Содержание книги

  1. Гносеологическая позиция естествоиспытателя, или "гипотетический реализм"
  2. Гипотетический реализм и трансцендентальный идеализм
  3. Идеализм как препятствие для исследования
  4. Положительная обратная связь при получении энергии
  5. Приспособление как приобретение знания
  6. Приобретение текущей не накапливаемой информации
  7. Приспособление механизмов обучения под селекционным давлением их функций
  8. Интегрированные частичные функции
  9. Абстрагирующая функция восприятия
  10. Понимание и центральное представление пространства
  11. Любознательное поведение и самоисследование
  12. Наследование приобретенных признаков
  13. Духовная жизнь как сверхличное явление
  14. Социальное конструирование того, что считается верным
  15. Аналогии между филогенетическим и культурным развитием
  16. Филогенетические основы развития культуры
  17. Возникновение и дивергентное[130] развитие видов и культур
  18. Глава 10 факторы, сохраняющие постоянство культуры
  19. Привычка и Так называемое магическое мышление
  20. Подражание и следование образцу
  21. Образование ритуалов В эволюции видов
  22. Образование ритуалов В истории культуры
  23. Функции, служащие для разрушения[163] постоянства культуры
  24. Стремление к новшествам В юности
  25. Сгущение» символических значений
  26. Бесплановость культурного развития
  27. Эволюционное рассмотрение развития культуры
  28. Колебание как когнитивная функция
  29. Чередование «гипертимного» и «гипотимного» настроения
  30. Колебания общественного мнения
  31. Значение естественной науки, изучающей познавательные функции
  32. Двойная обратная связь получения энергии и информации
  33. Возникновение новых системных свойств
  34. Возникновение единства из многообразия
  35. Одностороннее отношение между уровнями интеграции
  36. Не поддающийся рационализации остаток
  37. Учение николая гартмана о слоях реального бытия
  38. Заблуждение, состоящее В построении антагонистических понятий
  39. Процессы приобретения текущей информации
  40. Регулирующий контур, или гомеостаз
  41. Топическая реакция, или таксис
  42. Другие системы, построенные из врожденных механизмов запуска и инстинктивных движений
  43. Телеономные модификации поведения
  44. Общие сведения об адаптивной модификации
  45. Свидетельство экспериментальной эмбриологии
  46. Прокладывание пути посредством упражнения
  47. Реакции избегания, вызываемые "травмой"
  48. Обратное сообщение об успехе и дрессировка вознаграждением
  49. Новая обратная связь. Минимальная сложность системы
  50. Модифицируемые подсистемы и их адаптивная изменчивость


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бесплановость культурного развития



2. СИМВОЛ ГРУППЫ

 

Группы, более многочисленные, чем связываемые личным знакомством и дружбой, сохраняют свою сплоченность всегда и исключительно благодаря символам, созданным культурной ритуализацией и воспринимаемым всеми членами группы как нечто ценное. Они точно так же заслуживают любви, почтения и прежде всего защиты от всех опасностей, как самые любимые из ближних. В главе о факторах, сохраняющих постоянство культуры (с. 416 и далее), мы видели, какие процессы перенесения чувств придают символам эту эмоциональную ценность.

Самая примитивная и, вероятно, первая встречающаяся в культурной истории человека реакция на рассматриваемые здесь символы, объединяющие группу, гомологична защите группы у шимпанзе. Мы, современные люди, выступаем на защиту символов нашей культуры с теми же врожденными формами движения, с которыми шимпанзе защищает, рискуя жизнью, свою группу; это коллективная боевая реакция, при которой топорщатся волосы, выдвигается подбородок и затмевается разум. Украинская пословица гласит: "Коли прапор в'тся, про голову нейдется!"

Вероятно, первые выработанные нашими предками символы, означавшие конкретную вещь, а может быть, и первые символы вообще были символами боевой сплоченности группы, вроде военных татуировок или военных флагов. Все мы знаем, как легко коллективный воинствующий энтузиазм превращается в летальный фактор уничтожения культур.

 

3. ЯЗЫКОВАЯ СИМВОЛИЗАЦИЯ

 

Насколько я знаю, единственный способ образования символов, в котором символ соответствует точно определенному понятию, — языковой. Несомненно, предпосылкой возникновения словесного языка наряду с функциями понятийного мышления были также процессы ритуализации, закрепляющие символы и обеспечивающие их традиционную передачу. Словесный язык — типичное творение фульгурации, создавшей путем слияния этих двух функций новую способность обозначать однозначным словесным символом точно определенный мысленный процесс. Надо представить себе, как сложна логическая связь, символизируемая, например, словечком «хотя», имеющим точные эквиваленты во всех высокоразвитых языках. Мы уже отметили на с. 405 значение того факта, что возможен перевод с одного языка на другой.

Хотя процессы культурной ритуализации, коренящейся, в свою очередь, в наличии традиции, безусловно гораздо старше синтаксического языка, такой язык и сам является средством — настоящим средством традиции и одним из самых необходимых факторов, способствующих постоянству культуры. Но, с другой стороны, язык — важнейший орган понятийного мышления и происходящего на высшем уровне любознательного поведения человека, которое мы называем исследованием.  Тем самым он становится также важным фактором разрушения и перестройки затвердевших культурных структур. Из главы 9 мы знаем уже об упорядоченной и в высшей степени сложной врожденной программе, определяющей путь онтогенетического развития языка. В этой системе предусмотренных учебных установок самой важной является готовность сопоставлять понятиям свободно выбираемые символы, иными словами, готовность называть вещи и действия. Из наблюдений Энн Салливан, которые я столь подробно пересказал, ясно вытекает, что название обозначает сначала комплекс, состоящий из объекта и связанного с ним действия, как, например, питья молока или игры в мяч (с. 408). Но столь же ясно, что у нас имеется врожденная программа для существительных и глаголов и тем самым способность символизировать действие независимо от объекта, на который оно направлено. Здесь следует еще раз отметить два дальнейших факта, однозначно вытекающих из наблюдений Энн Салливан. Во-первых, человек испытывает в определенной фазе своего детства непреодолимо сильное стремление находить для вещей и действий имена и ощущает сильное специфическое удовлетворение, когда это ему удается. Во-вторых, вопреки силе этого стремления, он не пытается самостоятельно изобретать словесные символы, как это якобы сделал Адам, согласно известной легенде, а врожденным образом «знает», что он должен научиться им у кого-то, кто передает традицию.  Таким образом, обучение языку основано на филогенетически сложившейся программе, по которой у каждого ребенка заново осуществляется интеграция врожденного понятийного мышления и переданного культурной традицией словаря. Это чудо творения наполняет понимающего наблюдателя благоговением и умилением каждый раз, когда он видит совершающее его человеческое дитя.

 

 

Глава 13

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.59 (0.008 с.)