Содержание книги

  1. Опыт естественной истории человеческого познания
  2. Гносеологическая позиция естествоиспытателя, или "гипотетический реализм"
  3. Гипотетический реализм и трансцендентальный идеализм
  4. Идеализм как препятствие для исследования
  5. Положительная обратная связь при получении энергии
  6. Приспособление как приобретение знания
  7. Приобретение текущей не накапливаемой информации
  8. Приспособление механизмов обучения под селекционным давлением их функций
  9. Интегрированные частичные функции
  10. Абстрагирующая функция восприятия
  11. Понимание и центральное представление пространства
  12. Любознательное поведение и самоисследование
  13. Наследование приобретенных признаков
  14. Духовная жизнь как сверхличное явление
  15. Социальное конструирование того, что считается верным
  16. Аналогии между филогенетическим и культурным развитием
  17. Филогенетические основы развития культуры
  18. Возникновение и дивергентное[130] развитие видов и культур
  19. Глава 10 факторы, сохраняющие постоянство культуры
  20. Привычка и Так называемое магическое мышление
  21. Подражание и следование образцу
  22. Образование ритуалов В эволюции видов
  23. Образование ритуалов В истории культуры
  24. Функции, служащие для разрушения[163] постоянства культуры
  25. Стремление к новшествам В юности
  26. Сгущение» символических значений
  27. Бесплановость культурного развития
  28. Эволюционное рассмотрение развития культуры
  29. Колебание как когнитивная функция
  30. Чередование «гипертимного» и «гипотимного» настроения
  31. Колебания общественного мнения
  32. Значение естественной науки, изучающей познавательные функции
  33. Двойная обратная связь получения энергии и информации
  34. Возникновение новых системных свойств
  35. Возникновение единства из многообразия
  36. Одностороннее отношение между уровнями интеграции
  37. Не поддающийся рационализации остаток
  38. Учение николая гартмана о слоях реального бытия
  39. Заблуждение, состоящее В построении антагонистических понятий
  40. Процессы приобретения текущей информации
  41. Регулирующий контур, или гомеостаз
  42. Топическая реакция, или таксис
  43. Другие системы, построенные из врожденных механизмов запуска и инстинктивных движений
  44. Телеономные модификации поведения
  45. Общие сведения об адаптивной модификации
  46. Свидетельство экспериментальной эмбриологии
  47. Прокладывание пути посредством упражнения
  48. Реакции избегания, вызываемые "травмой"
  49. Обратное сообщение об успехе и дрессировка вознаграждением
  50. Новая обратная связь. Минимальная сложность системы


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10 факторы, сохраняющие постоянство культуры



Глава 10 ФАКТОРЫ, СОХРАНЯЮЩИЕ ПОСТОЯНСТВО КУЛЬТУРЫ

 

1. СПОСОБНОСТЬ К РАЗВИТИЮ КАК СОСТОЯНИЕ РАВНОВЕСИЯ

 

Животное или растение можно отнести к определенному виду, поскольку большое число признаков этого вида с достаточной неизменностью закреплено в хранилище наследственных задатков, общих определенной популяции живых организмов. Именно по этим признакам мы узнаем о принадлежности к данному виду отдельного живого существа.

Как вытекает из предыдущего раздела, это хранилище, "gene pool",[137] как говорят англоязычные генетики и филогенетики, и определяет сущность вида.

Так же как зоолог определяет вид животного, археолог и историк культуры с первого взгляда узнают, от какой культуры и из какого ее периода происходит некоторый предмет. Ввиду легкости, с которой наследование приобретенных признаков может изменять произведения человеческого духа, относительное постоянство культурных функций, позволяющее знатоку столь уверенно высказывать свои суждения, нуждается в особом объяснении.

Жизнеспособность вида зависит от того, что постоянство его наследственных задатков находится в правильном равновесии с их изменчивостью. Филогенетики и генетики сейчас уже довольно точно знают, каким образом животный или растительный вид справляется с помощью текущих приспособительных процессов с постоянно происходящими независимо от них большими или меньшими изменениями их жизненной среды. Равновесие между факторами, обусловливающими постоянство наследственного материала, и факторами, изменяющими его, у разных видов различно и во всех случаях приспособлено к изменчивости жизненной среды. В мало меняющихся жизненных средах, например в мировом океане, преобладают факторы, способствующие постоянству; там наблюдается наименьшая частота мутаций и расщепления признаков. Напротив, эти явления наиболее интенсивны у организмов, живущих в быстро меняющихся биотопах.

Ряд известных аналогий между видообразованием и историческим становлением культур наводит на мысль проследить и в человеческой культуре две категории процессов, гармонический антагонизм которых устанавливает и поддерживает необходимое для сохранения жизни равновесие между постоянством и приспособляемостью. Я не могу при этом избежать некоторых забеганий вперед, в содержание второго тома этой книги, где будут рассмотрены нарушения этого равновесия и неправильные функции его отдельных факторов. То немногое, что мы знаем об этих процессах, большей частью происходит именно от изучения этих нарушений равновесия и неправильных функций. Могу сказать в свое оправдание, что строю изложение так же, как и большинство учебников физиологии, начинающихся с описания нормального процесса, хотя почти все, что о нем известно, выведено из его патологических нарушений. В сущности, было бы желательно провести учащегося тем же путем, которым шло исследование. Но, к сожалению, этот путь долог и труден.

В двойственности действия любых структур заключена проблема, стоящая перед каждой живой системой — как перед видом, так и перед человеческой культурой: ее опорная функция должна быть куплена ценой жесткости, т. е. потери степеней свободы! Дождевой червь может изгибаться как хочет; мы же в состоянии менять позицию нашего тела лишь в тех местах, где предусмотрены суставы. Зато мы можем стоять прямо, а дождевой червь не может. Постоянные структуры вида обеспечивают его приспособленность и в то же время состоят в примечательном отношении к знанию. С одной стороны, каждая приспособленная структура содержит знание; знание только и может закрепляться в приспособленных структурах, таких, как молекулярные цепочки генома, ганглионарные клетки мозга или буквы учебника. Структура — это приспособленность в готовом виде; и она должна быть в состоянии, по крайней мере частично, опять разрушаться [138] и перестраиваться, когда происходят дальнейшие приспособления и должно быть усвоено новое знание.

Прекрасный пример такого процесса — рост кости. Он никоим образом не сводится к тому, что костеобразующие клетки, «остеобласты», откладывают все время новое, сразу же обызвествляющееся вещество кости; одновременно должны работать также клетки, способные уничтожать старое вещество кости, так называемые остеокласты. Посредством гармонического взаимодействия этих антагонистов растущая кость в целом все время приспосабливается к величине растущего животного и на каждой стадии роста вполне гармонирует с общим строением организма. Все накопление знания, определяющее культуру человека, основывается на возникновении прочных структур. Эти структуры должны обладать относительно высоким постоянством, чтобы вообще возможна была передача от поколения к поколению и кумуляция знаний в течение длительных промежутков времени. Совокупное знание некоторой культуры, заключенное во всех ее нравах и обычаях, в ее процедурах земледелия и техники, в грамматике и словарном составе ее языка и тем более в «сознательном» знании так называемой науки, должно быть отлито в структуры относительно постоянной формы, чтобы возможна была ее кумуляция и дальнейшая передача.

Но никогда нельзя забывать, что структура есть лишь приспособленность, а не приспособление, лишь знание, а не познание. Гёте говорит: "Слово умирает уже на кончике пера". А вот что говорит Ницше: "Мысль горяча и текуча, это лава! Но каждая лава возводит вокруг себя крепостную стену, каждая мысль в конце концов удушает себя в законах". И точно так же, как кость не может расти без разрушения, живой рост человеческого знания невозможен, если шаг за шагом уже приспособленное, уже усвоенное не разрушается, чтобы уступить место новому и высшему. Так же как в геноме животного или растительного вида постоянство и изменчивость наследственности должны находиться в гармоническом равновесии, должно быть равновесие между постоянством и изменчивостью культурного знания. В этой главе речь идет о факторах, поддерживающих постоянство культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.24 (0.007 с.)