Речь во всех своих функциях вначале носит развернутый внешний материальный характер.
Содержание книги
- ОНР (Общее недоразвитие речи).
- Речь как высшая психическая функция. Место речи в психической деятельности человека.
- Уже номинативная функция речи – является сложной и абстрактной.
- Речь во всех своих функциях вначале носит развернутый внешний материальный характер.
- В процессе обучения у ребенка формируется сложный мир образов и понятий, создаются подвижные формы управления своим поведением.
- Среди этой категории встречаются дети, достаточно хорошо понимающие обращенную речь. Однако наблюдение показывают, что не говорящий ребенок ориентируется только на общее лексическое значение некоторых слов или простые предложения, воспринимаемые как слова
- III уровень речевого развития.
- IV уровень речевого развития.. Медицинская (клиническая) характеристика ОНР.
- А) онр может возникнуть как вследствие педагогической запущенности при дцп (дизартрия).
- в) ОНР часто сочетается с различными неврологическими расстройствами, связанные с нарушением мышечного тонуса, равновесия и координацией, общей моторной неловкостью и т.д.
- Попадая в благоприятные условия, дети с зрр могут самостоятельно овладевать языковыми закономерностями, как в норме.
- Сенсорная Алалия путают с нарушением слуха.
- Первоначально причинами алалии назывались воспалительные процессы головного мозга, родовые травмы, заболевания ребенка после рождения. Спорным оставался вопрос о наследственности.
- Особое внимания разбирая причины алалии, врачи уделяют внимания вредным факторам перинатального и натального периода.
- Моторная Алалия. . Нарушение слоговой структуры.
Особенности ВПФ
1. Психические процессы не являются результатом развития элементарных форм поведения, а формируются прижизненно в процессе усвоения социального опыта.
2. Все ВПФ проходят в своем развитии ряд этапов (Гальперин «О поэтапном формировании умственных действий»).
От внешней развернутой материальной деятельности.
До сокращенных действий в уме.
Речь во всех своих функциях вначале носит развернутый внешний материальный характер.
Т.е. что-то обдумывая, планируя, ребенок сопровождает это внешней, часто, громкой речью.
В процессе психического процесса усложнения мыслительной деятельности внешняя форма внутреннего программирования постепенно сворачивается во внутреннюю беззвучную речь «про себя».
!!! В целом формирование внутренней формы речи должно завершиться к концу дошкольного периода!!!
Но логопед и дефектолог, как правило, имеют дело с детьми у которых эта внутренняя речь еще не сформировалась.
Дети с ОНР даже в школьном возрасте порой не могут обдумывать и планировать ситуацию без внешнего комментирования.
В школе возможны:
- учитель объясняет материал или дает инструкцию, а ребенок вслед за учителем в полный голос повторяет его слова. Без внешнего проговаривания ребенок просто не может понять, что говорит учительница. (без взаимодействия Вернике и Брока (речедвигательный анализатор) не понимает, по этому проговаривает).
- ребенок не в состоянии выполнить не одно учебное действие без внешнего программирования. Пишет – проговаривает, решает задачи – проговаривает, и т.д.
Переход к сложным действиям в уме осуществляется только тогда, когда навык автоматизировался.
До тех пор пока ребенок не научился бегло в слух читать, его нельзя заставлять читать про себя.
Планируя свою работу, логопед должен продумать этапы сокращения и свертывания умственных действий.
В процессе общения и деятельности ребенок обучается, т.е. усваивает и учится применять общественный опыт.
Способности каждого ребенка, каждого человека свои. Возможности применения общественного опыта зависит от интеллектуальных возможностей ребенка и его жизненного опыта.
|