Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар 5. Развитие Русской художественной культуры середины XIII – XVII В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные проблемы: 1. Русская живопись: а) иконопись и монументальная живопись; б) смысловая композиция иконостаса; в) зарождение светского портретного жанра в XVII в. 2. Архитектура: а) храмовая архитектура (основные стили, символизм православного храма); б) гражданское зодчество. 3. Литература: а) Жития Святых; б) летописи и исторические повести; в) записки путешественников; г) развитие сюжетной повести и начало складывания светской литературы. 4. Научные знания и развитие образования Московской Руси. Темы сообщений, докладов и рефератов: 1. Основные сюжеты и образы русской иконописи XIV – XVII вв. 2. Технические достижения и научные знания Московской Руси. 3. XVII в. – эпоха сохранения старины и утверждения новизны на Руси. 4. Появление высшего образования на Руси (Киево-Могилянская и Московская Славяно-греко-латинская академии).
Определите и выпишите в глоссарий понятия: иконопись, фреска, мозаика, иконостас, «годуновская» и «строгановская» школы русской иконописи, «дивное узорочье», «московское (нарышкинское) барокко», секуляризация, Славяно-греко-латинская академия. Какую роль в событиях изучаемого периода сыграли перечисленные исторические деятели: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков, Епифаний Премудрый, Афанасий Никитин, Симеон Полоцкий, Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый, Бон Фрязин, Барма и Постник, Федор Конь, Иван Федоров.
Литература [основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6 – 8, 11 – 13, 16, 18, 19, 22, 23, 25] При изучении темы «Развитие русской художественной культуры середины XIII – XVII в.» следует помнить, что этот период начинается с упадка культуры, причиной которого стало нашествие монголо-татар. Следствием нашествия стали гибель людей, упадок ремесла, на полвека прекратилось каменное строительство, разрушены городские соборы, сгорели литературные памятники. В XVI в. определяющее значение имела религия, 1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал образцы творчества. - в XIV в. замечательный художник Феофан Грек (Византия): его фрески в церкви Спаса на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы; - Дионисий, работал в XVI в., ему принадлежит фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображение сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. (черты: яркость, праздничность, изысканность). - Симон Ушаков, творивший в XVII в. считается основателем парсуны (персоны) - портретной живописи. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте. При изучении второго вопроса необходимообратить внимание на возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове (церковь Федора Стратилата на Ручье XIV в., церковь Спаса на Ильине улице XIV в. в Новгороде; церковь Василия на Горке в Пскове XV в. В XVII в. можно выделить такие черты архитектуры, как большая живописность, При изучении третьего вопроса необходимо обратить внимание, что в этот период начинает использоваться бумага, а также пергамент и береста, вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо), с XV в. появляется скоропись. С 1325 г. центром летописания стала Москва. В 1408 г. составлен общерусский летописный свод (Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.). Свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство. В 1479 г. создан Московский летописный свод (идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель). Появляются хронографы (труды по Всемирной истории): в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом. В XVI в. создаются «Летописец начала царства» (первые годы правления Ивана Грозного), «Книга Степенная царского родословия» - портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням от Владимира 1 до Ивана Грозного, Никоновская летопись, написанная в Москве, другое ее название Лицевой свод (содержит 16 тыс. миниатюр-цветных иллюстраций). Исторические повести: «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др. Сильвестр написал «Домострой». В это время начинается книгопечатание: 1564 г. Иван Федоров первая русская книга «Апостол», но существуют семь книг без точной даты издания – анонимы, изданные до 1564 г. В 1574 г. Иван Федоров с Петром Мстиславцем во Львове выпустил первый русский букварь –«Азбуку». В XVII в. появляется «Новый летописец», излагавший события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени и доказывал права Романовых на престол. Исторические повести: «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др. (о Смутном времени). Сатирические повести: «Служба кабаку» «Повести о куре и лисе» и т.д. Появляется любовная лирика. Был написан «Синопсис» (обозрение) киевским монахом Иннокентием Гизелем о совместной истории Украины и России. При подготовке к ответу на четвертый вопрос необходимо знать, что в XVII в. появляются государственные школы по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Начинается массовый выпуск печатных пособий для обучения грамоте и арифметике («Букварь» Бурцева, «Грамматика» Смотрицкого и таблица умножения). В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение –Славяно-греко-латинская академия» (во главе братья Лихуды, ученые-греки), где готовили священников и чиновников. Этот период характеризуется активным процессом накопления знаний. Русские землепроходцы: а) 1648 г. Дежнев открыл пролив между Азией и Сев. Америкой, б) 1649 г. Хабаров составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения, в) конец 17 в. казак Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.217 (0.007 с.) |