Прочитайте документы и ответьте



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прочитайте документы и ответьте



на вопросы

 

1. Из речи Н.И. Бухарина на Пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) (18 апреля 1929 г.).Мне кажется, что у товарищей есть яв­ная переоценка возможностей воздействовать на основ­ные массы крестьянства без рыночных отношений. Я бы формулировал дело так, что они переоценивают возмож­ность прямого воздействия на мелкое и мельчайшее кре­стьянство, что они перепрыгивают в некоторую дальней­шую фазу развития наших экономических отношений.

2. Об экономическом положении и настроениях заураль­ского крестьянства (из сводки неопубликованных писем в га­зету «Правда», 24 июня 1930 г.).Сто миллионов крестьян­ства опозорили – далее некуда. Во время хлебных загото­вок что не проделывали: плевали в глаза, бороду дергали... Вам уже некого стало грабить, вы набросились на трудово­го крестьянина. Весь народ отошел не от советской власти, а от дурных поступков.

...Социализм и коммунизм затеяли еще рано, когда на­строите машин, тогда может поскорее все будет. Пишете закрепить колхозы, что это за слово «закрепить»? Это разве времена Екатерины Великой, которая писала, чтобы люди не переходили от помещика к помещику?...Вы с намерени­ем делаете все это, чтобы подорвать советскую власть. Еще предупреждаем, будем воевать другой раз, но уже не так, как воевали.

...Ни мануфактуры, ни сахара, ни чаю, ни табаку, ну, словом, ничего нет.

...Просим взять власть у несознательного элемента и дать ее честным середнякам, тогда Россия будет спасена от страшной беды, которая уже над головой.

Мы все партизаны, да здравствует трудовая крестьян­ская советская власть, да здравствует свободный народ.

... Дорогой редактор... спаси Россию, пока не поздно, у нас не хватает более терпенья.

3. Из доклада бывшего сотрудника Госбанка СССР П. Янишевского об операциях Госбанка СССР с золотом (январь 1933 г.).С первого дня существования т.н. эмиссионного от­дела Госбанка ни один член правления Госбанка, не говоря уже о простых начальниках отделов, не допускался в кладо­вую на Неглинном, где лежало золото и др. благородные ме­таллы и ценности. Первый баланс Госбанка и его эмиссион­ного отдела, в актах которого значилось золота почти на мил­лиард золотых рублей, был составлен не на основании акта осмотра металлов и ценностей, а на основании простой за­писки от Политбюро. Записка была напечатана на пишущей машинке и не имела ничьей подписи, но была снабжена красной буквой «Л», что обозначало тогда «Ленин». По обы­чаю, записку эту возвратили в Политбюро... Все записи в ба­лансах Госбанка и эмиссионного отдела по движению золота делались по тем же запискам Политбюро. Мы, конечно, до­гадывались, что записи фиктивные, но вынуждены были молчать. Все директора, заведующие отделами и бухгалтера были вызваны на Лубянку, где они должны были дать подпи­ску, что обязуются хранить тайну о делах Госбанка, особенно о золотом запасе, под страхом смертной казни.

После смерти Ленина все перешло к Сталину... С 1924 г. .. начались усиленные отправки золота за границу. Особен­но много шло в Германию. Отправлялось всегда в том же порядке, как и при Ленине, т.е. по ордерам Политбюро.... За три года – 1927-й, 1928-й и 1929-й – отправлено за гра­ницу на 390 млн. руб. золота. За эти годы 90% золота отправ­лялось в адрес Рейхсбанка. Почти каждые две недели уходи­ли огромные транспорты с золотом. Обычно эти операции проделывались по ночам, чтобы публика не видела, что российское золото везут за границу... Однажды (член прав­ления Госбанка) Каценеленбаум, проверявший расчеты с Рейхсбанком, сказал мне: «Вот, оказывается, мы нашим зо­лотом спасаем немецкую валюту. Какое же еще другое госу­дарство будет платить золотом за машины и другие изделия, которые все покупают в долгосрочный кредит. А эти про­клятые немцы высасывают из нас все золото».

...По книгам Госбанка, за 9 лет, с 1923 по 1930-31 гг., Рейхсбанк получил от нас золота свыше одного миллиарда марок, английские банки – на 600 млн. марок, скандинав­ские и американские – на 650 млн. марок. Я считаю, что не только весь золотой запас, но и значительная часть добычи золота за последние 8 лет, как и золота, захваченного в цер­квах и у частных лиц, – распродано за границей. А ведь я подвожу итоги только тем транспортам, которые шли за границу через Госбанк. Но, кроме этого, золото посылалось непосредственно полпредам и другим агентам для разных политических и пропагандистских целей. Этого учесть не­льзя вовсе...

4. Из ходатайства отдела ОГПУ в секретариат Предсе­дателя ВЦИК о разрешении снять позолоту с куполов Храма Христа Спасителя (24 февраля 1930 г.).Считая, что в насто­ящее время оставлять на куполах до 20 пудов золота (1/2 миллиона валюты) является излишней для СССР роско­шью, а реализация золота будет большим вкладом в дело индустриализации страны, просим в срочном порядке раз­решить вопрос о храме и куполах.

Из Конституции СССР 1936 г.

Статья 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.

Статья 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с опла­той их труда в соответствии с его количеством и качест­вом.

Статья 119. Граждане СССР имеют право на отдых.

Статья 120. Граждане СССР имеют право на материа­льное обеспечение в старости, а также – в случае болезни и потери трудоспособности.

Это право обеспечивается широким развитием социа­льного страхования рабочих и служащих за счет государст­ва, бесплатной медицинской помощью трудящимся, пре­доставлением в пользование трудящимся широкой сети ку­рортов.

Статья 121. Граждане СССР имеют право на образова­ние. Это право обеспечивается всеобщеобязательным на­чальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в вы­сшей школе, обучением в школах на родном языке, орга­низацией на заводах, в совхозах, машинно-тракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, тех­нического и агрономического обучения трудящихся.

Статья 123. Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйствен­ной, государственной, культурной и общественно-поли­тической жизни является непреложным законом.

Статья 124. В целях обеспечения за гражданами свобо­ды совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных куль­тов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: а) свобода слова, б) свобода печати, в) свобода собраний и митингов, г) свобода улич­ных шествий и демонстраций.

6. Из платформы «Союза марксистов-ленинцев» (М.Н. Рютин, 1932 г.):

...(Союз) является частью ВКП(б) ...будет лишь наибо­лее последовательно и решительно выражать и защищать эти интересы. Он не противопоставляет себя партии, а противопоставляет лишь Сталину и его клике.

...(Предлагаем) в области внутрипартийных отношений:

1. Ликвидацию диктатуры Сталина и его клики.

2. Назначение новых выборов партийных органов на основе подлинной внутрипартийной демократии...

3. Решительное и немедленное возвращение партии по всем вопросам на почву ленинских принципов.

В государственной области:

1. Немедленные новые выборы Советов и решитель­ное действительное устранение назначенчества.

2. Смену судебного аппарата. Введение строгой рево­люционной законности.

3. Смену и решительную чистку аппарата ГПУ. В области индустриализации:

1. Немедленное прекращение антиленинских мето­дов индустриализации и игры в ленинизм за счет ограб­ления рабочего класса и крестьян в деревне, за счет пря­мых и косвенных, откровенных и замаскированных на­логов и штрафов. Проведение индустриализации на основе действительного и неуклонного роста благосос­тояния масс.

2. Приведение вложений в капитальное строительство в соответствие с общим состоянием всех наличных ресур­сов страны.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ

1. В чем отличие подхода Бухарина к экономическому развитию страны от позиции Сталина по данному вопросу (документ 1)? Кого еще из лидеров т.н. «правого уклона» в ВКП(б) Вы знаете? Как сложилась их судьба?

2. Используя документ 2, охарактеризуйте политику властей в деревне и ее последствия.

3. Каким образом документ 3 характеризует финансо­вую политику СССР в 1920 — начале 1930-х гг.? Кто осу­ществлял контроль за золотым запасом страны? Каковы причины роста отправки золота за границу с середины 1920-х гг.?

4. О каких особенностях индустриализации в СССР свидетельствует документ 4? Назовите основные источни­ки средств для индустриализации страны.

5. В литературе по-разному оценивают Конституцию СССР 1936 г.: 1) это была самая демократическая конститу­ция в мире на тот период, так как в ней впервые предусмат­ривались материальные гарантии социально-экономиче­ских прав граждан; 2) демократическая по форме эта кон­ституция была бездействующим Основным Законом, носи­ла декларативный характер и т.д. Проанализируйте доку­мент 5 и изложите Вашу позицию по данному вопросу. Мо­тивируя свою позицию, ответьте на вопросы: что, по Кон­ституции 1936 г., составляло политическую основу СССР? Кому принадлежала вся власть в стране и какие права были гарантированы советским гражданам? Насколько эффек­тивным был механизм осуществления этих прав?

6. Какие обстоятельства стали причиной появления документа 6? Охарактеризуйте задачи «Союза маркси­стов-ленинцев». Как сложилась судьба этой организации и ее лидера? Известны ли Вам какие-либо еще факты про­тиводействия сталинскому режиму в 1930-е годы?

 

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

1. В чем проявилась сложность и противоречивость международной обстановки в 30-е годы? Каковы были це­ли внешней политики СССР в этот период?

2. Какие основные направления в построении социа­лизма в СССР считались приоритетными и почему?

3. Назовите особенности сталинской индустриализа­ции. Чем они были обусловлены?

4. Трудовой энтузиазм в годы первых пятилеток: миф сталинской пропаганды или реальность? Свое мнение про­иллюстрируйте конкретными историческими фактами.

5. Когда и как проводилась коллективизация в СССР? Каково содержание понятия «сплошная коллективизация»? Каковы ее результаты?

6. Почему стал возможен режим личной власти Сталина? Какова была социальная база этого режима?

 

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦЫ

 

Таблица 1

Индустриализация в СССР

 

Предпосылки Основные задачи Методы осуществления Социально-экономические результаты
       

 

Таблица 2

Коллективизация в СССР

 

Предпосылки Основные задачи Методы осуществления Социально-экономические результаты
       

 

 

Дайте определение понятий

1. Административно-командная система 4. Стахановское движение.
2. Культ личности 5. Коллективизация.
3. Индустриализация 6. Система коллективной безопасности.

ТЕСТЫ

Определить правильный ответ

1. Курс на индустриализацию был принят в СССР в:

а) 1921 г;

б) 1925 г;

в) 1928 г.

2. Главные источники проведения индустриализации в СССР:

а) иностранные займы и инвестиции;

б) энтузиазм советских людей;

в) перекачка средств из деревни.

3. Курс на форсированную коллективизацию в СССР был принят в:

а) 1924 г.;

б) 1929 г.;

в) 1931 г.

4. Курс на форсированное развитие экономики предпола­гал:

а) продолжение новой экономической политики, но более быстрыми темпами;

б) ускоренное развитие тяжелой промышленности;

в) усиление социальной направленности преобразова­ний, приоритетное развитие легкой промышленности;

г) создание крупных хозяйств в деревне – государст­венных и коллективных;

д) переход к преимущественно административным ме­тодам руководства народным хозяйством.

5. Основные причины форсированной коллективизации:

а) быстро увеличить производство хлеба в стране;

б) догнать США по уровню развития сельского хозяй­ства;

в) обеспечить возросшие потребности страны в экс­портном зерне на нужды индустриализации;

г) ликвидировать кулачество как класс;

д) поднять благосостояние крестьян.

6. Причины голода 1932-1933 гг.:

а) чрезмерное изъятие хлеба у колхозов зерновых райо­нов в ходе хлебозаготовок с целью увеличить экспорт хлеба за рубеж для закупок промышленного оборудования;

б) небывалая засуха;

в) увеличение средств на социальные нужды трудя­щихся.

7. Цель статьи Сталина «Головокружение от успехов» (март 1930 г.):

а) признать собственные ошибки;

б) возложить ответственность за «перегибы» коллекти­визации на местные власти;

в) предостеречь крестьян от поспешного вступления в колхозы.

8. Характерные черты тоталитарного режима:

а) свобода слова, союзов, собраний и т.д.;

б) господство однопартийной системы;

в) разделение властей (законодательной, исполнитель­ной и судебной);

г) культ национального вождя;

д) массовые репрессии.

9. Цели сталинских репрессий:

а) избавление от иностранных шпионов;

б) борьба против политических противников;

в) получение таким путем дешевой рабочей силы для индустриализации;

г) защита общества от уголовных элементов.

10. Характерные черты национальной политики СССР 1930-х гг.:

а) укрепление унитарного государства;

б) расширение самостоятельности союзных республик;

в) депортация ряда народов;

г) тенденция к русификации народов СССР («борьба с национализмом»).

11. Главная внешнеполитическая задача СССР в 1933-39 гг.:

а) курс на мировую революцию;

б) усиление советского влияния на Дальнем Востоке;

в) создание системы коллективной безопасности в Ев­ропе.

12. Важнейшие итоги довоенных пятилеток:

а) осуществлена индустриализация тяжелой и оборон­ной промышленности;

б) осуществлена индустриализация сельского хозяйства;

в) создана плановая модель экономики. Ответ:

13. В 1930-е гг. советское руководство организовало про­цессы над «врагами народа» с целью:

а) переложить ответственность за провалы в экономи­ке на «врагов»;

б) укрепить личную власть И.В. Сталина;

в) предотвратить гражданскую войну в стране;

14. Утверждение в СССР в 30-е годы тоталитарного ре­жима связано с:

а) стратегией форсированного развития (социалисти­ческая мобилизационная модель), которая требовала рез­кого усиления государственного вмешательства в жизнь общества, широкого использования административ­но-командных рычагов управления;

б) личными качествами Сталина, стремящегося сконцентрировать всю полноту власти в своих руках;

в) необходимостью укрепления советской власти на местах.

Установить соответствие

15. Важнейшие события в СССР в конце 20-х – 30-е годы

Год Событие
1. 1928 г. А. Политический процесс в СССР («»)
2. 1929 г. Б. Вступление СССР в Лигу Наций.
3. 1928/29 – 1932/33 гг. В. «Большой террор» в СССР.
4. 1930-1932 гг. Г. Период «сплошной коллективизации».
5. 1934 г. Д. Годы первой пятилетки.
6. 1937-1938 гг. Е. Год «великого перелома».

Тема 8

Советский Союз накануне



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.011 с.)