Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отрывок из текста декларации и конституции СССР 1924 Г. И комментарий юриста, профессора П. Гронского (1924).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Текст Декларации и Конституции:... Доступ в Союз открыт всем социалистическим советским ресцуоликам как существующим, так и могущим возникнуть в будущем... Новое союзное государство... послужит верным оплотом против мирового капитала и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в мировую Социалистическую Советскую Республику. ... Ст. 4. Обеспечено право свободного выхода из Союза примкнувших к нему республик. Точка зрения профессора П. Гронского: СССР не представляет из себя настоящего, постоянного социального и правового организма, состав его текуч... Стоит лишь жителям Борнео, Мадагаскара или Залуланда установить советский строй и... эти новые республики принимаются в Союз Советских Социалистических Республик. СССР в любой момент по взаимному соглашению его членов может перестать существовать... и все обязательства, им на себя взятые, останутся без исполнителя. Участники СССР и его руководители заранее подготавливают для себя возможность объявления в любой момент политического банкротства. Ст. 3-я Союзной конституции заявляет, что «каждая отдельная союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. Союз ССР охраняет суверенные права союзных республик». Чего, казалось бы, лучше. Однако ст. 19-я гласит: «Все декреты, постановления и распоряжения, издаваемые союзным ЦИК, обязательны к непосредственному исполнению по всей территории Союза ССР». Под внешним обличьем федеративного строя скрыта политическая действительность всевластной диктатуры союзного ВЦИКа, находящегося в полном распоряжении Коммунистической партии. СССР, как нетрудно убедиться, не является ни федерацией, ни государством. Всякое государство вырастает из национального корня, а Советское государство выросло из стремления к интернациональному объединению. 6.Письмо В.И. Ленина Ф.Э. Дзержинскому (19 мая 1922 г.). Т. Дзержинский! К вопросу о высылке за границу писателей и профессоров, помогающих контрреволюции. Надо это подготовить тщательнее. Без подготовки мы наглупим. Прошу обсудить такие меры подготовки.... Обязать членов Политбюро уделять 2-3 часа в неделю на просмотр ряда изданий и книг, проверяя исполнение, требуя письменный отзыв и добиваясь присылки в Москву без проволочки всех некоммунистических изданий.... Собрать систематические сведения о политическом стаже, работе и литературной деятельности профессоров и писателей. Поручить все это толковому, образованному и аккуратному человеку в ГПУ. ... Питерский журнал «Экономист»... это, по-моему, явный центр белогвардейцев. В номере 3-м... напечатан на обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все – законнейшие кандидаты на высылку за границу. Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих «военных шпионов» изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу. 7.Из резолюции XII Всероссийской конференции РКП(б) (август 1922 г.)....Окончательно ликвидировать партии эсеров и меньшевиков как политические факторы, (применять репрессии) к мнимобеспартийной буржуазно-демократической интеллигенции. Из резолюции собрания гарнизона Кронштадта (1 марта 1921 г.) 1. Ввиду того, что настоящие Советы не выражают волю рабочих и крестьян, немедленно сделать перевыборы Советов тайным голосованием... 2. Свободу слова и печати для рабочих и крестьян, анархистов и левых социалистических партий. 3. Свободу собраний и профессиональных союзов и крестьянских объединений… 5. Освободить всех политических заключенных социалистических партий, а также всех рабочих и крестьян, красноармейцев и матросов, заключенных в связи с рабочими и крестьянскими движениями… 7. Упразднить всякие политотделы, так как ни одна партия не может пользоваться привилегиями для пропаганды своих идей и получать от государства средства на эти цели… 11. Дать полное право действия крестьянам над всею землею так, как им желательно, а также иметь скот, который содержать должно и управлять своими силами, т.е. не пользуясь наемным трудом. 15. Разрешить свободное кустарное производство собственным трудом. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ
1. Проанализируйте материалы документа № 1. На примере экономики московского региона покажите характерные черты нэповской системы хозяйствования (в промышленности, торговле, финансовой сфере). Какие отрасли промышленности и городского хозяйства получили приоритетное развитие? Почему? Какие мероприятия были осуществлены с целью поднятия эффективности производства? Какая роль отводилась местным органам власти и управления (МСНХ, Моссовет)? Охарактеризуйте соотношение государственного и частного сектора в промышленности и торговле Москвы. Каким образом оно изменялось? С чем это было связано? Попытайтесь оценить положение московских рабочих в 1920-е годы. Чем, по Вашему мнению, был вызван рост безработицы? Какие характерные черты политического режима в СССР проявились в 1920-е годы? 2. Прокомментируйте документ 2. Что представляла собой оппозиция 1923-1927 гг.? Назовите ее лидеров, охарактеризуйте их взгляды на первоочередные задачи развития страны и ситуацию в ВКП(б). Как сложилась их судьба? 3. На основании документов 3 и 4 охарактеризуйте позицию Русской Православной Церкви по вопросу о помощи голодающим в 1921-1922 гг. Каковы действительные причины изъятия большевиками церковных ценностей в начале 1920-х гг.? 4. На каких условиях желающие государства могли войти в состав СССР (документ 5)? Почему профессор Гронский считал, что Советское государство в любой момент может стать политическим банкротом? Подтвердите текстом Конституции. Какие идеи, заложенные в фундамент образования СССР, не выдержали испытание временем и почему? 5. Прочитайте документы 6 и 7. Какие выводы об особенностях политического развития страны в условиях нэпа можно сделать на основании приведенных текстов? Какую позицию занимал В.И. Ленин по вопросу о характере необходимого политического режима? 6. «Кронштадтцы» в 1921 г. были обвинены в «антисоветских» настроениях и репрессированных. На основе документа 8 подтвердите или опровергните это обвинение. Какое влияние окало Кронштадское восстание на политику большевиков? ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ 1. Как повлияли крестьянские выступления и Кронштадтское восстание на экономическую политику Советского правительства? 2. Какие задачи предполагали решить большевики при помощи НЭПа? 3. Каковы главные причины свертывания НЭПа и перехода к чрезвычайным мерам к началу 1930-х годов? Правомерно ли говорить об уроках НЭПа для современного периода развития России? 4. Как проходило возрождение кредитной и банковской системы в 1920-е годы? Охарактеризуйте сущность денежной реформы в годы нэпа. 5. В каком направлении происходила эволюция политического режима в СССР в 1920-е годы? С чем это было связано? Свое мнение обоснуйте. 6. Что представлял собой сталинский проект «автономизации» советских республик? В чем его отличие от ленинского плана объединения республик? На каких принципах был образован в 1922 г. СССР?
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦЫ Таблица 1 Основные направления новой экономической политики
Таблица 2 Кризисные проявления НЭПа
Схема 1
ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
ТЕСТЫ 1. Главное противоречие нэпа заключалось в отсутствии: а) одобрения этой политики большинством членов ВКП(б); б) массовой поддержки ее среди крестьян; в) политического плюрализма. 2. Советские республики, вошедшие 30 декабря 1922 г. в состав СССР: а) РСФСР, УССР, БССР, ГССР; б) РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР; в) РСФСР, УССР, БССР, МССР. 3. Главные препятствия для установления дипломатических отношений ведущих европейских государств с Советской Россией в начале 1920-х гг.: а) деятельность Коминтерна; б) проблема выплаты долгов царского правительства; в) отсутствие демократических прав и свобод в стране. 4. Позиция советской делегации на Генуэзской конференции по вопросу о компенсации частным иностранным компаниям убытков, причиненных национализацией: а) категорический отказ обсуждать эту проблему; б) предложение бывшим владельцам взять свои предприятия на условиях концессии; в) согласие полностью компенсировать причиненные убытки. 5. Причины признания СССР развитыми капиталистическими странами в середине 1920-х гг.: а) отказ лидеров ВКП(б) от курса на мировую революцию; б) экономические интересы возобладали над политическими принципами; в) поддержка Советской страны трудящимися Запада. 6. Условия высылки из СССР в 1922 г. представителей интеллигенции: а) возможность вернуться на Родину не ранее чем через 10 лет; б) за возвращение без разрешения советского правительства — смертная казнь; в) возможность возвратиться на родину лишь при условии публичного признания советской власти. 7. Денежная реформа в период нэпа проводилась в: а) 1925-1927 гг.; б) 1922-1924 гг.; в) 1928-1929 гг. 8. Цели воссоздания в 1921 г. Госбанка России: а) способствовать развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота за счет кредита; б) сосредоточить в распоряжении государства денежные вклады трудящихся; в) законсервировать средства, поступавшие в казну. 9. В 1922-24 гг. СССР установил (восстановил) дипломатические отношения с:
10. Важнейшие экономические и политические события 1921-1924 гг.(установите соответствие)
Тема 7
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.143.8 (0.007 с.) |