В н у т р е н н я я   м о л и т в а . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В н у т р е н н я я   м о л и т в а .



Внутренняя молитва отличается от внешней молитвы продолжительностью и глубиной. Она может начаться, как внешняя молитва, которая при продолжительности и сосредоточенности переходит во внутреннюю молитву. Внутренняя молитва, по Петру Алкантарскому, есть «profunda et devota oratio» («De medttatione et oratine», libellu aureus. Antonio Dulken, 1624, Л2, p.3).

Внутреняя молитва сопровождается медитацией, и часто независимо от того, ставит ли себе молящийся цели медитации, или не ставит их. Поэтому внутренняя молитва называется также медитативной и созерцательной молитвой (контемплятивной, betrachtendes Gebet). С созерцанием и медитацией приходят также и мистические переживания, поэтому внутренняя молитва называется также мистической молитвой, мыстисцхес Гебет. Медитативная молитва, говорит Romano Guarding становится проще, тише и глубже, а затем слово выпадает совсем. «Das Denken selbst wandelt sich. Es gent altmablich in ein ruhiges S0hauen und sich Verstehen in ein einfaches Gegenwartigund Inne-sein uben»).

Св. Терезия различает два вида молитвы, из коих внутренняя соответствует созерцанию. «Daun so es ein Ge-bert ist, mub es mit Bedacht oder Vetrachtung geschehen» (X. Theresia von gesu. Opera. Augsburg, 1756, Seclen-Vurg, cap. I, S. 41).

Один из выдающихся представителей средневековой мистики, Гуго Санкт-Виктор говорит о чистой молитве, pura oratio ex abindantia mentis (Opera 17O6, de modo orandi, t. 2, car. 1).

В древней Церкви с апостольских времен была только одна медитативная молитва: молитва Иисуса, состоящая из семи, или сокращенно, из пяти слов. Где эта молитва была неизвестна, например'в западной Церкви, там аскет сам находил медитативную молитву и соответствующий метод, твердо помня о Христе, живущем в сердце и наставляющим изнутри.

Исаак Сирин, намекая на тайную молитву и называя ее «иной молитвой», говорит, что если кто молится с упорством и сосредоточением, тот сам находит Иисусову молитву, без всякого указания извне. В «Рассказах русского странника» мы имеет живое свидетельство этого факта. Св. Терезия говорит, что Бог научил ее молиться (Opera, 1756, «RelationesH, 2 Toil, 3. Verzeichnis, S. 502).

Но западная Церковь шла своим путем, создав различные формы и методы умной молитвы, oratio mentalis. Так у Гуго Санкт-Виктор мы находим:

«Fас me dulcis Christe... dilata mentem meam et attole intuitum cordis mei» (Opera, lib. 4, cap. 4).

У Петра Алкантарского медитативная молитва начинается с приготовления к ней произнесением слов Аараа-ма (Быт. 18, 3), Псалма 112, затем «miserere nostri Do-mine, miserere nostri! Gloria Patriot Filio et spirito Sankto», и наконец обращением к Духу Св.: «Veni Sankte Spiritus!» Далее следует чтение тех мест Св. Писания, которые подлежат медитированию, и пространная молитва с обращением к Богу, ко Христу, к Св. Троице, Св. Духу, Деве Марии и всем святым («De medftetio-ne et oratione», lib. aureus, anno 1624, cap. 6—11, p. 131 -157).

Bonawentura предлагает, на основании мистического опыта Дионисия Ареопагита, молитву «Введи меня, Господи, в путь Твой!» Молитва к Духу Св.: «Veni Sankte Spiritus» становится в западной аскетической практике господствующей и придает особый отпечаток всей западной мистике.

Внутренняя молитва на Западе — агиопневматическая, святодуховная, и она остается таковой на протяжении всех средних веков. И только в 17 веке, у основателя французской школы внутренней молитвы, у кардинала Беруллес (Berulles, 1575—162О г.) она становится ло-гоистической, как в древней Церкви, с обращением к Иисусу Христу.

Lesaunier так излагает этот метод. Цель внутренней молитвы — глубже связаться с Духом Христа, который есть Дух нашего духа, жизнь нашей жизни. Нужно иметь Его всегда в сердце, в наших руках, как по Иоанну: «Я в вас и вы во Мне», и по Павлу: «Не я живу, а живет во мне Христос». Молитва основана на учении о мистическом теле Христа и о том, что мы — часть Христова тела. Мы отдаем себя Христу, открываем свою душу Его деятельности. Вторая ступень внутренней молитвы — «единение», а третья ступень «дас Митьиркен мит Готт».

Один из самых выдающихся представителей и учителей французской школы внутренней молитвы — Франциск Сальский. Молитва, говорит он, выводит наш ум на божественный свет, а нашу волю — на божественную волю, это — охваченность нашего духа и нашего сердца от Бога, от Спасителя. Он говорит о сердечной молитве и о духовной молитве. Он, как и другие, предлагает соединение молитвы с медитацией. Внутренняя молитва, говорит он, отличается от внешней молитвы отсутствием слов и аффектов (чувств).

Франциск Осунский говорит, что молитвенная жизнь христианина есть действие живущего в верующем сердце Христа. Петр Алкантарский ввел трехчасовую сердечную молитвы ежедневно. Франциск Сальский рекомендовал молитву не более 1 часа, или 1/2 часа.

В вопросе об обязательности внутренней молитвы мнения на Западе расходятся. Suarez в своей книге «Deora-tione» приводит мнение тех, кто говорит, что внутренняя молитва необходима для всех и что без нее невозможно спастись. Suarez и цитирующий его aeohannes Crasset считают это преувеличением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.103.241 (0.005 с.)