Элементарная частица как процесс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементарная частица как процесс.



«Всякое [2] тело излучает » [13, 54].

Тейяр де Шарден.

Сейчас я вам, Читатель, выскажу бредовую идею, но будьте снисходительны, не отбрасывайте книгу сразу. Уверяю вас, по мере изложения бред будет рассеиваться.

В раздумьях глубоко верующего Тейяра де Шардена [3] о том, что излучает каждое тело, для нас важно излучение элементарной частицы, - это мельчайшее тело. Излучение тела есть совокупность излучения элементарных частиц, - атомов, молекул и т. д.

Но что такое излучение, как мы его себе представляем? Мы знаем, что у него есть материальный носитель, - квант (порция) излучения имеет массу. Не будем пока забивать себе голову отсутствием массы покоя.

«…излучение, испускаемое Солнцем и проходящее через пространство, содержит энергию и поэтому имеет массу; Солнце и все излучающие звезды теряют массу вследствие излучения….

Энергия столь долго считалась невесомой просто потому, что масса, которая ей отвечает, слишком мала» [71, 179-180].

Эйнштейн.

Что же тогда у нас есть излучение элементарной частицы?

Возникновение материи?

Святой источник, - из крана течет вода, но трубы к крану не подходит?

Не будем взывать к диалектике, хотя абсурдность ситуации здесь налицо. Первыми словами книги автор и поставил, - познание есть не только открытие глазу неизвестного, но и открытие глаз на известное.

Рассмотрение объекта природы вне его связей, - как предмет, - это и есть метафизика. Чтобы излучающая энергию элементарная частица стала процессом, энергия должна к ней подходить, тогда это будет процесс перехода одного (невидимого нам) вида энергии в другой, видимый для нас.

 

Причем только здесь сверхсветовая скорость?

Во-первых, - а как еще излучению стать невидимым?

Во-вторых, - а как еще излучению стать видимым?

Рассмотрим первое, стать излучению невидимым, - какие этому есть способы?

На наших глазах электромагнитное излучение постоянно становится для нас невидимым, - уходит за горизонт видимости по мере падения его плотности.

Свет от лампы, чем дальше мы от нее отходим, тем тускнее, и где-то исчезает. Звезды одной и той же светимости становятся невидимыми дальше определенного расстояния, плотность их излучения становится меньше порога чувствительности наших органов чувств, и наших приборов.

Один из способов для излучения стать невидимым есть т. о. падение его плотности.

Но падение плотности излучения есть в то же время падение его энергии, в перспективе стремящееся к нулю, у нас же гравитационное излучение производит работу даже при беглом взгляде несопоставимую с возможностями самых сильных из известных в природе источников электромагнитной энергии.

Сообщить подобную мощность излучению невидимой для нас плотности может только пропорциональное увеличение его скорости, - скорости, гигантским образом превосходящей световую.

Увеличение же скорости излучения, следует обратить на это внимание, увеличивает пропорционально и проницаемость излучения, что мы явно наблюдаем у гравитации. Науке неизвестны объекты природы неподвластные гравитации.

 

Теперь о втором, - как излучению из невидимого стать видимым?

Есть какие-нибудь гипотезы, кроме того, чтобы увеличить (причем резко) плотность излучения?

Есть какие-нибудь гипотезы резко увеличить плотность излучения, кроме как резкого уменьшения его скорости? К этому, - сверхсветовой скорости, - мы и приходим. Если элементарная частица не святой источник, и к ней подходит энергия, в невидимом нам состоянии, то подходить она может только на сверхсветовой скорости (с меньшей плотностью). Только тогда она по логике сможет, потеряв в элементарной частице скорость, увеличить плотность и выйти тем самым из-за горизонта невидимости излучения. Вот тогда у нас святой источник излучения в элементарной частице получит естественное объяснение.

Ради этого автор и обратился к рассмотрению элементарной частицы как процесса.

Позвольте снова повторить.

 

Признание наличия в природе сверх световыхскоростей

переворачивает научную Картину мира

с ног на голову.

Или,

с головы на ноги?

И будет все, как Гегель говорил…

 

 

Simplicitas est sigillum veri*.

Истина всегда оказывается проще, чем можно было бы предположить [12, 189].

Фейнман.

 

Чтобы это произошло и надо-то всего, - взглянуть на элементарную частицу глазами Гегеля и увидеть в ней не предмет,

 

но процесс.

 

Проблема здесь в том, что стоит только допустить существование сверхсветовой скорости излучения, как уже никуда не деться и от проблемы падения (торможения) этой скорости до той же скорости света.

Согласно же, - теперь уже не гипотезам, и не фантазиям, - а хорошо изученным законам, единственно возможным способом перехода от скорости превышающей естественную скорость распространения возмущений в материальном континууме до скорости естественной, - внутренне ему присущей является

скачокуплотнения материи.

«Скачокуплотнения» [4], - это «сгусток» плотности воздуха, по иному - локальная область сжатого воздуха, формирующаяся в месте падения скорости потока от сверхзвуковой до скорости звука.

Скорость же звука есть постоянная скорость распространения возмущений в воздухе, естественная для воздушной среды скорость, внутренне ей присущая.

 

Скачок уплотнения, - очень тонкая область повышенной плотности воздуха (газа), буквально она равна величине свободного пробега молекул, но так как рост плотности в этом «сгустке» резко, - на несколько порядков, - превышает плотность окружающей среды, то его принято называть «скачком уплотнения».

Картину с неподвижным в пространстве скачком уплотнения можно получить в аэродинамической трубе, в месте падения сверхзвуковой скорости потока до скорости звука.

Рис. Скачок уплотнения при падении скорости потока от сверхзвуковой до дозвуковой.

 

Скорость дозвуковая

 

Скорость потока превышает скорость звука

 

скачок уплотнения

 

 

Со скачком уплотнения Вы, Читатель, наверняка встречались, когда вздрагивали от оглушительного хлопка при пролете самолета на сверхзвуковой скорости. Это пронеслась над Вами ударная волна, имеющая форму скачка уплотнения, в котором сверхзвуковая скорость потока падает до скорости звука.

Представьте себе теперь, что вы наблюдаете самолет со стороны, но этот самолет находится в потоке воздуха, движущегося ему навстречу со сверхзвуковой скоростью равной по величине скорости полета самолета. Тогда самолет будет относительно вас неподвижен, неподвижна в пространстве будет и ударная волна.

Насколько резко возрастает в скачке давление (соответственно, и плотность) можно судить уже по силе ударной волны, - если учесть, что до вас она дошла как минимум с расстояния в 12 километров *.

Автор не углубляется в рассмотрение самого механизма формирования скачка уплотнения, - оно Вам надо [5], Читатель?

Вы его слышали. Вы знаете, что он есть, а на этом этапе нам надо хотя бы в общих чертах знать, о чем идет речь, - в дальнейшем нам к скачку уплотнения еще не раз предстоит обращаться. И более подробно.

Но забежим вперед.

Не возникает ли у Вас, Читатель, каких-либо аналогий по поводу

 

Элементарной частицы?

Элементарной частицы как скачка уплотнения при переходе невидимого нам гравитационного излучения, имеющего сверхъ естественную для материального континуума космоса (эфира) скорость, в излучение электромагнитное, имеющее естественную скорость распространения возмущений, которой и является скорость света?

 
 

 


Вот так примерно, как на этом рисунке, невидимое нами гравитационное излучение «входит» в элементарную частицу только со всех направлений сферы и, соответственно, во все направления излучается уже в форме видимого электромагнитного излучения.

Можно попытаться набросать элементарный рисунок элементарной частицы, отталкиваясь от предполагаемого распределения плотности материи при падении скорости излучения от сверхсветовой через скачок уплотнения до скорости света. Имеем ввиду, что сверхсветовой поток излучения (гравитационного) мы не видим.

Предположительное распределение плотности материи в нуклоне.

В первую очередь мы должны были бы на рисунке отразить:

В центре должно быть темное пятно, - плотность материи в скачке уплотнения гигантским образом превосходит плотность материи среды.

У этого пятна должна быть довольно четкая граница со средой, - это не может быть просто плавным падением плотности.

Темное (черное) центральное пятно должно по идее быть окружено как бы круговой тенью (повышенная в сравнении со средой плотность материи). Плотность этой «тени» закономерно падает по мере удаления от центра, пока не сливается со средой, - аналогично падению плотности электромагнитного излучения частицы.

Но даже самая максимальная интенсивность этой «тени» должна значительно уступать «черноте» в скачке уплотнения.

Отметим, что распределение плотности материи в «прописанной» сегодня в науке «планетарной» модели нуклона (атома), с вращающимися по орбитам электронами, должно быть иным. Там «тень» должна была бы иметь форму кольца (колец) на значительном удалении от центральной черной точки.

 

Вопросы автора Читателю.

 

Благодарение божественной натуре за то, что она все нужное сделала простым, а все трудное ненужным.

Эпикур.

 

Сначала уже рассмотренный, - Вы все еще, Читатель, объясняете себе излучение элементарной частицы как Святой источник, - из крана течет вода, но трубы к крану не подходит?

 

А как Вы себе объясняете существование сгустка материи (элементарная частица) в разряженной среде? За счеткакой энергии поддерживается устойчивость этого «сгустка»? Откуда эта энергия черпается?

Есть у Вас хоть какие-нибудь объяснения?

 

Как объясняете феномен самосборки элементарных частиц в устойчивые системы?

Феномен симметрии …?

 

В рамках вышесказанного (забегу вперед) это и естественно, и

просто.

 

Приоткрывается даже дверь к объяснению, - уж это-то хоть оставить бы Господу Богу! –

феномена репликации,

 

и опять же естественному и простому.

 

Природа проста, сложны пути познания простоты природы.

Вопросы Читателя автору.

Читатель. - Элементарная частица излучает сферически во все направления равномерно, значит, Вы беретесь утверждать, что невидимое нам гравитационное излучение со всех направлений и приходит?

 

Автор. - Только со всех, если излучается во все, - не выдержит никакая Картина мира предположения, чтобы излучение, имеющее скорость более 300000 километров в секунду, разворачивалось в пространстве на площади размером в элементарную частицу.

Современная физика уже установила, что открытый космос буквально переполнен энергией.

«Эксперименты, проведенные на детекторе частиц в лаборатории Европейского центра ядерных исследований (GERN), подтвердили… Вакуум, действительно, наполнен энергией, заряжен ей [39, 52].

А. Грудинкин.

«Если подсчитать величину этой энергии (вакуума, - Л.Ф.), то получим обескураживающий результат: в любом, даже очень маленьком объеме пространства ее бесконечно много» [40, 44].

В. Барашенков. Э. Капусцик.

«Результаты последних наблюдений показывают, что почти три четверти всей суммарной энергии Вселенной приходится на долю этой таинственной силы (вакуума – Л.Ф.), возникающей буквально из ничего» [52, 40].

А. Волков.

 

Если это так, то как в таком случае в открытом космосе появляется энергия, в каждой точке? Что она там, - на складе хранится?

Энергия это движение, она может только приходить.

И приходить только со всех сторон, - к уже сказанному надо добавить, что одностороннее, неравномерное поступление энергии в таких масштабах уже теоретически создает непреодолимые трудности, - каким-то образом, но односторонность должна была бы себя проявить.

 

Читатель. - Наличие в природе подобных условий представляется просто невероятным.

 

Автор. - Признаюсь, мне это тоже представлялось невероятным и даже удерживало от углубления в проблему, - как это может быть, чтобы энергия поступала в каждую точку пространства со всех направлений сферы? Этот тезис ведь автоматически приходится расширять до утверждения, что во Вселенной таких источников – бесконечное число, - как вообразить такое, когда мы и одного-то не видим?

Но еще невероятнее показалось, что в той природе, в которой судьбой нам уготовано жить, по-другому и быть не может.

Возьмите известную нам тепловую энергию звезд и любую точку пространства. Звезды светят на нашу точку равномерно со всех направлений сферы. Они, эти звезды, на разном расстоянии и каждая из них имеет разную мощность, но их бесконечно в любом направлении сферы, и суммарный поток энергии будет выравниваться. Мы будем иметь именно эту, казавшуюся невероятной картину, - на каждую точку пространства Вселенной энергия приходит относительно равномерно со всех направлений сферы.

Если же теперь представить, что на каких-то объектах природы во Вселенной происходит излучение гравитационной энергии в форме, недоступной на сегодня нашему непосредственному наблюдению, то картина нисколько не изменится. Это излучение будет приходить в каждую точку равномерно со всех направлений сферы.

Читатель. – Если в природе, на каких то объектах происходит излучение невидимой нам энергии в таких гигантских масштабах, о наличии которой в каждой точке пространства сегодня нам заявляет наука, то

мы должны эти объекты видеть.

Видеть опосредованно, ибо тогда в природе должны существовать объекты, где материя должна необъяснимым для нас образом исчезать!

Автор. – Этот вопрос Вас пугает?


Венозная кровь природы.

Если элементарная частица не предмет, но процесс.

Процесс перехода гравитационной энергии в электромагнитную, то нам предстоит и признать, что ласкающая нас теплом и светом электромагнитная энергия есть всего лишь

 

венозная кровь природы.

 

Признать, что по артериям природы течет

 

гравитационная энергия.

Но что тогда есть сердце природы, и где оно? Они?

 

Где топки Вселенной?

Где гудят ее котлы?

Где, черт побери, беснуется то адово пламя, о котором мы уже столько наслышались от представителей конкурирующего мировоззрения?

 

Идти за ответами некуда, как только к Научной Картине мира.

 

 


* Правильнее, на взгляд автора, было бы говорить о наличии гравитационного излучения, или гравитационных лучей, подобно тому, как, говоря об электромагнитном поле, мы говорим и об электромагнитном излучении, и об электромагнитных лучах (лучах света). Говорить же, - луч гравитационного излучения, - как-то не поворачивается язык, представляется, что из-за неясности вопроса об источнике излучения.

 

[1] С уверенностью в данном случае речь может идти только о природных объектах относящихся к такому состоянию материи, как вещество. В отношении же эфира необходимо отметить, что как Гегель, так и Энгельс (и Ленин) однозначно придерживаются мысли, что эфир имеет массу, но не имеет веса, а это равнозначно тому, что эфир не подвержен действию гравитации. В дальнейшем мы остановимся на этом подробнее.

* Указаний на то, что Эйнштейн был знаком с работами Гегеля, автором не обнаружено.

* Если одним предложением выразить место Гегеля в мировой истории, так это выработка взгляда на мир как на совокупность не предметов, но процессов.

Взгляда, на взгляд автора, так и не усвоенного естествознанием. Увидеть на месте предмета процесс, это и есть, - подняться от метафизики к диалектике.

 

[2] Выделено де Шарденом.

 

[3] Сам автор себя верующим не считает, хотя относится к верующим людям с большим уважением, и даже более, считает, что в данный момент на Руси именно верующие несут более высокий потенциал нравственности, что для автора существенно.

* Простота – печать истины (лат.).

 

[4] Категория аэродинамики.

* По принятым в военной авиации России нормам преодолевать скорость звука в мирное время можно на высотах не менее 12 километров.

 

[5] Тех, кому надо, автор отсылает к любой школьной энциклопедии физики (их уйма). Найдите по алфавитному указателю «ударная волна».

Картина мира.

 

Мир как цельный объект.

 

 

 

Всевышний – хранитель Вселенной (Птолемея), в центре которой находится Земля. Акварель из библии Мартина Лютера (1543). (Коллекция Грейнджера.)  

у Господа взгляд философа, он объемлет взглядом весь мир

Картина мира есть знание о мире как о цельном объекте [1].

 

«Непредубежденный, свободный ум, созерцая с живым интересом природу, …ощущает в ней жизнь и всеобщую связь. Он чувствует во Вселенной некое органическое, полное и разумное [2] целое» [9, 22].

Гегель.

Существует определенная трудность представить цельным мир, как мы представляем цельным человека, или, например, самолет. Мир бесконечен, и психологически трудно представить целым бесконечное, то, что невозможно ограничить в пространстве, - довольно долго мир в понимании человека и представлялся конечным, на предыдущей странице, например, тот самый мир в представлении Лютера.

Изучением мира как цельного объекта занимается философия, - вот оно – особое место философии в системе научного знания, - все иные науки пишут лишь отдельные фрагменты Картины мира.

Философия сводит эти фрагменты в единое полотно, -

«Всякое содержание получает оправдание лишь как момент целого, вне которого оно есть необоснованное предположение, или субъективная уверенность» [17, 100].

Гегель.

«Вписание» любой новой теории в Картину мира, - «вписание» новой части в нечто целое, - возможно, тем не менее, лишь при ее непротиворечивости другим частям, т. е. теориям, уже «завоевавшем» свое место в этом целом, а это значит – уже отстоявшим свое право на истинность.

Теория должна хотя бы на первый взгляд не выглядеть абсурдной.

Не будем пока искать абсурдности в постановке такого вопроса, а он напрашивается, -

· а в какую Картину мира вы собираетесь вписывать теорию?

· а что вы понимаете под истинностью?

От этих вопросов еще никому не удавалось избавиться. Отметим пока, что у каждого человека есть определенное представление о мире в целом (да, разное!), т. е. своя Картина мира, как и свой критерий истинности знания.

Вот, например, один:

 

“Правдоподобно то, что кажется правильным всем или большинству людей или мудрым - всем или большинству из них или самым известным и славным” [3].

Аристотель.

 

Марксиста от подобного критерия инфаркт хватит.

 

 

Мировоззрение и философия

Мир один, - откуда же Картин мира так много? И все разные, и друг на друга непохожи?

Существование различных Картин мира говорит о наличии в обществе различных мировоззрений, вызванное различной оценкой человеком отдельных фрагментов знания, из которых он и составляет цельную картину.

Если человек, например, непоколебимо убежден, что главное место в этом мире принадлежит Богу, то эта его вера накладывает печать на все стороны Картины мира.

На нашем этапе истории наиболее распространенными типами мировоззрений являются религиозное, идеалистическое и материалистическое, - есть среди них, слава Богу, и научное (материалистическое) мировоззрение.

 

Истинность того или иного мировоззрения и отстаивает философия, а уж поскольку существуют различные мировоззрения, то существуют, соответственно, и различные философии, которые эти мировоззрения отстаивают.

Метод, которым философия отстаивает истинность своего мировоззрения, есть построение в рамках этого мировоззрения непротиворечивой Картины мира.

Этим философии и занимаются. Это их социальный заказ.

Если не передергивать факты, то

 

иного способа обосновать истинность мировоззрения, как сведение в его рамках всего накопленного человечеством

знания в единую, непротиворечивую Картину мира,

не существует.

 

Философия есть наука выбора, - пока есть выбор, - существует и философия. Философия, иными словами существует, пока существуют различные Картины мира.

 

Отстояв, утвердив в сознании одну, единственную Картину мира, - вытеснив из общественного сознания все иные мировоззрения кроме одного, философия выполнит свою историческую миссию, и тихо покинет сцену бытия, растворившись в частных науках.

Уйдет туда, где, - как говорил Энгельс, - ей будет тогда настоящее место: в музее древностей, рядом с прялкой и бронзовым топором [4].

Останутся от философии рожки да ножки, - теория познания и формальная логика.

До этого «светлого будущего» философии, правда, еще далеко.

 

Четкого определения понятия Картины мира не встретить и сегодня, ее часто отождествляют с мировоззрением, - дань совсем еще недавнему прошлому, когда эти понятия сливались [5], - понятие Картины мира и сформировалось дифференциацией понятия мировоззрения и выделением из него в качестве самостоятельного.

 

Картина мира есть знание,

мировоззрение есть вера.

Вера в те или иные принципы устройства мира и явления его человеку.

 

Картина мира более динамична, она развивается, изменяется, порой полностью переписывается, - мировоззрение отличается необычной устойчивостью. На закате второго тысячелетия Ватикан признал эволюционное учение, - религиозная Картина мира изменилась существенно, но для религиозного мировоззрения это не явилось катастрофой. Оно, может, даже окрепло, избавившись в одном из существенных пунктов от противоречий с наукой,

 

- Господь творит теперь методом эволюции.

 

Материалистическое мировоззрение есть вера в науку, и материалистическая Картина мира есть знание, полученное в соответствии с принципами научного познания.

Материалистическая философия имеет честь называться научной философией. Она, - как говорит Энгельс, - «несмотря на ограниченность современных ей естественнонаучных знаний, …не сбилась с толку», а «начиная от Спинозы и кончая великими французскими материалистами, настойчиво пыталась объяснить мир из него самого, предоставив детальное оправдание этого естествознанию будущего» [6, 10-11].

Об этой, научной философии, и о научной Картине мира, которую эта философия строит, и идет речь в нашем повествовании.

 

Сегодня в период разгула мировоззренческого плюрализма не раз встретишь взгляды, отказывающие философии в статусе науки. Следовало бы только спросить, какой философии? Если религиозная, - то она от науки и сама шарахалась, как черт от ладана, - вы почитайте Бердяева. Это сейчас, во времена правления папы Иоанна Павла II просматривается тенденция как-то снять проблему противоречия религии и науки.

У Гегеля этого противоречия нет.

 

“Познать Бога посредством разума - это, несомненно, величайшая задача науки....Но теология есть наука этой веры. Если теология дает нам лишь внешнее перечисление и собрание религиозных учений, она еще не является наукой....Истинная теология, таким образом, есть существенно одновременно и философия религии” [17, 145].

Гегель.

 

Не удивительно после таких слов, что Бердяев называет религию Гегеля безбожной.

 

Материалистическая философия имеет полное право называться наукой, у нее есть для этого все основания.

Есть все атрибуты науки:

· свой специфический объект исследования, - мир, как целое;

· свой предмет, - всеобщие законы и категории этого мира.

Философия есть наука, «которая образует центр всей духовной культуры, всех наук и всякой истины» и она должна найти свое истинное место в университетах и «пользоваться наибольшим попечением» [6] [17, 80].

Гегель.

 

Под знаменами научной, материалистической философии стояли такие великие мира сего, как Аристотель, Декарт, Спиноза, Энгельс [7], и легион бескорыстных тружеников, менее известных, но не менее достойных.

Стояли под этими знаменами Маркс и Ленин [8].

 

Верой и правдой служил научной философии и идеалист Гегель.

 

«Единственное, к чему я вообще стремился и стремлюсь в своих философских изысканиях, - это научное познание истины» [17, 57].

Гегель.

 

Служил столь самоотверженно, что один из величайших материалистов напишет:

«Величайший из идеалистов как будто задался целью расчистить поле для материализма» [19, 434].

Плеханов.

Отстаивая истинность своего мировоззрения, философия и строит Картину мира, правда, - каждая свою.

 

На религиозной Картине мира останавливаться не будем, с ней все знакомы, - о ней, кстати, и в преисподней неплохие отзывы:

 

Еще бы. Бог, трудясь шесть дней,

И на седьмой воскликнув «браво»,

Мог что-нибудь создать на славу [9].

 

Научная Картина мира.

Das ist der Weisheit letzer Schlu b [10].

Goethe.

Здание научной Картины мира не достроено, все в лесах, лишь по отделке некоторых залов (и даже этажей!) можно уже судить о грандиозности строения, - дух захватывает.

Научная Картина мира не есть совокупность знаний о мире. Мыслитель, взявшийся за систематизацию накопленного знания, был бы просто не в состоянии охватить его взором, - невозможно знать все, что накопили и поставляют даже не сотни, - тысячи наук. Да и не нужно. Наука в своем развитии уже давно обязана разделению труда ученых, функция философии, однако, в этом разделении особая. Отдельные сферы действительности исследуют конкретные науки, - они и создают их конкретные Картины.

Философия же сводит знание воедино, она

 

«подхватывает материал, изготовленный физикой на основании опыта, в том пункте, до которого довела его физика, и в свою очередь, преобразовывает его дальше, но уже без того, чтобы класть в основание опыт как последнее подтверждение» [9, 20].

Гегель.

Выводы эти есть законы и категории (понятия), ими уже и оперирует философия, определяя их место в системе знания и сводя их в единую, целостную систему. У нас впрочем, часто читаешь, что выводами наук являются законы, а категории остаются как бы «за кадром», - предметом же науки являются законы и категории (понятия).

О том, как это важно, можно судить по степени определения таких понятий как электричество, поле, - мы приводили уже мнение Пьера Тейяра де Шардена об определенности понятия «атом», - да здесь вообще, какую категорию физики не возьмешь, – везде вопрос, - это «Нечто», или «Ничто», у которого есть какие-то свойства, но что это – совершенно не ясно?

Но если вы, господа физики, уже даже в справочной литературе, - в «Энциклопедии» для школьников! - пишете что «Задачи физики – выявить и понять связи между наблюдаемыми величинами» [34, 279], то вы не знаете, что такое физика.

То, что здесь названо физикой, есть математика, -

 

связи между величинами

проходят по ее ведомству.

 

Предмет физики, как и любой науки, есть основные понятия (категории) и законы ее объекта, - сферы действительности, на которую распространен интерес данной науки.

Ленина надо читать:

«Естествоиспытатели должны знать, что итоги естествознания суть понятия» [11, 393].

Ленин.

 

Задача физики есть определение основных понятий и выявление закономерных связей ее объекта.

 

Надо определить, что такое электричество, что такое фотон, что такое поле, и прочее, и прочее, и прочее….

 

Это самое определение понятий, - переход мысли от субъективных представлений рассудка к объективным понятиям разума, - происходит по Гегелю в процессе нахождения места нового знания в системе всего уже знания накопленного.

На идеалистическом языке эта научная Картина мира называется системой понятий, у Гегеля, - «совокупность всеобщих определений мышления», - которая

 

есть «та алмазная сеть, в которую мы вводим любой материал и только этим делаем его понятным» [9, 21].

Гегель.

 

А что вообще иное может представлять попытка разобраться с какими-то новыми фактами, как ни согласование этих фактов со всеми иными, признанными в данной области истинными?

 

Когда естествоиспытатель увязывает новые факты опыта с уже накопленными в своей области, - это теоретическое естествознание, - оно строит Картину своего участка действительности.

Когда философ берет выводы естественных наук и пытается увязать их непротиворечиво со всеми фактами знания во всех сферах действительности, - это философия, она строит Картину мира.

Особенностью мышления философа является однако и то, что он пытается одновременно увидеть, - не открывается ли в связи с этим новым знанием возможность дать ответ хотя бы на одну из, - назовем их так, - «зависших» проблем естествознания?

Проблем, которые не решаются уже десятилетиями, а то и веками.

Проблем, для решения которых порой нет даже гипотез.

 


«Зависшие» проблемы науки.

 

Мы должны «дать такое описание его (мира – Л.Ф.) мельчайших «кирпичиков» (т. е. микроскопической структуры мира), которое объясняло бы процесс самосборки» [68].

Илья Пригожин. Изабелла Стенгерс.

 

Илья Пригожин ломая голову над «мельчайшим кирпичиком» мироздания не забывает, что эта теория должна объяснять и «самосборку» этих кирпичиков в устойчивые системы, - он философ!

«Самосборка» элементарных частиц в устойчивые иерархические системы, - атомы, молекулы, кристаллы, клетки, поликристаллы, организмы, - одна из «зависших» на века проблем.

Таких «зависших» проблем в естествознании, к сожалению, предостаточно. Вдобавок к уже упомянутой назовем хотя бы те, на которые при взгляде на элементарную частицу как на скачок уплотнения открывается, - не будем чрезмерными оптимистами, - хоть перспектива объяснения.

 

· Проблема энергетического обеспечения устойчивости элементарной частицы, - «сгустка» материи в условиях гигантского разряжения материи среды.

· Проблема симметрии.

· Репликации.

 

Все эти (и многие иные) «зависшие» проблемы, рассуждая над новой теорией, философ держит перед собой, пытается найти объяснение и им, - если он, конечно, философ.

Он снова и снова «перетасовывает» карты знания, - а не открывается ли при ином раскладе ответ на ту или иную безнадежно «зависшую» проблему?

Науке известно, что каждый новый неординарный факт опыта вызывает всегда несколько, порой десяток гипотез его объяснения [11]. У каждой есть какие то основания, уже, поскольку она появляется, у каждой есть и недостатки. В конце концов утверждается, - возводится в ранг теории одна из гипотез в большей степени соответствовавшая существующему уровню знаний.

Любой факт знания истолковывается таким образом как бы «предвзято» со стороны господствующей на сегодняшний день картины данного участка действительности, - бывает, к сожалению, и со стороны господствующих в науке авторитетов. Но новые открытия могут изменить ситуацию в корне и высветить неоспоримые преимущества порой уже давно забытой [12] гипотезы. Тогда Картина мира, по меньшей мере, данный ее фрагмент подлежит переписыванию [13].

Именно в этом смысл высказывания Энгельса:

 

«С каждым составляющим эпоху открытием даже в естественноисторической области материализм неизбежно должен менять свою форму» [27, 286].

 

Так что философия не только проверяет новые теории на непротиворечивость «старым», но и этим «старым» порой, казалось бы, уже «от века» прописанным в Картине мира, и им нет покоя. С каждой новой порцией знания им предстоит проверка на непротиворечивость уже в свете этого нового знания. Об этом всем, однако, можно говорить лишь до тех пор, пока философия процветает в обществе. Философия выступает в отношении наук в той роли, что Господь предопределил в отношении человека Черту.

 

Господь (Сатане):

Таким как ты, я никогда не враг.

Из духов отрицанья ты всех мене

Бывал мне в тягость, плут и весельчак.

Из лени человек впадает в спячку.

Ступай, расшевели его застой,

Вертись пред ним, томи, и беспокой,

И раздражай его своей горячкой [14].

 

Философия не дает застояться наукам, она царит над ними, и во все лезет, - каждый «гений» со своими «гениальными» открытиями еще должен потолкаться у нее в приемной, - без этого «гения» не присваивают.

Тогда не лучше ли от философии избавиться?

В ХХ веке так и поступили.

 

Но если ты и Бог в своей науке, но ограничен этой областью знания, то лучше уж не суйся в философы. Здесь больше шансов у простого ангела, если он имеет хоть в общем, но представление обо всем мире. Если к тому этот ангел еще и Бог в какой-то науке, то здесь уж точно не отвертеться от «Гения».

 

Научная Картина мира динамична, она исторична и совершенствуется, исправляется, переписывается с появления новых фактов знания, и с каждым новым научным открытием вырисовывается несколько иной лик природы. Лик с каждым шагом все более и более приближающийся к истинному.

Хочется только отметить, что эта динамичность Картины мира не имеет ничего общего с современным релятивизмом, с его тезисами об абсолютной непоз



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.21 с.)