В н и м а н и е   и   к о н ц е н т р а ц и я . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В н и м а н и е   и   к о н ц е н т р а ц и я .



Для достижения высших духовных целей нужно полное и длительное напряжения всех сил человека. Силы должны быть собраны в один пункт на более енее длительное время. Для успеха концентрации Сил необходимо хотя бы временное отвлечение от других функций: физиологических, биосоциальных, психологических и логических. Одного внимания для достижения духовных целей недостаточно. Внимание есть концентрация в миниатюре, а концентрация есть расширенное и длительное внимание. Сосредоточение, или концентрация, осуществляется при помощи внимания. Обычно человек ограничивается вниманием и редко прибегает к концентрации. Вниманием одарены все живые существа. Рамачарака (Аткинсон) видит разницу между животным и человеком в том, что у животного внимание всегда направлено наружу и не обращается никогда на самого себя, а человек может обратить внимание внутрь, на самого себя. Произвольное внимание, по Рамачарака, развито не у всех людей и требует для своего развития воспитания, тренировки и упражнений.

Суоми Абхедананда, ученик известного Рамакришны, говорит о концентрации:

«Каждый обладает силою концентрации ума в большей или меньшей степени и сознательно или бессознательно пользуется ею в своей ежедневной жизненной практике. В своей простой форме концентрация известна под именем Внимания. Если мы не обращаем внимания на предмет, мы не можем понять его природы. Органы чувств ничего нам не говорят, если нет внимания.»

Без силы внимания нельзя стать ни художником, ни ученым.

«Концентрация есть фиксированное внимание»,— говорит Анни Безант. Абхедананда говорит о переходе от внимания к концентрации:

«Самопроизвольное внимание может быть преобразовано сознательным усилием в способность высшего сосредоточения ума на отвлеченных предметах и на идее абсолютной реальности вселенной. Контроль внимания при помощи силы воли называется концентрацией. Гениальность есть выражение силы сосредоточения».

Все высшие творческие акты обусловлены концентрацией. Научная, философская, художественная и техническая интуиция есть плод концентрации.

С О З Н А Н И Е   И   В Н И М А Н И Е.

Сознание и внимание немыслимы друг без друга. Для каждого сознательного акта требуется внимание. Без внимания невозможен и условный рефлекс.

Суоми Вивекананда, другой ученик Рамакришны, говорит:

«Сила внимания разума, будучи правильно руководима и направлена на внутренний мир, исследует сознание и освещает нам факты, наподобие лучей света, собранных в один пункт».

О Т Р Е Ш Е Н И Е.

Концентрация осуществляется при помощи внимания и апперцепции. Это есть отрешение от наличного данного содержания сознания, чтобы дать место другому содержанию в целях медитации и молитвы. Концентрация сводится вначале к борьбе с рассеянием ума и с текучестью сознания. Для успешной борьбы нужна школа концентрации.

Жизнь в городах и в населенных местах не располагает к концентрации. Жизнь в пещере, в пустыне или в монастыре делают концентрацию более полной и эффективной. Кроме того, частичное отрешение от мира или полное отрешение в религиозном подвижничестве есть условие религиозной концентрации. Гимнософисты в Индии, йоги и Тибете, халдейские и персидские маги, египетские жрецы, ученики школы Орфея и Пифагора, друиды в Галлии, буддийские монахи, христианские монахи и отшельники, обрекали себя на полное или частичное отрешение, с полным или частичным уединением. Отрешение было необходимым условием древней мистагогии и всякой религиозной или безрелигиозной интроверзии.

И Н Т Р О В Е Р З И Я.

Обращение ума и чувств вверх, в трансцендентное и транссубъективное, к Небесному Отцу, есть одна сторона религии. Здесь путеводителями являются вера и Откровение. Обращение ума внутрь или «внутрь-пребывание» по Феофану Затворнику, с собиранием всех чувств, воли и силы,— другая сторона религии. Здесь дан и внутренний, религиозно-аскетический опыт. Путь от внешнего человека к внутреннему человеку — такова сущность религиозной интроверзии. «Узкий путь» есть путь ограничения, отрешения и интерверзии и на нем пробуждается внутренний человек. Нельзя ярче и яснее выразить сущность религиозного «обращения внутрь», интроверзии, чем в евангельских словах:

Не ищите в мире и того, что в мире, потому что это есть обман... Ищите Царствия Небесного (Матв. 6, 33)... которое внутри вас» (Лук. 17, 21).

Юнг устанавливает два психологических типа: интро-вертированный или интеллектуальный и экстравертиро-ванный или аффективный. Интровертированный тип будет по возможности отрицать идею от чувственных примесей, чтобы получить идею чисто асбстрактную; наоборот, экстравертированный тип будет очищать физическое отображение от фантастических примесей со стороны идеи. Один тип попадает в мир безжизненный, холодны"-, как лед, мир кристально ясных идей, а другой попадает в беспредельное море чувствований. Первый поэтому чувствует потребность в теплом, живом чувстве, а другой — в определенности мысли.

Здесь дан теософско-иогический аспект интроверзии. Юнг знает только эту форму интроверзии. Характерно тут признание потребности интровертированного ума в чувства.

В религиозной итроверзии умного делания концентрированный ум находит в сердце свое «умное чувство», которое есть аналог божественного Эроса в человеке, человеческая София соединяется с божественной. Любовь только через Любовь восходит к Божественной Силе мудрости.

В интроверзии есть величайший соблазн. В безрелигиозной интроверзии теряется трансцендентное и тран-субъективное и остается только имманентное. Вера и Откровенность теряют всякий смысл. Духовная аберрация иогической адвайты построена на этом соблазне интроверзии, на неумении мирить диаду трансцендентного и имманентного.

Подлинная концентрация заключается в отказе не только от чувственного восприятия, от гедонических ощущений, впечатлений и воспоминаний, но и от воображения и поэзии. Рассеяние интеллектуальной силы и мечтательность может быть даже сильнее, чем.в чувственном рассеянии. Полный отказ от внутренней чувственности мы видим только в умном делании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.006 с.)