Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особое внимания разбирая причины алалии, врачи уделяют внимания вредным факторам перинатального и натального периода.

Поиск

 Моторная алалия.

 Брока - моторная, Верника-сенсорная в 20 веке.

Долгое время основное понимание алалии базировалось на этих взглядах и даже до сих пор в литературе можно вычитать информацию то что причиной моторной алалии является поражения зоны Брака и соответственно основным механизмом является не способность произнесения звуков.

2. Прежде всего связан с накоплением фактического материала в образе неврологии , развитием нейропсихологии, психолингвистики в связи с развитием медицинской технике , во 2 половине 20 века начинается новый этап в развитии учения об алалии. Появление новой технике позволило изучить функционирования ЦНС в частности мозга у живых детей который был поставлен клинический и логопедический диагноз моторная и сенсорная алалия.

А. уже в 60-70г практически полностью было разрушено представления об узкой локализации поражения

· у части детей с диагнозом моторная алалия вообще на том момент не было выявлено серьёзных нарушений в деятельности ЦНС с начало предположили , что поражение компенсировалось, а позже стали говорить о не совершенстве технике так как более поздние исследования аналогичных случаев показали, что проблема возникает не только на уровне коры но и на уровне подкорки в частности не достаточность меж полушарных связей, недостаточность меж клеточных связей, задержка менианализации волокон то есть покрытии их оболочек.

· В 60-70г исследования показали , что поражения как правило носит разлитой , диффузный характер причем , как левого так и правого полушария, но ни тотальное поражения как при УО, а затрагивались не глубоко отдельные участки мозга (парциальное поражения) минимальная мозговая дисфункция , более поздние исследования 80-90г отмечали не сформировалось самых сложно организованных структур , а именно третичных зон.(той из зон обеспечивающих установления ассоциативных связей) Ефименкова (формирования речи у детей) скачать.Более поздние исследования показали, что в целом мозг ребенка начинает развиваться после рождения , что у ребенка имеется большой запас зародышей нервных клеток следовательно: что и позволило объяснить высокую способность компенсацию нарушения и те проблемы, которые были выявлены инструментальным методом.

 

То есть на данный момент придерживаются следующих точек зрения: к алалии приводит не один какой либо фактор, а целый комплекс причин биологического и социального характера. На настоящий момент, обследуя маленького ребенка, врачи еще не могут установить четких причинно следственных связей меду патологией развития и дальнейших последствий.

 

В случаи грубой патологии врачи еще могут предположить, что у ребенка выраженная УО или ДЦП в случаи не четкой смазанной патологией сейчас употребляют термин «группа риска»

 

Внутриутробная патология приводит к разлитому поражению вещества мозга, причем, чем более ранней срок беременности, тем более древнее структуры мозга будут поражены и соответственно более сильные будет поражения ЦНС.

Родовые травмы и патология во время родов если это не серьёзная травма , как правило приводит к такому состоянию как эницалопатия.(недостаточная активная функционирования структур мозга)

Постнатальная патология делиться на биологическую и социальную. Очень часто в качестве причины алалии выделяют травму головного мозга.

Современные исследования показывают, что вследствие не благоприятных воздействий на головной мозг в принатальный, натальный и постнатальный период, неблагоприятные социальные и педагогические условия.

 

Наблюдается задержка созревания сложных структур головного мозга + как в подкорковых структурах так в особенности в коре. Не созревают или запаздывают в созревании нервные клетки. Недостаточно формируются межклеточные связи, следовательно: что в результате приводит к изменению подвижности нервных процессов.

 

В настоящее время спорным считается вопрос о локализации поражения.

У ребенка в раннем возрасте, особенно у плода очень сложно говорить о каком-то локальном поражении ГМ, т.к. кора находится в стадии формирования. Современные исследования показывают, что поражение носит разлитой, диффузный характер, захватывая как правило, оба полушария.

Не у всех детей в результате обследования обнаруживается видимые поражения ЦНС. Это говорит либо о компенсации, либо о том, что современные методы и современная техника не может выявить поражение. Достаточно часто у детей Алаликов данные ЭЭГ показывают картину характерную для более младшего возраста. И не всегда врач читающий эти данные может признать данные показатели как патологию.

У ряда детей на фоне диффузного поражения наблюдается и некоторая локализация при этом исследования последних лет (90-2000) показывают незрелость третичных зон. Например: у многих детей которым ставился диагноз моторная алалия отмечается поражение теменно-затылочных (образы, смысловой отдел речи) зон, с акцентом то в левом, то в правом полушарии.

Ряд исследований показал недостаточность передних лобных отделов.

Но многие исследователи отмечали, что «выраженность нарушений» далеко не всегда коррелируется (относятся) с тяжестью речевого расстройства.

Во второй половине 20 –го века (особенно ближе к концу) изменилось и направление изучения Алалии. В настоящее время ведущими стали нейролингвистические и психолингвистический подходы.

Классификации Алалии:

Алалия это сложное (состоящее из нескольких частей) расстройство, неоднородное по своим механизмам. Существовали ранее и существуют теперь разные подходы к изучению Алалии. Достаточно долгое время ведущими были клиницисты (медики) и Алалия до сих пор активно изучается с медицинских позиций.

Необходимость изучение и обучение детей показали значимость психологического и педагогического подхода. Педагогическое и психологическое исследование показало, что речевые проблемы при Алалии всегда соседствуют с неречевой симптоматикой. До сих пор нет единого мнения о взаимосвязи речевой и неречевой симптоматики (что первично, что вторично).

В связи с направлениями исследования создавались и классификации:

1925 год – А. Либманн – врач предложил классификацию в которой выделил 3 формы Алалии:

Моторная

Сенсорнаяоявлений

Сенсо-моторная

При описании механизмов нарушения исследователи опирались на схожесть проявлений нарушений у детей Алаликов и взрослых Афазиков. По анологии предполагалось, что у детей как и у взрослых имелось поражение зоны Брока или зоны Вернике.

!!! Никакими инструментальными исследованиями это не подтверждалось и данная классификация строилась только на основе умозаключения. Характер и качественные особенности нарушения речи врачами не анализировались. Для врача было значимо, что ребенок не говорит и не понимает.

Уже в 30-40 годы делались попытки пересмотра, дополнения и уточнения существующей классификации и особенно этот процесс активно начался после войны. Этому способствовало:

- появление новых наук: нейропсихологии, нейрофизиологии, нейролингвистики. Развитие лингвистики и психолингвистики;

- развитие техники для исследований;

- достаточно большой накопившийся к этому времени педагогический опыт.

1951 год. Роза Евгеньева Левина предложила психологическую классификацию Алалии (отказавшись от традиционного деления на сенсорную и моторную Алалии) и выделила 3 группы детей:

1 группа – это дети у которых нарушено звуковое (фонематическое) восприятие. (Р.Е. Левина первая ввела это понятие – фонематическое восприятие и разработала учение о фонетико–фонематическом недоразвитии). В данной категории детей наблюдается специфическое невосприимчивость к звукам человеческой речи, как следствие возникают трудности в соотнесении звуковой оболочки со значением слова, вычленение и различение отдельных морфем (приставка, корень…), т.е. фонематические проблемы провоцируют недостаточность лексико-грамматического строя.

2 группа – дети с нарушением зрительного (предметного) восприятия. Не формируется восприятие - не формируются слова.

3 группа – дети с нарушением психической активности. Дети со сниженной познавательной активностью – ЗПР, Церебростения, т.е. не хочет ничего делать, ему ни чего не интересно.

 

1963год – Вера Константиновна Орфинская предложила лингвистическую классификацию (не прижилась) она выделила 10 форм Алалии. Она выделила 6 форм Алалии связаны с простыми неречевыми расстройствами такими как – Артикуляторная Апраксия (трудности артикуляции) и Слуховой Агнозии (сложности восприятия). 2 формы Алалии – связаны с нарушением смыслоразличительными функциями фонем (трудности различение грамматических категорий). 2 – связаны с нарушением зрительно-двигательных функций.

 

1962 год в Чехословакии Михаил Зееман издал учебник, выделил 2 формы Алалии:

1 формаЭкспрессивные деспотические нарушения. Нарушение организации высказывания, трудности реализации высказывания на всех языковых уровнях.

2 форма – Рецептивные нарушения. Трудности понимания речи.

 

В 1990 годы – преобладающими стали нейролингвистические, психолингвистические подходы.

Нейролингвистический подход. Основатель – Ковшиков В.А. (его пособие Экспрессивная Алалия). Он выделил:

Экспрессивную (моторную) Алалию, при которой у ребенка нарушается процесс порождение речевого высказывания. При этом нарушение наблюдается преимущественно на языковом этапе порождения высказывания, т.е.

- Трудности актуализации языковых единиц разных уровней (звук, морфема, слово, предложение, текст).

- Трудности усвоение законов оперирования этими единицами (правила построение слов, звуков, предложений).

Импрессивная (сенсорная) Алалия.

- Трудности понимания, запоминания языковых единиц,

- Трудности оперирования в уме этими единицами.

 

Психолингвистическая.Е.Ф, Соботович из Минска.

1 группа – Алалия с преимущественным нарушением:

Усвоение парадигматической (набор в связи с чем-то) системой языка. Это система языковых единиц разного уровня от звука до предложения. Трудности в запоминании, запас слов, морфемы и значения. (Звуковой образ со смысловым, трудности звукового ряда). В основном преобладают трудности понимания речи, хотя и организация собственного высказывания тоже страдает.

2 группа. С преимущественным нарушением:

Синтагматической системой – операции использования языковых единиц с учетом языковых законов и правил, т.е. стуктурирование и грамматическое оформление высказывания, актуализация слов и комбинирование их из морфем, актуализация звукового состава слова. Реализоваться мысль с помощью слов не может.

 

В настоящее время в практической работе, обобщают большое количество классификаций, чтобы в результате получить информацию:

А) какая форма речи нарушена экспрессивная или импрессивная.

Б) с учетом степени выраженности – от полного отсутствия речи до словесной неловкости.

В) что преобладает: трудности усвоения языковых единиц или их использования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.46 (0.007 с.)