Содержание книги

  1. Гипотетический реализм и трансцендентальный идеализм
  2. Идеализм как препятствие для исследования
  3. Положительная обратная связь при получении энергии
  4. Приспособление как приобретение знания
  5. Приобретение текущей не накапливаемой информации
  6. Приспособление механизмов обучения под селекционным давлением их функций
  7. Интегрированные частичные функции
  8. Абстрагирующая функция восприятия
  9. Понимание и центральное представление пространства
  10. Любознательное поведение и самоисследование
  11. Наследование приобретенных признаков
  12. Духовная жизнь как сверхличное явление
  13. Социальное конструирование того, что считается верным
  14. Аналогии между филогенетическим и культурным развитием
  15. Филогенетические основы развития культуры
  16. Возникновение и дивергентное[130] развитие видов и культур
  17. Глава 10 факторы, сохраняющие постоянство культуры
  18. Привычка и Так называемое магическое мышление
  19. Подражание и следование образцу
  20. Образование ритуалов В эволюции видов
  21. Образование ритуалов В истории культуры
  22. Функции, служащие для разрушения[163] постоянства культуры
  23. Стремление к новшествам В юности
  24. Сгущение» символических значений
  25. Бесплановость культурного развития
  26. Эволюционное рассмотрение развития культуры
  27. Колебание как когнитивная функция
  28. Чередование «гипертимного» и «гипотимного» настроения
  29. Колебания общественного мнения
  30. Значение естественной науки, изучающей познавательные функции
  31. Двойная обратная связь получения энергии и информации
  32. Возникновение новых системных свойств
  33. Возникновение единства из многообразия
  34. Одностороннее отношение между уровнями интеграции
  35. Не поддающийся рационализации остаток
  36. Учение николая гартмана о слоях реального бытия
  37. Заблуждение, состоящее В построении антагонистических понятий
  38. Процессы приобретения текущей информации
  39. Регулирующий контур, или гомеостаз
  40. Топическая реакция, или таксис
  41. Другие системы, построенные из врожденных механизмов запуска и инстинктивных движений
  42. Телеономные модификации поведения
  43. Общие сведения об адаптивной модификации
  44. Свидетельство экспериментальной эмбриологии
  45. Прокладывание пути посредством упражнения
  46. Реакции избегания, вызываемые "травмой"
  47. Обратное сообщение об успехе и дрессировка вознаграждением
  48. Новая обратная связь. Минимальная сложность системы
  49. Модифицируемые подсистемы и их адаптивная изменчивость
  50. Условная реакция,причинность и преобразование силы


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Колебание как когнитивная функция



Глава 14

КОЛЕБАНИЕ КАК КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ

 

1. ФИЗИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ КОЛЕБАНИЕ

 

Любой процесс регулирования, в котором играют роль механизмы инерции, имеет тенденцию к колебанию. Стрелка компаса, выведенная из положения равновесия, после возмущения долго колеблется, прежде чем снова успокаивается в «правильном» положении, и очень трудно сконструировать регулирующее устройство любого рода, например термостат, которое при выравнивании возмущения не переходило бы немного через цель, возвращаясь к номинальному значению лишь после затухающих колебаний. Именно так обстоит дело и во всех физиологических процессах регулирования. Например, так называемое возбуждение покоя (Ruheerregung) нервного элемента, испустившего ударный импульс (Erregungsstoß), сначала снижается до нуля, т. е. до состояния полной невозбужденности, но затем не возвращается к прежнему состоянию по простой асимптотической кривой, а заходит дальше. Поэтому за периодом «невосприимчивости» к любому стимулу следует период повышенной возбудимости, и первоначальное значение возбуждения покоя достигается лишь постепенно, часто после нескольких колебаний.

 

2. ПСЕВДОТОПОТАКСИС

 

Альфред Кюн описал процесс ориентации, в котором колебательный процесс используется для выполнения когнитивной функции. Хотя единственным строительным элементом этого механизма является фобическая реакция, он способен определять точное направление цели столь же хорошо, как описанный на с. 289 и далее топотаксис. Поэтому Кюн назвал его «псевдотопотаксисом». Хороший пример этого представляет поведение, с помощью которого находит добычу улитка насса. Возбужденная запахом, она вылезает из песка и, покачивая в разные стороны своей длинной хоботообразной дыхательной трубкой — сифоном, ищет, с какой стороны запах усиливается. При этом она ползет вперед в одном произвольном направлении и, таким образом, не выполняет повороты на регулируемые углы, характерные для всех топических реакций или таксисов (с. 289 и далее). Улитка продолжает двигаться вперед в случайно выбранном направлении до тех пор, пока разности  концентраций вызывающего запах вещества, воспринимаемых ее сифоном при взмахах в разные стороны от направления пути, не начинают убывать. Понятно, что максимум этой разности достигается в тот момент, когда улитка пересекает направление к цели под прямым углом[172] и когда, следовательно, взмах сифона совпадает с этим направлением. Но затем улитка вовсе не поворачивается на прямой угол к цели, как этого невольно ожидает наблюдатель, а на вполне определенный, нерегулируемый острый угол. В этом проявляется настоящая фобическая  реакция (с. 288 и далее). Повторяя этот процесс, насса продвигается в направлении усиления запаха наподобие парусной лодки, лавирующей против ветра, пока наконец не касается добычи сифоном при его очередном взмахе, прямо «наталкиваясь» на нее. Одна моя американская знакомая имела обыкновение ориентироваться подобным образом на широких дорогах со слабым движением. Она ехала на своей машине приблизительно в направлении дороги, пока не приближалась слева или справа к обочине, на что она затем фобически реагировала небольшим изменением курса. Поведение, именуемое «псевдотопотаксисом», состоит в том, что выполняется последовательность фобических реакций, в сумме образующих регулируемое по величине изменение направления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.121 (0.005 с.)