Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Сгущение» символических значений
Содержание книги
- Опыт естественной истории человеческого познания
- Гносеологическая позиция естествоиспытателя, или "гипотетический реализм"
- Гипотетический реализм и трансцендентальный идеализм
- Идеализм как препятствие для исследования
- Положительная обратная связь при получении энергии
- Приспособление как приобретение знания
- Приобретение текущей не накапливаемой информации
- Приспособление механизмов обучения под селекционным давлением их функций
- Интегрированные частичные функции
- Абстрагирующая функция восприятия
- Понимание и центральное представление пространства
- Любознательное поведение и самоисследование
- Наследование приобретенных признаков
- Духовная жизнь как сверхличное явление
- Социальное конструирование того, что считается верным
- Аналогии между филогенетическим и культурным развитием
- Филогенетические основы развития культуры
- Возникновение и дивергентное[130] развитие видов и культур
- Глава 10 факторы, сохраняющие постоянство культуры
- Привычка и Так называемое магическое мышление
- Подражание и следование образцу
- Образование ритуалов В эволюции видов
- Образование ритуалов В истории культуры
- Функции, служащие для разрушения[163] постоянства культуры
- Стремление к новшествам В юности
- Сгущение» символических значений
- Бесплановость культурного развития
- Эволюционное рассмотрение развития культуры
- Колебание как когнитивная функция
- Чередование «гипертимного» и «гипотимного» настроения
- Колебания общественного мнения
- Значение естественной науки, изучающей познавательные функции
- Двойная обратная связь получения энергии и информации
- Возникновение новых системных свойств
- Возникновение единства из многообразия
- Одностороннее отношение между уровнями интеграции
- Не поддающийся рационализации остаток
- Учение николая гартмана о слоях реального бытия
- Заблуждение, состоящее В построении антагонистических понятий
- Процессы приобретения текущей информации
- Регулирующий контур, или гомеостаз
- Топическая реакция, или таксис
- Другие системы, построенные из врожденных механизмов запуска и инстинктивных движений
- Телеономные модификации поведения
- Общие сведения об адаптивной модификации
- Свидетельство экспериментальной эмбриологии
- Прокладывание пути посредством упражнения
- Реакции избегания, вызываемые "травмой"
- Обратное сообщение об успехе и дрессировка вознаграждением
- Новая обратная связь. Минимальная сложность системы
Глава 12
ОБРАЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ И ЯЗЫК
В разделах предыдущей главы, посвященных филогенетической и культурной ритуализации, мы познакомились с рядом процессов, приближающихся к символическому представлению действий и вещей. Свободно создаваемые символы культурной ритуализации сходны с квазисимволами филогенетического образования ритуалов в том отношении, что вначале их значение крайне расплывчато. Они никогда не означают точно определенной вещи или действия, а всегда целый комплекс вещей и действий, в особенности же чувств и аффектов, — комплекс, в котором все переплетено и который не допускает простого определения. На вопрос, когда вообще в области несловесного или дословесного общения некоторый свободно созданный и передаваемый по традиции символ означает точно определенную вещь, я нахожу лишь один ответ: в тех случаях, когда культурно возникший символ связывает в одно целое некоторую группу людей.
Кроме таких групповых символов, обозначающих и представляющих определенную единую вещь, столь же точное значение имеют лишь символы языка. Но они резко отличаются как от любой филогенетической, так и от любой другой ритуальной символики тем, что это символы внутренних процессов, происходящих в центральной нервной системе и подчиняющихся очень сложной, филогенетически сложившейся закономерности — закономерности понятийного мышления. Происходящее здесь резкое сужение значения символа до вполне определенного понятия носит, таким образом, совсем иной характер, чем «сгущение» группового символа.
|