Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прочитайте документы и ответьтеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
на вопросы
1. Из речи Н.И. Бухарина на Пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) (18 апреля 1929 г.). Мне кажется, что у товарищей есть явная переоценка возможностей воздействовать на основные массы крестьянства без рыночных отношений. Я бы формулировал дело так, что они переоценивают возможность прямого воздействия на мелкое и мельчайшее крестьянство, что они перепрыгивают в некоторую дальнейшую фазу развития наших экономических отношений. 2. Об экономическом положении и настроениях зауральского крестьянства (из сводки неопубликованных писем в газету «Правда», 24 июня 1930 г.). Сто миллионов крестьянства опозорили – далее некуда. Во время хлебных заготовок что не проделывали: плевали в глаза, бороду дергали... Вам уже некого стало грабить, вы набросились на трудового крестьянина. Весь народ отошел не от советской власти, а от дурных поступков. ...Социализм и коммунизм затеяли еще рано, когда настроите машин, тогда может поскорее все будет. Пишете закрепить колхозы, что это за слово «закрепить»? Это разве времена Екатерины Великой, которая писала, чтобы люди не переходили от помещика к помещику?...Вы с намерением делаете все это, чтобы подорвать советскую власть. Еще предупреждаем, будем воевать другой раз, но уже не так, как воевали. ...Ни мануфактуры, ни сахара, ни чаю, ни табаку, ну, словом, ничего нет. ...Просим взять власть у несознательного элемента и дать ее честным середнякам, тогда Россия будет спасена от страшной беды, которая уже над головой. Мы все партизаны, да здравствует трудовая крестьянская советская власть, да здравствует свободный народ. ... Дорогой редактор... спаси Россию, пока не поздно, у нас не хватает более терпенья. 3. Из доклада бывшего сотрудника Госбанка СССР П. Янишевского об операциях Госбанка СССР с золотом (январь 1933 г.). С первого дня существования т.н. эмиссионного отдела Госбанка ни один член правления Госбанка, не говоря уже о простых начальниках отделов, не допускался в кладовую на Неглинном, где лежало золото и др. благородные металлы и ценности. Первый баланс Госбанка и его эмиссионного отдела, в актах которого значилось золота почти на миллиард золотых рублей, был составлен не на основании акта осмотра металлов и ценностей, а на основании простой записки от Политбюро. Записка была напечатана на пишущей машинке и не имела ничьей подписи, но была снабжена красной буквой «Л», что обозначало тогда «Ленин». По обычаю, записку эту возвратили в Политбюро... Все записи в балансах Госбанка и эмиссионного отдела по движению золота делались по тем же запискам Политбюро. Мы, конечно, догадывались, что записи фиктивные, но вынуждены были молчать. Все директора, заведующие отделами и бухгалтера были вызваны на Лубянку, где они должны были дать подписку, что обязуются хранить тайну о делах Госбанка, особенно о золотом запасе, под страхом смертной казни. После смерти Ленина все перешло к Сталину... С 1924 г... начались усиленные отправки золота за границу. Особенно много шло в Германию. Отправлялось всегда в том же порядке, как и при Ленине, т.е. по ордерам Политбюро.... За три года – 1927-й, 1928-й и 1929-й – отправлено за границу на 390 млн. руб. золота. За эти годы 90% золота отправлялось в адрес Рейхсбанка. Почти каждые две недели уходили огромные транспорты с золотом. Обычно эти операции проделывались по ночам, чтобы публика не видела, что российское золото везут за границу... Однажды (член правления Госбанка) Каценеленбаум, проверявший расчеты с Рейхсбанком, сказал мне: «Вот, оказывается, мы нашим золотом спасаем немецкую валюту. Какое же еще другое государство будет платить золотом за машины и другие изделия, которые все покупают в долгосрочный кредит. А эти проклятые немцы высасывают из нас все золото». ...По книгам Госбанка, за 9 лет, с 1923 по 1930-31 гг., Рейхсбанк получил от нас золота свыше одного миллиарда марок, английские банки – на 600 млн. марок, скандинавские и американские – на 650 млн. марок. Я считаю, что не только весь золотой запас, но и значительная часть добычи золота за последние 8 лет, как и золота, захваченного в церквах и у частных лиц, – распродано за границей. А ведь я подвожу итоги только тем транспортам, которые шли за границу через Госбанк. Но, кроме этого, золото посылалось непосредственно полпредам и другим агентам для разных политических и пропагандистских целей. Этого учесть нельзя вовсе... 4. Из ходатайства отдела ОГПУ в секретариат Председателя ВЦИК о разрешении снять позолоту с куполов Храма Христа Спасителя (24 февраля 1930 г.). Считая, что в настоящее время оставлять на куполах до 20 пудов золота (1/2 миллиона валюты) является излишней для СССР роскошью, а реализация золота будет большим вкладом в дело индустриализации страны, просим в срочном порядке разрешить вопрос о храме и куполах. Из Конституции СССР 1936 г. Статья 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Статья 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством. Статья 119. Граждане СССР имеют право на отдых. Статья 120. Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также – в случае болезни и потери трудоспособности. Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов. Статья 121. Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобщеобязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинно-тракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся. Статья 123. Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Статья 124. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами. Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: а) свобода слова, б) свобода печати, в) свобода собраний и митингов, г) свобода уличных шествий и демонстраций. 6. Из платформы «Союза марксистов-ленинцев» (М.Н. Рютин, 1932 г.): ...(Союз) является частью ВКП(б)...будет лишь наиболее последовательно и решительно выражать и защищать эти интересы. Он не противопоставляет себя партии, а противопоставляет лишь Сталину и его клике. ...(Предлагаем) в области внутрипартийных отношений: 1. Ликвидацию диктатуры Сталина и его клики. 2. Назначение новых выборов партийных органов на основе подлинной внутрипартийной демократии... 3. Решительное и немедленное возвращение партии по всем вопросам на почву ленинских принципов. В государственной области: 1. Немедленные новые выборы Советов и решительное действительное устранение назначенчества. 2. Смену судебного аппарата. Введение строгой революционной законности. 3. Смену и решительную чистку аппарата ГПУ. В области индустриализации: 1. Немедленное прекращение антиленинских методов индустриализации и игры в ленинизм за счет ограбления рабочего класса и крестьян в деревне, за счет прямых и косвенных, откровенных и замаскированных налогов и штрафов. Проведение индустриализации на основе действительного и неуклонного роста благосостояния масс. 2. Приведение вложений в капитальное строительство в соответствие с общим состоянием всех наличных ресурсов страны. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ 1. В чем отличие подхода Бухарина к экономическому развитию страны от позиции Сталина по данному вопросу (документ 1)? Кого еще из лидеров т.н. «правого уклона» в ВКП(б) Вы знаете? Как сложилась их судьба? 2. Используя документ 2, охарактеризуйте политику властей в деревне и ее последствия. 3. Каким образом документ 3 характеризует финансовую политику СССР в 1920 — начале 1930-х гг.? Кто осуществлял контроль за золотым запасом страны? Каковы причины роста отправки золота за границу с середины 1920-х гг.? 4. О каких особенностях индустриализации в СССР свидетельствует документ 4? Назовите основные источники средств для индустриализации страны. 5. В литературе по-разному оценивают Конституцию СССР 1936 г.: 1) это была самая демократическая конституция в мире на тот период, так как в ней впервые предусматривались материальные гарантии социально-экономических прав граждан; 2) демократическая по форме эта конституция была бездействующим Основным Законом, носила декларативный характер и т.д. Проанализируйте документ 5 и изложите Вашу позицию по данному вопросу. Мотивируя свою позицию, ответьте на вопросы: что, по Конституции 1936 г., составляло политическую основу СССР? Кому принадлежала вся власть в стране и какие права были гарантированы советским гражданам? Насколько эффективным был механизм осуществления этих прав? 6. Какие обстоятельства стали причиной появления документа 6? Охарактеризуйте задачи «Союза марксистов-ленинцев». Как сложилась судьба этой организации и ее лидера? Известны ли Вам какие-либо еще факты противодействия сталинскому режиму в 1930-е годы?
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ 1. В чем проявилась сложность и противоречивость международной обстановки в 30-е годы? Каковы были цели внешней политики СССР в этот период? 2. Какие основные направления в построении социализма в СССР считались приоритетными и почему? 3. Назовите особенности сталинской индустриализации. Чем они были обусловлены? 4. Трудовой энтузиазм в годы первых пятилеток: миф сталинской пропаганды или реальность? Свое мнение проиллюстрируйте конкретными историческими фактами. 5. Когда и как проводилась коллективизация в СССР? Каково содержание понятия «сплошная коллективизация»? Каковы ее результаты? 6. Почему стал возможен режим личной власти Сталина? Какова была социальная база этого режима?
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦЫ
Таблица 1 Индустриализация в СССР
Таблица 2 Коллективизация в СССР
Дайте определение понятий
ТЕСТЫ Определить правильный ответ 1. Курс на индустриализацию был принят в СССР в: а) 1921 г; б) 1925 г; в) 1928 г. 2. Главные источники проведения индустриализации в СССР: а) иностранные займы и инвестиции; б) энтузиазм советских людей; в) перекачка средств из деревни. 3. Курс на форсированную коллективизацию в СССР был принят в: а) 1924 г.; б) 1929 г.; в) 1931 г. 4. Курс на форсированное развитие экономики предполагал: а) продолжение новой экономической политики, но более быстрыми темпами; б) ускоренное развитие тяжелой промышленности; в) усиление социальной направленности преобразований, приоритетное развитие легкой промышленности; г) создание крупных хозяйств в деревне – государственных и коллективных; д) переход к преимущественно административным методам руководства народным хозяйством. 5. Основные причины форсированной коллективизации: а) быстро увеличить производство хлеба в стране; б) догнать США по уровню развития сельского хозяйства; в) обеспечить возросшие потребности страны в экспортном зерне на нужды индустриализации; г) ликвидировать кулачество как класс; д) поднять благосостояние крестьян. 6. Причины голода 1932-1933 гг.: а) чрезмерное изъятие хлеба у колхозов зерновых районов в ходе хлебозаготовок с целью увеличить экспорт хлеба за рубеж для закупок промышленного оборудования; б) небывалая засуха; в) увеличение средств на социальные нужды трудящихся. 7. Цель статьи Сталина «Головокружение от успехов» (март 1930 г.): а) признать собственные ошибки; б) возложить ответственность за «перегибы» коллективизации на местные власти; в) предостеречь крестьян от поспешного вступления в колхозы. 8. Характерные черты тоталитарного режима: а) свобода слова, союзов, собраний и т.д.; б) господство однопартийной системы; в) разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной); г) культ национального вождя; д) массовые репрессии. 9. Цели сталинских репрессий: а) избавление от иностранных шпионов; б) борьба против политических противников; в) получение таким путем дешевой рабочей силы для индустриализации; г) защита общества от уголовных элементов. 10. Характерные черты национальной политики СССР 1930-х гг.: а) укрепление унитарного государства; б) расширение самостоятельности союзных республик; в) депортация ряда народов; г) тенденция к русификации народов СССР («борьба с национализмом»). 11. Главная внешнеполитическая задача СССР в 1933-39 гг.: а) курс на мировую революцию; б) усиление советского влияния на Дальнем Востоке; в) создание системы коллективной безопасности в Европе. 12. Важнейшие итоги довоенных пятилеток: а) осуществлена индустриализация тяжелой и оборонной промышленности; б) осуществлена индустриализация сельского хозяйства; в) создана плановая модель экономики. Ответ: 13. В 1930-е гг. советское руководство организовало процессы над «врагами народа» с целью: а) переложить ответственность за провалы в экономике на «врагов»; б) укрепить личную власть И.В. Сталина; в) предотвратить гражданскую войну в стране; 14. Утверждение в СССР в 30-е годы тоталитарного режима связано с: а) стратегией форсированного развития (социалистическая мобилизационная модель), которая требовала резкого усиления государственного вмешательства в жизнь общества, широкого использования административно-командных рычагов управления; б) личными качествами Сталина, стремящегося сконцентрировать всю полноту власти в своих руках; в) необходимостью укрепления советской власти на местах. Установить соответствие 15. Важнейшие события в СССР в конце 20-х – 30-е годы
Тема 8 Советский Союз накануне
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 969; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.103 (0.008 с.) |