Р е л и г и о з н а я   и н т р о в е р з и я . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Р е л и г и о з н а я   и н т р о в е р з и я .



Натуралистическая интроверзия основывается на факте микрокосмизма человека, на том факте, что все космические и человеческие принципы заключены внутри самого человека. Поэтому нет необходимости созерцать эти объекты в нас с целью их познания, но достаточно созерцать их внутри:

«Не только Lebenshouche основаны в сердце, не только 5 пран, но и зрение, и слух, и речь, и Манас (разум) происходят из сердца» (Shand Upanischad 3,13, 1 —5). «Здесь бодрствуют органы души во время сна и здесь они собираются во время сна» (Vrihad Upan. 4,4,1).

В Упанишадах сердце сравнивается с цветком лотоса, в котором есть маленькое пространство, где заключены Небо и Земля, Солнце, Луна и Звезды. (Chand. Upan. 8, 1,3), где сверкают светы мира (Wel-lichter, — Mundaka-Upan. 3, 7). Душа во время сна входит в это место (Vrih. 2,1,17); не только органы, но и все сущности имеют Standort Stutzpunkt в сердце (Vrih. 4,4,22).

Душа может входить туда не только во время сна, но и бодрственной концентрации. Здесь же находится Атма-раман, частица Божества, внутренний Логос сердца. Религиозная интроверзия есть обращение ума и сердца к Логосу-Атману и отсюда начинается духовная жизнь сердца. Чудо христианства заключается еще в том, что даже так называемая «внешняя» молитва при известной регулярности, длительности и интенсивности ведет к логоистичес-кой интроверзии, и единение с Богом, unio, mystika di-wina, не является привилегией профессиональных аскетов и мистиков и осуществляется без специальной школы интровертированного ума. Основным правилом здесь является:

«Жизнь в Боге есть смерть чувств; когда оживает сердце, то падают чувства. Воскресение же чувств есть умервщление сердца» (Марк Подвижник, Комм, к Иоанну Лествичнику). (Patr. M. t. 88,1092).

Авва Талассий говорит:

«Отдай чувство в служение уму и не давай ему времени развлекать его» (Доброт. 3,326), «Отвлеки душу от чувства и чувственного, и ум твой станет пребывать в Боге и заниматься предметами духовными» (там же, 333).

Дионисий Ареопагит говорит:

«Вхождение в самого себя извне есть единовидное собирание умственных сил и возвращение от многих внешних вещей» (Opera ompa Venetiis, 1755, De di-vinis nomin, kar. 4,59).

Э К С Т Р А В Е Р З И Я.

Экстраверзия человеческого существа есть одно из главных проявлений катастасиса (состояния после падения), а экстраверзия ума есть одно из главных проявлений экстраверзии вообще. Экстраверзия ума есть центробежное направление ума и главный враг всякой медитации, есть глубокое извращение человеческой природы. Никодим Агиорит касается скрытой пружины экстраверзии ума согласно учению древнецерковной аскетики, говоря, что дьявол получил власть непрестанно колебать умственную природу человека, обращая ее на предметы внешнего мира («О хранении пяти чувств, ума, фантазии и сердца», Константинополь, 1927). Йога рассматривает экстраверзию ума, как его естественное состояние, как состояние его неразвитости и недисциплинированности. Йога, борющаяся с экстраверзией ума, есть школа дисциплины ума. Для умной аскезы это — не только естественное, но и противоестественное состояние, болезнь ума. Поэтому перед умным деланием стоит задача не только дисциплины ума, но и задача очищения ума, его катаренса, его обращения и возвращения в первоначальное состояние. Для мистического божественного единения нужен очищенный ум аскета,— для космического мистического единения Йоги нужен дисциплинированный и концентрированный ум.

Древнецерковная аскетика различает несколько видов экстраверзии ума:

1. Ум естественно направлен на внешний мир для ориентирования во внешней среде. Он имеет сигнализаторы и рецепторы в виде внешних чувств, имеет перценции и ассоциации представлении и свою кардинальную логическую функцию в виде образования понятий, суждений и умозаключений. Такова естественная экстраверзия ума, связанного с телом, с мозгом, так сказать, его физиологическая, биологическая экстраверзия. Максим исповедник и другие говорят о естественном применении чувств и естественном состоянии ума, когда он контролирует чувства и управляет ими.

2. Но внешние чувства со своими ощущениями стали служить не только естественным потребностям и нуждам тела и души, а с некоторых пор ощущения стали давать человеку наслаждение, и чувства стали служить наслаждению, т. е. получили гедоническое применение. Внешний мир с его вещами приобрел гедонический аспект. В страстях, помыслах, аффектах и желаниях ум стал наслаждаться вместе с чувствами, он перестал быть господином чувства, потерял над ним власть, стал рабом чувства и своим участием в наслаждении он усилил чувство доведя его до напряжения аффекта. Такова, с точки зрения древнецерковной аскетики, противоестественная деятельность ума, его патологическая экстраверзия, настоящая болезнь ума. Гедонизм является другим главным проявлением катастасиса человека, состоянием извращения Божественного Эроса, когда вместо любви к Богу, или теофилии, появилась любовь к миру, т. е. космофилияи космоориентация человека. Это состояние носит название рассеяния ума.

Если нет внешнего объекта наслаждейия, то ум заменяет его мысленным объектом, образом отсутствующего предмета. Здесь уму на помощь приходит способность воображения, или фантазия. Мечта есть наслаждение умом, посредством ума. Состояние носит в древнецерков-ной антропологии название парения ума. Мечтательность или парительность ума, как и чувственное рассеяние ума, есть форма патологической экстраверзии ума.

3. Ментальная, или гностическая страсть, выражающаяся в стремлении к знанию объектов и феноменов внешнего мира, есть лишь иной, может быть несколько облагороженный аспект космофилии. Жнана Йога, считающаяся вершиной в тантрической Йоге, направленная на объекты невидимомого, тонкого мира, на мир идей, или «вещей в себе», есть в сущности не что иное, как проявление космофилии. Здесь космос является в несколько ином, именно в микроскопическом аспекте, как внутренний мир человека, и потому дает Йогу иллюзию интроверзии.

Спекулятивная мистика одержима той же гностической страстью, нашедшей выход в древней и средневековой магии и алхимии. Доктор Фауст влечется к тайной, скрытой стороне Космоса, с нескрываемой целью овладения этой стороной его. Умная аскеза направлена против всех видов экстраверзии ума, кроме естественной, биологической.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.004 с.)