Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отрывок из текста декларации и конституции СССР 1924 Г. И комментарий юриста, профессора П. Гронского (1924).

Поиск

Текст Декларации и Конституции:... Доступ в Союз открыт всем социалистическим со­ветским ресцуоликам как существующим, так и могущим возникнуть в будущем... Новое союзное государство... по­служит верным оплотом против мирового капитала и но­вым решительным шагом по пути объединения трудящих­ся всех стран в мировую Социалистическую Советскую Республику.

... Ст. 4. Обеспечено право свободного выхода из Союза примкнувших к нему республик.

Точка зрения профессора П. Гронского: СССР не представляет из себя настоящего, постоянно­го социального и правового организма, состав его текуч... Стоит лишь жителям Борнео, Мадагаскара или Залуланда установить советский строй и... эти новые республики принимаются в Союз Советских Социалистических Рес­публик.

СССР в любой момент по взаимному соглашению его членов может перестать существовать... и все обязательст­ва, им на себя взятые, останутся без исполнителя. Участ­ники СССР и его руководители заранее подготавливают для себя возможность объявления в любой момент поли­тического банкротства.

Ст. 3-я Союзной конституции заявляет, что «каждая отдельная союзная республика осуществляет свою госу­дарственную власть самостоятельно. Союз ССР охраняет суверенные права союзных республик». Чего, казалось бы, лучше. Однако ст. 19-я гласит: «Все декреты, постановле­ния и распоряжения, издаваемые союзным ЦИК, обязате­льны к непосредственному исполнению по всей террито­рии Союза ССР».

Под внешним обличьем федеративного строя скрыта политическая действительность всевластной диктатуры союзного ВЦИКа, находящегося в полном распоряжении Коммунистической партии.

СССР, как нетрудно убедиться, не является ни феде­рацией, ни государством. Всякое государство вырастает из национального корня, а Советское государство вы­росло из стремления к интернациональному объедине­нию.

6.Письмо В.И. Ленина Ф.Э. Дзержинскому (19 мая 1922 г.).

Т. Дзержинский! К вопросу о высылке за границу пи­сателей и профессоров, помогающих контрреволюции.

Надо это подготовить тщательнее. Без подготовки мы наглупим. Прошу обсудить такие меры подготовки....

Обязать членов Политбюро уделять 2-3 часа в неделю на просмотр ряда изданий и книг, проверяя исполнение, требуя письменный отзыв и добиваясь присылки в Москву без проволочки всех некоммунистических изданий....

Собрать систематические сведения о политическом стаже, работе и литературной деятельности профессоров и писателей.

Поручить все это толковому, образованному и акку­ратному человеку в ГПУ.

... Питерский журнал «Экономист»... это, по-моему, явный центр белогвардейцев. В номере 3-м... напечатан на обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все – законнейшие кандидаты на высылку за границу.

Все это явные контрреволюционеры, пособники Ан­танты, организация ее слуг и шпионов и растлителей уча­щейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих «во­енных шпионов» изловить и излавливать постоянно и сис­тематически и высылать за границу.

7.Из резолюции XII Всероссийской конференции РКП(б) (август 1922 г.)....Окончательно ликвидировать партии эсе­ров и меньшевиков как политические факторы, (применять репрессии) к мнимобеспартийной буржуазно-демократи­ческой интеллигенции.

Из резолюции собрания гарнизона Кронштадта (1 марта 1921 г.)

1. Ввиду того, что настоящие Советы не выражают волю рабочих и крестьян, немедленно сделать перевыборы Советов тайным голосованием...

2. Свободу слова и печати для рабочих и крестьян, анархистов и левых социалистических партий.

3. Свободу собраний и профессиональных союзов и крестьянских объединений…

5. Освободить всех политических заключенных социалистических партий, а также всех рабочих и крестьян, красноармейцев и матросов, заключенных в связи с рабочими и крестьянскими движениями…

7. Упразднить всякие политотделы, так как ни одна партия не может пользоваться привилегиями для пропаганды своих идей и получать от государства средства на эти цели…

11. Дать полное право действия крестьянам над всею землею так, как им желательно, а также иметь скот, который содержать должно и управлять своими силами, т.е. не пользуясь наемным трудом.

15. Разрешить свободное кустарное производство собственным трудом.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ

 

1. Проанализируйте материалы документа № 1. На приме­ре экономики московского региона покажите характерные черты нэповской системы хозяйствования (в промышлен­ности, торговле, финансовой сфере). Какие отрасли про­мышленности и городского хозяйства получили приори­тетное развитие? Почему? Какие мероприятия были осуще­ствлены с целью поднятия эффективности производства? Какая роль отводилась местным органам власти и управле­ния (МСНХ, Моссовет)? Охарактеризуйте соотношение государственного и частного сектора в промышленности и торговле Москвы. Каким образом оно изменялось? С чем это было связано? Попытайтесь оценить положение мос­ковских рабочих в 1920-е годы. Чем, по Вашему мнению, был вызван рост безработицы? Какие характерные черты политического режима в СССР проявились в 1920-е годы?

2. Прокомментируйте документ 2. Что представляла со­бой оппозиция 1923-1927 гг.? Назовите ее лидеров, охарак­теризуйте их взгляды на первоочередные задачи развития страны и ситуацию в ВКП(б). Как сложилась их судьба?

3. На основании документов 3 и 4 охарактеризуйте по­зицию Русской Православной Церкви по вопросу о помо­щи голодающим в 1921-1922 гг. Каковы действительные причины изъятия большевиками церковных ценностей в начале 1920-х гг.?

4. На каких условиях желающие государства могли войти в состав СССР (документ 5)? Почему профессор Гронский считал, что Советское государство в любой мо­мент может стать политическим банкротом? Подтвердите текстом Конституции. Какие идеи, заложенные в фунда­мент образования СССР, не выдержали испытание време­нем и почему?

5. Прочитайте документы 6 и 7. Какие выводы об осо­бенностях политического развития страны в условиях нэ­па можно сделать на основании приведенных текстов? Ка­кую позицию занимал В.И. Ленин по вопросу о характере необходимого политического режима?

6. «Кронштадтцы» в 1921 г. были обвинены в «антисоветских» настроениях и репрессированных. На основе документа 8 подтвердите или опровергните это обвинение. Какое влияние окало Кронштадское восстание на политику большевиков?

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

1. Как повлияли крестьянские выступления и Крон­штадтское восстание на экономическую политику Со­ветского правительства?

2. Какие задачи предполагали решить большевики при помощи НЭПа?

3. Каковы главные причины свертывания НЭПа и пере­хода к чрезвычайным мерам к началу 1930-х годов? Право­мерно ли говорить об уроках НЭПа для современного пери­ода развития России?

4. Как проходило возрождение кредитной и банков­ской системы в 1920-е годы? Охарактеризуйте сущность денежной реформы в годы нэпа.

5. В каком направлении происходила эволюция поли­тического режима в СССР в 1920-е годы? С чем это было связано? Свое мнение обоснуйте.

6. Что представлял собой сталинский проект «автономизации» советских республик? В чем его отличие от ле­нинского плана объединения республик? На каких прин­ципах был образован в 1922 г. СССР?

 

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦЫ

Таблица 1

Основные направления новой экономической политики

Сельское хозяйство Промышленность Торговля
     

 

Таблица 2

Кризисные проявления НЭПа

Годы Причины Проявления Меры по преодолению
       

 

Схема 1

Цели НЭПа
?

 

ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

 

1. Новая экономическая политика. 4. Федерация.
2. Кооперация. 5. «Правый уклон» в ВКП (б).
3. Хозрасчет. 6. «Шахтинский процесс».

ТЕСТЫ

1. Главное противоречие нэпа заключалось в отсутст­вии:

а) одобрения этой политики большинством членов ВКП(б);

б) массовой поддержки ее среди крестьян;

в) политического плюрализма.

2. Советские республики, вошедшие 30 декабря 1922 г. в состав СССР:

а) РСФСР, УССР, БССР, ГССР;

б) РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР;

в) РСФСР, УССР, БССР, МССР.

3. Главные препятствия для установления дипломатиче­ских отношений ведущих европейских государств с Советской Россией в начале 1920-х гг.:

а) деятельность Коминтерна;

б) проблема выплаты долгов царского правительства;

в) отсутствие демократических прав и свобод в стране.

4. Позиция советской делегации на Генуэзской конферен­ции по вопросу о компенсации частным иностранным компа­ниям убытков, причиненных национализацией:

а) категорический отказ обсуждать эту проблему;

б) предложение бывшим владельцам взять свои пред­приятия на условиях концессии;

в) согласие полностью компенсировать причиненные убытки.

5. Причины признания СССР развитыми капиталисти­ческими странами в середине 1920-х гг.:

а) отказ лидеров ВКП(б) от курса на мировую револю­цию;

б) экономические интересы возобладали над полити­ческими принципами;

в) поддержка Советской страны трудящимися Запада.

6. Условия высылки из СССР в 1922 г. представителей интеллигенции:

а) возможность вернуться на Родину не ранее чем через 10 лет;

б) за возвращение без разрешения советского правите­льства — смертная казнь;

в) возможность возвратиться на родину лишь при усло­вии публичного признания советской власти.

7. Денежная реформа в период нэпа проводилась в:

а) 1925-1927 гг.; б) 1922-1924 гг.; в) 1928-1929 гг.

8. Цели воссоздания в 1921 г. Госбанка России:

а) способствовать развитию промышленности, сель­ского хозяйства и товарооборота за счет кредита;

б) сосредоточить в распоряжении государства денеж­ные вклады трудящихся;

в) законсервировать средства, поступавшие в казну.

9. В 1922-24 гг. СССР установил (восстановил) дипло­матические отношения с:

а) США; д) Францией;
б) Великобританией; е) Японией;
в) Италией; ж) Германией.
г) Китаем;  

10. Важнейшие экономические и политические события 1921-1924 гг.(установите соответствие)

Дата Событие
1. 22 февраля 1921 г. А. Декрет о возобновлении деятельности Госбанка.
2. 4 октября 1921 г. Б. Образование Госплана
3. 2 апреля 1922 г. В. Избрание И.В. Сталина Генеральным секретарем партии.
4. 16 апреля 1922 г. Г. Образование СССР
5. 30 декабря 1922 г. Д. Декрет о введении подоходно-поимущественного налога.

Тема 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.143.8 (0.007 с.)