ОНР (Общее недоразвитие речи).
Содержание книги
- ОНР (Общее недоразвитие речи).
- Речь как высшая психическая функция. Место речи в психической деятельности человека.
- Уже номинативная функция речи – является сложной и абстрактной.
- Речь во всех своих функциях вначале носит развернутый внешний материальный характер.
- В процессе обучения у ребенка формируется сложный мир образов и понятий, создаются подвижные формы управления своим поведением.
- Среди этой категории встречаются дети, достаточно хорошо понимающие обращенную речь. Однако наблюдение показывают, что не говорящий ребенок ориентируется только на общее лексическое значение некоторых слов или простые предложения, воспринимаемые как слова
- III уровень речевого развития.
- IV уровень речевого развития.. Медицинская (клиническая) характеристика ОНР.
- А) онр может возникнуть как вследствие педагогической запущенности при дцп (дизартрия).
- в) ОНР часто сочетается с различными неврологическими расстройствами, связанные с нарушением мышечного тонуса, равновесия и координацией, общей моторной неловкостью и т.д.
- Попадая в благоприятные условия, дети с зрр могут самостоятельно овладевать языковыми закономерностями, как в норме.
- Сенсорная Алалия путают с нарушением слуха.
- Первоначально причинами алалии назывались воспалительные процессы головного мозга, родовые травмы, заболевания ребенка после рождения. Спорным оставался вопрос о наследственности.
- Особое внимания разбирая причины алалии, врачи уделяют внимания вредным факторам перинатального и натального периода.
- Моторная Алалия. . Нарушение слоговой структуры.
ОНР (Общее недоразвитие речи).
Актуальные проблемы: плохо понимает обращенную речь, плохо сформировывает мысли, говорит гораздо позже, вошел в социальную среду позже; задержка в игровой деятельности в дошкольном возрасте, долго преобладает процессуальная игра как у младшего дошкольника, а не социальная.
В 80-е годы у детей была развита речь лучше, чем в нынешнее время (не может разложить серийные картинки (в 4 года не просится на горшок, не говорит)).
В 1,5 – 3 года – сензетивный период развития речи.
ОНРв настоящее время рассматривается как термин обозначающий состояние речи при различных речевых расстройствах.
В настоящее время логопеду не рекомендуется употреблять следующие термины как: алалия, дизартрия, детская афазия т.к. эти термины клинически помимо речевого расстройства включают и другие симптомы, устранение которых логопед не занимается.
Такое состояние как ОНР будет всегда наблюдаться при Аллалии (ЦНС), как следствие педагогической запущенности, может быть при Дизартрии (ФФН, иннервация нарушения), Ринолалия (нарушение в строении артикуляционного аппарата). ОНР также может возникнуть в следствие социальной педагогической запущенности.
ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы (ФФСлух и лексика и грамматика), при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Если у ребенка стоит диагноз– нарушение интеллектуального развития, то логопед ставить диагноз ОНР не может.
В конце 19 века (Брока, Вернике) начинают связывать деятельность человека с деятельностью мозга.
Логопедия брала начало из сурдопедагогики – постановка, от олигофренопедагогики – развитие речи.
Изучение такого явления как ОНР началось с 40х годов 20 века и связано с проблемами школьного обучения.
Сам термин ОНР появился в 50 годы. Группа логопедов под руководством: Левиной Розы Евгеньевны, Никашина Н.А., Кашэ Р.А., Спирова Л.Ф., Жаренкова Е.И.; 60 годы – Филичева, Волкова, Жукова, Мастюкова, Фоменко.
Группа Левиной первоначально изучала детей аллаликов, но с педагогической позиции.
|