Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М е д и т а ц и я и с о з е р ц а н и е .
Медитация, будучи интеллектуальной деятельностю, выводит из границы обычного интеллекта, так как открывает те способности интеллекта, которые остаются латентными. Мэн де Биран дает такое определение медитации: Meditation sulenue nest elle meme que Pehercice de lactivite intellektuel dans taute son energie. Как высшая активность ума, медитация ведет к созерцанию. Созерцание есть состояние, завершающее медитацию, когда подсознательная деятельность медитирующего ума уже закончена и объект медитации созерцается как реальность. В медитации субъект и объект еще разъединены. В созерцании они сливаются в одну реальность. Рудольф Штейнер говорит: «Медитация есть средство к сверхчувственному познанию, есть средство к созерцанию сути своего собственного существа. В древней мистической литературе и в современной теософии можно найти материал для такой медитации. М Е Д И Т А Ц И Я. Первозданное знание человека о Бытии в его трех членах: Теосе, Космосе и Антропосе, было цельным, так как и самое познаваемое Бытие было цельным и полным. Это познание было не в виде мышления, а в виде созерцания. Бытие и знание не были разделены. Созерцательное знание было религиозным по самой своей сущности. Цельное созерцательное знание было не только теокосмоантропологией в обычном смысле, но и тайноведением. Когда цельное знание оборвалось, то и созерцание потерпело ущерб, знание разделилось и судьба обоих половин когда-то цельного знания стала разная. Соцерцательное цельное знание лишь частично восстанавливалось в лице древних патриархов, пророков и царей, полностью было оно восстановлено только в личности Иисуса Христа. Частично восстанавливалось оно и у древних иерофантов, но в туманной, сбивчивой форме. Памятниками древнепророческого знания стали книги Св. Писания, в которых тайноведение и теология даны не в законченной, замкнутой форме, не в виде системы, а фрагментарно, в отрывках. Первая часть знания внесена в книги Св. Писания без изменения и заключает в себе Истины откровения в виде догматов, заповедей, церков-нообщественных установлений и свода правил общественного и частного уклада жизни. Но и в таком виде эти Истины не вполне доступны для понимания среднего человека и массы, и нуждаются в толковании, что всегда составляло привилегию жреческой или священнической касты. Отсюда — потребность официальной теологии и теологизирования.
Вторая часть знания — тайноведение, вносилась в книги в сильно измененном виде, а частью и вовсе не вносилась, не записывалась, а передавалась устно, а то, что вносилось в книги, то было в замаскированном виде, было завуалировано, в неясных словах и намеках, в образах, загадках и притчах. Символ, иносказание, аллегория составляют необходимую особенность каждого Писания. Устно передаваемая часть, а так же раскрытие внутреннего смысла написанного, составляло Св. Предание, следы которого можно найти в каждой религий человечества. Отсюда — необходимость мистагогии, как подготовительной ступени для восприятия скрытой истины, как школы тайноведения. Попытки некоторых христианских, так называемых теологов утверждать, что в христианском религиозном учении нет тайны, нет предания и не было мистагогии, не только свидетельствуют о духовном невежестве этих «теологов», об их незнании жизни древнехристианской церкви, но и льют воду на мельницу Анти-Религии, Анти-Христианства и Анти-Церкви, давая им оружие в их утверждениях о неполноценности христианской религии в сравнении с другими религиями. Тайное знание, заключенное в книгах Писания, может быть раскрыто чтением, но не обычным чтением, а интеллектуальным погружением в скрытый смысл написанного, разгадыванием аллегорий, притч и символов. Здесь нужна не рефлексия, и даже не интуиция, а особое интеллектуальное усилие, которое издавна носит название медитации. Метидация есть в значительной степени раскрытие мистикорелигиозной тайны в индивидуальном порядке вне школы и обучения, но степени духовного развития, катарсиса и мистической одаренности медитирующего читателя. Медитация возникла тогда, когда исчезало цельное знание и созерцание уступило место мышлению и рефлексии. Медитация есть признак катастатического бытия и только стремится к идеалу цельного знания, никогда не достигая его в этой жизни. И только в иной жизни — «Пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание (в обычном мыле) упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествует. Когда же настаен совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится... Теперь мы видим как бы сквозь стекло, гадательно: тогда же лицом к лицу; теперь я знаю отчасти, а тогда познаю, подобно как и познан» (1 Кор. 13,8—12).
Медитация есть такой же благодатный процесс, как и обратный: преднамеренное сокрытие тайны писателем во внешнем слове Писания, и подлинная медитация есть религиозный процесс, религиозное погружение, завершающееся озарением. С упадком веры приходит и упадок внутреннего откровения и медитации. Медитативное знание эмансипируется от религии, порывает с теологией, преследуя узкие цели одного лишь знания. Религиозное тайноведение превращается в оккультизм, то есть в систему знаний, добытых из медитативного опыта многих предшествующих поколений. Безрелигиозное копание в книгах Св. Писания с целью раздобывания скрытых в нем истин истин носит название эзотеризма, которому противополагается экзо-теризм культа, догматов и внешнего учения, и этот экзо-теризм гностико-жнаническая гордыня считает достоянием толпы. Место теологии занимает теосфия, вернее теософистика. Таков процесс интеллигентского и светского перерождения и вырождения религиозного тайнове-дения и медитации. Тесофский эзотеризм ведет к опошлению, вульгарнизации и искажению тайны. Тот же процесс привел на Западе к упадку подлинной медитации и подлинного эзотермизма. На смену медитации пришла рефлексия в виде новой философии, начиная с Декарта и коначая Гуссорлем. Западная рефлексия пришла к тем же выводам, как и восточная безрелигиозная медитация. Круг западновосточной философии замкнулся в лице Эд. Ф. Гартмана и Фр. Ницше — явно доказательство бесплодия не только западной рефлексии, но и восточной безрелигиозной, жнанической медитации. Западная церковная медитация, проделав опасную кривую в лице И. С. Эригены и Эккарта, скоро выравнялась и приняла более ортодоксальное направление в лице Бернарда Клервосского, Гугол и Ричардао С. Виктор, Фомы Аквинского и Бонвавентуры. В XVI веке она получила законченную форму почти одновременно у Игнатия Лойолы и Петра Алкантарского. Обе системы почти не отличаются друг от друга, но система Игнатия Лойолы получила большее признание и распространение на католическом Западе. Древнейшая форма медитации — погружение в истоки Св. Писания и эта форма является излюбленной у всех древнецерковных отшельников, аскетов и писателей. Исаак Сирин говори: «Постоянно упражняй себя в размышлении, читая Божественные Писания с точным их разумением» (Слово, 2,19). Где нет «точного разумения», там происходит извращение и внутреннего и внешнего смысла, как, например, в спекулятивно-теософском эзотеризме. Об этом говорит апостол Петр: «Невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают (послание ап. Павла), как и прочие Писания» (2 Петр. 3,16). Ап. Павел говорит о «желающих превратить благове-ствование Христово» (Гал. 1,7). Псевдоэзотерическое извращение идет по линии спекулятивно-теософической догматики, по линии принора-вливания Писания к готовым теософским учениям, что свидетельствует о неполноценности и незавершенности медитации, которая не в состояния раскрыть истинный смысл Писания.
«Но умы их ослеплены; ибо то же покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета; потому что оно снимается Христосом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердцах их. Но когда обращаются к Господу (Иисусу), тогда покрывало снимается» (1 Кор. 3,14—16). Логос-Слово есть единственный ключ к внутреннему смыслу и тайнам. Это — Христос, «в котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Колос. 2,3). И мы видим небывалый в истории расцвет теонтропо-логии, рассматривающей и Космос и Антропос в Боге, en Theo, in Deo, а не изолированно, в их псевдосамобытности и независимости. А тайновидение доходит до такой глубины, например, у Симеона Нового Богослова, Исаака, Макария, Максима и других, до которой оно никогда не доходило ни до, ни после христианства. Древнецерков-ная Иисусова медитация ведет к корню и источнику подлинной медитации — к самому внутреннему Логосу-Христу, к внутреннему сокровищу. Бернард Клервосский, говоря об экзерцициях духовного человека, различает четыре супени познающей души (4 grad. spirit, animae cogitandae: lectio, medita-tio, oratioet contemplatio). Это лестница (scala), ведущая, по Бернарду, от земли к небу и исследующая тайны неба. Он дает следующие, классические определения четырех сторон интроверзии: «Lectio (чтение), saedula scriptorum cum apimo antentione inspection Meditatio est studiosa men-tisa actio, occultae velitalis poliliam dactop eratio-nis investigans oratio: est devota cordis intenlio in Deum pro malis annovendis et bonis adipiscendis. Contemplatio (соцерцание), est mentis in Deum suspense elevatio, aeterne dulcedinis qaudia degu-stans.n (Scala claustralium sive traclabus de moda orandi в «Sancti Bernardi abbatis primi Clarae - Vallensis. Изд. aeoh. Mabilion. Parisiis. 1719. Vol 11, p. 325-326). В своем дальнейшем изложении Бернард отмечает разницу между этими четырьмя экзерцициями: Lectio est secundum exterius exrcicion; Meditatio secundum interirorem intell ectum; Oratio secundum desidareum; Contemplotio super omnem sensum». (там же, 329). Чтение (книг Св. Писания), говорит Бернард, не дает ничего без медитации, а медитация без молитвы (oratio)... Но и в медитации не нужно переходить границ, указанных Св. Отцами, чтобы не впасть в заблуждение (там же, 330). Чтение без медитации сухо (arida), медитация без чтения ошибочна (аггореа), молитва без медитации лишь тепла, не горяча, а медитация без молитвы бесплодна (infructiosa). Бернард предостерегает от безмолитвенного созерцания: «Cantamplationis adepti sine oratione, aitrara, aut miracilosa» (там же, 330). Гуго С. Виктор говорит об этих же экзерцициях в их отношению к знанию: «Cogitatio est circa que libet animi occupato. Consideratic est intenta cogitatio. Meditanio est frequens cogitatio, mo-dum et causam et rationem uniu ruisque roiinvestiqans».
(Opera 1706, De anima, t. II, lib. II, cos. XIV). О молитве он говорит: «Nihil aliud esto ratio quam mentis d evotio». Он устанавливает три вида молитвы: supplicatio, ро-stulatio etinsinvatio. Но чистая молитва, N. S. Viktor говорит: Бернард толкует аллегорически новозаветный рассказ о путешествии двух учеников в Эммаус и присоединении к ним Иисуса Христа (Лук. 24,13—31): «De duobus discipulis evnntibus in Emaus... 1st! duo possunt opatio et Meditatio. Per orationem illi-minalur Meditatio, et in meditatione exardecit ara-tio». (Op. cit., Feria secunda paschatis, p. 670). «Где двое собраны во имя Мое, там и Я» (Матв. 18, 20), и эти двое — oratio et meditatio (там же, 677). По Петру Алкантарскому все виды духовных упражнений (являются ступенями друг к другу: «ин хоц оратионис ещерцитио, медитатионем иунги дебере цонмеплатионе, цум унум сцала сит аливд.» (Оп. цит. Де медитатион ет оратионе, п. 169). Он же различает медитацию интеллектуальную (intel-lectualis) и имегинативную (imaginaria) (там же, 136). Последний вид медитации требует полной интенции воображения (фантазии, в смысле древнецерковных писателей), и включает в себе семь утренних и семь вечерних медитаций, по дням недели. К ним относятся медитации: суеты мира, непрочности, непостоянства и изменчивости жизни, ее обманчивости и красоты, болезни и смерти; медитация своих грехов, вечного огня и адских мук. Затем идут медитация славы блаженных, красоты тайских обителей, ангелов благодеяний, искушения и благодати и наконец, медитации, молитвы Христа в саду, суда над Ним. бичевания, тернового венца, страданий Христовых, воскресения и вознесения (там же, —). Эти медитации, а также и других аыиров, легли в основу «Exerciua spiri-tualia» Игнатия Лойолы, которые заняли доминирующее положение в католическом мире. В древней Церкви имагинария медитация восходит к первым векам христианскои эры, но первое систематическое изложение встречается у писателя Исаака Сирина (Ниневийского). Медитация есть лишь часть религиозной аскезы и притом не главная и не самая существенная часть ее, и если она в настоящее время, в нашу эпоху, рассматривается отдельно, вне остальной аскезы, то только в виду предубеждения многих против аскезы вообще и мистики, и некоторые Scelsorger и врачи-психиатры, практикующие медитацию, идут навстречу безрелигиозной тенденции своих пациентов. В современной безрелигиозной тантрической Йоге и в буддизме медитация играет подавляющую роль и становится самоцелью. В «Lexikon Alchemiae» Ruland а от 1612 г. говорится: «Das Wort» meditatio» wird gebraucht, wenn man mit irgend einem, der aber unsichtabarein, ein inneres Zwiegesprach hat, wie auch, unter Aufru-fung mit Gott, oder mit sich selber, oder miteinem guten Engel.» Таким образом, медитация есть или монолог, разговор с самим собой, со своим духом и сердцем, или диалог, разговор с Богом или с ангелом, или с одним из микрокосмических принципов в человеке. Хотя в определении Рулан-да есть религиозный элемент, он различает три вида медитации: 1) теоцентрический (разговор с Богом), 2) антропоцентрический (разговор с самим собой) и 3) космо-центрический (микро-макрокосмический). Теоцентрический аспект медитации в современной внехристианской аскезе утрачен полностью, остаются только два последних аспекта. Это налагает на индуистическую медитацию особый отпечаток безблагодатности, имагинативности, непостоянства и текучести, аксцентричности.
Медитация вытекает из неудовлетворенности человека обычным мышлением и его достижениями, как из потребности к углубленному знанию. Медитация идет навстречу метафизической потребности человека. Если медитация направлена к внутреннему миру человека, к его основному внутреннему ядру, к внутреннему сокровищу, то она пробуждает в нем латентные Аганэ и Софию. Медитация осуществляется интенцией всех сил души и духа, ведет к пробуждению латентных сил души и духа и к оздоровлению обычных сил. Таким образом медитация отвечает мистической потребности человека к самопознанию, саморазвитию, оздоровлению и одухотворению. Просветленная душа добивается контакта с силами и существами высшей невидимой космической иерарии в unio mystica cosmica и тем самым медитация отвечает магической потребности некоторых, внехристианс-ких кругов человечества. Подлинная медитация, вне метафизической > йогической и магической потребности, направленная к внутреннему сокровищу, к внутресердеч-ному Логосу, ведет к единению с Богом не только внутри человека, но и вне, с Трансцендентным и Абсолютным. Таким образом медитация отвечает глубочайшей религиозной потребности человека, потребности единения с Богом, unio mystica divina.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.023 с.) |