индии буддизм обретает широкое влияние в Китае. Во 2веке страну охватил глубокий политический и экономический кризис. Послабления для рабов, некоторых освободили. Во 2 год н.э. население достигает 60 млн. чел.- самое населенное древне гос-во. Упорядочение налогов, но реформа не возымела должного эффекта и люди по-прежнему недовольны. Развиваются арендные отношения. Арендные отношения прописываются в законе. Для того, чтобы сделать налогообложение терпимым создают «Сильный Дом» с колодезной системой водопользования. В 184—205 Восстание «Жёлтых повязок» — грандиозное восстание крестьян и рабов, возглавленное даосским проповедником Чжан Цзио. Оно с огромным трудом было подавлено регулярной армией.

220—280 Эпоха Троецарствия в китайской истории. Тремя самостоятельными государствами на обломках некогда единой империи управляют династии Вэй.ШуиУ.

 

Религия Древнего Китая.

Религиозные воззрения древних китайцев формировались в течение длительного времени и составили оригинальную систему, которая разительно отличалась от религиозных учений многих народов как древней Индии, так и стран классического Востока. В первые столетия существования своей государственности древние китайцы почитали многих богов и духов, олицетворявших разные силы природы, небесные светила, различные стороны нелегкого земледельческого труда. Им приносились жертвы, чаще всего кровавые, в том числе и человеческие, однако в отличие от множества других древневосточных стран, китайцы воспринимали своих первых богов не в материальном образе (человека, животного), а больше в качестве некой духовной инстанции.

Культ неба:

Довольно рано, уже в эпоху Шан-Инь (1766- 1122 года до н.э. 2 китайская династия) среди множества божественных существ на первый план вышел «Великий Ди»- который предстал высшим божеством, устроителем мира, распоряжающимся судьбами людей, народов и стран, с одной стороны, и как первопорядок, родоначальник культурных китайцев, в частности иньцев - с другой. В 1 тыс до н.э. происходило обособление этих двух ипостасей Великого Ди. Его основной и главной функцией стало олицетворение первопорядка, родоначальника, в то время как функция Верховного божества переходит к божеству Неба. Почитание Неба как верховного божества подвергалось всесторонней разработке. Оно рассматривалось как основная творческая сила, создавшая и регулировавшая мировой порядок, оно, становилось олицетворением разума, справедливости, добродетели, высшей целесообразности. Теологическое понимание Неба практически включало функции всех других божеств и небо превращалось в единого бога как создателя и устроителя мира. Вместе с тем понимание Неба не предполагало его олицетворения в каком-либо материальном образе. Небо выступало не столько в образах обычных на Древнем Востоке богов неба (они были во многих религиях, в частности Ра у Египта и Ану у Месопотамии), а в качестве философской категории своего рода высшего разума. Данное обстоятельство придавало понятию Неба в китайской религиозной системе некоторый рациональный характер. Частью теологического понимания Неба как верховного божества и высшего разума стало установление прямой генетической связи его божественной сущности с личностью правящего императора, которому передавался основной титул власти- «Сын Неба», так император получал всю полноту власти- и сакральной, и светской.

Культ предков:

Культ предков, известный многим народам мира, восходит к архаическому культу мертвых. Еще протокитайцы эпохи неолитических культур Яншао и Луншань верили в загробный мир, где душа умершего пребывает после смерти. Вероятно, уже в первобытную эпоху у далеких предков китайцев сложились зачатки представлений о том, что души умерших, обитающие в ином мире, способны оказывать влияние на судьбы живущих в этом мире.

В эпоху Шан-Инь (1766- 1122 года до н.э. 2 китайская династия), пришедшей на смену легендарной династии, культ мертвых приобретает главенствующее значение. Содержимое богатых усыпальниц иньских правителей свидетельствует о значительном социальном расслоении в период зарождения китайской государственности. Оружие, боевые колесницы с лошадьми, утварь, драгоценности служат их непременным атрибутом. Множество людей из близкого окружения усопшего правителя — жены, наложницы, слуги — были погребены вместе с ним: правитель нуждался в их услугах и в загробном мире. Социальные различия привели и к глубоким сущностным изменениям в самом содержании культа предков, отныне ставшем сердцевиной религиозной жизни китайцев. В эпоху Шан-Инь покойный правитель-ван не только сохранял, но и значительно повышал свой прижизненный статус, приобретая власть над мирами людей и духов. Именно на покойного правителя-вана уповали иньцы, принося обильные жертвы (довольно часто — людские) и испрашивая совета при гадании на лопаточных костях животных и панцирях черепах. На вершине иерархической лестницы покойных правителей пребывала фигура Шанди — “Верховного божества” и первопредка иньцев. Легендарный первопредок иньцев стал первым и высшим божеством, осуществляющим абсолютную власть в мире богов и духов. Только ему были подвластны дожди, бури, потопы, а значит, и судьба иньцев; только он мог обеспечить удачный исход военного предприятия, болезни, охоты, родов и т. д. Победившие Шан-Инь чжоусцы передали функции всеобщего универсального верховного божества от Шанди к некоей надмировой абстрактной силе — Небу, лишенному родственных связей и предпочтений. Если прежние правители считались потомками Шанди, то чжоуские государи носили священный титул Сына Неба, обязывающий их отправлять все обряды, предписанные культом Неба. Культ Шанди, оттесненный культом Неба на второй план, постепенно трансформировался в универсальный культ предков, с легкой руки Конфуция ставший основой религиозной жизни всех слоев китайского общества. Конфуций и его последователи повсеместно внедрили и строжайше регламентировали культ предков, в продолжение многих веков после этого существовавший в почти неизменном виде.

Культ предков, доведенный до предельных значений и всеобъемлющих масштабов, предоставил возможность осуществить социальный идеал, провозглашенный Конфуцием. Средоточием культа становится принцип “сыновней почтительности” — сяо. Его суть заключена в максиме, обладающей свойством императива:“Служить родителям согласно установлениям ли, похоронить их, соблюдая установления ли, и приносить им жертвы, придерживаясь установлений ли”.

Тем самым культ предков приобретает всеобъемлющее социальное значение: добродетельный сын — от простолюдина до императора — посвящает свою жизнь служению родителям при их жизни и после смерти. Устойчивость такой вертикали является залогом должного устройства и социального порядка в государстве, объединяющем отдельные семьи в единую огромную семью. Преданный сын — верный подданный есть основа такой конструкции. Так конфуцианство преобразовало религиозный культ в социальную доктрину, придав ей универсальное значение и государственный статус.

Почтение к родителям затмило все иные отношения в китайском обществе. Китайское письменное наследие — от мифов, легенд, поэм и драм до династических историй и официальных документов — переполнено назидательными сюжетами, воспевающими сыновнюю почтительность. Некоторые из этих образцов способны эпатировать нашего читателя, но отнюдь не китайца, воспитанного в сыновнем послушании и служении родителям. Так, один бедняк не мог прокормить одновременно и престарелую мать и малолетнего сына. Посоветовавшись с женой — мол, сына они могут иметь другого, а матери другой не будет, — он продал сына. Потом бедняк копал яму и выкопал сосуд с золотом и надписью, гласящей, что Небо награждает его за сыновнюю почтительность.

Культ Земли:

В земледельческом обществе древнего Китая, в котором вся жизнь зависела от подготовки и получения урожая, еще со времен неолита огромное значение приобретали культовые церемонии, необходимее для обеспечения устойчивого урожая, был тщательно разработанный культ Матери- Земли. Дважды в год, весной и осенью устраивались пышные праздники в честь оживления природы и сбора урожая. Культ матери- земли был одним из любимых праздников всего народа, начиная с первых аристократов до семьи самого скромного земледельца.

Конфуцианство: (551-479 годы до н.э., период Чжоу), основал Конфуций. В это время тоже был придумал буддизм. Исходным положением конфуцианства является концепция Неба (Тянь) и небесного веления (приказа, т. е. судьбы). Небо это часть природы, но вместе с тем и высшая духовная сила, которая определяет саму природу и человека (Жизнь и смерть определяется судьбой, богатство и знатность зависят от Неба). Человек, наделенный Небом определенными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними и с высшим моральным законом дао, а также совершенствовать эти качества посредством образования.

Целью самосовершенствования является достижение уровня благородного мужа (цзюнь-цзы). Этот уровень не зависит от социального происхождения, а достигается благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Благородный муж должен прежде всего обладать жэнь - гуманностью, человечностью и любовью к людям. В основе жэнь лежит принцип - "чего не желаешь себе, того не делай другим". Внешне жэнь проявляется в справедливом отношении к окружающим, в верности, наличии чувства долга и искренности. Особое место в учении Конфуция занимает концепция сяо - сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще. Сяо считается не только основой жэнь и связанных с ним добродетелей, но и самым эффективным методом управления страной (страна - это большая семья). На базе этих философских положений Конфуций развивал свои политические концепции, выступая за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья. Эта идея была выражена Конфуцием в его знаменитом изречении: "Правитель должен быть правителем, а подданный - подданным; отец - отцом, а сын - сыном". При этом правитель призывался управлять народом не столько на основе законов и наказаний, сколько примером личной добродетели и высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременяя народ тяжёлыми налогами и повинностями. Конфуций выступал за сохранение существующих обычаев и настаивал на тщательном и скрупулезном выполнении обрядов и церемоний, из которых особо выделял обряд жертвоприношения предкам как важнейший способ выражения к ним почтения. Он считал, что путем точного соблюдения традиций, освященных древностью, можно вернуться к изначальным истокам и таким образом достичь возрождения "золотого века" и вновь построить общество гармонии и справедливости. Эпоха Хань (3-2 века до н.э.) взяла за основу конфуцианство, которое возникло в эпоху Восточного Чжоу (7-3 века до н.э.).

4 истины Конфуцианства:

-гуманность (надо любить своего родственника)

-верность (верность и преданность Вану, старейшинам и роду)

-уважать старших (подчиняться родоплеменной аристократии)

-нужно соблюдать нормы родовой морали (выполняться в виде ритуала).

Главный принцип: провозглашение спокойной, упорядоченной жизни подданных, управляемой Сыном Неба (императора) на началах добродетели и справедливости.

Леги́зм - философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой, любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.Легисты печально прославились тем, что, когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь(221-207 до н.э. 4 династия), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания. Основные идеи школы:

- Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске.

- Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты.

- Следует усваивать опыт предшествующих правителей. И в то же время «для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности».

- Для политики очень важна экономическая ситуация в стране.

- В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате «Шан цзюнь шу», «не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок».

- Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей.

- Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо повиноваться государю.

- Предполагалось ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации.

- Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.

- Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.

- За малейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа.

- Высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.

Основной вопрос разногласий между легистами: Нужны ли вообще награды, или достаточно суровых наказаний? Если награды нужны, то должны ли они быть щедрыми, или символическими?

Даосизм: Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуан-ди. Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма Дао Дэ Цзин. Уже в раннем даосизме Лао-цзы становится фигурой легендарной, и начинается процесс его обожествления.В основе учения даосизма лежит принцип дао, который буквально переводится как "путь", "дорога" (второе его значение — "метод" и "высший принцип"). Дао – начало всех начал, «нерожденное, которое порождает все сущее». Досизм учит,что жить в соответствии с Дао – это покорно следовать потоку жизни, не сопротивляясь ему. Другим принципом даосизма является у вэй, который зачастую определяется словом "пассивность" или понятием "плыть по течению". С ним тесно увязывается принцип дэ, т.е. добродетель, но не в смысле высокой моральной чистоты, а в смысле качеств, проявляющихся в повседневной жизни, когда принцип дао осуществляется на практике. Характер событий в мире определяется силами ян и инь. Мужское начало — ясность мысли, активность и возвышенность — считается присущим силам ян, тогда как женское начало — все слабое, темное и пассивное в жизни — приписывается действию сил инь.

Мои́зм: (мо цзя) — древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы — древнекитайский мыслитель Мо-цзы. В V—III вв. до н.э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя - легендарного правителя древности, который усмирил потоп.)*

* Тут проблема, т.к. в лекциях про Моизм 2 предл, в учебнике – 0, а в интернете только википедия.которую я и оставила, а остальное, что есть в интернете я 3 раза чтения так и не поняла.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.98 (0.011 с.)