Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историография (обзор публикаций, научных точек зрения по данному вопросу).

Поиск

Практические (семинарские)

занятия по дисциплине «История»

 

4.2.1. Указания по подготовке к практическим занятиям

Готовность к практическому занятию подразумевает умение оперировать базовыми понятиями, иметь теоретические представления об эпохе и фактах соответствующей темы занятия. По каждому вопросу темы студент должен подготовить логично выстроенный устный и письменный ответ, который может быть сведен к следующей схеме: 1. Определение базового понятия вопроса.

Историография (обзор публикаций, научных точек зрения по данному вопросу).

Хронология, время исторических событий или процессов

Ход исторического события или процесса (необходимо выделить основные этапы, описать их). Объяснение причин исторических событий или процессов (для этого необходимо рассмотреть основные тенденции внутреннего социально-экономического, политического и духовного развития накануне или охарактеризовать международную обстановку).

Значение, выводы (историческая роль события, процесса, оценка, последствия).

При подготовке к практическим занятиям необходимо большое внимание уделять усвоению базовых понятий и терминов курса. Для этого рекомендуется вести глоссарий. При этом стараться не заучивать понятие, а вырабатывать умение самостоятельно его объяснять. Например, одно из определений просвещенного абсолютизма - «это политика, основанная на идеях философов Просвещения и направленная на укрепление основ абсолютной монархии с помощью реформ по ликвидации устаревших форм зависимости государства от церкви и по распространению образования и культуры» можно изложить так: «Просвещенный абсолютизм – это абсолютизм, прикрывавшийся идеями Просвещения, и выразившийся в реформе образования и секуляризации».

Основное место в структуре практических занятий отводится докладам студентов. При подготовке доклада необходимо понять и творчески проработать:текст учебника, научных статей и иных исторических источников(например сборников исторических документов, христоматий, работ выдающихся российских историков, Н. Карамзина, С.Соловьёва, В. Ключесвского, А.Костомарова, В.Платонова и других). Для доклада так же необходимо использовать схему ответа, предложенную выше.

 

 

Темы практических занятий и методические рекомендации к ним.

 

Семинар 1. История как наука. Образование Древнерусского государства

Основные проблемы:

1. Сущность всемирно-исторического процесса и его изучение в системе гуманитарных наук.

2. Особенности изучения истории: предмет, источники, методы, концепции, функции исторических знаний.

3. Специфика изучения истории России:

а) в русской историографии XVIII – начала XX в.;

б) в советскую эпоху (проблемы идеологического влияния на науку);

в) в современной российской науке.

4. Этногенез восточных славян и его изучение в исторической науке.

5. Предпосылки и особенности образования Древнерусского государства.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Исторические представления и школы Античности, Средневековья и Нового времени.

2. Современные западные исторические школы и концепции.

3. Советская историческая наука: противоречие партийности и объективности.

4. Гипотезы о влиянии космических циклов на историю человечества.

5. Вспомогательные исторические дисциплины: историография, источниковедение, археология, геральдика, нумизматика и др.

Литература [основная – 1 – 15; дополнительная – 2, 4, 12]

Определите и выпишите в глоссарий понятия: история, исторический процесс, хронотоп, историзм, объективность, принцип альтернативности в истории, формация, цивилизация.

Определите какой научной концепции или идеи придерживались представителей исторической науки и философии истории: Геродот, Г. Скалигер, Г.З. Байер, Г. Гегель, Н.М. Карамзин, П.Я. Чаадаев, С.М. Соловьев, М.Н. Покровский, Р. Пайпс, А.Н. Сахаров.

Приступая к изучению первого вопроса необходимо понимать, что всемирно-исторический процесс охватывает всю историю человечества, начиная от первых шагов наших обезьяноподобных предков и кончая сложными зигзагами цивилизации начала XXI в. Поэтому необходимо ответить на вопросы: что собой представляет история человечества? Происходит ли развитие человеческого общества хаотично или же по определенным законам? Развивается ли каждая страна (народ) независимо, изолированно от других стран, народов или у них существует и нечто общее?

Следует учитывать, что история как процесс и история как наука – не одно и то же. Исторический процесс объективен, он включает в себя гигантское разнообразие самых разнородных явлений, которые происходят с людьми (войны и мирное строительство, географические открытия и изобретения, реформы и революции и т.д.). Единый всемирно-исторический процесс начинается с момента возникновения человеческого общества.

Приступая к изучению второго вопроса необходимо определить понятия: предмет науки, исторические источники, научный метод, концепции. Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Основная задача истории - сформировать историческое сознание, т.е. совокупность представлений человека и общества в целом о своём прошлом, прошлом своей страны и всего человечества.

Историческое сознание – это часть общественного сознания, без которого человек не может существовать как сознательный индивид. В той или иной степени историческим сознанием обладает каждый. Различны только его уровни: 1 уровень - обыденное сознание, основанное на накоплении жизненного опыта, 2 уровень - формируется художественной литературой, радио, кино, театром, живописью, отличается яркостью, эмоциональностью, в то же время, отрывочностью, часто недостоверностью, 3 уровень - формируется на основе собственно исторических знаний, изучения истории на любительском уровне или на уровне школьных уроков, 4 уровень - высший. Формирование исторического сознания на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, складывание научного исторического мировоззрения. На этом этапе мало знания одной истории - конкретной науки, состоящей из исторических фактов. Необходимы познания в философии истории (историографии), являющейся теорией исторической науки, ибо именно теория является наиболее существенным компонентом любой науки.

История как наука имеет свой предмет изучения - это исторический процесс, то есть общественное развитие - в его конкретно-историческом проявлении.

Метод - способ изучения и познания предмета данной науки. Метод - сложное понятие. Его изучает специальная вспомогательная дисциплина - методология истории. В структуру метода входят: - принципы, - подходы, - конкретные методы исследования. Методы исследования: хронологический, синхронный (метод исторических параллелей), диахронный (сравнительно-исторический), статистический, проблемный, метод экстраполяции и другие.

Принципы: историзма, объективности. История многовариантна истории, альтернативность.

Приступая к изучению третьего вопроса, необходимо определит термин «историография». Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков.

1.Приступая к изучению четвертого вопроса, необходимо определить термин «этногенез». Этногенез - момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей. Данный вопрос необходимо изучать по плану: 1) источники, сообщающие о происхождении славян, 2) Теории происхождения славян, 3) Современная наука о происхождении славян.

Приступая к изучению пятого вопроса темы, определите термин «государство». Выделяют три пути образования государства: 1) завоевание одной общности другой, 2)восточный путь – трансформация «вождеств», 3)западный – имущественное расслоение общества и возникновение частной собственности на землю. Для определения предпосылок образования древнерусского государства необходимо рассмотреть экономическое, политическое, социальное развитие восточных славян в середине IX в.

 

Вопросы истории» 2000 - 20134

Родина» 2000- 2014

Электронные образовательные Интернет-ресурсы

1. Буганов В.И., Зырянов П.И. История России с конца XVII века до конца

XIX века. // http://clarino2.narod.ru/index.htmав XIX века"

2. Воронин А.В. История Российской государственности. Учебное пособие.//

http://www.lants.tellur.ru/history/voronin/index.htm

3. История России. Теории изучения. В 2-х кн. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Книга вторая. Двадцатый век. Учебное пособие.

/Под. ред. Б. В. Личмана. // http://lichm.narod.ru/

4.История России: XX век. Мультимедийный учебник. // http://www.history.ru/content/view/118/113/1/1/

5. Карты // http://www.lants.tellur.ru/history/maps/map1.gif

http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/

6. Словарь по истории России // http://rushist.clow.ru/

 

 

Практические (семинарские)

занятия по дисциплине «История»

 

4.2.1. Указания по подготовке к практическим занятиям

Готовность к практическому занятию подразумевает умение оперировать базовыми понятиями, иметь теоретические представления об эпохе и фактах соответствующей темы занятия. По каждому вопросу темы студент должен подготовить логично выстроенный устный и письменный ответ, который может быть сведен к следующей схеме: 1. Определение базового понятия вопроса.

Историография (обзор публикаций, научных точек зрения по данному вопросу).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.224.165 (0.008 с.)