Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Духовная жизнь как сверхличное явление
Содержание книги
- Опыт естественной истории человеческого познания
- Гносеологическая позиция естествоиспытателя, или "гипотетический реализм"
- Гипотетический реализм и трансцендентальный идеализм
- Идеализм как препятствие для исследования
- Положительная обратная связь при получении энергии
- Приспособление как приобретение знания
- Приобретение текущей не накапливаемой информации
- Приспособление механизмов обучения под селекционным давлением их функций
- Интегрированные частичные функции
- Абстрагирующая функция восприятия
- Понимание и центральное представление пространства
- Любознательное поведение и самоисследование
- Наследование приобретенных признаков
- Духовная жизнь как сверхличное явление
- Социальное конструирование того, что считается верным
- Аналогии между филогенетическим и культурным развитием
- Филогенетические основы развития культуры
- Возникновение и дивергентное[130] развитие видов и культур
- Глава 10 факторы, сохраняющие постоянство культуры
- Привычка и Так называемое магическое мышление
- Подражание и следование образцу
- Образование ритуалов В эволюции видов
- Образование ритуалов В истории культуры
- Функции, служащие для разрушения[163] постоянства культуры
- Стремление к новшествам В юности
- Сгущение» символических значений
- Бесплановость культурного развития
- Эволюционное рассмотрение развития культуры
- Колебание как когнитивная функция
- Чередование «гипертимного» и «гипотимного» настроения
- Колебания общественного мнения
- Значение естественной науки, изучающей познавательные функции
- Двойная обратная связь получения энергии и информации
- Возникновение новых системных свойств
- Возникновение единства из многообразия
- Одностороннее отношение между уровнями интеграции
- Не поддающийся рационализации остаток
- Учение николая гартмана о слоях реального бытия
- Заблуждение, состоящее В построении антагонистических понятий
- Процессы приобретения текущей информации
- Регулирующий контур, или гомеостаз
- Топическая реакция, или таксис
- Другие системы, построенные из врожденных механизмов запуска и инстинктивных движений
- Телеономные модификации поведения
- Общие сведения об адаптивной модификации
- Свидетельство экспериментальной эмбриологии
- Прокладывание пути посредством упражнения
- Реакции избегания, вызываемые "травмой"
- Обратное сообщение об успехе и дрессировка вознаграждением
- Новая обратная связь. Минимальная сложность системы
Как мы уже знаем (с. 378–379), высокоорганизованная социальная жизнь предшествовавших человеку приматов была предпосылкой интегрирования когнитивных функций, из которого возникла фульгурация понятийного мышления и вместе с нею синтаксический язык и кумулируемая традиция. Эти способности оказали, в свою очередь, сильнейшее обратное воздействие на форму совместной жизни людей. Быстрое распространение знаний, выравнивание мнений всех членов общества и прежде всего закрепление традицией определенных социальных и этических установок создали новый вид сообщества индивидов, никогда ранее не бывший вид живой системы, определяющим системным свойством которой является новый вид жизни, именуемый духовной жизнью.
Индивидуальное, конкретное осуществление такой сверхличной системы мы называем культурой. Попытки провести различие между культурной и духовной жизнью бессмысленны. Данное определение культуры должно содействовать отчетливому осмыслению этого понятия. Новая система разделяет с другими, низшими формами жизни все уже известные нам определяющие свойства; цикл положительной обратной связи, доставляющей информацию и энергию, функционирует в принципе таким же образом, хотя некоторые из физиологических и физических процессов, осуществляющих то и другое, совершенно новы.
Как было уже. сказано в предыдущем разделе этой главы, передача приобретенного знания в системе человеческой культуры опирается на иные механизмы, чем аналогичные процессы в системе какого-либо вида животных или растений. Функции приобретения энергии, основанные на такой информации, отчасти также новы и своеобразны: человек — единственное живое существо, способное использовать в энергетическом хозяйстве своего вида не только силы, которые происходят от энергии солнечного излучения и вводятся в круг жизни путем фотосинтеза растений (т. е. образования углеводородов с помощью солнечного света и зеленого вещества листьев).
Сверх того из наследования приобретенных признаков возникает гакже новый когнитивный аппарат, функции которого строго аналогичны функциям генома в том смысле, что процессы приобретения и хранения информации осуществляются в каждом из случаев двумя различными механизмами, находящимися во взаимном отношении антагонизма и равновесия.
|