Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
П с и Х о л о г и я в н и м а н и я .
Вопрос о природе внимания имеет значение не только для научной психологии, но и для аскетической антропологии. Современная психология еще не имеет точного знания природы внимания. Павлов относит внимание к безусловным рефлексам, называя его рефлексом: «Что такое?» — как имеющим значение для ориентировки животного в среде. Отсюда — огромное биологическое значение внимания. В. Джеймс говорит: «Нужно известное умственное усилие, чтобы удержать внимание на одном и том же предмете. Если это усилие не есть простая иллюзия, если оно представляет духовную силу, неопределенную по величине, то в таком случае, разумеется, эта сила совместно с физиологическими процессами дает общий сложный результат». Джемс отмечает далее, что внимание не вносит в сознание никакой новой идеи, но задерживает и закрепляет в сознании множество идей, которые без помощи внимания скоро исчезли бы. Джемс, как и Циген, различает два вида внимания: сенсориальное или чувственное внимание, направленное вперед, на объекты, стоящие перед органами чувств, и внимание, направленное на воспроизведение представления, понятий и идей. «Появление образа в уме и есть внимание», — говорит Джемс. Различают еще произвольное и непроизвольное внимание, именно при первом нужно усилие. Эйслер отмечает двойственный характер внимания с другой точки зрения. С одной стороны это «предпочтение, выключение и фиксирование содержаний» (представлений), а с другой это «торможение и пренебрежение другим». Внимание есть, по Эйслеру, обращение энергия Я к чувственным представлениям, которые от этого становятся яснее. Без внимания, невозможны интеллектуальные процессы анализа, синтеза, сравнения, сличения, отношения, абстракции и интуиции. Поэтому Рибо определяет внимание, как «интеллектуальный монои-деизм со спонтанным или искусственным приспособлением индивидуума». Вундт и целый ряд других авторов (Фома Аквинский, Декарт, Мальбранни, Шопенгауэр, Фихте, Фехнер, Геффдинг и др.) находят во внимании и волевой элемент, но доходят иногда до полного смешения внимания с волей. Волюнтаризм в определении внимания опровергается наличием непроизвольного внимания, для которого чувственность и аффективность играют значительную роль. Интересно отожествление внимания с концентрацией на каком-нибудь объекте (Рибо, Иерузалем, Липпс, Эббиннгаус, Жорж). При медитации произвольное внимание поддерживается более или менее продолжительным сосредоточением (концентрацией).
Таким образом переход от низшей психической деятельности к высшей духовной совершается при помощи внимания. Сочетание интеллекта с волей в акте внимания настолько бросается в глаза, что это позволило В. Эрну назвать внимание умственной волей: «Если бы человеческая душа не обладала умственной волей, то есть вниманием, человеческое мышление было бы насквозь психологистично, ассоциативно, фатально. С другой стороны эта посредствующая сила была бы совершенно излишня, если бы человек обладал разумом небесных духов, и чистыя от всякого психологизма, весь и всецело пребывал бы в свободных сферах актуального созерцания. Акт умственной воли (внимания) есть проявление, умопостигаемой природы сознания, есть то, что освобождает человеческое мышление от порабощения ассоциативными рядами; другими словами акт умственной воли есть явление, действие самой мысли, некоторый феномен логической энергии в таком психологическом существе, как человек, или, говоря определеннее, эпифания божественного Логоса. Это и есть нуме-нальное в логической мысли, отрицаемое Кантом». С точки зрения триадического состава человеческого духа, необходимо признать в акте внимания и участие третьей духовной способности, духовной силы, так как интеллектуальные и волевые процессы немыслимы без участия силы. В акте внимания проявляются все три функции духа. Внимание есть функция духа в душе и теле, необходимое усилие психосоматической деятельности, условие земной жизни духа. Это — страж духа и жизни во всех ее проявлениях, бодрствование внутреннего человека, самоутверждение Я, один из признаков самобытия и самосознания, страж духовности и сознания в бездне бессознательного, акт самозащиты духа. Разрозненная, автоматизированная и автономизированная деятельность трех функций духа: интеллекта, воли и силы соединяется и гармонизируется в энергии этих сил в акте внимания. Медитация, как тотальная интенция духа, осуществляется при помощи концентрированного внимания. В медитативной интенции дух воспитывается, обновляется, реинтегрируется и триаднаируется. В этом все значение упражнений в концентрации.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.004 с.) |