Семинар 5. Развитие русской художественной культуры середины XIII – XVII в.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 5. Развитие русской художественной культуры середины XIII – XVII в.



Основные проблемы:

1. Русская живопись: а) иконопись и монументальная живопись; б) смысловая композиция иконостаса; в) зарождение светского портретного жанра в XVII в.

2. Архитектура: а) храмовая архитектура (основные стили, символизм православного храма); б) гражданское зодчество.

3. Литература: а) Жития Святых; б) летописи и исторические повести; в) записки путешественников; г) развитие сюжетной повести и начало складывания светской литературы.

4. Научные знания и развитие образования Московской Руси.

Темы сообщений, докладов и рефератов:

1. Основные сюжеты и образы русской иконописи XIV – XVII вв.

2. Технические достижения и научные знания Московской Руси.

3. XVII в. – эпоха сохранения старины и утверждения новизны на Руси.

4. Появление высшего образования на Руси (Киево-Могилянская и Московская Славяно-греко-латинская академии).

 

Определите и выпишите в глоссарий понятия: иконопись, фреска, мозаика, иконостас, «годуновская» и «строгановская» школы русской иконописи, «дивное узорочье», «московское (нарышкинское) барокко», секуляризация, Славяно-греко-латинская академия.

Какую роль в событиях изучаемого периода сыграли перечисленные исторические деятели: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков, Епифаний Премудрый, Афанасий Никитин, Симеон Полоцкий, Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый, Бон Фрязин, Барма и Постник, Федор Конь, Иван Федоров.

 

Литература [основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6 – 8, 11 – 13, 16, 18, 19, 22, 23, 25]

При изучении темы «Развитие русской художественной культуры середины XIII – XVII в.» следует помнить, что этот период начинается с упадка культуры, причиной которого стало нашествие монголо-татар. Следствием нашествия стали гибель людей, упадок ремесла, на полвека прекратилось каменное строительство, разрушены городские соборы, сгорели литературные памятники. В XVI в. определяющее значение имела религия, 1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал образцы творчества.
- В это время формируется великорусской народности, появляются элементы светской культуры. Эти тенденции усиливаются в XVII в. под влиянием складывания всероссийского рынка. В это время начинается процесс «обмирщения» культуры, усиливается влияние Запада (церковь сопротивляется, отсюда отдельные слободы для иностранцев).
При изучении первого вопроса необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- в XIV в. замечательный художник Феофан Грек ( Византия): его фрески в церкви Спаса на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы;
- Андрей Рублев, работал в XIV – XV вв., его икона «Троица» хранится в Третьяковской галерее, он создал фрески Успенского собора во Владимире ( здесь работал вместе с Даниилом Черным). Стоглавый собор провозгласил иконопись Рублева образцовой, в зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля;

- Дионисий, работал в XVI в., ему принадлежит фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображение сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. (черты: яркость, праздничность, изысканность).

- Симон Ушаков, творивший в XVII в. считается основателем парсуны (персоны) - портретной живописи. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте.

При изучении второго вопроса необходимообратить внимание на возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове (церковь Федора Стратилата на Ручье XIV в., церковь Спаса на Ильине улице XIV в. в Новгороде; церковь Василия на Горке в Пскове XV в.
Черты XV в.: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность.
Следует рассмотреть строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском, красный при Иване III,
первые белокаменные постройки в Москве, относящиеся к XIV - XV вв.: Успенский собор, собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве. Это зодчество продолжило традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества.

В XVII в. можно выделить такие черты архитектуры, как большая живописность,
асимметричность при сохранении цельности и единства,
многоцветие и декоративность,
наличники, изразцы и украшения из резного камня и кирпича (каменное узорочье,
дивное узорочье). Основные памятники архитектуры этого века: Теремной дворец Алексея Михайловича в Кремле, палаты московских, псковских, костромских бояр XVII в, храмы Ярославля, Новоиерусалимский монастырь, ансамбли в Коровниках и Толчкове, церковь Николы в Хамовниках, церковь Рождества Богородицы в Путинках и т.д. Стены уже не носили характер укреплений, их делали декоративными и всячески украшали. Стиль нарышкинский ( по фамилии главных заказчиков) или московское барокко характеризовали а) белый и красный цвета,
б) этажность построек четкая, в) в карнизах декоративные раковины. На это время приходится расцвет деревянного зодчества: дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское, построенный Петровым и Михайловым.

При изучении третьего вопроса необходимо обратить внимание, что в этот период начинает использоваться бумага, а также пергамент и береста, вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо), с XV в. появляется скоропись.

С 1325 г. центром летописания стала Москва. В 1408 г. составлен общерусский летописный свод ( Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.). Свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство. В 1479 г. создан Московский летописный свод ( идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель). Появляются хронографы ( труды по Всемирной истории): в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом.
Исторические повести, героический эпос: во второй половине XIII в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям языческих богов). Исторические повести : «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (о Евпатии Коловрате), «Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре). Подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище», Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской битве. Составлены жизнеописания церковных деятелей Руси – жития. Первое в европейской литературе описание Индии - «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина ( путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в Индию Васко да Гамой).

В XVI в. создаются «Летописец начала царства» (первые годы правления Ивана Грозного), «Книга Степенная царского родословия» - портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням от Владимира 1 до Ивана Грозного, Никоновская летопись, написанная в Москве, другое ее название Лицевой свод (содержит 16 тыс. миниатюр-цветных иллюстраций). Исторические повести: «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др. Сильвестр написал «Домострой». В это время начинается книгопечатание: 1564 г. Иван Федоров первая русская книга «Апостол», но существуют семь книг без точной даты издания – анонимы, изданные до 1564 г. В 1574 г. Иван Федоров с Петром Мстиславцем во Львове выпустил первый русский букварь –«Азбуку».

В XVII в. появляется «Новый летописец», излагавший события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени и доказывал права Романовых на престол. Исторические повести: «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др. (о Смутном времени). Сатирические повести: «Служба кабаку» «Повести о куре и лисе» и т.д. Появляется любовная лирика. Был написан «Синопсис» (обозрение) киевским монахом Иннокентием Гизелем о совместной истории Украины и России.

При подготовке к ответу на четвертый вопрос необходимо знать, что в XVII в. появляются государственные школы по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Начинается массовый выпуск печатных пособий для обучения грамоте и арифметике ( «Букварь» Бурцева, «Грамматика» Смотрицкого и таблица умножения). В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение –Славяно-греко-латинская академия» ( во главе братья Лихуды, ученые-греки), где готовили священников и чиновников. Этот период характеризуется активным процессом накопления знаний. Русские землепроходцы: а) 1648 г. Дежнев открыл пролив между Азией и Сев. Америкой, б) 1649 г. Хабаров составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения, в) конец 17 в. казак Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.91 (0.005 с.)