П с и Х о л о г и я   в н и м а н и я . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П с и Х о л о г и я   в н и м а н и я .



Вопрос о природе внимания имеет значение не только для научной психологии, но и для аскетической антропологии. Современная психология еще не имеет точного знания природы внимания. Павлов относит внимание к безусловным рефлексам, называя его рефлексом: «Что такое?» — как имеющим значение для ориентировки животного в среде. Отсюда — огромное биологическое значение внимания. В. Джеймс говорит:

«Нужно известное умственное усилие, чтобы удержать внимание на одном и том же предмете. Если это усилие не есть простая иллюзия, если оно представляет духовную силу, неопределенную по величине, то в таком случае, разумеется, эта сила совместно с физиологическими процессами дает общий сложный результат».

Джемс отмечает далее, что внимание не вносит в сознание никакой новой идеи, но задерживает и закрепляет в сознании множество идей, которые без помощи внимания скоро исчезли бы. Джемс, как и Циген, различает два вида внимания: сенсориальное или чувственное внимание, направленное вперед, на объекты, стоящие перед органами чувств, и внимание, направленное на воспроизведение представления, понятий и идей. «Появление образа в уме и есть внимание», — говорит Джемс. Различают еще произвольное и непроизвольное внимание, именно при первом нужно усилие.

Эйслер отмечает двойственный характер внимания с другой точки зрения. С одной стороны это «предпочтение, выключение и фиксирование содержаний» (представлений), а с другой это «торможение и пренебрежение другим». Внимание есть, по Эйслеру, обращение энергия Я к чувственным представлениям, которые от этого становятся яснее. Без внимания, невозможны интеллектуальные процессы анализа, синтеза, сравнения, сличения, отношения, абстракции и интуиции. Поэтому Рибо определяет внимание, как «интеллектуальный монои-деизм со спонтанным или искусственным приспособлением индивидуума». Вундт и целый ряд других авторов (Фома Аквинский, Декарт, Мальбранни, Шопенгауэр, Фихте, Фехнер, Геффдинг и др.) находят во внимании и волевой элемент, но доходят иногда до полного смешения внимания с волей. Волюнтаризм в определении внимания опровергается наличием непроизвольного внимания, для которого чувственность и аффективность играют значительную роль. Интересно отожествление внимания с концентрацией на каком-нибудь объекте (Рибо, Иерузалем, Липпс, Эббиннгаус, Жорж). При медитации произвольное внимание поддерживается более или менее продолжительным сосредоточением (концентрацией).

Таким образом переход от низшей психической деятельности к высшей духовной совершается при помощи внимания.

Сочетание интеллекта с волей в акте внимания настолько бросается в глаза, что это позволило В. Эрну назвать внимание умственной волей:

«Если бы человеческая душа не обладала умственной волей, то есть вниманием, человеческое мышление было бы насквозь психологистично, ассоциативно, фатально. С другой стороны эта посредствующая сила была бы совершенно излишня, если бы человек обладал разумом небесных духов, и чистыя от всякого психологизма, весь и всецело пребывал бы в свободных сферах актуального созерцания. Акт умственной воли (внимания) есть проявление, умопостигаемой природы сознания, есть то, что освобождает человеческое мышление от порабощения ассоциативными рядами; другими словами акт умственной воли есть явление, действие самой мысли, некоторый феномен логической энергии в таком психологическом существе, как человек, или, говоря определеннее, эпифания божественного Логоса. Это и есть нуме-нальное в логической мысли, отрицаемое Кантом».

С точки зрения триадического состава человеческого духа, необходимо признать в акте внимания и участие третьей духовной способности, духовной силы, так как интеллектуальные и волевые процессы немыслимы без участия силы. В акте внимания проявляются все три функции духа. Внимание есть функция духа в душе и теле, необходимое усилие психосоматической деятельности, условие земной жизни духа. Это — страж духа и жизни во всех ее проявлениях, бодрствование внутреннего человека, самоутверждение Я, один из признаков самобытия и самосознания, страж духовности и сознания в бездне бессознательного, акт самозащиты духа. Разрозненная, автоматизированная и автономизированная деятельность трех функций духа: интеллекта, воли и силы соединяется и гармонизируется в энергии этих сил в акте внимания. Медитация, как тотальная интенция духа, осуществляется при помощи концентрированного внимания.

В медитативной интенции дух воспитывается, обновляется, реинтегрируется и триаднаируется. В этом все значение упражнений в концентрации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.004 с.)