Содержание книги

  1. Гипотетический реализм и трансцендентальный идеализм
  2. Идеализм как препятствие для исследования
  3. Положительная обратная связь при получении энергии
  4. Приспособление как приобретение знания
  5. Приобретение текущей не накапливаемой информации
  6. Приспособление механизмов обучения под селекционным давлением их функций
  7. Интегрированные частичные функции
  8. Абстрагирующая функция восприятия
  9. Понимание и центральное представление пространства
  10. Любознательное поведение и самоисследование
  11. Наследование приобретенных признаков
  12. Духовная жизнь как сверхличное явление
  13. Социальное конструирование того, что считается верным
  14. Аналогии между филогенетическим и культурным развитием
  15. Филогенетические основы развития культуры
  16. Возникновение и дивергентное[130] развитие видов и культур
  17. Глава 10 факторы, сохраняющие постоянство культуры
  18. Привычка и Так называемое магическое мышление
  19. Подражание и следование образцу
  20. Образование ритуалов В эволюции видов
  21. Образование ритуалов В истории культуры
  22. Функции, служащие для разрушения[163] постоянства культуры
  23. Стремление к новшествам В юности
  24. Сгущение» символических значений
  25. Бесплановость культурного развития
  26. Эволюционное рассмотрение развития культуры
  27. Колебание как когнитивная функция
  28. Чередование «гипертимного» и «гипотимного» настроения
  29. Колебания общественного мнения
  30. Значение естественной науки, изучающей познавательные функции
  31. Двойная обратная связь получения энергии и информации
  32. Возникновение новых системных свойств
  33. Возникновение единства из многообразия
  34. Одностороннее отношение между уровнями интеграции
  35. Не поддающийся рационализации остаток
  36. Учение николая гартмана о слоях реального бытия
  37. Заблуждение, состоящее В построении антагонистических понятий
  38. Процессы приобретения текущей информации
  39. Регулирующий контур, или гомеостаз
  40. Топическая реакция, или таксис
  41. Другие системы, построенные из врожденных механизмов запуска и инстинктивных движений
  42. Телеономные модификации поведения
  43. Общие сведения об адаптивной модификации
  44. Свидетельство экспериментальной эмбриологии
  45. Прокладывание пути посредством упражнения
  46. Реакции избегания, вызываемые "травмой"
  47. Обратное сообщение об успехе и дрессировка вознаграждением
  48. Новая обратная связь. Минимальная сложность системы
  49. Модифицируемые подсистемы и их адаптивная изменчивость
  50. Условная реакция,причинность и преобразование силы


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заблуждение, состоящее В построении антагонистических понятий



 

Как было показано в предыдущем разделе, разным слоям реального бытия соответствуют весьма различные категориальные свойства, зависящие от различных уровней интеграции системы. Были рассмотрены ошибки, происходящие от стремления понять мир из единого объяснительного принципа, объяснить более простые системы на основе слишком высоких, и обратно — высокоинтегрированные системы на основе слишком элементарных принципов.

Теперь мы займемся противоположным заблуждением человеческой познавательной деятельности, состоящим в забвении того общего, что в равной мере присуще всем слоям реального мира. Образование антагонистических понятий, противопоставление альфы и не-альфы, есть форма мышления, которая, как и стремление к объяснению из единого принципа, несомненно является врожденным свойством человека, в некотором смысле уравновешивающим это стремление.

Уже описанное в разделе 4 главы 2 (см. с. 274) одностороннее проникновение слоев снизу вверх допускает два вида высказываний об общем и о различном. Можно, например, говорить, что все жизненные процессы суть химические и физические явления, что все субъективные процессы нашего переживания суть органические, физиологические и тем самым также химико-физические процессы и, наконец, что вся духовная жизнь человека в том же смысле происходит во всех этих лежащих в основе слоях. Столь же правильно и законно говорить: жизненные процессы "по существу", т. е. в смысле принципов бытия и становления, присущих только им одним, составляющих только их существенную особенность и прежде всего возвышающих процессы жизни над другими химико-физическими явлениями, представляют собой нечто совсем иное, чем эти явления. Сопровождаемые переживаниями нервные процессы суть нечто совершенно иное, чем неодушевленные нервно-физиологические процессы; и человек, обладающий в качестве наделенного духовной жизнью существа культурно обусловленным сверхличным знанием, умением и волей, тем самым отличается по своей сущности от своих ближайших зоологических родичей.

Между этими двумя рядами высказываний есть лишь кажущееся противоречие, и решение этой мнимой проблемы, которая может стать тяжким препятствием в развитии человеческого познания, является одним из важнейших достижений, к которым приводят независимо друг от друга, но в полном согласии между собой онтология Гартмана и каузально-аналитическое исследование живых систем: одностороннее проникновение слоев или уровней интеграции приводит к тому, что к ним неприменима форма мышления, основанная на взаимно исключающих противоположностях(die Denkform des kontradiktorischen Gegensatzes).  В никогда не есть не-А, а всегда А + В, С есть А + В + С и так далее. Но хотя в действительности неуместно подчинять слои реального мира дизъюнктивным понятиям, такие понятия угнездились бесчисленными парами в нашем мышлении, в нашем научном и обиходном языке: природа и дух, тело и душа, животное и человек, естество и воспитание.[36][36] …естество и воспитание. — В подлиннике данное противопоставление состоит из двух английских слов: nature и nurture.

 

Когда мы в нашем модельном примере (см. с. 271) интегрируем в единую систему две системы (а) и (Ь), т. е. составляем цепь с индукционной катушкой и конденсатором, то это новое единство все еще состоит из обеих подсистем, являющихся его частями, но обладает свойствами, никоим образом даже в зачаточном виде не заметными в этих подсистемах.

Казалось бы, должно быть столь же понятно, что аналогичные новые фульгурации, буквально на каждом шагу происходившие в ходе эволюции, при всей своей новизне оставляли в силе старые системные свойства.

Но есть представители философской антропологии, по-видимому, никак не способные это понять и предающиеся бесконечным бесплодным дискуссиям о том, отличается ли человек от «животного» "по своему существу" или только «степенью». Они не знают или не понимают, что любое вновь возникающее системное свойство, подобно колебательному характеру тока в нашей модели, безусловно, означает не «постепенное», а принципиальное изменение. Теплокровное животное со своей новой управляющей цепью, поддерживающей постоянство температуры, тем самым принципиально отлично от своих предков с переменной температурой, птичье крыло принципиально отлично от конечности пресмыкающегося, из которой оно возникло, и в точности в этом, и ни в каком ином смысле человек принципиально отличен от других антропоидов. Мой учитель Оскар Гейнрот имел обыкновение дружелюбно и терпеливо прерывать каждого, кто в его присутствии говорил в дизъюнктивных терминах о «человеке» и «животном», спрашивая: "Простите, когда вы говорите о животном, имеете ли вы в виду амебу или шимпанзе?"

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.210 (0.005 с.)